Вестник Кемеровского государственного университета, 2019, 21(1) БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
История и археология
History and Archeology
оригинальная статья
УДК 902 (571.17):069.15
Собрания музея Кемеровского государственного университета как основа для научной реконструкции национального телеутского женского костюма*
Людмила З. Боголепова а Ш1; Наталья А. Белоусова а @ Ш2
а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ [email protected]
Ш1 https://orcid.org/0000-0002-1239-2000 Ш2 https://orcid.org/0000-0001-9873-320X
Поступила в редакцию 08.10.2018. Принята к печати 10.12.2018.
Аннотация: Статья посвящена изучению материалов, хранящихся в фондах музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, по историко-культурному наследию коренных жителей Кузбасса - телеутов. Фондовые собрания музея служат основой для воссоздания научной реконструкции исторического женского телеутского костюма. Изучаются подлинные этнографические музейные предметы основного и научно-вспомогательного фондов: коллекционные собрания, полевые тетради, дневники участников экспедиций, отчеты по экспедиционным исследованиям ученых университета, фотоматериалы, фильмы, слайды, графические зарисовки. Впервые вводится в научный оборот документальный фонд музея, относящийся к данным коллекциям. В ходе исследования была использована просопографическая база данных ученых, передавших в музей ценные коллекции по материальной и духовной культуре телеутов, а также фондовые собрания отдела этнографии и отдела истории вуза музея Кемеровского государственного университета. Рассматривается историко-этнографическое наследие ученых университета, совершавших научные экспедиции в период с 1960-х по конец 1990-х гг. и передавших коллекционные материалы в музей университета, их вклад в изучение региональной культуры, в том числе по культуре телеутов, проживающих в Кемеровской области по настоящее время. В статье прослежена методика сбора материалов телеутской коллекции, гарантирующая подлинность поступивших предметов.
Ключевые слова: археолого-этнографическое наследие, телеуты, научные экспедиции, музейные собрания, музейная реконструкция, женский костюм
Для цитирования: Боголепова Л. З., Белоусова Н. А. Собрания музея Кемеровского государственного университета как основа для научной реконструкции национального телеутского женского костюма // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 1. С. 1-9. БО!: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
Введение
Актуальным на современном этапе развития российского общества является повышенное внимание к проблемам, связанным с изучением региональной культуры. Активно идет процесс сохранения и актуализации историко-культурного наследия в музеях Российской Федерации, в том числе в музеях высших учебных заведений. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ (КМАЭЭС) не исключение. За время своего существования музей внес большой вклад в изучение, сохранение археолого-этнографического наследия региона, в фондах которого хранятся уникальные коллекции, собранные в ходе многолетних экспедиций учеными вуза. Результаты экспедиций
являются основой для музейных экспозиций, научных поисков, разработок по сохранению, изучению и популяризации регионального наследия, написанию учебников, научных статей и монографий. Благодаря подлинным историческим источникам, хранящимся в музее, исследуются древнейшие периоды истории человечества, изучается материальная и духовная культура малочисленных коренных народов Кузбасса - телеутов и шорцев. Стремление каждого народа сохранить уникальность своей культуры не угасает и в XXI в. Традиционный исторический костюм является одним из наиболее ярких идентификаторов национальной культуры. В первую очередь это продиктовано возрождением интереса к этнической культуре.
* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ-Кузбасс № 17-11-42006 «Историческая реконструкция элементов костюма народов Сибири на археологических и этнографических материалах музейных коллекций»
Одним из направлений воссоздания исторического костюма народов Сибири от древнейших периодов до XIX в. является реконструкция - «научно обоснованное восстановление утраченного / руинированного культурного или природного объекта либо его частей»1. Данный метод был применен в научно-исследовательской работе по гранту РГНФ-Кузбасс № 17-11-42006 «Историческая реконструкция элементов костюма народов Сибири на археологических и этнографических материалах музейных коллекций» в музее КМАЭЭС при создании реконструкции элементов исторического женского костюма в экспозициях «Эпоха бронзы» и «Этнография народов Южной Сибири». Первой и самой важной задачей научной реконструкции элементов исторического костюма является отбор и изучение источников. Это, прежде всего, исследование подлинных музейных коллекций и материалов научного документирования и визуальной фиксации, к которым относятся полевые тетради, экспедиционные дневники с описанием предметов, графическими зарисовками, фотоматериалы, фильмы, слайды, отчеты по экспедиционным исследованиям ученых. В этой связи обращение к наследию ученых-историков, внесших вклад в формирование археологических и этнографических коллекций, включающих предметы костюмных комплексов, является актуальным.
