АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ПО ИСКУССТВУ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ACTUALIZATION OF BASIC ART KNOWLEDGE IN REALIZATION OF SUBSTANTIVE OF ART ACTIVITY EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS
Алиев Ю.Б.
Главный научный сотрудник лаборатории дидактики ФГНу «Институт теории и истории педагогики» РАО, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Aliev Yu.B.
Chief research scientist of the laboratory of didactics of the Institute of theory and history of pedagogic of the Russian academy of Education, Doctor of Science (Education), Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются вопросы актуализации ключевых знаний по искусству как средство реализации предметности в приобщении учащихся подросткового возраста к художественной деятельности.
Annotation. Article analyzes questions of actualization of key knowledge of art as an instrument of implementation of substantive in familiarizing of teenage age pupils with art activity.
Ключевые слова: приобщение к искусству, предметность в обучении, актуализация базовых знаний, художественно-познавательная деятельность.
Keywords: familiarizingwith art, substantive in education, actualization of basic knowledge, art and informative activity.
Вначале несколько слов о предметности, актуальной для процесса приобщения школьников к искусству. Предметность как дидактическое понятие представляет символическое отображение содержания образования. И потому предметность, относимая к физике, и предметность, стоящая за неким художественным символом - это однопорядковые явления. То есть физическая предметность столь же символична, как и художественная. Наука посредством теории познания (эпистемологии) включила в сферу внимания образцы воображаемо-символического познания, что позволило педагогике обработать эту сферу дидактически и построить на этой основе школьный предметноурочный конвейер.
Чтобы отделить понятие предметности как того, что выявляется в художественной деятельности, от понятия предметности как того, что существует в виде некоего художественного символического представления, введем понятие символического представления предметности. Символическое представление - это только субстрат, на основе которого при определенных деятельностных возможностях происходит выявление собственно предметности художественного образования школьников. До реального выявления предметности в деятельности даны только условия возможности представления, одним из которых является символическое представление предметности. Освоение совокупности представлений предметности еще не означает ее реального представления. Оно состоится только после соответствующей деятельностной разработки, когда предметность начнет соответствующим образом функционировать в художественной деятельности.
Известно, что по мере того, как жизненные данности (и жизненные ценности) опредмечиваются и технологизируются, становясь инструментом и товаром, они перестают быть политически значимыми, теряют свою политическую привлекательность, аттрак-тивность1.
Искусством в рефлексивную эпоху считается то, что само для себя отвечает на вопрос: искусство оно или нет. Причем, вовсе и не настаивая на том, что оно-таки есть искусство. Это всего лишь еще один способ задать этот вопрос из сферы предметности, а тем самым напрячь способность эстетического суждения и включить учащегося в сферу современного понимания искусства. Учитель, внутренне отвечая себе на вопрос художника: «Этот образец - явление искусства или нет?», только благодаря этому и присутствует в мире искусства.
И это в полной мере соответствует российской педагогической и художнической традиции. Как справедливо отмечает М.В. Богуславский, «...важным фактором успешности модернизации является смена доминант в осуществлении реформаторской деятельности - переход от более или менее адекватного копирования западной модели модернизации образования к выявлению и реализации скрытых социокультурных изменений, происходящих в глубинах российской цивилизации» [1, с. 60].
Среди многочисленных средств совершенствования процессов обучения основам искусства и повышения его эффективности достойное место занимает актуализация
1 Аттракция - привлекательность образа человека при его восприятии, возникновение положительной установки на него.
ключевых или опорных знаний о нем. И хотя понятие «актуализация знаний» уже утвердилось в лексиконе педагогической науки, практическая реализация этой учебной процедуры не столь уж популярна, особенно в приложении к обучению основам искусства и художественной деятельности. Этот пробел мы и собираемся восполнить на примере более близкой нам музыкальной деятельности школьников на уроке.
Причины слабого использования приема актуализации опорных знаний на уроках искусства заключаются в недостаточном осознании, как сущности этого понятия, так и необходимости его практического, предметного использования на уроках художественного цикла. В широком смысле актуализация в ходе приобщения к искусству - это интеллектуальные и практические действия ученика, направленные на перевод прежнего опыта из потенциального состояния в активное и действующее (актуальное).
