Научная статья на тему 'Декорированный текстиль бачатских телеутов: коллекционирование, методика научного описания, актуализация в музее'

Декорированный текстиль бачатских телеутов: коллекционирование, методика научного описания, актуализация в музее Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ РОССИИ / БАЧАТСКИЕ ТЕЛЕУТЫ / КОЛЛЕКЦИИ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / АТРИБУЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кимеева Т.И.

В статье определено формирование коллекций по традиционной культуре бачатских телеутов в му-зеях России. Выявлены и охарактеризованы типы декорированного текстиля. Обоснована методика научного описания музейного предмета на основе определенных принципов и приемов. Обозначены методы актуализации технологических приемов декорирования текстиля как части нематериального культурного наследия бачатских телеутов в музее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декорированный текстиль бачатских телеутов: коллекционирование, методика научного описания, актуализация в музее»

УДК 747.023.2:069.5(=1.571.17-81)

Т. И. Кимеева

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ДЕКОРИРОВАННЫЙ ТЕКСТИЛЬ БАЧАТСКИХ ТЕЛЕУТОВ: КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ, МЕТОДИКА НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ В МУЗЕЕ1

В статье определено формирование коллекций по традиционной культуре бачатских телеутов в музеях России. Выявлены и охарактеризованы типы декорированного текстиля. Обоснована методика научного описания музейного предмета на основе определенных принципов и приемов. Обозначены методы актуализации технологических приемов декорирования текстиля как части нематериального культурного наследия бачатских телеутов в музее.

Ключевые слова: музеи России, бачатские телеуты, коллекции, музейный предмет, атрибуция, актуализация.

T. I. Kimeeva Kemerovo State University of Culture, Kemerovo, Russia

THE DECORATED BACHATSKY TEXTILES OF TELEUTS: THE COLLECTING, THE TECHNIQUE OF THE SCIENTIFIC DESCRIPTION, ACTUALIZATION IN THE MUSEUM

The article determines the formation of the collections on the traditional culture of the Bachat Teleuts in Russian museums. The types of the decorated textiles are identified and characterized. The technique of scientific description of museum object is determined, based on certain principles and techniques. The methods of updating of technological decoration of textiles as part of the intangible cultural heritage Bachat Teleuts in the Museum are identified.

Keywords: museums of Russia, bachatsky Teleuts, collections, museum subject, attribution, updating.

Исторические судьбы телеутов, связанные в разные исторические периоды с древнетюркским государством, «Телеутской землицей» и джунгарским ханством, предопределили их современный этнический состав бачатской группой, у которой продолжают сохраняться древний этноним - телеуты и формы хозяйственно-культурной деятельности, вобравшие в себя разнородные традиции их предков. В настоящее время у бачатских телеутов имеется статус коренных малочисленных народов Сибири. Они компактно проживают в Беловском районе в поселках и деревнях: Беково, Челухоево, Верховская, Шан-да, Новобачаты, Черта, Большой Улус. По последней переписи 2010 г. численность этого народа составляет по Кемеровской области 2,5 тыс. человек.

В условиях современности, когда объекты историко-культурного наследия как вещественные, так и нематериальные (традиционные технологии, знания и пр.) не воспроизводятся в естественной среде обитания, бачатские телеуты - единственные из коренных малочисленных народов Притомья, фрагментарно владеющие знаниями технологий и практическими навыками по декорированию текстильных изделий.

Анализ материалов музейных собраний позволяет говорить о преемственности традиций художественного оформления предметов из текстиля у данного народа.

Коллекции предметов, характеризующие традиционную культуру бачатских телеутов, выявлены в результате обследования собраний российских музеев: Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ), Алтайского государственного краеведческого музея (АГКМ), Национального музея им. А. В. Анохина (НМА), Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ), Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (МИКНСДВ ИАЭТ СО РАН), Музея археологии и этнографии Омского государственного университета (МАЭ ОмГУ), музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского госуниверситета (МАЭЭС КемГУ), Новокузнецкого краеведческого музея (НКМ), Кемеровского областного краеведческого музея (КОКМ), Историко-этнографического

1 Работа выполнена в рамках проектов РГНФ № 17-11-42003, 17-11-42006.

