ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 329.78
Кудинов Владимир Андреевич
доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОБЕ СТОРОНЫ ЛИНИИ ФРОНТА
В статье обсуждаются вопросы участия детей в труде и боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, формы работы детских пионерских объединений в советском тылу и на оккупированных территориях. Рассматривается создание фашистами молодежных союзов на оккупированной территории Белоруссии и крах планов вовлечения молодежи и детей в антисоветские формирования. Приводятся размышления о факторах воспитания патриотизма и духовности у детей и молодежи.
Ключевые слова: война, детское движение, пионеры, патриотизм, духовность, молодежь.
За послевоенные семь десятилетий наша страна изменилась, произошли системные изменения в государстве и обществе, изменились отношения между людьми, как в процессе производства, так и в обществе, межличностные отношения, сменился приоритет идеалов, стала крепнуть иная, не социалистическая идеология, изменилось положение семьи, школы, детей и детских объединений. Иными стали угрозы существования человека, общества и Российского государства. Но, по-прежнему, людей интересуют мотивы действий участников войны, отстаивавших независимость и целостность нашей страны. И мы пристальнее вглядываемся в действия молодежи, детей, тех членов общества, которые по закону и в силу своего возраста не были обязаны принимать участие в боевых действиях. И тем рельефнее выделяется роль школьного и семейного воспитания, роль воспитания в общественных детских объединениях, в первую очередь, пионерской организации.
Что давало детям земную опору для участия в посильном сопротивлении? Было ли одинаковые мотивы в тылу врага, в советском тылу и на фронте? Способны ли дети на самостоятельную деятельность без участия взрослых, или эта самостоятельная деятельность осуществлялась только в рамках объединения и только под руководством взрослых? Какова была молодежная политика фашистской Германии на оккупированных территориях?
В годы Великой Отечественной войны для пионеров, как и для всей страны, главным стал лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» Социальное в человеке не заложено в генах, оно воспитывается всеми институтами общества, законами государства и бытием человека в государстве и обществе. Существовало много компонентов, влиявших на то, что дети, как состоящие в пионерской организации, так и не являющиеся ее членами, внесли свой вклад в дело победы.
К началу войны советское общество изменилось качественно. Главным стабилизирующим фактором стала не только внешняя угроза, но
и успехи в экономике, науке, образовании, которые превратили граждан СССР в единое целое с такими характерными чертами как дружба, интернационализм, героизм, веротерпимость, воля, мужество, коллективизм, общинность. Ушла в далекое прошлое разница между богатыми и бедными, различными социальными слоями. Сохранилось понимание христианских ценностей, несмотря на воинствующий атеизм. Проявил себя демократический выбор участия в борьбе за лучшее состояние своей семьи, своего народа, своей страны. Пионер осознавал себя участником совместных действий детей и взрослых по улучшению окружающей среды. Война обострила осознание самого себя, своего места в жизни и в обществе. За два десятилетия было сформировано у детей и молодежи понимание общности ценностей, общее понимание своей истории, истории своей страны, общества, общие перспективы своего развития.
В стране еще перед 1941 годом смягчилась острота социальных противоречий. В СССР осуществилось гарантированное право на труд, на отдых, на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное образование. Произошли коренные положительные изменения на национальных окраинах. Дети и молодежь в советском государстве видели гаранта своего будущего. Эти прогрессивные положительные изменения в жизни народа, государства и защищали люди, в том числе и дети. Защищали всю созданную систему социальных ценностей.
Опыт показывает, что целью формирования патриотизма была мотивация поведения - стремление защищать Родину, свою землю, свой общественный строй, свои общественные отношения, завоевания государства, защищать советскую систему власти.
Формами воспитания были публикации в книгах, научных и публицистических статьях в газетах, короткие сообщения в листовках в партизанской печати, а также через художественные образы, вызывающие стремление подражать героям. Были и такие формы, которыми действовали общественные, политические и государственные объединения -комсомол, компартия, пионерская организация
160
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Кудинов В.А., 2015
и школа - собрания, беседы, встречи с военными, бойцами, людьми ратного и трудового подвига, известными людьми. Но все эти формы были относительно пассивны. Активными было участие в конкретных делах: помощи фронтовикам (тимуровское движение), уход за ранеными в госпиталях, выступления в составе агитбригад с концертами, восстановление разрушенного войной, посадка деревьев, трудовая деятельность на предприятиях и в сельском хозяйстве, сбор денег, металлолома, макулатуры, лекарственных растений, пузырьков для лекарств и другое. Формировали чувство патриотизма и негодование по фактам зверства фашистов на оккупированных территориях.