В данной статье рассматривается значение подлинных музейных источников, входящих в музейные собрания отделов этнографии и истории вуза, как основа научной реконструкции элементов женского телеутского исторического костюма.
Историческая справка экспедиционных исследований телеутов
Телеуты - малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири, ведущий свое происхождение от притомских кыпчакско-кузнецких тюрок и средневековых кочевников-скотоводов теле. В начале ХХ в. бачатские телеуты входили в одну Телеутскую волость. В современный период телеуты компактно проживают в Беловском районе Кемеровской области в поселках Беково (Кресту), Челухоево (Ары Байат), Верховская (Сас), Шанда (Шаанды), Новобачаты (Таш Комир), Черта, Большой "Улус; Новокузнецком районе - п. Телеут (Том) в районе Запсиба Кемеровской области [1, с. 74-77]. Численность бачатских телеутов составляет примерно 2,5 тыс. человек по подсчетам этнографа Д. А. Функа в 1990-1993 гг. [2, с. 17].
001: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
Первые научные экспедиционные исследования по изучению истории и культуры телеутов, коллекционные сборы были организованы Западно-Сибирским отделом Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО) в конце XIX в. Отдел был основан в Омске на базе Общества изучения Сибирского края в 1877 г. по инициативе Н. Г. Казнакова - генерал-губернатора Западной Сибири. С этого времени началось научное исследование сибирских народов, в том числе телеутов, которые входили в группу алтайских народов. Благодаря многочисленным историко-этнографическим экспедициям был собран ценный материал по духовной и материальной культуре телеутов, включая элементы костюмных комплексов. В настоящее время историко-культурное наследие коренных жителей Кемеровской области - телеутов - хранится в музеях России, переданное учеными в результате экспедиций в разное время:
1912 г. - сборы А. В. Анохина по культуре телеутов переданы в Кунсткамеру;
1924, 1928 г. - сборы Л. Э. Каруновской переданы в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого;
1930-е гг. - сборы Н. П. Дыренковой, А. В. Анохина и А. И. Новикова, Л. П. Потапова переданы в алтайские коллекции Кунсткамеры и Российского этнографического музея;
1960 г. - сборы М. Г. Елькина переданы в Прокопьев-ский краеведческий музей Кемеровской области;
1966, 1969 г. - сборы Е. М. Тощаковой, участницы Алтайского отряда Дальневосточной этнографической экспедиции, переданы в Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАиЭ СО РАН);
1975 г. - сборы А. Н. Томилова по культуре бачатских телеутов переданы в Музей истории и этнографии Омского государственного университета;
конец 1970-х г. - сборы сотрудников Осинниковско-го краеведческого музея Кемеровской области переданы в этот же музей;
1978, 1990 г. - сборы А. П. Погожевой переданы в музей Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске (ныне - Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАиЭ СО РАН);
1989, 1990, 1995 гг. - сборы И. В. Октябрьской переданы в Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАиЭ СО РАН [3];
1990-е г. - сборы В. М. Кимеева переданы в КМАЭЭС;
1 Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp2132 (дата обращения: 03.09.2018).
DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
1992 г. - сборы Н. А. Белоусовой переданы в КМАЭЭС;
2004 г. - сборы Д. В. Кацюбы, проведенные в 19601970-х гг., переданы в КМАЭЭС и в Кемеровский областной краеведческий музей.
Вклад ученых в изучение наследия телеутов и в формирование коллекций КМАЭЭС
КМАЭЭС сегодня хранит бесценные коллекции по истории и культуре телеутов, собранные учеными вуза. В отделе истории вуза музея создана электронная просопогра-фическая база данных ученых университета (краеведов, этнографов, археологов) на основе архивных материалов, документов, отчетов по экспедициям, публикаций. Для ее создания были определены следующие параметры: фамилия, имя и отчество ученого, дата рождения, образование, должность и звание, годы работы в КемГУ научно-исследовательская деятельность, маршруты археологических и этнографических экспедиций, научные труды, вклад в формирование фондов музея. Анализ информационной базы позволяет воссоздать археологическое и этнографическое наследие ученых, исследовавших культуру малочисленных коренных народов Кузбасса, в том числе историю и культуру телеутов.