музея «Чолкой» (ИЭМЧ), Гурьевского городского краеведческого музея (ГГКМ), Осинниковского городского краеведческого музея (ОГКМ), Прокопьевского краеведческого музея (ПКМ), Ленинск-Кузнецкого краеведческого музея (ЛККМ), этноэкологического музея-заповедника «Тюльберский городок» (ЭМЗТГ) и музея-заповедника «Томская Писаница» (ЭМЗТП) [1, с. 142]. То есть коллекции, характеризующие объекты историко-культурного наследия бачатстких телеутов с первой четверти XX века по современность, рассредоточены в 13 музеях коллекционного типа России и двух музеях под открытым небом Сибири.

Проблема изучения объектов историко-культурного наследия бачатских телеутов в музеях России заключается в том, что большая часть предметов в коллекциях, сформированных в первой половине XX века, входила в состав алтайских, что отмечают сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого [2, с. 73-85]. Поэтому материалы ранних сборов выявить довольно сложно. Поступления в МАЭ начались в 1912 году, когда А. В. Анохин передал вместе с алтайскими материалами два телеутских бубна из улуса Чолухой Томской губернии Кузнецкого уезда. Эти музейные предметы послужили источниками для работы Н. П. Дыренковой по шаманству у бачатских телеутов [3, с. 107-191]. В коллекционных сборах А. В. Анохина художественный текстиль представлен в другом музее - Национальном музее им. Анохина. В НМА декорированный текстиль характеризуют элементы традиционного женского праздничного костюма, в числе которых шелковая рубаха «кунек» начала XX века с воротником, декорированной ручной вышивкой в технике плоской глади с берестяной подложкой и зигзагообразной перевитью по канту. К рубахе пришит нагрудник «тбштбк» с нашитым широким золотым галуном, украшенный вдоль пазушного разреза серебряными пуговицами, декорированными в технике штампа, филиграни и зерни, и пуговицами из крупных бусин с серебряными накладками, изготовленными в этой же технике. Вторым элементом костюма является атласный халат «чиймек», воротник которого украшен старинной полосой золотого галуна, также оконтуренным кантом, перевитым вручную зигзагом из позолоченной нити. Концы воротника декорированы парой шелковых кистей с каждой стороны, изготовленных вручную и прикрепленных с помощью узла-вензеля.

В 1920-е годы, когда в Сибири развивается научно-краеведческое направление, начинают формироваться телеутские коллекции Кузнецкого (НКМ) и Щегловского (КОКМ) музеев, пополняемые до 1960-х годов. Представляют интерес в плане исследования технологий декорирования: плетение шнуров для оформления грудного разреза одежды, вышивка воротников женской рубахи «кунек» и нагрудников «тбштбк», декорирование пазушных разрезов серебряными сферическими пуговицами, изготовление шелковых кистей для воротника женских праздничных халатов «чиймек», простежка д емисезонных халатов «сырмал», которые носили и женщины и мужчины. В КОКМ декоративная простежка представлена еще и женской безрукавкой «купайкой». В коллекциях зафиксированы также ритуальные покрывала «кбжбгб» и подзоры для кровати, изготовленные в технике лоскутной мозаики.

Для 1960-1980-х годов характерна организация экспедиций по изучению коренных народов Сибири. С 1965 по начало 1980-х годов в поселениях бачатских телеутов - Шанда, Беково, Чолкой, Верхов-ская собирали материал под руководством известного кузбасского краеведа Д. В. Кацюбы члены исто-рико-этнографического лагеря «Кузбасс», созданного на базе исторического факультета Кемеровского пединститута. Декорированный текстиль этого периода сборов аналогичен тому, что отличает предметы коллекций первой половины XX века. Материалы передавались в целый ряд музеев Кемеровской области - МАЭЭС КемГУ, ОГКМ и др.

В 1966 и 1969 годах традиционную культуру бачатских телеутов обследовала в деревне Верховская и селе Беково участник отряда Алтайского отряда Дальневосточной этнографической экспедиции Е. М. Тощакова, передавшая собранные ею предметы в фонды МИКНСДВ ИАЭТ СО РАН. В 1960-е годы фонды ПКМ пополнились телеутскими рубахами с традиционной вышивкой и коваными серебряными пуговицами, домоткаными поясами. Как показывает анализ материалов музейных коллекций, набор художественного текстиля отличается стабильным составом, нет изменений и в технологиях декорирования.

