Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА С ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА С ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАСЕЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / POPULATION / PUBLIC ADMINISTRATION / DIGITAL TECHNOLOGY / PRIVATE BUSINESS / ELECTRONIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С.

Цель. В статье анализируются условия использования средств электронно-цифровой коммуникации между представителями органов государственного и муниципального управления, субъектами частного бизнеса и населением, что происходит при наличии широкого спектра вариантов дальнейшего социально-экономического партнерства. Необходимо нахождение наиболее оптимальных форм государственно-частного сотрудничества на основе широкого применения цифровых технологий, способствующих разработке и реализации эффективных управленческих решений, как всесторонне обоснованных вариантов дальнейшего развития экономических систем в России на федеральном и региональном уровне. Также устанавливается специфика электронно-цифровой поддержки, указанные варианты результативного государственно-частного взаимодействия реализуются при необходимом финансово-ресурсном обеспечении функционирования электронно-цифровых средств поддержания информационных коммуникаций между населением, субъектами частного предпринимательства и органами публичного управления. Структура/методология/подход. Перспективные варианты электронно-цифрового сотрудничества представителей общественности, бизнес-сообщества и структур государственно-муниципального управления рассматриваются посредством применения методов структурно-функционального анализа элементов современных информационно-цифровых коммуникаций. Происходит обобщение различных форм финансового обеспечения применения перспективных электронных технологий, способствующих устранению неопределенности при построении конструктивного трехстороннего взаимодействия населения, субъектов частного сектора экономики и органов публичного управления. Результаты. По итогам проведенного исследования сформулирована комплексная, многофакторная финансово-ресурсная система обеспечения процессов предоставления государственно-муниципальных услуг в электронном режиме отдельным гражданам, а также оказание поддержки субъектам частного бизнеса. Одним из ключевых условий предоставления государственной поддержки различным частным компаниям выступает применение инновационных средств организации и осуществления деятельности, что способствует повышению уровня качества экономических продуктов, способных удовлетворять потребности населения различных территорий. Практические последствия. Полученные результаты исследования способны повысить уровень эффективности финансирования процессов модернизации в структурных элементах функционирования субъектов бизнес-сообщества, что, в свою очередь, обеспечивает повышение уровня полученных доходов частных компаний. Электронно-цифровой формат партнерства населения, частного бизнеса и органов публичного управления обеспечивает систематизацию и упорядочивание информационного сопровождения перемещения финансовых средств в современных социально-экономических отношениях в России. Оригинальность/значение. Применение современных электронно-цифровых технологий способствует всесторонней идентификации специфики вариантов финансирования и использования предоставленных финансовых средств при построении перспективной структуры партнерства несения, структурных элементов частного предпринимательства и органов государственно-муниципального администрирования.The article analyzes the conditions for the use of electronic digital communication tools between representatives of state and municipal authorities, private business entities and the population, which happens in the presence of a wide range of options for further socio-economic partnership. Thus, the most optimal forms of public-private cooperation are found on the basis of the widespread use of digital technologies that contribute to the development and implementation of effective management decisions, as comprehensively substantiated options for the further development of economic systems in Russia at the federal and regional levels. It also establishes the specifics of electronic digital support, these options for effective public-private interaction is provided with the necessary financial and resource support for the functioning of electronic digital means of maintaining information communications between the population, private business entities and public administration authorities. Promising options for electronic-digital cooperation of representatives of the public, business community and structures of state and municipal administration are considered through the use of methods of structural and functional analysis of elements of modern information and digital communications. There is a generalization of various forms of financial support for the use of promising electronic technologies that contribute to the elimination of uncertainty in the construction of constructive tripartite interaction between the population, subjects of the private sector of the economy and public administration authorities. Based on the results of the study, a comprehensive, multifactorial financial and resource system was formulated to ensure the processes of providing state-municipal services in electronic mode to individual citizens, as well as providing support to private business entities. One of the key conditions for the provision of state support to various private companies is the use of innovative means of organizing and carrying out activities, which helps to improve the quality of economic products that can meet the needs of the population of different territories. The obtained results of the study are able to increase the level of efficiency of financing the modernization processes in the structural elements of the functioning of the subjects of the business community, which, in turn, ensures an increase in the level of income received by private companies. The electronic-digital format of partnership between the population, private business and public authorities ensures the systematization and streamlining of information support for the movement of funds in modern socio-economic relations in Russia. The use of modern electronic digital technologies contributes to the comprehensive identification of the specifics of financing options and the use of the provided financial resources in the construction of a promising partnership structure, structural elements of private entrepreneurship and state and municipal administration bodies.The article analyzes the conditions for the use of electronic digital communication tools between representatives of state and municipal authorities, private business entities and the population, which happens in the presence of a wide range of options for further socio-economic partnership. Thus, the most optimal forms of public-private cooperation are found on the basis of the widespread use of digital technologies that contribute to the development and implementation of effective management decisions, as comprehensively substantiated options for the further development of economic systems in Russia at the federal and regional levels. It also establishes the specifics of electronic digital support, these options for effective public-private interaction is provided with the necessary financial and resource support for the functioning of electronic digital means of maintaining information communications between the population, private business entities and public administration authorities. Promising options for electronic-digital cooperation of representatives of the public, business community and structures of state and municipal administration are considered through the use of methods of structural and functional analysis of elements of modern information and digital communications. There is a generalization of various forms of financial support for the use of promising electronic technologies that contribute to the elimination of uncertainty in the construction of constructive tripartite interaction between the population, subjects of the private sector of the economy and public administration authorities. Based on the results of the study, a comprehensive, multifactorial financial and resource system was formulated to ensure the processes of providing state-municipal services in electronic mode to individual citizens, as well as providing support to private business entities. One of the key conditions for the provision of state support to various private companies is the use of innovative means of organizing and carrying out activities, which helps to improve the quality of economic products that can meet the needs of the population of different territories. The obtained results of the study are able to increase the level of efficiency of financing the modernization processes in the structural elements of the functioning of the subjects of the business community, which, in turn, ensures an increase in the level of income received by private companies. The electronic-digital format of partnership between the population, private business and public authorities ensures the systematization and streamlining of information support for the movement of funds in modern socio-economic relations in Russia. The use of modern electronic digital technologies contributes to the comprehensive identification of the specifics of financing options and the use of the provided financial resources in the construction of a promising partnership structure, structural elements of private entrepreneurship and state and municipal administration bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА С ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ Кайль Я.Я.,