Среди известных ученых КемГУ внесших значительный вклад в исследование и сохранение историко-культурного и этнографического наследия малочисленных народов Кузбасса, - доктор педагогических наук, профессор Кацюба Дмитрий Васильевич. Начиная с 1965 г. он со студентами исторического факультета Кемеровского государственного педагогического института (КемГПИ, с 1974 г. - университета) и учащимися старших классов школ Кемеровской области совершал историко-краеведческие экспедиции2.
С 1970 по 1977 г. под его руководством успешно работал областной экспериментальный краеведческий исто-рико-этнографический лагерь «Кузбасс» по изучению культуры и истории телеутов и шорцев.
Лагерь имел в своем распоряжении автономную электростанцию, радиоузел, фотолабораторию. Исто-рико-краеведческая экспедиция была оснащена на том этапе современными техническими средствами - магнитофонами, киносъемочными аппаратами, фотоаппаратами и другими техническими средствами (рис. 13). Готовилась научная экспедиция тщательно и включала разработку программы экспедиции, в которую входили
Рис. 1. Д. В. Кацюба среди телеутов. Изучение истории и культуры коренного народа методом опроса с применением технических средств, Беловский район, 1970-е гг.
Fig. 1. D. V. Katsyba and the Teleuts. Interviewing the indigenous people about their history and culture with the help of modern equipment, Belovsky District, 1970s
определенные темы, цели, перечень вопросов, материал, который предстояло собрать и исследовать. Научно-исследовательская деятельность по изучению бачатских телеутов проводилась в поселениях - Шанда, Беково, Чолкой, Верховская, Челухоево Беловского района Кемеровской области - и была связана с длительным пребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду.
Вместе с краеведческим лагерем «Кузбасс» работал с 1970 г. молодежный лагерь «Юный этнограф», который размещался на берегу р. Бачат в Беловском районе - основном месте поселения телеутов. Базовыми школами для работы в этнографических экспедициях были школы № 4, 7, 10, 84 г. Кемерово. Только за два первых года работы в экспедициях приняли участие свыше 100 студентов КГПИ и около 500 учащихся старших классов из 36 учебных заведений области и 2 техникумов. География участников - города Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Анжеро-Судженск, Промышленновский и Беловский районы4. Результаты историко-краеведческих экспедиций и материалы работы историко-этнографическо-го лагеря «Кузбасс» являются на сегодняшний день ценными источниками и основой для воссоздания научной реконструкции исторического женского телеутского костюма.
Собранные памятники материальной и духовной культуры телеутов, включая головные уборы, предметы одежды, обуви и уникальные серебряные украшения, составляют в настоящее время часть этнографической коллекции КМАЭЭС5.
2 Доктора наук КемГУ Кемеровский государственный университет в юбилейном году. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 66.
3 Там же.
4 Личное дело Д. В. Кацюбы // Архив КемГУ Д. 64. Л. 15.
5 Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. Режим доступа: http://museum.kemsu.ru/ main.html (дата обращения: 12.09.2018).
DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
Коллекция № 136 из собрания Д. В. Кацюбы (телеуты) содержит элементы исторического женского костюма в количестве 505 единиц хранения: пуговицы, женские накосники тана и девичьи чач пууш, чулки чулук из льняных ниток, домотканые пояса кур, сапоги, нагрудники тошток, воротники женского платья, платья-рубахи кунек, халаты чиймек, халаты телен и т.д. Женские украшения из этой коллекции представлены изделиями из серебра, меди, полудрагоценных камней, бусин, раковин каури (рис. 2; 36).