В результате посещения Беловского района членами экспедиции Омского государственного университета в 1970-е - начале 1980-х годов в собрания МАЭ ОмГУ поступили телеутские предметы, среди которых традиционная рубаха «кунек» и старинный женский нагрудник «тбштбк», техника декорирования которых соответствует описанной выше.

В этот же период студенческий отряд кемеровского этнографа В. М. Кимеева собирает материал в телеутских поселках Беково, Шанда и др., составивший собрание музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Телеутские материалы характеризует наличие вышитых воротников женской одежды и сшитых в технике лоскутной мозаики культовых покрывал «кбжбгб».

Сборы конца 1980-х - середины 1990-х годов, пополнившие коллекции МИКНСДВ ИАЭТ СО РАН, МАЭЭС КемГУ и МЗТП, связаны с экспедиционной деятельностью новосибирского этнографа

И. В. Октябрьской, кемеровского этнографа В. М. Кимеева и сотрудников музея-заповедника «Томская Писаница». Декоративное народное искусство характеризуют украшающие грудной разрез женских рубах, халатов и нагрудников серебряные старинные пуговицы, а также вышитые в технике плоской глади по берестяной подложке воротники и т. д.

В 1990-е годы формируется коллекция историко-этнографического музея «Чолкой», организованного в естественной среде традиционного проживания бачатских телеутов. В ее составе имеется целый ряд предметов, отражающих художественные ремесла народа - владение техникой вышивки элементов костюма, их декорирования серебряными сферическими пуговицами и пуговицами из бусин с серебряными накладками, а также техникой лоскутной мозаики для изготовления текстильных культовых покрывал «кбжбгб».

Как показывает анализ материалов музейных коллекций, собранных с начала XX века по настоящее время, набор художественного текстиля отличается стабильным составом, не изменяются технологии декорирования. То есть художественный текстиль бачатских телеутов характеризуется традиционностью -устойчивой, длительной во времени и распространяющейся в определенном этническом пространстве.

Коллекционирование способствует формированию музейных коллекций, представляющих собой «совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность ...как единое целое» [4, с. 53]. Изучение материалов музейных коллекций предусматривает анализ коллекционных описей музея, исследование музейного предмета, в данном случае имеющего отношение к художественному текстилю. Включение предмета в музейное собрание происходит в рамках атрибуции, целью которой является определение основных характеристик на основании выявления и определения его отличительных признаков и свойств.

Методика анализа музейного предмета предполагает использование определенных принципов и приемов. Основным принципом является ориентирование на изучение предметов-подлинников -истинных, оригинальных предметов, первоисточников знаний о культуре конкретного народа. Анализируя музейный предмет в целях извлечения из него информации о нем как объекте историко-культурного наследия, необходимо использовать приемы, характеризующие его отдельные элементы, а затем синтезировать сведения о них в единое целое. Последовательность изучения музейного предмета как объекта художественного наследия опирается на современные музееведческие исследования [5, с. 139-140]. Она включает:

- определение типовой принадлежности музейного предмета (элемент традиционного костюма, предмет интерьера жилища и т. д.);

- определение конструктивных элементов музейного предмета и расположения на них декора;

- выявление технологий декорирования текстиля (вышивка, окантовка, перевить, простежка, и др.);

- определение типа декора в соответствии с принятой в этнографическом музееведении классификацией (геометрический, космогонический);

- определение семантики декоративных элементов;

- составление описания музейного предмета как объекта историко-культурного наследия.

Предлагаемый подход позволит составить описание музейного предмета как объекта художественного наследия, в котором будет отражены все присущие ему характеристики.

К сожалению, анализ музейной документации (инвентарных книг, инвентарных карточек/научных паспортов) показал, что в ней не раскрываются технологии декорирования и семантика декоративных элементов текстиля бачатских телеутов. Хотя именно эти критерии раскрывают нематериальную составляющую музейного предмета, выявление которой будет способствовать актуализации художественного наследия, то есть его сохранению и включению в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации в музее.

Актуализация нематериальной составляющей художественного наследия в музейной деятельности может быть реализована в рамках различных форм культурно-образовательной деятельности музеев (интерактивная экскурсия, мастер-класс и др.) посредством методов интерпретации, фиксации, реконструкции и моделирования.