д.э.н., доцент, профессор кафедры управления персоналом и экономики в сфере образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет г. Волгоград, Россия E-mail: kailjakow@mail.ru Ламзин Р.М.,

старший преподаватель кафедры управления персоналом и экономики в сфере образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет г. Волгоград, Россия E-mail: rom.lamzin@yandex.ru Епинина В.С.,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Волгоградский государственный университет г. Волгоград, Россия E-mail: v.epinina@rambler.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ

КОММУНИКАЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАСЕЛЕНИЯ И БИЗНЕСА С ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ1

JEL classification: M15, M38, M48, O32

Аннотация

Цель. В статье анализируются условия использования средств электронно-цифровой коммуникации между представителями органов государственного и муниципального управления, субъектами частного бизнеса и населением, что происходит при наличии широкого спектра вариантов дальнейшего социально-экономического партнерства. Необходимо нахождение наиболее оптимальных форм государ-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 19-010-00103.

ственно-частного сотрудничества на основе широкого применения цифровых технологий, способствующих разработке и реализации эффективных управленческих решений, как всесторонне обоснованных вариантов дальнейшего развития экономических систем в России на федеральном и региональном уровне. Также устанавливается специфика электронно-цифровой поддержки, указанные варианты результативного государственно-частного взаимодействия реализуются при необходимом финансово-ресурсном обеспечении функционирования электронно-цифровых средств поддержания информационных коммуникаций между населением, субъектами частного предпринимательства и органами публичного управления.

Структура/методология/подход. Перспективные варианты электронно-цифрового сотрудничества представителей общественности, бизнес-сообщества и структур государственно-муниципального управления рассматриваются посредством применения методов структурно-функционального анализа элементов современных информационно-цифровых коммуникаций. Происходит обобщение различных форм финансового обеспечения применения перспективных электронных технологий, способствующих устранению неопределенности при построении конструктивного трехстороннего взаимодействия населения, субъектов частного сектора экономики и органов публичного управления.

