УДК 378 ББК 74.5
Петров Алексей Юрьевич
доктор педагогических наук, профессор кафедра общей педагогики Нижегородский государственный педагогический университет
им. К.Минина Нижний Новгород Грехов Виктор Валерьевич соискатель
Нижегородский государственный педагогический университет
им. К.Минина Нижний Новгород Petrov Alexey Yurievich Doctor of Pedagogy,
Professor Chair of General Pedagogics Nizhni Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin
Nizhni Novgorod Grekhov Viktor Valerievich Applicant for a Degree Nizhni Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin
Nizhni Novgorod dr.ajpetrov @ yandex.ru Развитие гражданской активности обучающихся в специализированном вузе
Students’ Civil Activity Development at Specialized Higher Schools
В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы педагогического подхода к воспитанию развитием гражданской активности обучающихся в специализированном вузе. Авторами выделяются наиболее значимые особенности и направления воспитательной работы специализированного вуза, а также особо подчеркивается педагогическое убеждение, что гражданская активность, социально-нравственное и патриотическое воспитание, несомненно, остается и сегодня актуальной задачей воспитания вне зависимости от политической или социально-культурной ситуацией в государстве.
This article considers pedagogical aspects of the pedagogical approach to the students’ civil activity development in specialized higher schools. The authors put forward the most significant features and directions of education in specialized higher schools, as well as emphasize the pedagogical belief that civic activity, social, moral and patriotic education undoubtedly remain today one of the urgent educational tasks, regardless political or socio-cultural situation in a state.
Ключевые слова: гражданская активность, социальное, нравственное и патриотическое развитие.
Key words: civil activity; social, moral and patriotic development.
Осмысление понятия гражданской активности как гносеологического средства познания и раскрытия его онтологического содержания и сущностного смысла (как реального явления) становится все более актуальным в связи с главной целью и объективной необходимостью проведения четкой грани, отделяющей активность человека вообще от социальной активности, в том числе активности гражданской, которые, имея общие основания, обладают разной природой, разной сущностью, разными уровнями, возможностями, тенденциями функционирования и развития, воспитательной деятельности в специализированном вузе.
Гражданская активность является свойством социального и воспитательного пространства и поэтому главные, образующие ее сущностные характеристики приобретает в пространстве социальном, в осуществлении социального в целом.
Проблема гражданской активности, социально-нравственного и патриотического воспитания, далеко не нова для педагогической мысли России.
Глубокое внимание уделяли вопросам гражданской активности и патриотизма, социально-нравственного и патриотического воспитания отечественные педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Л.Н. Толстой и др. Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву», -писал он. Природа семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему патриотические чувства, любовь и уважение к истории, культуре России. Можно говорить о смещении акцентов в понимании сущности нравственности и патриотизма, адекватности тех или иных спосо-
бов их формирования у подрастающего поколения в связи с общественной ситуацией. Борьба К. Д. Ушинского со слепым, бездумным переносом европейских систем образования и воспитания на российскую почву обусловила ту значимость, которую он придавал национальному аспекту в воспитании.
Объективно сложившаяся в современном мире ситуация требует постановки гражданской активности (многие годы используемой в качестве одной из характеристик личности) в принципиально новую позицию по ряду параметров.
Во-первых, реально изменился человек, условия, формы его существования, пространства и характер его взаимоотношений, во-вторых, изменилось положение человека, и встал вопрос о его субъектной активности, в-третьих, накопленные материалы, связанные исследованием человека, его социализацией и индивидуализацией, личностным становлением и пр., позволяют рассматривать гражданскую активность как особый феномен, свойственный современному человеку.
Система воспитания порождается историей народа, так считал К.Д. Ушинский, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, в фольклорных и классических произведениях. «Великим педагогом» называл К .Д. Ушинский родной язык, подчеркивая, что «не условным звукам только учится ребенок, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [4, с .343].
Выявление характера действия потребностей и ценностей в формировании и развитии гражданской активности позволяет решать многоплановые задачи социально-психологической коррекции поведения и отношений обучающегося, усиливать субъектную направленность в развертывании его про-социальной деятельности.
Таким образом, моральное созревание человеческой души является «осью» ее духовного развития. В основе морального созревания, по
мнению В.В. Зеньковского, лежат моральные чувства. В детстве моральное отношение к людям, природе, простодушно, непосредственно и сердечно. В.В. Зеньковский выделяет три основных моральных чувства: любовь к людям, стыд и чувство совести.
Такие заключения ставят не только ряд вопросов (например, а что такое неподлинный патриотизм?), но и однозначно указывают на идеологическую подоплеку данного направления воспитательной работы. Выделяя как отдельный вид патриотизма «советский патриотизм», авторы просто и незатейливо определяли его сущность: «советский патриотизм — патриотизм высшего типа» [1, с. 24], а также называли при этом материальную (социалистическая система хозяйства), политическую (советский государственный строй), идеологическую (марксизм-ленинизм) основы советского воспитания. Следует отметить, воспитание патриотическое, гражданское, национальное (понимаемое как интернационализм), а отчасти и политическое, должно было преследовать очевидную цель, заданную общим «государственным заказом», - формировать будущего идеологически подкованного строителя коммунизма. По сути, идеологические установки подменили сущность понятия, а верность конкретной партии отождествлялась с любовью к Родине.
