3. Голованов, Ф. Г. Назревшие вопросы обучения детей письму // Учёные записки Усть-Каменогорского государственного педагогического института. - 1959. - Вып. 2. - С. 147-171.
4. ВКГУ - 65 лет: история шариковой ручки и «Головановских прописей» [Электронный ресурс] / Восточно-Казахстанский гос. ун-т им. Сарсена Аманжолова. - Усть-Каменогорск, 2005-2018. -Режим доступа : https://www. vkgu. kz/ru/newsitem/vkgu-65-let-istoriya-sharikovoy-ruchki-i-golovanovskih-propisey. html (дата обращения: 15.02.2018).
5. Розанов, А. Реформатор письменности // Ленинская смена. - 1977. - 30 авг.
Irina B. Kalanchina, Researcher Oralkhan Bokeev Centralized Library System (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan)
FYODOR GOLOVANOV AND HIS SIMPLIFIED STYLE OF LETTERING METHODIC
Abstract. The paper discloses the key events in biography of Fyodor Grigorievich Golovanov (1921-1976), participant of the Great Patriotic War (1941-1945), a teacher and a scientist who is mostly famous for his reform of the Russian handwriting. His name is associated with authorship of simplified style of lettering for children of primary school ages who learn to write.
Keywords: Fyodor Grigorievich Golovanov, biography, professional activity, lettering, samples of writing, primary school.
УДК 391.4:685.34.045.35:069.51(571.17)(=512.1)
Т. И. Кимеева, кандидат культурологии, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ: НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА ПУГОВИЦ «ТОПЧЫ»
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научных проектов №№ 17-11-42003 и 17-11-42006
Аннотация. К настоящему времени оказались безвозвратно утраченными многие оригинальные технологии изготовления вышедших из употребления элементов традиционного костюма тюркоязычных народов Южной Сибири. К числу таких элементов относятся «топчы» - пуговицы сферической формы, исполнявшие, помимо чисто утилитарных функций (использовались для соединения и декорирования частей одежды), роль объектов с фиксированной семантической нагрузкой. «Топчы» имели широкое распространение в традиционной культуре тюркоязычных народов Саяно-Алтая: алтайцев, тувинцев, бачатских телеутов и др. Автор характеризует перспективы актуализации некоторых технологий производства сферических пуговиц «топчы» в музейных и культурно-образовательных учреждениях современной Кемеровской области (Россия).
Ключевые слова: элемент костюма, технологии производства, нематериальное наследие, актуализация.
Нематериальное культурное наследие с конца XX в. привлекает внимание музееведов, так его актуализация раскрывает новые перспективы для культурно-образовательной деятельности музеев. Свидетельством тому являются диссертации, научные публикации. В Конвенции ЮНЕСКО среди объектов нематериального культурного определены «знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы...» [1]. Ориентация документа ЮНЕСКО, а позднее и российских
законодательных актов [2] на сохранение неосязаемых форм наследия, привели к появлению классификаций данных форм наследия. Были определены следующие категории нематериального культурного наследия: 1) выраженные в физической форме аспекты культуры и традиции определенного человеческого сообщества (обряды, танцы, ремесла, производственные и бытовые процессы); 2) формы выражения, не заключенные в физическую форму (язык, вербальные фольклорные формы); 3) символические и метафорические значения объектов, составляющих материальное культурное наследие (мировоззрение, суеверные представления и т. д.). В соответствии с данными категориями были определены на примере традиционной обрядности способы фиксации, принципы и методы актуализации объектов нематериального культурного наследия [3, с. 324-325].
Технологии традиционной хозяйственной деятельности как объекты нематериального культурного наследия также являются весьма привлекательными в плане их актуализации в музее. Хотелось бы обратиться к технологиям производства традиционных для тюркоязычных народов Сибири сферических пуговиц, свойственных для одежды народов Саяно-Алтая - потомков кочевых скотоводов. Пуговицам - «куйка» (алт.), «ек/ук» (тув.), «топчы» (бач. тел.) отводилась значимая роль в традиционном костюме. Они выполняли не только значение застежек, но и наделялись функцией оберега, чему способствовала их сферическая (либо близкая к сферической) форма, а также мотивы нанесенного на их поверхность штампованного или филигранного декора.
Руинированные к настоящему времени технологические процессы изготовления пуговиц могут быть реконструированы на основе архивных музейных данных в виде фотофиксации и описаний технологий, так как экспедиционные обследования уже не могут в полной мере удовлетворить потребности этнографов и музееведов в их фиксации по причине того, что исчезли носители традиций. Наследники же традиций в большинстве случаев не владеют информацией о технологиях изготовления многих традиционных для конкретных культур предметов. Наибольшим потенциалом относительно возможностей актуализации, т. е. включения руинированных и утраченных объектов наследия в современное социокультурное пространство на научной основе, являются музеи. В собраниях музеев России, как показал анализ, представлены разные типы сферических пуговиц.