Результаты. По итогам проведенного исследования сформулирована комплексная, многофакторная финансово-ресурсная система обеспечения процессов предоставления государственно-муниципальных услуг в электронном режиме отдельным гражданам, а также оказание поддержки субъектам частного бизнеса. Одним из ключевых условий предоставления государственной поддержки различным частным компаниям выступает применение инновационных средств организации и осуществления деятельности, что способствует повышению уровня качества

экономических продуктов, способных удовлетворять потребности населения различных территорий.

Практические последствия. Полученные результаты исследования способны повысить уровень эффективности финансирования процессов модернизации в структурных элементах функционирования субъектов бизнес-сообщества, что, в свою очередь, обеспечивает повышение уровня полученных доходов частных компаний. Электронно-цифровой формат партнерства населения, частного бизнеса и органов публичного управления обеспечивает систематизацию и упорядочивание информационного сопровождения перемещения финансовых средств в современных социально-экономических отношениях в России.

Оригинальность/значение. Применение современных электронно-цифровых технологий способствует всесторонней идентификации специфики вариантов финансирования и использования предоставленных финансовых средств при построении перспективной структуры партнерства несения, структурных элементов частного предпринимательства и органов государственно-муниципального администрирования.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, население, публичное управление, цифровая технология, частный бизнес, электронная коммуникация.

Ya. Ya. Kayl, R.M. Lamzin, V.S. Epinina

UPDATING THE USE OF ELECTRONIC COMMUNICATION MEANS IN INTERACTION OF THE POPULATION AND BUSINESS

WITH PUBLIC AUTHORITIES UNDER UNCERTAINTY

Annotation

The article analyzes the conditions for the use of electronic digital communication tools between representatives of state and municipal authorities, private business entities and the population, which happens in the presence of a wide range of options for further so-

cio-economic partnership. Thus, the most optimal forms of public-private cooperation are found on the basis of the widespread use of digital technologies that contribute to the development and implementation of effective management decisions, as comprehensively substantiated options for the further development of economic systems in Russia at the federal and regional levels. It also establishes the specifics of electronic digital support, these options for effective public-private interaction is provided with the necessary financial and resource supportfor the functioning of electronic digital means of maintaining information communications between the population, private business entities and public administration authorities.

Promising options for electronic-digital cooperation of representatives of the public, business community and structures of state and municipal administration are considered through the use of methods of structural and functional analysis of elements of modern information and digital communications. There is a generalization of various forms of financial supportfor the use of promising electronic technologies that contribute to the elimination of uncertainty in the construction of constructive tripartite interaction between the population, subjects of the private sector of the economy and public administration authorities.

Based on the results of the study, a comprehensive, multifactorial financial and resource system was formulated to ensure the processes of providing state-municipal services in electronic mode to individual citizens, as well as providing support to private business entities. One of the key conditions for the provision of state support to various private companies is the use of innovative means of organizing and carrying out activities, which helps to improve the quality of economic products that can meet the needs of the population of different territories.

The obtained results of the study are able to increase the level of efficiency of financing the modernization processes in the structural elements of the functioning of the subjects of the business community, which, in turn, ensures an increase in the level of income received by private companies. The electronic-

digital format of partnership between the population, private business andpublic authorities ensures the systematization and streamlining of information support for the movement of funds in modern socio-economic relations in Russia.

The use of modern electronic digital technologies contributes to the comprehensive identification of the specifics of financing options and the use of the provided financial resources in the construction of a promising partnership structure, structural elements of private entre-preneurship and state and municipal administration bodies.

Keywords: public-private partnership, population, public administration, digital technology, private business, electronic communication.

Введение

Неопределенность современных социально-экономических отношений, и в частности государственно-частного партнерства, а также сотрудничества населения с представителями предпринимательского сообщества и органов публичного управления, представляет собой ситуацию в производственно-потребительских процессах, которая имеет следующие признаки:

- наличие широкого спектра вариантов дальнейшего протекания экономических процессов, которым невозможно дать полную и всестороннюю оценку с точки зрения их эффективности и результативности финансирования государственной поддержки частнопредпринимательской деятельности и предоставления публичных услуг населению;

- неоднозначность выбора наиболее оптимальных вариантов построения трехстороннего сотрудничества субъектов государственно-муниципального администрирования, представителей бизнес-сообщества и населением.

