Научная статья на тему 'Размышление о музыке как специальный метод музыкального воспитания'

Размышление о музыке как специальный метод музыкального воспитания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3287
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА МЕТОДА РАЗМЫШЛЕНИЯ О МУЗЫКЕ / THE STRUCTURE OF METHOD OF THINKING ABOUT MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яркина Любовь Васильевна

В статье обосновывается правомерность трактовки метода размышления о музыке Д. Б. Кабалевского как интегрированного специального метода музыкального воспитания. Предложена характеристика его концептуального, операционного и логического компонентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article method of thinking about music by D. B. Kabalevskiy is interpreted as an integrated special method of musical education. Author describes its conceptual, operational and logical components

Текст научной работы на тему «Размышление о музыке как специальный метод музыкального воспитания»

Таким образом, благодаря занятиям в оркестре многие ученики осваивают общекультурные знания, навыки и привычки, у них развивается умение работать в коллективе, а также развиваются общие и музыкальные способности. Также оркестровые занятия в основной школе позволяют реа-лизовывать основные задачи профессиональной ориентации школьников - пробуждать музыкальные интересы учащихся, а иногда и выявлять яркие музыкальные таланты.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВасилвиЬ М. Рат за српску музичку писменост / М. ВасилевиЬ. - Београд: Просвета, 2000. - 292 с.

2. Закон о основама система образовала и воспитала // Службени гласник Републике Серби)е. - №.72. - Београд : НИП «Политика», 2008. - С. 1128 - 1132.

3. Mirkovic-Rados K. Psihologija muzike / K. Mirkovic-Rados. - Beograd : Zavod za udzebnike I nastavna sredstva, 2010. - 363 s.

4. Правилник о наставном плану и програму основног музичког образовала и васпитааа // Службени гласник Републике Србще. - №. 5. - Београд: Штампарща «Гласник»,1995- С. 87

5. Skovran D. Nauka o muzickim oblicima / D. Skovran. Beograd : Zavod za udzebnike i nastavna sredstva, 1986. - 350 s.

Л. В. Яркина

РАЗМЫШЛЕНИЕ О МУЗЫКЕ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается правомерность трактовки метода размышления о музыке Д. Б. Кабалевского как интегрированного специального метода музыкального воспитания. Предложена характеристика его концептуального, операционного и логического компонентов.

Ключевые слова: структура метода размышления о музыке.

L. V. Yarkina

THINKING ABOUT MUSIC AS A SPECIAL METHOD OF MUSICAL EDUCATION

Abstract. In the article method of thinking about music by D. B. Kabalevskiy is interpreted as an integrated special method of musical education. Author describes its conceptual, operational and logical components.

Key words: the structure of method of thinking about music.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в главе 1 статьи 66 указывается, что основная задача начальной школы связана не только с формированием личности учащихся, развитием их индивидуальных способностей, но и обучению умениям учебной деятельности, в частности навыкам теоретического мышления, речевым навыкам, навыкам поведения. А в разделе «Общие положения» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приводится «портрет выпускника начальной школы», содержащий личностные характеристики, среди которых присутствует такое качество, как умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В качестве требований к результатам освоения учащимися основной образовательной программы начальной школы Стандарт предусматривает:

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие ... эмоционально-нравственной отзывчивости (раздел II, пункт 10);

• активное использование речевых средств;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанное построение речевых высказываний;

• овладение логическими действиями . построения рассуждений;

• готовность . излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями (раздел II, пункт 11).

Согласно Стандарту предметная область «Искусство» ставит задачу развития способности

к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-

тельного и музыкального искусства, а также способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. В частности, предмет «Музыка» предполагает освоение обучающимися специфики ее содержания, что выражается:

1) в сформированности начальных представлений о значении музыки в жизни человека и в его духовном развитии;

2) в становлении основ музыкально-художественной культуры;

3) в умении воспринимать музыку и выражать ценностное отношение к художественному образу музыкального произведения;

4) в умении использовать музыкальные образы, создавая театрализованные и музыкально-пластические композиции, исполняя вокально-хоровые произведения или импровизируя (раздел II, пункт 12).