Основные сборы, в которых зафиксированы серебряные украшения бачатских телеутов, осуществлены в 1960-х - начале 1970-х гг. под руководством Д. В. Кацю-бы7. Эта коллекция состоит из 60 предметов, выполненных из серебра или с его использованием, отличается типологическим разнообразием, что позволяет сделать классификацию предметов с учётом способов ношения: головные, нагрудные и украшения для рук. Отдельные группы, в свою очередь, подразделяются на типы. Так, среди головных украшений выделяются ушные и накосные. Одним из наиболее распространенных видов ушных украшений у телеутов являются серебряные серьги; накосных - тана, в основе которых часто была серебряная монета или диск, украшенный яшмой. Нагрудные украшения включают целый набор пуговиц, нашиваемых на грудной разрез женского платья и нагрудника. Украшения для рук - кольца, перстни [4, с. 148]. Центральная часть серьги так же, как и перстней, у телеутов инкрустировалась вставками из камней-самоцветов (лазурита, яшмы, сердолика) и стекла, закрепляемых ободковой оправой - глухой или с нарезными зубчиками [5, с. 56]. Женские телеутские украшения имеют сложную символику, в которой отражены религиозные представления
Рис. 2. Телеутский девичий
накосник чач пууш
Fig. 2. Chach Puush, Teleut braid
ornament
Рис. 3. Воротник халата чиймек Fig. 3. Chiymek robe collar
Рис. 4. Телеутские серебряные серьги
Fig. 4. Teleut silver earrings
Рис. 5. Телеутские серебряные перстни
Fig. 5. Teleut silver rings
и особенности художественных традиций (рис. 4; 58).
Научно-исследовательская деятельность по изучению истории и культуры телеутов под руководством Д. В. Кацюбы была основана на комплексном монографическом подходе, включающем основной метод сбора первичной информации - полевое исследование, которое проводилось в местах непосредственного поселения телеутов (рис. 69). Полевым исследованием называется невключен-ное изучение аборигенной группы, ее культуры и жизни, поведенческих ритуалов и социальных практик с выездом на место ее проживания, т.е. изучение людей в реальных жизненных ситуациях [6, с. 108]. Этот метод сбора Д. В. Кацю-ба описывал как результативный - ценные этнографические материалы были собраны при прямом взаимодействии и общении с носителями изучаемой культуры, сообществом и отдельными его представителями [7, с. 50].
В историко-этнографических экспедициях под руководством Д. В. Кацюбы применялись следующие методы полевого исследования: наблюдение с применением фотофиксации, аудиозаписи, киносьемки; описание; опрос. В результате сформировался многоплановый этнографический источник по истории и культуре телеутов в различных его формах - вещи, тексты (полевые тетради, экспедиционные дневники, отчеты экспедиционных исследований культуры телеутов), изобразительные источники (рисунки, планы, чертежи, графические зарисовки, фотографии, видеофильмы) (рис. 7; 810).
Собранные в полевых условиях материалы позволяют не только дополнить, но и более объективно истолковать данные, полученные при работе с архивными, музейными источниками при реконструкции
6 Архив КМАЭЭС. Коллекция № 136.
7 Кимеева Т. И. Из истории формирования этнографических коллекций. Телеуты, шорцы (коллекция Д. В. Кацюбы) // Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ Кемерово: Кузбасс, 2006. Вып. 2. С. 89-91.
8 Архив КМАЭЭС. Коллекция № 136. Сборы Д. В. Кацюбы, 1960-е гг.
9 Архив КМАЭЭС. Коллекция № 173. Фотофонд.
10 Из полевого дневника ученика 10 класса школы № 10. г. Кемерово, п. Шанда Беловского района // Архив КМАЭЭС. Д. 64. 1971 г.
DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
Рис. 6. Д. В. Кацюба (крайний справа) и студенты КемГПИ среди местного населения. Наблюдение за обычаями и обрядами телеутов, Беловский район, 1970-е гг.
Fig. 6. D. V. Katsyba (on the right) and students of the Kemerovo State Pedagogical Institute while observing Teleut customs and rites, Belovsky District, 1970s
женского телеутского костюма. Важное место в полевых этнографических исследованиях занимает фиксация вещественных материалов - описание предметов, графическая зарисовка, рисунок. Например, описание свадебного платья телеутской женщины в полевом дневнике студента, полученное от носителя культуры Е. А. Тыды-ковой, дает дополнительную информацию о приобретенном телеутском платье, которое хранится на сегодняшний день в КМАЭЭС: «Свадебное платье невесты шьется из шелка, парчи. Платье прямое, с длинными рукавами. Воротник вышит ромбиками. Спереди вышивали золотыми нитками11 и пришивали серебряные пуговицы, сейчас вместо вышивки и пуговиц пришиваются бусы...»12. Телеутские женщины бережно хранят традиции изготовления народного костюма, до сих пор носят шелковые платки различных цветов, вытеснившие традиционную суконную с подкладкой шапку из овчины, отороченную мехом соболя.