Победе способствовала и система принуждений, созданная целенаправленной деятельностью всей административно-командной системы, политического руководства страны. В первую очередь это касается вооруженных сил. В первые недели по объявленной всеобщей мобилизации было призвано в армию 5,3 миллиона человек. И, несмотря на огромные миллионные потери, это количество постоянно увеличивалось, достигнув к концу войны 11,4 миллиона человек [1, с. 227]. Удалось создать народное ополчение численностью до 2-х миллионов человек. В октябре 1941 г. началось всеобщее обязательное военное обучение мужчин от 16 до 50 лет. Это был резерв для фронта.
Жестко повышалась трудовая дисциплина. Были отменены выходные дни и введена 7 дневная рабочая неделя (Указом Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 г.). За прогулы и опоздания на работу была установлена уголовная ответственность. Уже через месяц в РСФСР за прогулы и самовольный уход с работы был осужден 21131 человек. Касалось это положение и несовершеннолетних детей, несколько миллионов которых работало на производстве в военные годы. Нужда, голод, отсутствие в семье средств к существованию заставляли несовершеннолетних детей, подростков искать работу. Каждый находил ее -в Советском Союзе с началом войны появились миллионы рабочих мест. Удельный вес подростков и женщин на производстве только в промышленности постоянно увеличивался. В 1941 г. он составлял 41%, в 1942 г. - 52% [6, с. 64]. Основным методом решения кадровой проблемы стала трудовая мобилизация.
Совокупность воспитания, духовности, социокультурных факторов, стимулирования и принуждения и составляло ресурс победы. Организующей силой выступала Коммунистическая партия, под руководством которой действовали и молодежные, детские объединения - комсомол и пионерская организация.
Духовным компонентом в борьбе с фашизмом была гордость за героическое прошлое страны: победа над Наполеоном, суворовские походы, герои-
ческая оборона Севастополя в Крымской войне и другое.
Другим духовным компонентом было пробуждавшееся национальное чувство. Историки отмечают, что спасение России в начале XVII в. в Смутное время было в пробуждении национального чувства. Именно национальное чувство проявилось и в победе над Наполеоном. Национальное чувство было одним из главных движущих сил в борьбе с Германией в годы Великой Отечественной войны.
Война заставила общественные объединения искать и находить новые формы, методы и новое содержание деятельности. Так в пионерских отрядах, школах, во дворах городов и сёлах возникли тимуровские команды. В июле - середине августа 1941 годов они начали действовать по всей стране. Только в РСФСР тимуровцев было более 2-х млн. чел. Это движение пользовалось поддержкой ребят.
О масштабах работы тимуровцев может дать представление простой перечень дел. Они заботились о семьях фронтовиков, престарелых, кололи дрова, подносили воду, отводили в детский сад малышей, собирали золу, куриный помёт, чёрный и цветной металл, стекло для парниковых рам, лекарственные растения, деньги и облигации на постройку самолётов, орудий и др., устраивали мастерские для починки, пошива белья для семей фронтовиков, шефствовали над госпиталями; выступали перед ранеными с концертами, беседами, читали вслух газеты, писали за них письма, боролись с безнадзорностью, возвращали ребят в школу, собирали тёплые вещи фронтовикам, отсылали посылки на фронт, выращивали овощи, собирали опавшие листья, которые служили сырьём для табачных фабрик, ремонтировали здания, расчищали дороги, заботились об эвакуированных детях.
Другое направление пионерской работы - зарабатывание и сбор денег в фонд обороны (за годы войны вместе с комсомольцами собрали миллиард рублей), сбор средств на постройку именного вооружения: танковых колонн «Куйбышевский пионер», «Пионер Урала» и т.п. Всего 16 танковых колонн сформировано на пионерские средства, 9 именных танков, 7 авиаэскадрилий, 5 именных самолётов, 2 подводные лодки, отряд торпедных катеров, бронепоезд.
Третье направление - труд на производственных местах (фабриках, заводах, колхозах, совхозах). 15 сентября 1942 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О работе пионерской организации в годы войны», где указал, что «...каждый пионер должен работать».
В годы войны число работающих несовершеннолетних детей достигло 8,9 млн человек. Большинство из них были пионерами, т.к. возрастные границы организации составляли 10-16 лет [7, с. 190]. К этому огромному количеству детей эксплуататор-
ски относилось государство. На получивших травму на производстве не распространялись условия социального страхования, в стаж работы эти годы были включены только в 90-е годы ХХ века, тем не менее, наказания за нарушения трудовой дисциплины были такие же, как и у взрослых.