Видимый даже невооруженным глазом уклон в конкретное военнопатриотическое направление работы не случаен, как одним из главных качеств патриота считалось желание и готовность без колебаний выступить на защиту Отечества, отразить агрессию. Поиск внешнего врага и борьба с ним как симптомы тоталитарного государства диктовали именно такие приоритеты и порядок проведения воспитательной работы для всех уровней государственной системы образования.
Не случайно тема гражданской активности проходит важной линией в исследованиях, посвященных самым разным проблемам человека как личности, особенностям его жизнедеятельности. Тем не менее, при всей глубине изучения гражданской активности, она остается еще во многом не раскрытым, не до конца
осмысленным явлением даже в своих субъективных характеристиках.
Особое значение гражданская активность социально-нравственное и патриотическое воспитание приобретало в годы Великой Отечественной войны. Война потребовала серьезной перестройки всей учебно-воспитательной работы советской системы образования, органического слияния всего дела воспитания и обучения детей с жизнью страны, с военной действительностью. В процессе обучения широко использовались материалы перио-дической печати, произведения отечественных поэтов и писателей, посвященные героической борьбе с иноземными захватчиками. Обучающихся знакомили с ратными подвигами великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и т.д. (имена которых ранее практически не упоминались при изучении истории нашей страны). Во внеаудиторной работе также основное внимание было уделено воспитанию патриотизма и военно-физической подготовке обучающихся. В жизнь вуза прочно вошли регулярные политические информации, на которых обучающихся знакомили с обстановкой на фронтах Отечественной войны, героическими подвигами советских людей в тылу. Широкое распространение получили массовые движения обучающихся в помощь фронту и тылу: сбор и изготовление теплых вещей, дежурства в госпиталях, забота о семьях фронтовиков, сбор средств на вооружение Красной Армии и т.д. [3, с. 33-36]
Раскрывая большое значение соотнесения гражданской активности и просо-циальной деятельности, следует отметить, что гражданская активность именно благодаря реализации в такой деятельности и вбирая ее характеристики изменяет свою природу и поднимается на новый уровень развития. А также необходимо показать, что гражданская активность является феноменом культуры (в её широком понимании), её генезис связан с развитием культуры и определяется новым пространством функционирования и действия человека, наличием систем отношений, обеспечивающих его существование в гражданском обществе.
Гражданская активность человека как личности, обусловленная исторически, определяется культурой, зарождается как культурно-историческое явление и обусловливается в своем развитии культурно-исторической средой. В принципе культурно-историческая среда и гражданская активность формировались одновременно, и следует специально подчеркнуть, что гражданская активность является, прежде всего, культурным феноменом, но формируемая социокультурной средой гражданская активность выступает одновременно постоянным источником воспроизводства этой среды, как в общеисторическом, так и в конкретноисторическом планах. При этом в условиях онтогенеза развертывание гражданской активности опосредуется, прежде всего, культурно-исторической средой на всех уровнях и пространствах ее представленности - от культуры эпохи до семейного круга. Причем, сама культурно-историческая среда, которая часто предстает в психологии гомогенно, реально в своей дифференцированной характеристике действует неоднозначно, многопланово. Она включает ритм социальной жизни определенного, конкретного общества, его задачи, направленности, установки, культурные традиции, политику, поэтому рассмотрение гражданской активности как феномена культуры в ее конкретно-исторической обусловленности предполагает необходимость выделения уровня, пространств и других характеристик этой среды. В то же время представилось необходимым раскрыть факторы, которые определяют специфические особенности гражданской активности обучающегося, порожденные всей сферой культурного мира и педагогического воспитательного процесса.
Педагогическое убеждение, что гражданская активность, социальнонравственное и патриотическое воспитание, несомненно, остается и сегодня актуальной задаче воспитания вне зависимости от политической или соци-
ально-культурной ситуации в государстве. Поэтому осуществленный нами анализ (не претендующий на всеобъемлемость) трактовок понятия «патриотизм» стал сегодня необходим для выявления тех искаже-ний и подмен содержания истинного понятия патриотизма, которые объек-
тивно имели и имеют место, для научно - теоретического обоснования и практического решения проблем патриотического воспитания. Результаты проведенного анализа могут быть использованы в качестве основы для определения понятия «патриотическое воспитание».
Рассматривая проблему воспитания патриотизма, мы подразумеваем сле -дующее. В понимании воспитания мы принимаем его определение, предложенное Л.И. Новиковой, О.С. Газманом, Е.Н. Щурковой как «мягко управляемого педагогического процесса по «передаче-восприятию» духовнокультурных ценностей» [2, с. 12]. В этой связи патриотизм рассматривается нами как духовная общечеловеческая и национально-культурная ценность.