В настоящее время в фотофонде КМАЭЭС насчитывается более 200 уникальных фотографий, изображающих украшения, предметы элементов костюма, технологии производства объектов художественного наследия телеутов, их функционирование в качестве овеществленных компонентов традиционных обрядов (рис. 913). И все это благодаря активному использованию участниками научных экспедиций методов описания и фотофиксации.
В отчетах полевых исследований, полевых дневниках обязательно имеется указание на фамилии составителей, а также в какой экспедиции они участвовали, зарисовки, описание предметов костюма телеутов, сведения о приобретенном предмете по следующим параметрам:
• место приобретения и дата;
• полное имя владельца;
• имя, возраст и место жительства тех, кто пользовался вещью;
• имя человека, который вещь изготовил, и время изготовления;
• место жительства изготовителя вещи;
• местное название;
• назначение и способ употребления;
• из чего изготовлен предмет (материал);
• технология изготовления.
Д. В. Кацюба проработал в КемГУ с 1960 по 2004 г. За это время им было опубликовано 186 научных работ, включая монографии и учебные пособия, в которых он обобщил опыт сбора этнографического материала в полевых условиях [8; 9].
Под руководством Д. В. Кацюбы было совершено 19 целенаправленных историко-краеведческих экспедиций со студентами и школьниками [10, с. 11]. Ученый разработал систему практической подготовки студентов к краеведческой работе в школе - полевая практика по историческому краеведению в форме научно-трудового лагеря, музейно-архивная, ученическая и педагогическая практика. Д. В. Кацюба прикладывал немало усилий для создания школьных историко-краеведческих музеев, разрабатывал экскурсионные маршруты, тематические и комплексные экспедиции по Кузбассу [11].
Значительную часть дубликатов - предметов материальной культуры изучаемых народов - Д. В. Кацюба передал в школы для организации краеведческих музеев. Многие предметы из собранных коллекций профессора разошлись по разным музеям Кемеровской области, т. к. документально статус этнографического
Рис. 7. Рисунок головных уборов Fig. 7. Headwear ornament
11 нагрудник тошток.
12 Полевой дневник ученика школы № 44. г. Кемерово. Беседа с Е. А. Тыдыковой, с. Верховское Беловского района // Архив КМАЭЭС. Д. 64. Л. 21. 1973 г.
13 Архив КМАЭЭС. Коллекция № 173. Фотофонд. Сборы и фото Д. В. Кацюбы.
DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
музея в 1970-е гг. в КемГУ не был оформлен [12, с. 301]. После ухода Д. В. Кацюбы на заслуженный отдых его этнографические и исторические коллекции, собранные в ходе многолетних экспедиций по Кузбассу, были переданы в областной Кемеровский краеведческий музей и в музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Основной фонд отдела этнографии музея КемГУ пополнился на 215 единиц хранения. Коллекции отличаются типологическим разнообразием, состоящим из предметов материальной и духовной культуры.
В 1980-1990-е гг. кафедрой археологии КемГУ было продолжено изучение истории и культуры телеутов Кемеровской области. Этнографической группой отряда Южносибирской археологической экспедиции КемГУ под руководством этнографа В. М. Кимеева (ныне доктор исторических наук, профессор) было осуществлено экспедиционное обследование бачатских телеутов в п. Челухоево, Беково Беловского района. Использованы методы опроса, наблюдения с фото- и видеофиксацией. Коллекции предметов материальной культуры телеутов - одежда, обувь, украшения, предметы быта и др., полученные в ходе проведенных им экспедиций, стали основой этнографических фондов музея КемГУ коллекция № 17-а. Были собраны: 1981 г. - пояс кур, сапоги шарык - 1 пара; 1985 г. - летний халат чимек, серебряные серьги сырга - 1 пара, свадебное платье невесты кунек, халат телен, пояс кур, женская обувь чарык, пальто сырмал, приплет-ка к косе пуш с раковинами каури - 2 шт., п. Беково; 1992 - платье свадебное кунек, п. Беково (рис. 1014).