В дидактическом смысле применительно к художественно-познавательным процессам или к процессу обучения актуализация может заключаться в извлечении из памяти (механической, художественной, музыкальной) ранее усвоенных соответствующих предметных знаний, умений и способов деятельности для их использования при усвоении нового материала.
Стало быть, что значит актуализировать опорные знания по музыке? Это значит предметно восстановить, оживить в памяти те ранее усвоенные ключевые музыкальные знания (лад, размер, фактура, стиль и т.п.), которые могут потребоваться для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового (художественного или общеучебного) материала.
Процесс актуализации характеризуется следующими параметрами: скорость, объём актуализируемых знаний, точность их воспроизведения, характер актуализации (вербальный, исполнительский, художественно-творческий).
Объем актуализируемых художественных знаний может быть определен количеством восстановленной в памяти информации безотносительно к затраченному на это времени. Этот объем зависит от количества хранящейся в памяти художественной информации, системности усвоенных знаний (систематизированные знания, в отличие от беспорядочно усвоенных актуализируются лучше), последовательности (алгоритма) самого процесса актуализации.
Для скорости актуализации большую роль играет гибкость мышления, иначе говоря, способность быстро находить необходимую информацию.
Чаще всего характер актуализации в обучении художественной деятельности проявляется в четырёх вариантах:
- словесно-словесный (словесная информация о виде искусства актуализирует словесную же информацию о нём);
- словесно-наглядный (словесная информация актуализирует зрительные образы: взаимоотношения звуковысотности в нотном тексте, отношения образа и колорита в изобразительном творчестве и т.п.);
- наглядно-словесный (от наглядного показа к словесным формулировкам);
- наглядно-наглядный (от наглядного показа образца искусства к его творческому воплощению или повтору [исполнению]).
Конкретный характер актуализации зависит от множества факторов: от преобладающего вида памяти, конкретного учебно-художественного задания, уровня развития художественного воображения, структуры урока искусства, используемых на уроке методов, специфики художественного материала и т.п.
Говоря обобщенно, с точки зрения скорости, объема и точности наиболее целесообразна пассивная актуализация (обычное напоминание преподавателем требуемых опорных знаний). В этом случае они предметно актуализируются быстрее, точнее и полнее, нежели при актуализации с преобладанием активности. Однако для развития художественно-творческого потенциала учащихся, их волевых качеств, самостоятельности в приобщении к искусству более целесообразна активная актуализация. Для того, чтобы актуализация опорных знаний была бы использована учащимися вовремя и к месту, её следует осуществлять непосредственно перед объяснением нового художественного материала.
Как известно, важное условие для осуществления творческой деятельности на уроке - способность ученика к преднамеренной (произвольной) актуализации. Сущность ее заключается в том, что ученик, столкнувшись с теоретической или практической трудностью, связанной с явлением искусства, задает самому себе вопросы типа: «Что мне необходимо знать (уметь) для того, чтобы...?». Такой подход к разрешению проблемы на уроке искусства и в жизни полезно воспитывать у учащихся в курсах художественного цикла в процессе предметно-познавательной деятельности. Например, на уроке музыки, посвященном исполнительским средствам выразительности, актуализацию опорных знаний можно осуществить следующим образом. В начале урока учитель ставит перед учащимися вопрос: «Что надо знать для понимания того, как музыкант-исполнитель проявляет свое творчество, играя по нотам, где как будто все уже указано?». Затем в ходе кратковременной беседы, в которой участвуют и учащиеся, выясняются и записываются на доске основные понятия, предложения и формулировки.
Если подобная актуализация будет осуществляться систематически, у учащихся сформируется привычка к преднамеренной предметной актуализации необходимых музыкальных и иных художественных знаний. Тем более, что воспроизведение ранее усвоенной информации (припоминание) требует немалых усилий воли.
Прежний музыкально-художественный опыт (знания и умения) вообще один из мощных регуляторов волевых усилий. Любое, даже самое искреннее желание ученика сделать на уроке что-то познавательно-ценное довольно быстро рассеется, если у него будет отсутствовать базовый опыт для предстоящей художественной деятельности. Избежать подобной нежелательной ситуации в обучении основам искусства может помочь пропедевтическая (в начале каждого учебного года и учебной четверти) актуализация опорных знаний и умений учащихся. Каждый из учителей, ведущих предметы художественного цикла, может без особых затруднений, посмотрев в учебную программу, определить перечень тех опорных знаний и умений по своему предмету, которые изначально необходимы для успешного предметного усвоения содержания художественного образования. Поэтому в начале учебного года целесообразно пожертвовать одним-двумя занятиями для диагностики наличия у учащихся соответствующей базы знаний и умений.