- недостаточный уровень информационного сопровождения различных экономических операций, в частности вложения и использования финансовых средств, в системе коммерческого и некоммерческого секторов экономики, а также в рамках

функционирования органов государственного и муниципального управления, составляющих публично-управленческую структуру регулирования экономических взаимосвязей.

В связи с этим повышенную актуальность имеют процессы активного использования современных электронно-цифровых технологий при необходимом уровне финансирования мероприятий, направленных на модернизацию информационных коммуникаций между тремя секторами современных социально-экономических отношений:

- первый сектор - совокупность государственных органов, составляющих системы федерального и регионального управления и регулирования различных экономических процессов;

- второй сектор - различные формы организации осуществления частного бизнеса в виде индивидуального предпринимательства и деятельности частных компаний;

- третий сектор - некоммерческие общественные организации, представляющие социальные интересы отдельный категорий граждан, а также сами эти граждане и население тех или иных территорий на уровне Российской Федерации, в субъектах РФ и в отдельных муниципальных образованиях.

Таким образом, необходимо построение структуры электронно-цифрового межсекторного сотрудничества за счет эффективного финансирования со стороны государственно-муниципальной бюджетной системы и целенаправленного частнопредпринимательского инвестирования. С этим связано рациональное применение сформированных денежных средств в рамках перспективных проектов дальнейшего развития социально-экономических отношений. Во многом это связано с широким использованием передовых компьютерных технологий и средств индивидуальной мобильной связи. В свою очередь, максимально полная информация о происходящих экономических операциях, которая систематизируется при помощи цифровых средств, выступает устойчивой основой для адекватной оценки объектов возможного инвестирования. Данными объектами могут являться, например, сельскохозяйственные

организации, использующие инновационные технологии выпуска качественного продовольствия, частные транспортные компании, предоставляющие услуги по перевозкам населения и выполнения государственных и муниципальных заказов. Указанные процессы социально-экономического применения информационно-цифровых технологий могут быть рассмотрены на макрорегиональном уровне государственного регулирования экономических отношений, что отражается при тесном взаимодействии федеральных органов управления и структур государственного администрирования в отдельных субъектах РФ.

Тем самым происходит формирование комплексной многофункциональной электронно-цифровой системы регулирования движения денежных средств в деятельности частных компаний и индивидуального предпринимательства, получаемых в виде финансовой поддержки со стороны системы государственного управления, а также в формате различных платежей со стороны населения за выпускаемые товары и услуги.

Методы и материалы

Рассмотрение специфики электронно-цифрового партнерства представителей государственно-муниципальных управленческих структур, частнопредпринимательских структур и населения связано с использованием метода структурно-функционального анализа с определением различных характеристик цифровых технологий. Данные технологии могут применяться в процессе организации и ведения учета различных затрат и вложений финансовых

средств в системе поддержки частного и общественного секторов экономики.

Установление финансово-ресурсных и информационно-технологических характеристик указанного трехстороннего взаимодействия отразилось в применении методов системного подхода к особенностям современных информационных коммуникаций, а также анализа процессов их модернизации на основе соответствующего финансирования [22, 23].

Рассматривая уровень указанного финансирования, следует учесть объемы инвестиций в основной капитал, которые производятся на уровне федеральных округов. Это характеризует тесное сочетание двух структурных уровней государственного управления (федерального и регионального) и, соответственно, разных уровней финансово-экономической поддержки частного предпринимательства, и прежде всего субъекты малого и среднего бизнеса. Также на этом уровне просматривается характер сотрудничества общественных некоммерческих организаций и населения с государственными структурами регулирования экономических процессов.

Обозначенный объем инвестирования можно продемонстрировать на примере Южного федерального округа (ЮФО) по соответствующим субъектам РФ, что происходит из различных источников и напрямую обеспечивает необходимую финансовую основу развития цифровых технологий при инновационном развитии информационных коммуникаций в структуре трехстороннего межсекторного взаимодействия (табл. 1).

Таблица 1 - Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в ЮФО (млн руб.)

Субъект РФ в составе ЮФО 2017 2018 2019 Средний показатель

Краснодарский край 484105 515316,773 439634,976 479685,583

Ростовская область 319287 264870,553 282969,81 289042,454

Волгоградская область 190770 183096,526 199489,535 191118,687

Астраханская область 144093 110279,5 95657,77 116676,757

Республика Адыгея 22858 30600,14 42380,961 31946,367

Республика Калмыкия 10448 12422,681 16034,815 12968,499

Республика Крым 195377 296423,131 199820,919 230540,35

г. Севастополь 30382 42793,964 43023,278 38733,081

Источник: составлена авторами по [12, 1 13, 14].