В 1992 г. этнографические фонды пополнились предметами женского костюма из экспедиционных сборов Н. А. Белоусо-вой (в то время заведующей музеем археологии и этнографии Южной Сибири КемГУ) в п. Челухоево Беловского района Кемеровской области: нагрудное украшение (рис. 10), повседневное платье кунек, тапки
Рис. 8. Чертеж свадебного платья, масштаб 1:10 Fig. 8. Wedding dress sketch, scale 1:10
Рис. 9. Фотофиксация телеутского платья
Fig. 9. Photo of a Teleut gown
Рис. 10. Свадебное платье кунек, пояс кур, нагрудник теле-утской замужней женщины Fig. 10. Kunek wedding dress with a kur belt, Breastplate of a Teleut married woman
чарык, халат сырмал, платье кунек, пояс кур, шаль, накосник тана.
Научные исследования, проведенные В. М. Кимеевым, Т. И. Кимеевой и сотрудниками музея КемГУ по изучению истории и быта телеутов легли в основу концепции по созданию историко-этнографического телеутского музея «Чолкой».
Заключение
В современный период, начиная с 2000-х гг., большой вклад в исследования по исторической реконструкции костюма и его элементов коренных жителей Кузбасса на основе музейных коллекций вносит доцент кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры, кандидат культурологии Т. И. Кимеева (руководитель отдела этнографии музея КемГУ до 2017 г.). В её научных работах раскрывается семантика предметов женских украшений, рассматриваются вопросы реконструкции технологий изготовления традиционного женского костюма бачатских телеутов по материалам музейных собраний [13-15].
Приведем элементы телеутского национального женского костюма, хранящиеся в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ:
• длинное платье туникообразного покроя кунек с накладным праздничным нагрудником тошток с вшитыми по бокам клиньями, прямым разрезом на груди, обшитым тесьмой, образующей петли для пуговиц; воротник-стойка украшен ромбовидным орнаментом из кусочков бересты, сшитой сплошь золотыми и серебряными нитками;
• свадебное платье из парчи с нагрудником ярко-красного цвета, расшитым широким серебряным галуном с ромбовидным орнаментом;
• шелковые праздничные халаты чиймек, очкор;
• легкий верхний приталенный халат телен из сатиновой ткани на ситцевой подкладке; рукава по обшлагам обшиты
1 Архив КМАЭЭС. Свадебное платье кунек, пояс кур - сборы В. М. Кимеева; нагрудник телеутской замужней женщины - сборы Н. А. Белоусовой.
001: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
бархатом; невысокий воротник-стойка украшен шнуром и серебряной нитью;
• теплая верхняя одежда - стеганый халат сырмал;
• цветные тканые пояса кур;
• женская обувь чарык и сапоги мынта, изготовлены из кожи;
• головные уборы - ситцевые и шелковые платки;
• чулки вязаные (чулук / тук чулук);
• женские украшения - накосники пууш, тана; серьги сырга, салманчик; кольца, перстни; браслеты; броши из меди и серебра.
Одним из источников, на которые опираются исследования по реконструкции полного женского телеутско-го костюма, является работа Л. П. Потапова «Одежда алтайцев» [16].
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. КМАЭЭС обладает возможностью проведения реконструкции полного исторического женского телеутского праздничного костю-
ма, который включает головные уборы (платки), платье и воротники, головные и нагрудные украшения (накосники, серьги), пояса, чулки, обувь. Кроме того, в музейной коллекции представлены элементы повседневного телеутского женского костюма. Эти материалы не обладают такими аттрактивными свойствами, как праздничный костюм, но тем не менее представляют большой интерес для исследователей.
Таким образом, используя имеющиеся музейные источники: вещественные, письменные, изобразительные, графические, фото- и видеоматериалы археолого-эт-нографических экспедиций ученых университета, архивы КМАЭЭС, аналитические материалы проведенных исследований - в настоящее время возможно воссоздать полную историческую реконструкцию женского телеут-ского костюмного комплекса, который является ценным источником для изучения особенностей региональной истории и культуры Кузбасса.