Подобная диагностика через процесс актуализации может быть осуществлена с помощью серии оперативных кратковременных контрольных работ (письменных, графических или практических), устных фронтальных опросов, тестовых художественных заданий. Результаты диагностики откроют преподавателю достаточно ясную картину дифференцированности учащихся по уровню художественно-теоретической и практической подготовленности, а для учащихся - панораму собственных пробелов, неясностей, слабых мест в усвоенной ранее системе художественных знаний. Так появляется реальная возможность устранения упущений, приобретения учащимися на этой основе уверенности в своих силах, в успехе, что в большой степени способствует активизации волевых, творческих усилий в овладении основами искусства.
Важное место занимает процесс актуализации опорных знаний в механизмах возникновения информационно-познавательных противоречий, лежащих в основе таких психологических явлений, как проблемная ситуация, удивление, сомнение и др. Конкретным проявлением информационно-познавательного противоречия в сознании учащегося является разногласие между наличным и требуемым уровнем художественного знания. Субъективно такое противоречие воспринимается как некоторая трудность - теоретическая (определение по стилю автора картины) или практическая (умение работать в технике офорта).
Информационно-познавательное противоречие возникает как результат столкновения, несоответствия, противопоставления двух информаций: уже когда-то усвоенной (мажор - весело, минор - грустно) и новой, воспринимаемой впервые («Rondo a la turka» В. Моцарта, «Итальянская полька» С. Рахманинова). Однако следует отметить, что абсолютно новое, не связанное с прежним опытом, художественное знание чаще всего не вызывает состояния проблемной ситуации, не возбуждает ни удивления, ни сомнения.
Актуализировать опорные знания и тем самым укрепить убежденность учащихся в каких-то закономерностях художественного процесса можно простым словесным напоминанием (мажор - весело, минор - грустно). А новую информацию, содержащую элемент несовместимости с актуализированной и вступающую в противоречие с ней, можно предъявить с помощью демонстрации музыки («Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова) и выдвижения утверждений, казалось бы, противоречащих очевидным обыденным представлениям о миноре и мажоре.
Говоря о значении и необходимости актуализации опорных знаний в ходе обучения основам искусства, следует заметить, что полноценный учебно-художественный процесс, осуществляемый на базе дидактического феномена предметности вообще невозможен без непрерывной и оперативной актуализации требуемых художественных знаний. Осуществление практически всех мыслительных операций (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и сопоставление) сопровождается извлечением из соответствующих «запасников» эмоционально-художественной и иной памяти нужных сведений, эмоций, чувств и понятий. И потому для того, чтобы добиться надлежащей художественно-познавательной активности на уроке художественного творчества, учителю необходимо помнить, что процесс актуализации - неотъемлемый спутник обучения основам искусства. А для этого в арсенале учителя-художника наряду с информацион-
ным, контролирующим и стимулирующим материалом всегда должен быть также и актуализирующий материал (образцы изобразительного творчества, музыки, художественные тексты, задания, средства наглядности, вопросы, способствующие восстановлению знаний, необходимых для понимания и предметного усвоения нового художественного материала).
Следует позаботиться и об актуализации соответствующих знаний в собственной учительской памяти. Ибо лишь в этом случае можно сформулировать актуализирующие вопросы для учащихся. Вместе с тем, недостаточное продумывание актуализирующих вопросов может привести к противоположному результату: вследствие интерференции художественной информации актуализированные знания иногда могут мешать усвоению новых. На эту работу невозможно терять много времени. Отсюда требование к вопросам, актуализирующим возникновение предметно-художественных знаний и умений: краткость, четкость, доступность для учащихся.
Список литературы:
1. Богуславский, М. В. Историко-педагогические основания социокультурной модернизации российского образования / М. В. Богуславский // Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества : сб. науч. тр. Международной научно-теоретической конференции 24 октября 2011 г.:в2т./ под ред. С. В. Ивановой, А. В. Овчинникова. - М., 2011.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 3