Обобщая выше изложенное, можно констатировать, что в основных нормативных документах, регламентирующих сферу образования, указывается необходимость обучения учащихся размышлению о музыке.

Инициатором обучения учащихся размышлению о музыке в отечественной музыкальной педагогике признается советский композитор и педагог Д. Б. Кабалевский. Общеизвестно, что в середине ХХ века он разработал инновационную концепцию изучения музыки в общеобразовательной школе. Основная идея его концепции связана с изучением музыки «как живого искусства» [5, с.5]. Согласно Д. Б. Кабалевскому, основу/фундамент музыки составляют три сферы/области («три кита»), к которым он относит песенный, танцевальный и маршевый жанры. Благодаря демократичности музыкального содержания и музыкального языка эти жанры получили массовое распространение, что, в свою очередь, обусловило взаимосвязь музыкального искусства с уроками музыки в общеобразовательной школе и обеспечило формирование музыкальной культуры у учащихся. Концепция Д. Б. Кабалевского стала основой Программы по музыке, которая и сегодня является нормативным документом для общеобразовательных школ. Согласно Д. Б. Кабалевскому, реализация Программа по музыке предполагает использование не только общедидактических принципов и методов, но и применение методики, помогающей ответить на основной вопрос: как сформировать у школьников интерес к музыке? Ответ на данный вопрос важен не только для педагогической науки в целом, но и для музыкальной педагогики, в частности.

Среди общедидактических методов обучения музыке Д. Б. Кабалевский выделяет метод сравнения, который целесообразно использовать с начальных классов. Причем сравнения могут быть не только сугубо музыкальными (например, однотипность художественных образов маршевого жанра), но и выходящими за рамки музыки (например, музыкальные тембры сравниваются с различными цветовыми красками; сюжет музыкального произведения сравнивается с породившим его историческим событием). Благодаря методу сравнения учащиеся научаются вычленять из музыкальной ткани мельчайшие структурные элементы: интонации, ритмические конструкции, музыкальные фразы и т.п.

Обосновывая необходимость специальных методов музыкального воспитания, Д. Б. Кабалевский указывает, что опора на три основные музыкальных жанра делает «восприятие музыки ... активно-творческим, аналитическим» [5, с. 8]. Это достигается путем чувственного восприятия музыки на уроках, наблюдения за логикой развития музыкальной мысли и размышления о музыкальном произведении. Повышение степени дифференцированностии осмысленности восприятия музыки способствует активизации эмоционального отклика на нее и выступает основой становления духовного мира учеников. Учащиеся научаются понимать музыку как явление, порожденное жизнью человечества, прочитывать человеческие мысли, видеть исторические события, откликаться на человеческие переживания.

Иными словами, специальным методом музыкального воспитания учащихся в общеобразовательной школе, согласно Д. Б. Кабалевскому, является метод размышления о музыке.

Раскрывая суть метода, Д. Б. Кабалевский указывает, что с первых школьных уроков музыки учитель должен научить детей слышать музыку и размышлять о музыке. При этом целесообразно опираться на следующий алгоритм действий: прослушивание музыки, осмысление услышанного, ответы на вопросы учителя. Именно ответы на вопросы учителя стимулируют самостоятельность мышления учащихся в противоположность преподнесения учителем готовой информации, активизирующей запоминание. Приоритетным на уроке музыки становится метод собеседования учителя с учащимися. С помощью этого метода учащиеся научаются не только мыслить, но и выражать свои мысли в речи.

По мнению Д. Б. Кабалевского, важно приучать учащихся оперировать музыкальными понятиями. Целенаправленное использование учителем музыкальных понятий и терминов будет способствовать тому, что эти понятия станут привычными для учащихся благодаря осмыслению их значения и умению использовать при характеристике музыкальных жанров. При этом критериями самостоятельного мышления выступают: своеобразие ответов, умение задавать вопросы

учителю, умение высказываться о характере исполнения музыкального произведения, острота слуховой наблюдательности, умение рассказывать об услышанной вне урока музыки.