Литература
1. Кимеев В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. Томск: Изд-во ТГПУ 2008. 452 с.
2. Функ Д. А. Бачатские телеуты в XVIII - первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. М.: ИЭА РАН, 1993. 325 с.
3. Кимеева Т. И. Методика сбора материала по художественному наследию коренных народов Притомья: конец XIX -начало XXI в. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. № 1. С. 142-154.
4. Кимеева Т. И. Коллекция телеутских серебряных украшений музея КемГУ «Археология, этнография и экология Сибири» // Археология Южной Сибири: сб. научных трудов, посвященный 30-летию кафедры археологии Кемеровского государственного университета. Кемерово: Летопись, 2006. Вып. 24. С. 148-151.
5. Кимеева Т. И., Тыдыкова Л. И. Традиции и ремесла бачатских телеутов. Кемерово: Примула, 2011. 120 с.
6. Поправко Е. А., Дударенок С. М. Методы исследования культуры. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. 286 с.
7. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
8. Кацюба Д. В. Материальная культура бачатских телеутов. Кемерово: КемГУ 1991. 92 с.
9. Кацюба Д. В. Содержание и методика полевой практики по историческому краеведению в университете и пединституте. Кемерово: б. и., 1992. 84 с.
10. Кацюба Д. В. Теория и практика исторического краеведения в школе и в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1993. 43 с.
11. Кацюба Д. В. По родному краю. Маршруты тематических экспедиций по Кузбассу. Кемерово: Кн. изд-во, 1966. 108 с.
12. Боголепова Л. З. Д. В. Кацюба - ученый, краевед, этнограф // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы междунар. конф. / под ред. В. В. Боброва. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2016. С. 298-302.
13. Глушкова П. В., Кимеева Т. И. Реконструкция технологий изготовления традиционного женского костюма бачат-ских телеутов по материалам музейных собраний // Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. СПб.: СПбГУПТД, 2016. С. 52-58.
14. Кимеева Т. И. Реконструкция элементов традиционной культуры по материалам коллекций как инновационное направление в музейном деле // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: традиции и инновации межкультурного взаимодействия: материалы VI междунар. научн.-практ. конф., 7-8 октября 2015 г. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский гос. ин-т культуры, 2015. С. 334-339.
DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
15. Кимеева Т. И. Реконструкция технологий традиционной вышивки тюркоязычных народов Кузбасского Притомья как один из способов актуализации культурного наследия // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильности России: сб. тр. конф., 21-23 сентября 2016 г. Омск: Наука, 2016. С. 392-394.
16. Потапов Л. П. Одежда алтайцев // Сборник МАЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Вып. 13. С. 5-59.
Collections of the Museum of Kemerovo State University as a Basis for Scientific Reconstruction of the Teleut Women's Costume*
Ludmila Z. Bogolepova a ID1; Natalya A. Belousova a @ ID2
a Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]
ID1 https://orcid.org/0000-0002-1239-2000 ID2 https://orcid.org/0000-0001-9873-320X
Received 08.10.2018. Accepted 10.12.2018.
Abstract: The research features the historical and cultural heritage of the Teleuts, an indigenous people of Kuzbass, in particular their national costumes stored in the funds of the museum «Archeology, Ethnography, and Ecology of Siberia» (Kemerovo State University). The museum collections form a basis for scientific historical reconstruction of women's Teleut costume. The paper describes authentic ethnographic items of the main collection and the archives: various collections, field notebooks, expedition diaries, and reports made by scientists of the university, as well as photographs, videos, slides, and sketches. It is the first time the documentary funds have been introduced into scientific use. The research involved the prosopographic database of the scientists who donated valuable collections on the material and spiritual culture of the Teleuts, as well as museum collections of the departments of ethnography and history. The authors also described historical and ethnographic heritage collected by the scientists who organized expeditions in 1960s - late 1990s and donated their collections to the museum. The authors evaluated the contribution the scientists made to the studies of the Teleut culture. In addition, the article introduces an acquisition technique that would guarantee the authenticity of the items related to the Teleut culture.