Интерпретация технологий декорирования и семантики декора как нематериальных объектов осуществляется посредством музейных предметов. Фиксация может быть осуществлена только при наличии носителя традиции, транслирующего ее, что представляется возможным относительно плетения шнура «тек» для украшения пазушного разреза одежды и петель для застегивания на пуговицы, вышивки текстиля в технике плоской глади по берестяной подложке, зигзагообразная перевить канта, нашивка сферических пуговиц на пазушный разрез, фрагментарно воспроизводимыми в традиционной среде бытования бачатских телеутов.

Реконструкция реализуется на исчерпывающих данных о приемах декорирования при соблюдении традиционных технологий, традиционной орнаментации и использовании соответствующих материалов.

В данном случае проблема заключается в использовании материала, например, серебряных пуговиц для их нашивания в ряд вдоль пазушного разреза женских рубах «кунек» и нагрудников «тбштбк», а также золотого галуна для декорирования воротников. Традиция штамповки серебряных пуговиц на специальной матрице в условиях современности в естественной среде бытования утрачена и носителей традиции относительно их изготовления нет.

Моделирование является одним из предпочтительных методов для его применения в современной социокультурной ситуации, так как предусматривает воссоздание объекта художественного наследия на основе гипотез и аналогий. Что позволяет заменить серебряные сферические пуговицы покупными бусинами, а старинный золотой галун - соответствующей тесьмой.

В процессе актуализации осуществляется трансляция выявленной при изучении музейных предметов информации, сохраняется и включается в современное социокультурное пространство утраченная в естественной среде бытования часть историко-культурного наследия. Актуализация может быть реализована на основе результатов исследования музейных предметов в экспозиционной; культурно-образовательной (экскурсии, в том числе интерактивные, мастер-классы, музейные праздники и пр.); научной (публикации) формах.

Продуктивным и привлекающим в музей посетителей является использование приема интерактивности при презентации в культурно-образовательной деятельности музеев технологий декорирования текстиля бачатских телеутов. Что реализуется в деятельности музеев Кемеровской области по инициативе преподавателей и студентов кафедры музейного дела Кемеровского института культуры и искусств, занимающихся изучением музейных собраний и объектов нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов и русских старожилов Притомья и его актуализацией в музее [6, с. 195-201]. На основе метода фиксации, посредством трансляции традиции ее носителями сохранение и включение в музейное пространство реализуется в культурно-образовательной деятельности Историко-этнографического музея «Чолкой». Применения метода моделирования для презентации технологий декорирования элементов костюма (воротников, изготовление шелковой кисти как антропоморфного оберегательного символа и др.) реализованы в интерактивных акциях и экскурсиях музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета», экому-зея-заповедника «Тюльберский городок» и в образовательных учреждениях области. Включение традиционных элементов в современную культуру способствует презервации их от утраты.

Список литературы

1. Кимеева, Т. И. Методика сбора материала по художественному наследию коренных народов При-томья: конец XIX - начало XXI веков / Т. И. Кимеева // Известия Уральского федерального университета. -Сер. 1. - Проблемы образования, науки и культуры. - Екатеринбург, 2017. - Т. 23. - № 1 (159). - С. 142-155.

2. Дьяконова, В. П. Этнографические коллекции 30-х годов по алтайцам и хакасам в собрании МАЭ / В. П. Дьяконова, Н. И. Клюева // Собрания Музея Антропологии и этнографии АН СССР. - Ленинград : Наука, 1980. - С. 73-85.

3. Дыренкова, Н. П. Материалы по шаманству у телеутов / Н. П. Дыренкова // Сборник Музея Антропологии и этнографии. - Москва-Ленинград : Изд-во АН СССР, 1949. - Т. X. - С. 107-191.

4. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 47 68.

5. Старинкова, Е. В. Музейный предмет как текст культуры : дис. ... канд. культурологии / Е. В. Старин-кова. - Санкт-Петербург, 2014. - 270 с.

6. Глушкова, П. В. Актуализация нематериального культурного наследия народов кузбасского Притомья в музее «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева // Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении этнокультурного наследия. - Томск : Изд-во Том. ун-та. - С. 195-201.

УДК 069::004.451.55

Е. С. Лапин

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

МУЗЕЙНЫЙ ГИПЕРТЕКСТ: АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ

Данная работа описывает способы понимания музейного гипертекста. Автор предлагает характеристику музейного гипертекста как надтекста, основанного на музейной экспозиции, как гипертекста, формирующегося между музеями, части гипертекста мировой культуры, а также как электронного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.