Еще одним продуктивным методом изучения музыки, по мнению Д. Б. Кабалевского, является комплексный метод «забегания вперед» и возвращения к ранее изученному материалу. Метод «забегания вперед» предполагает первичное или фрагментарное ознакомление учащихся с музыкальным произведением, без его углубленного изучения. Метод «возвращения» обеспечивает узнавание ранее слышанного музыкального произведения и последующее тщательное его изучение. С помощью этого метода обеспечивается повторное слушание и исполнение наиболее интересных в художественном, обучающем и воспитательном отношении музыкальных произведений. Данный метод обеспечивает запоминание музыки, повышает осмысленность и эмоциональность восприятия, способствует возникновению ассоциаций с другими музыкальными произведениями разных композиторов.

Согласно Г. А. Прасловой, метод размышления о музыке направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления. Метод актуализирует проблемы личностного, индивидуального присвоения ребенком духовных ценностей, которые воплощены в музыкальных произведениях. Применение данного метода предполагает не усвоение различных понятий и категорий, отражающих готовое знание о музыке, а формирование у детей навыков индивидуального слышания и творческого интерпретирования музыки. Данный метод способствует актуализации музыкального и жизненного опыта учащихся, стимулированию их воображения, фантазии, интуиции. Путем сопоставления и сравнения ученики открывают новые истины, которые ранее ими не сознавались.

В процессе реализации данного метода педагог побуждает ребенка к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира. При этом стимулируются такие психологические процессы, как переживание, сочувствие, сотворчество. Целевая функция метода не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», «оценить», «выразить» [7].

Общеизвестно, что под методом обучения понимают упорядоченную деятельность педагога и обучающихся, направленную на достижение заданной образовательной цели. Структура методов обучения включает приемы, которые трактуются как элементы метода, как его составные части, разовые действия, отдельные шаги в осуществлении метода или его модификации, а также при условии простоты структуры и небольшого объема метода [4, с. 204].

Согласно М. И. Саврушевой, в структуру метода входят следующие самостоятельные компоненты (аспекты):

1) концептуальный компонент, содержание которого связано с характеристикой конкретной формы исследуемого предмета;

2) операционный компонент, содержание которого связано с предписаниями, нормами, правилами, принципами, регламентирующими познавательную деятельность субъекта;

3) логический компонент, содержание которого связано с правилами фиксирования результатов, полученных в процессе использования субъектом средств познания [6, с. 82].

Охарактеризуем с обозначенных позиций метод Д. Б. Кабалевского.

Концептуальный компонент. Метод размышления о музыке направлен на исследование музыкального искусства путем мыслеречевой деятельности. Познание, изучение музыкального искусства способствует приобщению учащихся к музыке, формированию их музыкальной культуры, проявляющейся в наличии знаний о музыкальных явлениях, ценностном отношении к музыкальному искусству, умении осуществлять музыкальную деятельность.

Размышление/высказывание о музыке связано с осмыслением вопросов:

— Что способна отразить в своем содержании музыка? (жизнь, окружающую действительность, события, переживания людей, изображение звуковой среды);

— О чем хотел рассказать автор в конкретном музыкальном произведении?

— С помощью какого средства (материала) создается музыка? (звук);

— Какие элементы включает музыкальный язык (средства музыкальной выразительности)?

— О чем вы вспомнили, слушая эту музыку?

— Каким жизненным ситуациям созвучна данная музыка?

— Что вы переживаете, слушая эту музыку?

— Какие эмоциональные состояния передает эта музыка?