Анализируя различные определения, мы можем получить следующий перечень задач, которые в разное время определяли сущность социальнонравственного и патриотического воспитания и должны быть учтены в современных условиях: воспитание любви и преданности к Отечеству, его истории и культуре; воспитание преданности, лояльности по отношению к государственному строю; воспитание любви к своей нации, национальным особенностям; воспитание любви и бережного отношения к родной природе; воспитание любви к родному краю, к малой родине посредством передачи будущему поколению человеческого опыта; воспитание людей высоконравственных, образованных, духовно богатых и любящих свою Родину. Принимая во внимание сегодняшние условия, для более точного понимания задач и сущности патриотического воспитания, мы считаем необходимым рассмотреть соотношения следующих понятий: «гражданское воспитание», «национальное воспитание» и собственно «патриотическое воспитание». Эти понятия не являются, по нашему мнению, тождественными.
Гражданское воспитание (т .е. воспитание гражданина) призвано дать комплекс сведений, знаний, информации о правах и обязанностях, которые закреплены для каждого жителя данной страны в соответствующих юридических документах, проявить чувство ответственности перед обществом,
сформировать навыки просоциального поведения на основе законов. Однако поставить знак «равно» между гражданским и патриотическим воспитанием невозможно. Говоря метафорично, не каждый законопослушный гражданин является патриотом, а успех гражданского воспитания не гарантирует достижения того уровня эмоционального отношения к своей Родине, которое подразумевается понятием «патриотизм».
Ставящее своей целью сохранение национальных обычаев, традиции, религиозных верований, языка, культуры, бытового уклада и передачу этих знаний и новому поколению, национальное воспитание тоже не является панацеей в связи с активным миграционным процессом, вызванным как внешними, так и внутренними политическими обстоятельствами. Поток переселенцев из стран ближнего зарубежья, принадлежащих к иной культурно-бытовой сфере, образу жизни, национальным традициям, вероисповеданию, образует или пополняет существующие уже десятилетиями различные национальные общины (диаспоры) именно в поселках, как оптимальных местах для акклиматизации. Поэтому знание своей культуры не освобождает члена общества от изучения других культур, а любовь к своему народу не исключает уважения к другим народам.
Мы разделяем такую позицию: «Воспитание патриотизма включает в себя развитие национального самосознания и культуры межнационального общения. В основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Межнациональные отношения в сово -купности представляют собой единство общечеловеческого и национального...» [5, с.120 - 122].
Государственные и специальные документы проектирующие гражданскую активность, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, обозначают задачи по четырем направлениям:
• создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы социально-нравственного
и патриотического воспитания;
• формирование патриотических чувств и сознания граждан, а также развитие гражданской активности на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
• воспитание личности гражданина - патриота, способного встать на защиту интересов страны;
• формирование комплекса нормативного, правового и организационнометодического обеспечения функционирования системы социальнонравственного и патриотического воспитания с целью развития гражданской активности.
Итак, изучение проблем гражданской активности в воспитательной деятельности во все большей степени открывает их сложность и слабую изученность в соотнесении с тем количеством вопросов, задач, которые возникают по мере расширения ее исследований. При этом углубление в любой конкретный вопрос, связанный с феноменом гражданской активности, разворачивает новые проблемные поля и обозначает комплекс новых нерешенных задач. Это достаточно отчетливо просматривается уже при обсуждении выше обозначенных в данной статье проблем, когда практически при рассмотрении всех затрагиваемых аспектов гражданской активности и самом определении ее выстраивается ряд непознанных, нераскрытых, не осмысленных па научном уровне вопросов воспитания обучающихся.
Библиографический список
1. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст] /
Н.А.Константинов и др. - М: Просвещение,1982.- С.19-44.
2. Новикова, Л.И. Педагогика коллектива [Текст] / Л.И. Новикова.
- М, 1978. - С.8-14.
3. Основы разработки педагогических технологий и инноваций [Текст]: монография / Л.Н. Давыдова, В.А. Пятин, А.М. Трещев, И.Л. Яцукова и др.; под ред. проф. В.А. Пятина. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998. - 380 с.
4. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии[Текст] / К.Д. Ушинский. - Л: Педагогика, 1956. -499 с.
5. Фиофанов, О.А. Педагогика взросления [ Текст] / О.А. Фиофанов
- Ижевск, 2006. - 292 с.
Bibliography
1. Basis for Educational Technology and Innovation Development [Text]: Monograph / L.N. Davydov, V.A. Pyatin, A.M. Treschev, I.L. Yatsukova, et al., Ed. by Prof. V.A. Pyatina. - Astrakhan: Publishing House of the Astrakhan State. Ped. University, 1998. - 380 p.
2. Konstantinov, N.A. History of Pedagogics [Text] / N.A.Konstantinov, et al. - M: Education, 1982. - P.19-44.
3. Novikova, L.I. Team Pedagogy [Text] / L.I. Novikova. - M., 1978. - P.8-
14.
4. Ushinsky, K.D. Man as a Subject of Education: Experience of Pedagogical Anthropology [Text] / K.D. Ushinsky. - L: Pedagogy, 1956. - 499 p.
5. Fiofanov, O.A. Pedagogy of Becoming Adult [Text] / O.A. Fiofanov. -Izhevsk, 2006. - 292 p.