В таблице 1 указаны показатели основных объемов инвестирования и финансово-ресурсного обеспечения по восьми субъектам РФ, которые производились на протяжении трех лет. В данном периоде усматривается неоднозначная тенденция, что проявляется как в снижении, как это проявляется в Краснодарском крае или Астраханской области, так и в повышении, например в Адыгее и Калмыкии, хотя общий уровень экономического развития и, соответственно, использования в социально-экономических коммуникациях цифровых технологий происходит в Краснодарском крае и Ростовской области. С учетом уровня числовых показателей за указанные три года был рассчитан средний показатель инвестирования по соответствующим регионам, что подтверждает лидирующие позиции по финансовому обеспечению двух уже указанных субъектов РФ (Краснодарский край и Ростовская область). Общий объем инвестирования подразумевает уровень использования и технологического обеспечения электронных средств сбора, анализа и обобщения информации как одного из ключевых

ресурсов модернизации экономических систем на различных уровнях взаимодействия населения, бизнес-сообщества и системы публичного управления.

В свою очередь, соответствующие объемы инвестирования в региональную экономику определяют различные масштабы применения информационных технологий, которые обеспечиваются передовыми электронно-цифровыми средствами ускоренного накопления и перемещения различных информационных данных. При этом происходит электронно-информационная поддержка финансовых операций между различными экономическими субъектами и отдельными гражданами. В связи с этим на макрорегиональном уровне социально-экономического межсекторного партнерства следует отметить характер использования различными организациями (в том числе органами государственного и муниципального управления, организациями, составляющими государственный сектор экономики) и домашними хозяйствами как понятие, определяющее уровень экономической активности населения, цифровых информационных технологий (табл. 2).

Таблица 2 - Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях и домашних хозяйствах при доступе к широкополосному интернету в ЮФО (в процентах от общего числа обследованных организаций и домохозяйств соответствующего субъекта РФ)

Субъект РФ в составе ЮФО 2016 2017 2018 Средний показатель

Организации Домашние хозяйства Орга-низа-ции Домашние хозяйства Орга-низа-ции Домашние хозяйства Орга-низа-ции Домашние хозяйства

Краснодарский край 79,8 71,7 85,1 68,1 87,8 63,0 84,2 67,6

Ростовская область 77,9 79,6 78,2 77,9 88,5 78,1 81,5 78,5

Волгоградская область 71,5 75,4 71,3 75,1 78,8 76,0 73,9 75,5

Астраханская область 85,2 73,3 85,2 74,5 88,5 80,8 86,3 76,2

Республика Адыгея 88,7 69,6 89,0 74,5 89,1 76,2 88,9 73,4

Республика Калмыкия 74,0 63,9 76,1 71,2 77,5 62,1 78,9 65,7

Республика Крым 92,1 74,0 93,6 81,3 87,8 81,4 91,2 78,9

г. Севастополь 56,2 80,5 64,3 82,5 90,1 79,2 70,2 80,7

Источник: составлена авторами по [12, 13, 1

Показатели таблицы 2 также взяты за период в три года и представляют масштабы применения основных электронно-информационных средств доступа к широкополосному интернету с целью получения разнонаправленных сведений, касающихся различных сторон экономики субъектов РФ. Также рассчитаны средние показатели за анализируемый трехлетний период, что также подразумевает учет общего уровня развития ключевых отраслей экономики в регионах ЮФО. Усматривается устойчивая положительная динамика расширения процессов использования цифровых технологий в Краснодарском крае и Ростовской области организациями различных форм собственности. Также происходит незначительное увеличение по другим субъектам РФ. При этом процентные показатели использования домашними хозяйствами передовых электронных средств также демонстрируют участие большинства граждан в современном электронно-информационном взаимодействии, но поступательная динамика увеличения такого показателя является незначительной, что особенно представлено на примере Волгоградской и Астраханской областей.

Результаты исследования

Представленные показатели объемов инвестирования и применения инновационных электронных технологий обмена информационными ресурсами на макрорегио-нальном уровне определяют процесс расширения социально-экономических коммуникаций между отдельными гражданами, частными компаниями и предпринимателями с органами государственно-публичного управления. Осуществляется оптимальный процесс модернизации электронных средств обработки и обмена информацией, хотя это во многом зависит от объемов капиталовложения по отдельным регионам и уровня жизни населения.