Keywords: archeological and ethnographic heritage, the Teleuts, scientific expeditions, museum collections, museum reconstruction, women's costume
For citation: Bogolepova L. Z., Belousova N. A. Collections of the Museum of Kemerovo State University as a Basis for Scientific Reconstruction of the Teleut Women's Costume. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, 21(1): 1-9. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
References
1. Kimeev V. M. The ecomuseums of the Tom River District in a post-industrial society: genesis, architectonics, and functions. Tomsk: Izd-vo TGPU, 2008, 452. (In Russ.)
2. Funk D. A. The Bachatsky Teleuts in XVIII - the first quarter of the XX century: historical and ethnographic research. Moscow: IEA RAN, 1993, 325. (In Russ.)
3. Kimeeva T. I. Data acquisition method for the art heritage of the indigenous peoples of the Tom River District: late XIX -early XXI centuries. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriia 1. Problemy obrazovaniia, nauki i kul'tury, 2017, 23(1): 142-154. (In Russ.)
* The research was supported by the Russian Foundation for Humanitarian Sciences (Kuzbass), grant No. 17-11-42006 "Historical reconstruction of elements of the costume of Siberian peoples based on the archaeological and ethnographic materials of museum collections".
DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-1-9
4. Kimeeva T. I. Collection of the Teleut silver jewelry of the Kemerovo State University museum «Archeology, ethnography, and ecology of Siberia. Archeology of Southern Siberia: Proc. dedicated to the 30th anniversary of the Department of Archeology of Kemerovo State University. Kemerovo: Letopis, 2006, iss. 24, 148-151. (In Russ.)
5. Kimeeva T. I., Tydykova L. I. Traditions and crafts of the Bachatsky Teleuts. Kemerovo: Primula, 2011, 120. (In Russ.)
6. Popravko E. A., Dudarenok S. M. Culture research methods. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2008, 286. (In Russ.)
7. Ashurkov V. N., Katsyba D. V., Matiushin G. N. Historical study of local lore. Moscow: Prosveshchenie, 1980, 192. (In Russ.)
8. Katsyba D. V. Material culture of the Bachatsky Teleuts. Kemerovo: KemGU, 1991, 92. (In Russ.)
9. Katsyba D. V. Contents and technique of field practice on historical study of local lore at the university and teacher's college. Kemerovo: b. i., 1992, 84. (In Russ.)
10. Katsyba D. V. The theory and practice of historical study of local lore at school and in higher education institution. Dr. Ped. Sci. Diss. Abstr. Chelyabinsk, 1993, 43. (In Russ.)
11. Katsyba D. V. On the native land. Routes of thematic expeditions across Kuzbass. Kemerovo: Kn. izd-vo, 1966, 108. (In Russ.)
12. Bogolepova L. Z. D. V. Katsyba: a scientist, a local historian, and an ethnographer. Archaeological heritage of Siberia and Central Asia (problems of interpretation and preservation): Proc. Intern. Conf. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2016, 298-302. (In Russ.)
13. Glushkova P. V., Kimeeva T. I. Reconstruction of manufacturing techniques of a traditional women's suit of the Bachatsky Teleuts on materials of museum collections. Fashion and design: historical experience, new technologies. Saint-Petersburg: SPbGUPTD, 2016, 52-58. (In Russ.)
14. Kimeeva T. I. Reconstruction of the elements of traditional culture on materials of collections as the innovative direction in museum business. Cultural space of Eastern Siberia and Mongolia: traditions and innovations of intercultural interaction: Proc. VI Intern. Sci.-Prac. Conf., October 7-8, 2015. Ulan-Ude: Vostochno-Sibirskii gos. in-t kultury, 2015, 334-339. (In Russ.)
15. Kimeeva T. I. Reconstruction techniques of traditional embroidery of the Turkic-speaking peoples of Kuzbass Tom River District as one of the methods of actualization of cultural heritage. Culture and interaction of peoples in museum, scientific and educational processes - the most important factors of the stability of Russia: Proc. Conf., September 21-23, 2016. Omsk: Nauka, 2016, 392-394. (In Russ.)
16. Potapov L. P. Altai clothes. Collection of MAE. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1951, iss. 13, 5-59. (In Russ.)