1) Пуговицы из металлических сплавов (преимущественно серебряных), среди которых выделяются: полые пуговицы с недекорированной поверхностью; полые, изготовленные в технике холодной штамповки в декорированной матрице; полые ажурные пуговицы, изготовленные в техниках скани и зерни.
2) Пуговицы с основой из бусин: с полусферическими накладками, с обеих сторон прикрывающими отверстие для пронизки; с фигурно вырезанными накладками, с обеих сторон прикрывающими отверстие для пронизки.
Первый тип пуговиц кузнецы выковывали из серебряной заготовки или монеты в специальной матрице. Такая матрица в виде железного невысокого цилиндра с несколькими полусферическими выемками разного диаметра на одной из его плоскостей была обнаружена в 1960-е гг. Д. В. Кацюбой в с. Беково. В этом же поселении бачатских телеутов наследниками традиции осуществляется ревитализации технологий производства таких пуговиц «топчы». Технология заключается в следующем: заготовка помещается в матрицу и ударами бойка, соответствующего отверстиям в матрице, выковывается полая полусфера. Для одной пуговицы заготавливают два одинаковых полушария, которые соединяют между собой с помощью спайки. К одной из полусфер припаивается петля для пришивания к одежде. Декорированные пуговицы производились в технике холодной штамповки в матрице с декором. В музейных собраниях такие матрицы не зафиксированы.
Наряду с серебряными, изготовленными в техниках ковки и штампа, были распространены пуговицы из приобретаемых в галантерейных лавках разноцветных бусин - стеклянных, пластмассовых, янтарных. В этом случае кузнец изготавливал для пуговицы серебряную пронизку -гладкую или скрученную в жгут серебряную или медную проволоку, которая продевалась в отверстие бусины и на одном конце запаивалась вместе с полусферической накладкой, а на другом, также украшенном накладкой, загибалась в петлю для пришивания. Накладки для пуговиц выковывались из серебряных дисков с помощью той же матрицы, только в менее глубоких углублениях. Накладки пуговиц иногда украшались вырезанным ажурным орнаментом в виде расположенные по кругу полуовалов и других фигур.
Актуализация технологий сферических пуговиц требует наличия в музее кузницы с необходимым инвентарем. Поэтому может быть успешно реализована в музее под открытым небом, где существует возможность создания такой экспозиции с проводимыми на её базе мастер -классами.
Актуализация технологий изготовления пуговиц в музее может быть реализована при соблюдении таких принципов как научность, ориентация на подлинность, комплексность, аттрак-тивность, интерактивность. Принцип научности подразумевает воспроизведение технологий, основанных на научных источниках. А именно - изучение при подготовке научной литературы, музейных архивов, коллекций музея, где предполагается презентация. В научной литературе сведения о пуговицах представлены преимущественно в общих описаниях костюма, либо в составе женских украшений народов Сибири. Ленинградским этнографом И. Д. Прокофьевой отмечается, что тувинцы покупали серебряные, бронзовые, медные ажурные пуговицы у китайских купцов и носили их в качестве украшения [4, с. 310]. Ленинградским же этнографом Л. П. Потаповым зафиксировано, что такие пуговицы изготовляли кузнецы «тарган» в среде бытования тувинцев [4, с. 212]. Кемеровский краевед Д. В. Кацюба приводит описание технологий изготовления сферических пуговиц по собственным полевым материалам. Он описывает изготовление пуговиц из серебряных сплавов у бачатских телеутов и производство пуговиц из бусин. В фотоархиве музея «Археология, этнография и экология Сибири» имеются фотографии матрицы и бойков для ковки недекорированных полусфер.
Принцип ориентации на подлинность подразумевает воспроизведение аутентичных форм без использования инородных, современных элементов, отражающих несвойственное для производства презентуемых предметов время. Соблюдение принципа ориентации на подлинность усиливает аттрактивность и экспрессивность воспроизводимого процесса.
Воспроизведение технологий изготовления с реконструкцией атрибутики кузнечного инструмента осуществляется с ориентацией на принцип комплексности. При этом воспроизведенные предметы должны быть реконструированы на основе анализа музейных коллекций и фотоархивов, а также этнографических описаний.
Технологические процессы изготовления пуговиц, возможно, с дальнейшим их креплением на элементах одежды, в увлекательной для посетителей музея форме подразумевают принцип ат-трактивности, ориентированный на усиление зрелищности и сопричастности к происходящему.