Четвёртое направление - участие в боевых действиях в партизанских отрядах и подполье. В фондах Центрального штаба партизанского движения, открытого для исследований в 1989 году, мы обнаружили тысячи документов - свидетельств участия детей в партизанском движении. И если широко об этом не было известно, то по одной причине -эти данные были засекречены и входили в одну из семи важнейших государственных тайн, о которой было запрещено говорить в открытой печати [3, с. 132-154].
По нашим подсчётам на оккупированной территории действовало 84 подпольных пионерских отряда (29 находились в РСФСР, 23 на Украине, 13 в Латвии, по одному в Литве, Молдавии и 2 среди угнанных детей в Германии и Польше). В это число не входят сотни пионерских групп, отрядов, которые находились в партизанских соединениях и школах партизанских зон в Ленинградской области, Белоруссии.
За боевые действия больше 200 тысяч пионеров было награждено боевыми орденами и медалями. Из них более 20 тысяч «За оборону Москвы», 15249 человек - «За оборону Ленинграда». А 6 человек получило звание Героев Советского Союза (посмертно).
Сопротивление росло там, где советская власть и традиции пионерской организации существовали много лет. В других регионах, присоединившихся к СССР незадолго до войны (Прибалтика, западные районы Украины, Белоруссии, часть Молдавии) проявления пионерского патриотизма не были столь массовыми. Часть детей вступила в создаваемые фашистами местные националистические молодёжные организации: «Союз белорусской молодёжи», «Союз украинской молодёжи», «Запорожская сечь» (от 1 до 3,5 тысяч человек было в каждой), «Организация эстонских школьников» (около 30 тысяч подростков), «Союз гитлеровской молодёжи» («Гитлерюгенд») (1 тыс. чел.), «Эстонский легион» (15 тысяч человек), «Литовские скауты». Наличие подростков, вступивших в эти организации, - во-первых, свидетельство того, что монолитность советского общества была в какой-то степени декларируемой [4, с. 226-232]. Во-вторых, впоследствии это наложило отпечаток не только на детское и молодёжное движение, но и на социальную жизнь общества. Но тот факт, что вступило в созданные фашистами детские и молодежные объединения мизерное число от ребят соответствующего возраста и то, что эти объединения распались еще до прихода Советской
армии- говорит о силе предыдущего воспитания в обществе и семье.
Фашистские молодежные и детские объединения на оккупированных территориях СССР: создание и крах. Война подвергла быстрой и жесткой проверке всю предшествующую воспитательную работу, в том числе и с детьми и молодежью. Война экзаменовала существовавший общественный строй. Ведя подготовку к войне, фашистское руководство просчитывало и возможное сопротивление, как военное, так и общественное. Обратим внимание на малоизвестные факты создания фашистами на оккупированных территориях молодежных и детских объединений. Самыми известными, созданными по одному шаблону были на территории России - Союз русской молодежи, Союз татарской молодежи, на Украине - Союз украинской молодежи, в Беларуси - Союз белорусской молодежи.
Фашистами предполагалось, что советское государство и общество, имевшее многонациональный состав, противоречия в тоталитарном обществе и низкий жизненный уровень распадется на враждующие группировки. Они считали, что завоевать такую страну можно быстро. Но народ продемонстрировал дружбу и сплоченность всех наций, мужество, героизм, самопожертвование. А компартия приобрела авторитет, количество людей, вступивших в ее ряды, резко увеличилось. Своими действиями приобрели авторитет и комсомол, и пионерская организация. Это ярко продемонстрировали процессы, происходящие в молодежной и детской среде на временно оккупированной территории, где не могло быть и речи о довоенном содержании, формах и методах работы с молодежью, детьми, где могли проявить себя лишь результаты ранее проведенной воспитательной работы и менталитет людей, семейное воспитание и традиции. В основе воспитания было формирование коллективизма, интернационализма, взаимопомощи, жертвенности, любви к родине.
Нацисты, в противовес этому, воспитывали национализм, индивидуализм, стремление подчиняться завоевателям. В русло своей идеологии обращали население, прежде всего молодежь, оккупированных стран. Заметим при этом, что попытки создания молодежных объединений с фашисткой идеологией были предприняты во всех оккупированных странах и территориях: Франции, Бельгии, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Украине и других. При этом организации строились по национальному признаку, состав определяла «титульная» нация.