Операционный компонент. Для реализации метода размышления с целью познания музыки учителю необходимо:

• предлагать учащимся для восприятия (слушания) музыкальные произведения в живом исполнении или в записи;

• предлагать учащимся сравнивать музыкальные явления с другими разнообразными явлениями в жизни;

• предлагать учащимся найти взаимосвязь музыкального произведения с каким-либо чувством или мыслями человека, с какими-либо событиями;

• предлагать учащимся многократно вслушиваться в музыкальное произведение для выявления (слышания) средств музыкальной выразительности, логики их развития;

• давать учащимся задания перед прослушиванием музыкального произведения;

• совместно с учащимися выполнять предложенные задания;

• предлагать учащимся сравнивать средства музыкальной выразительности в различных музыкальных произведениях;

• задавать учащимся вопросы после прослушивания и обдумывания музыкального произведения;

• поощрять учащихся самостоятельно отвечать на возникающие вопросы;

• побуждать учащихся делать заключительный вывод после прослушивания и обсуждения какого-либо вопроса;

• побуждать учащихся вербализовать (произносить) значимые понятия, высказывания (суждения), размышления (умозаключения), выводы.

Логический компонент. Результатами познания музыкального искусства являются:

• правильность ответов учащихся: узнавание музыкального произведения, воспроизведение музыкальных понятий и терминов, а также сведений о музыкальных явлениях;

• проявления эмоционального отклика после прослушивания музыкального произведения: сосредоточенность взгляда, одухотворенное лицо, желание поделиться своими впечатлениями, эмоциональное выражение высказываний;

• своеобразие высказываний учащихся: использование образных сравнений, выражение собственных переживаний и отношения;

• активность в задавании вопросов учителю;

• наличие собственных предположений о содержании прослушанной музыки;

• острота слуховой наблюдательности: умение вычленить в музыкальной ткани какой-либо элемент;

• желание исполнить музыкальные произведения, что в свою очередь обусловливает необходимость овладения навыками исполнительской (певческой и инструментальной) деятельности.

Анализ метода размышления о музыке выявил его интегрированный характер: данный метод, на наш взгляд, объединяет приемы различных общедидактических и специальных методов. Так, этот метод «вбирает в себя» словесный, наглядный, практический, проблемный методы, а также специальные методы: метод наблюдения за музыкой (Б. В. Асафьев), метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире (Н. А. Ветлу-гина). На основе метода размышления о музыке разработаны метод контрастного сопоставления произведений (О. П. Радынова), метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) и т.д.

Следует отметить, что на современном этапе развития отечественного образования альтернативой традиционной системе обучения выступает развивающее обучение. Учащийся, с позиций развивающего обучения, выступает в качестве субъекта учебной деятельности, то есть является сознательными самостоятельным участником этого процесса [2, с. 43]. Ведущей системой развивающего обучения в нашей стране является система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, которая делает акцент на раннем усвоении учениками предметных понятий, что требует от ребенка высокого уровня владения навыками абстрактного мышления. Согласно В. В. Давыдову, в работе с младшими школьниками целесообразно использовать дедуктивный метод, который предполагает выведение частного, конкретного знания из общих, абстрактных знаний [3, с. 164]. Однако Е. Р. Гурбатова предлагает широко использовать индуктивный метод, особенно на ранних стадиях обучения. Она подчеркивает необходимость активного взаимодействия обоих способов обучения - и от частного к общему, и от общего к частному. По ее мнению, первый способ будет способствовать развитию познавательных интересов и координации действий, а второй - развитию познавательных способностей и культуры мышления [2, с. 43].

На наш взгляд, метод размышления о музыке можно эффективно использовать для развития и образно-чувственного, и теоретического мышления путем накопления конкретных музыкальных впечатлений с одной стороны, и путем усвоения общих музыкально-теоретических понятий, положений - с другой.

Общеизвестно, что в педагогике принято разделение методов на методы обучения и воспитания в связи с их различной направленностью: методы обучения ориентированы на формирование знаний и умений у учащихся, а методы воспитания - на личностное становление учащихся.

Однако в образовательной практике методы обучения и воспитания неразрывно связаны. Примером может служить метод размышления о музыке, благодаря которому учащиеся не только обучаются смысловому восприятию музыки, но и воспитываются как личности, способные откликаться на музыку как духовную ценность.