Принцип интерактивности предполагает активное участие посетителей. А также способствует превращению посетителя в участника события. Во время реконструкции зритель сопричастен к действию и в какой-то момент перестает быть наблюдателем и оказывается включенным в процесс.
Таким образом, актуализация нематериального культурного наследия в музее становится возможной в сочетании использования материалов музейных собраний с соблюдением принципов ориентации на подлинность, комплексности, аттрактивности, интерактивности при презентации традиционных технологий производства.
Список литературы
1. Конвенция об охране нематериального культурного наследия : принята 17 окт. 2003 г. Ген. конф. Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс] / ООН. - Электрон. дан. - Б. м., б. г. - Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_heritage_conv (дата обращения: 10.03.2018).
2. Россия - ЮНЕСКО: история и перспективы сотрудничества [Электронный ресурс] / Рос. комитет по сохр. нематер. культур. наследия при комиссии Рос. Федерации по делам ЮНЕСКО. - Электрон. дан. -Москва, б. г. - Режим доступа : http://www.russianunesco.ru/rus/65unesco.html/ (дата обращения: 11.03.2018).
3. Глушкова, П. В. Подходы к музеефикации объектов нематериального культурного наследия (опыт Кемеровской области) // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: традиции и инновации межкультурного взаимодействия : матер. VI междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 7-8 окт. 2015 г.) -Улан-Удэ : Изд-во Вост-Сиб. гос. ин-та культуры, 2015. - С. 320-326.
4. Прокофьева, Е. Д. Одежда тувинцев // Процесс национальной консолидации тувинцев. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - С. 306-329.
5. Потапов, Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - Москва : Наука, 1969. - 402 с. - Из содерж.: Одежда. - С. 205-228.
Tatiana I. Kimeeva, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)
DRAWING PUBLIC ATTENTION TO SOUTHERN SIBERIA TURKIC PEOPLES' INTANGIBLE HERITAGE: USING THE EXAMPLE OF TECHNOLOGIES OF MAKING SPHERICAL BUTTONS "TOPCHY"
The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research according to the research projects No. 17-11-42003, 17-11-42006
Abstract. By now, many original technologies of making one or another details of the Southern Siberia Turkic peoples' ethnic costumes that passed out of the use had been lost. Such details include, in particular, "topchy" which are spherical buttons that fulfilled apart from utilitarian functions (for joining and decorating clothes) also played a role of semantical objects. "Topchy" had been popular in tradition culture of Turkic peoples who settled in the Altai-Sayan mountain system: Altaians, Tuvinians, Bachatsky Teleuts, etc. The author reviews some perspectives concerning restoration and popularization of several technologies of making spherical buttons, "topchy" in today's museums, cultural and leisure institutions located in Kemerovo Oblast', Russia.
Keywords: details of an ethnic costume, making technologies, intangible heritage, drawing public attention.
УДК 069.158:746.344:281.96(571.150)=161.1
Т. Ю. Ларина, заместитель директора Российско-Немецкий Дом (Барнаул, Россия) [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СТЕНОВЫХ ПОЛОТЕНЕЦ С. ТОПОЛЬНОЕ СОЛОНЕШЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ (РОССИЯ)
Аннотация. В статье изложены основные результаты научной обработки материалов, полученных от информантов в ходе серии полевых экспедиций автора в с. Топольное Солонешенского района Алтайского края (Россия), основную долю жителей которого составляют старообрядцы. Автор выявляет ряд технологических и орнаментальных особенностей коллекции стеновых полотенец, использовавшихся в качестве украшений «красного угла» жилого интерьера. Значительной части изученных предметов присущая выраженная морфологическая особенность - изделия, использовавшиеся в качестве украшения домашних «божниц», имели соединённые концы. Большинство изделий выполнено на узорной или полотняного переплетения домоткани; в декоре использованы приёмы ручной вышивки, выполненной красно-черными нитками в технике «двойной крест». Доминирующим орнаментом выступает символ «Древо жизни» и гирлянды цветов, символизирующие связь человека небом - с Богом.
Ключевые слова: старообрядцы, вышивка, полотенце, иконостас, домоткань, «двойной крест», орнамент, семантика.
Село Топольное Солонешенского района основано в 1829 году. Первые поселенцы -раскольники из Московской и Владимирской губерний. Село являлось одним из центров старообрядческого согласия стариковцев-часовенных, имелся молитвенный дом.
В 1834 году в нём насчитывалось 166 хозяйств (дворов) в которых проживало 88 человек мужского пола и 78 - женского. К 1858 году мужское население села увеличилось до 246 человек.