Удивляет, на первый взгляд, тот факт, что Германия, находящаяся несколько лет в состоянии войны, когда, казалось бы, все ресурсы должны быть направлены на военную победу, выделяет средства, материалы, готовит кадры для работы
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
с молодежью оккупированных стран, шьет для этих детей форму, выпускает литературу, оплачивает работу инструкторов. И все для формирования лояльного отношения к Германии, воспитания нового понимания патриотизма.
Более подробно рассмотрим это явление на примере Белоруссии. В апреле 1943 г. руководством Германии было принято решение о создании национальных молодежных объединений в Белоруссии. Не прошло и 3-х месяцев, как в июне уже начался первый набор молодежи в эти организации.
Секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии Мазуров сообщает 7 июля 1943 года: «В Минске и Слуцке противник приступил к созданию «Союза молодёжи Белоруссии». Это фашистская организация, ставящая своей целью воспитание молодёжи в духе фашизма и подготовки диверсантов, шпионов, террористов охватывает возраст 10-20 лет. Финансируется государством. .Даём указания всячески срывать комплектование организаций, посылать в них преданных людей для разложения. Убивать и устранять руководителей «СС» состава».
В документах Центрального Штаба партизанского движения есть ещё масса сообщений из других источников. По донесениям от наших разведчиков из подпольных комсомольских и партийных групп, находящихся в тылу врага, идёт следующая информация. Разведчик «Жукович», 5.07.43.г.: «Организуется СБМ. Молодёжь с СБМ не идёт, приток в партизаны». Радиокорреспондент «Марков» от 5.07.43 г.: «В области организуется СБМ. Молодёжь бежит в леса. Требуют оружия». Разведчик «Максим» 6 июля 1943 года: «Молодёжь в СБМ не идёт. Требуется оружие».
Сколько-нибудь значительным успехом СБМ не пользовался. По данным перебежчиков, комсомольской и партийной разведки, подпольных комитетов, больше всего молодёжи эта организация охватывала в западных округах Белоруссии (Слонимский, Слуцкий, Барановичский). Здесь учителя сельских школ, нередко сотрудничая с немцами, подталкивали к этому и молодёжь, оказывали помощь окружным руководителям.
Главная цель - попытка политически и морально дезорганизовать и разложить белорусскую молодёжь, противопоставить её белорусскому народу и Советской Родине. Сделать из членов СБМ «солдат новой Европы», направить молодёжные резервы Белоруссии в пасть гитлеровской военной машине».
Созданным немцами молодежным объединениям противостояли комсомольские молодежные объединения и выиграли негласное сражение за молодежь! [2]. В оккупированной Белоруссии в разное время (за 1941-1944 гг.) работало 10 подпольных обкомов, 12 горкомов, 194 райкома комсомола, 2579 первичных комсомольских организаций в партизанских отрядах и 2930 в подполье (из них
46 комсомольских групп в г. Минске), в которых было 73593 комсомольца [8, л. 27-31]1.
К концу 1943 г. Партизанские зоны охватывали две трети территории Белоруссии. В этих зонах действовали советские законы, работали школы, а в них - пионерские отряды и дружины. Издавались две молодежные газеты: «Червонная змена» и «Молодой партизан». В партизанской борьбе на территории Белоруссии участвовало свыше 5000 пионеров [8, л. 43]. В одном из подпольных обкомов комсомола (Брестском) был даже создан специальный школьный отдел. Пионеры и в партизанских зонах, и в лесных школах учёбу и общественную работу связывали с общей судьбой белорусского народа, с борьбой против немецкой оккупации, и это был вклад детей в общее дело разгрома фашизма. Под влиянием партизанского движения, из-за отсутствия базы роста, созданные оккупантами организации СБМ стали распадаться. Попытка фашистов расколоть народ Белоруссии, лишить его перспективы жизни и существования, независимости провалилась. Заметим, что СБМ распалась не с приходом Советской Армии, а разложилась на той оккупированной территории, на какой была создана. Распались еще до прихода Красной армии и созданные немцами молодежные, детские объединения на других оккупированных территориях. Народ не принял чужеродные идеи.
Говоря об участии пионеров, школьников в общих делах народа сложно вычленить, был ли патриотизм детей на фронте, на оккупированной территории, в тылу только следствием их членства в пионерской организации, или же их патриотические поступки были результатом влияния воспитательной системы школы, пионерской организации, семьи, всех институтов советского общества. Скорее всего, больше влияло последнее, но нравственные формы проявления патриотизма, результат и процесс воспитания оформлялся в организационные формы деятельности пионерии. В годы войны среди 20 млн. детей пионерского возраста (с 10 до 16 лет) лишь каждый 3-й - 4-й был в организации. Да и внутри её не все были активистами.