Метод размышления о музыке способствует формированию правильного мышления у учащихся путем опоры на формально-логические законы:

• закон тождества предполагает, что учитель дает четкое определение новым понятиям, излагает мысль кратко ясным и простым языком, а учащиеся используют эти понятия в строго однозначном значении, умеют последовательно излагать свои мысли или «своими словами» передать основную мысль [1, с. 117-119];

• закон непротиворечия предполагает использование:

а) операции сравнения, в процессе которой устанавливается сходство или различие сравниваемых явлений;

б) слов-антонимов, противоположных по своему значению; например, мажор - минор, медленно - быстро, тихо - громко, грустно - весело, плавно - отрывисто;

в) обсуждения противоречивых суждений [1, с.120-122]; например, эта музыка написана на слова известного поэта и может исполняться голосом; следовательно, она написана в жанре песни; но под эту песню можно маршировать, следовательно, эта музыка написана в жанре марша;

• закон исключенного третьего предполагает выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив [1, с. 124]; например, выберите, какие средства выразительности будет использовать композитор для создания торжественного звучания лад (мажор/минор), темп (спокойный/быстрый), динамику (тихую/громкую), тембр (светлый/темный);

• закон достаточного основания предполагает доказательность в изложении учителя и в ответах учащихся, оптимальность отбора информации [1, с. 124]; например, художественный образ музыкального произведения П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» может быть охарактеризован как «легкий, игрушечный»; это достигается путем использования мажорного лада, четырехдольного размера, пунктирного ритма, акцентирование первой доли, а также -главное - среднего и высокого регистра, аккордовой фактуры в тесном расположении, преобладание штриха staccato.

Метод размышления о музыке предполагает речевую деятельность и учителя, и - главное - учащихся.

Данный метод способствует расширению словарного запаса путем усвоения значения (семантика) музыкальных понятий и терминов, их правильного произношения (фонетика) с правильным ударением (акцентология). Размышляя о музыке, учащиеся совершенствуют навык высказывания суждений двух типов: а) о свойствах музыки и музыкального языка, б) о своем отношении к музыкальным явлениям. Кроме того, учащиеся овладевают навыками умозаключения (обобщения), например, осмысляя роль средств музыкальной выразительности в создании художественного образа.

Владение учителем методом размышления о музыке повысит эффективность учебно-воспитательного процесса. Д. Б. Кабалевский подчеркивал важную роль учителя музыки, его умения эффективно использовать простое, умное и сердечное слово, несущее конкретное, эмоционально окрашенное содержание без лишней риторики и назидательности.

Благодаря методу размышления о музыке учащиеся научатся дифференцированно воспринимать музыку, что обеспечит более осмысленное ее восприятие, более глубокое понимание, что в свою очередь будет способствовать формированию эмоционального отклика к различным музыкальным произведениям и критическому отношению к ним. Знание широкого круга музыкальных произведений является показателем музыкальной культуры. А запомнить в музыке, согласно Д. Б. Кабалевскому, можно только то, что осмыслено и эмоционально пережито: и саму музыку, и информацию о ней. При этом музыка выполняет функцию педагогического средства, обеспечивающего формирование духовной культуры школьников [5, с. 18].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гетманова, А. Д. Логика : учебник для студентов педагогических вузов / А. Д. Гетманова. - М. : Высшая школа, 1986. - 288 с.

2. Гурбатова, Е. Р. Роль понятийных форм мышления в обучении детей математике / Е. Р. Гурбатова// Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 39-45.

3. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. ШуареМрта О. - М. : Издательство Московского университета, 1992. - С. 243-259.

4. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под руководством Д. Б. Кабалевского / редакция Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. - М. : Просвещение, 2006. - 225 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Философия науки и техники: Учебное пособие для магистрантов / автор-составитель М. И. Саврушева. - Омск: Вариант-Омск, 2013. - 120 с.

7. Праслова, Г. А. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания / Г. А. Праслова. - Режим доступа: URL:http://student.zoomru.ru-/pedagog/harakteristika-metodov-i-prijomov-muzvkalnogo/207848.1688383.s1.-html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.