В годы войны шел сложный, противоречивый процесс формирования общественного сознания. Пробуждение гражданственности, благородного, ответственного отношения к общему делу, коллективизма, сердечности. Характерным в детской среде было усиление общечеловеческих начал, общегуманистических ценностей, интернационализм, национальное самосознание, осознанная общность и ответственность, совместное участие детей и взрослых в общем деле победы над захватчиком.
Примечание
1 Данные об общем количестве комсомольцев в Белоруссии отличаются в разных источниках. Возможно, это связано с тем, что в 1942 г. ЦК
ВЛКСМ дал право приема в члены ВЛКСМ первичным организациям, в том числе и находящимся на оккупированной территории. И одни авторы документов включают это количество вступивших в отчет о работе комсомола в тылу врага, другие же приводят данные только об оставленных комсомольцах для работы в тылу врага.
Библиографический список
1. История второй мировой войны 1939-1945 гг. В 12-ти т. Т. 12. - М.: Воениздат, 1982. - 496 с.
2. Каваленя А.А. Прагерманская саюзы моладз1 на Беларуа, 1941-1944: Вытош. Структура. Дзей-насць. - Мшск: БДПУ, 1999. - 260 с.
3. Кудинов В.А. Большие заботы маленьких граждан. - М., 1990. - 238 с.
4. Кудинов В.А. Некоторые проблемы деятельности пионерской организации в годы войны // Народ и война: 50 лет Великой Победы. - СПб., 1995. - С. 226-232.
5. Кудинов В.А. Под мальтийским крестом // Неман. - 1990. - № 6. - С. 185-189.
6. Народ и война: 50 лет Великой Победы. -СПб., 1995. - 334 с.
7. Народное хозяйство в СССР. - М., 1956. -264 с. // ЦХДМО. - Ф. 1. - Оп. 9. - Д. 142. - Л. 187.
8. ЦХДМО. - Ф. 1 спецотдел. - Д. 138. -Л. 27-31.
УДК 371.4
Гулевич Татьяна Михайловна
кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье обоснована возможность использования педагогического наследия русской диаспоры как одного из источников обновления современной педагогики, теории гражданско-патриотического воспитания; объяснено значение воспроизводства и трансформации накопленного эмигрантского педагогического опыта в сфере образования, а также научной, социально-культурной и общественно-педагогической деятельности; дан анализ теоретических оснований их экстраполяции в современную отечественную педагогическую культуру.
В современной жизненной практике людей, в деятельности общественных объединений, гражданских инициатив создаются особые педагогические условия для социализации личности, для освоения ею универсалий культуры, которые обеспечивают включение человека в живые связи с миром, с прошлым и настоящим культуры, ее традициями, символами и ценностями. Вот почему соотнесение задач историко-педагогического анализа с актуальной проблематикой развития личности отражает значимость педагогических идей российского зарубежья в настоящее время. Этот подход является эвристически плодотворным и выступает одним из важнейших методологических условий для всестороннего анализа сложных проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: педагогическое наследие, российское зарубежье, интеграционные процессы, патриотизм, воспитание, преемственность поколений, ценностные ориентиры, гражданская позиция, толерантность.
В мировом образовательном пространстве в настоящее время происходит изменение представлений о сущности и целях образования. Это вызывает потребность в поиске иных подходов к организации образовательного процесса, определении способов обеспечения возможности саморазвития и самореализации личности. В связи с этим приобретает актуальность обращение к историко-педагогическому наследию, сохраняющемуся в российской педагогике в виде идей, теоретических подходов, традиций.
Демократизация национальных систем ведет к смене парадигмы образования, в рамках которой человек становится все более активным субъектом преобразований в образовании.
Современное общество все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность и умеющего жить в условиях свободы, но при этом ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаи-
мосвязь с миром и достижениями цивилизации. В этой связи, наряду с использованием достижений отечественной педагогики актуальным для современного российского образования оказывается зарубежный опыт русской эмиграции, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики.
Педагогика как одна из форм духовно-практического освоения накопленных знаний аккумулирует образовательно-воспитательный опыт поколений, значимый для дальнейшего развития общества.
Актуализации отечественного историко-педа-гогического наследия в контексте сравнительно-педагогических исследований содействует изучение интеграционных процессов в культурно-образовательном пространстве Российского зарубежья.
Объединяющей основой педагогической активности российской эмиграции была обусловленная национально-культурным единством общность духовно-ценностных представлений, передаваемая
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Гулевич Т.М., 2015