Экономически эффективное государственно-частное партнерство основано на построении продуктивной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Ключевыми структурными элементами данной инфраструктуры выступают

электронные средства поддержания беспроводной связи и подключения к различным локальным электронным сетям и сети Интернет [3, 17]. Тем самым обеспечивается процесс формирования цифровой экономики, в рамках которой существенно ускоряются процессы реализации финансовых операций при создании единой информационной среды предоставления общественных экономических услуг посредством электронного партнерства граждан и органов государственного и муниципального управления.

Для поддержания дальнейшего инновационного развития социально-экономических коммуникаций следует отметить необходимость проведения ряда мероприятий:

- расширение электронно-технологических возможностей государственно-муниципального контроля по вопросам предотвращения незаконного овладения и использования различной информации, составляющей коммерческую тайну и персональные сведения об отдельных гражданах [2];

- обеспечение непрерывного совершенствования средств электронной поддержки и дополнительной проверки электронных операций, связанных с совершение государственным финансированием, кредитованием и переводом денежных средств в системе государственно-частного партнерства [11, 25];

- расширение спектра реализуемых функций органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях в формате устойчивого функционирования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) для дальнейшего выполнения действий по поддержанию функционирования личных кабинетов для юридических и физических лиц [5, 19];

- внесение своевременных поправок в действующее законодательство и специальные нормы регулирования по вопросам поддержания трехстороннего электронно-коммуникационного партнерства населения, частного бизнеса и должностных лиц органов публичной власти [18];

- технологическое поддержание режима непрерывного использования и безопасности облачных электронных технологий в деятельности государственных и муниципальных структур управления, специализирующихся по вопросам финансовой поддержки субъектов частного предпринимательства.

Обсуждение

Указанные действия по усовершенствованию электронно-цифровых коммуникаций включают мероприятия по модернизации функционирования интернет-сайтов государственных органов, что, например, проявляется в непрерывном обновлении программно-технического комплекса. В частности, это выражается в реализации ускоренной обработки обращений граждан или представителей частных компаний, перестройке и обновлении подсистем поиска необходимых сведений на сайтах государственных органов, а также обеспечение функционирования подсистемы СМС-рассылки как одной из основных форм оповещения заявителей.

В рамках модернизации работы сайтов структур исполнительной власти в субъектах РФ с целью расширения электронного партнерства с бизнес-сообществом и гражданами могут быть приняты следующие меры:

- непрерывное обновление электронных ресурсов и возможностей сайтов по предоставлению публичных услуг при условии упрощенного порядка подачи различных заявлений и сообщений от граждан и сотрудников частных компаний [1];

- обеспечение повышенной степени кибербезопасности реализации операций по информационному обмену, связанных с использованием документов и сведений, касающихся права собственности на недвижимость и использование денежных средств [4];

- постепенная реализация процессов регулирования со стороны органов публичного управления информационных потоков в сети Интернет при упорядочивании коммуникаций с общественными организациями и частными компаниями [8, 20].

Порядок модернизации указанного электронного цифрового партнерства напрямую зависит от различных форм финансирования инновационного развития компьютерных технологий и средств современных электронных коммуникаций, которые могут применяться в отдельных организациях.

Практически каждый из возможных вариантов финансирования процессов использования современных цифровых технологий как одного из вариантов инновационного развития проявления предпринимательских инициатив и порядка электронного обеспечения предоставления, общественных благ имеет свои проблемы и способы их устранения, что можно отразить в обобщенном виде (табл. 3).

В таблице 3 указаны различные формы финансирования функционирования частных компаний и общественных организаций, одним из ключевых оснований которого выступает разработка и реализация инновационных проектов, связанных с расширением использования электронно-цифровых технологий с целью повышения уровня качества услуг, оказываемых населению. Каждая из указанных форм связана с наличием определенных проблем и экономических рисков, что выражается в достаточно значительной вероятности полной и частичной потери вложенных денежных средств. Хотя успешная реализация инновационных преобразований, формирование востребованности на рынке полученных результатов научных исследований и электронно-технологических средств обработки многоаспектных массивов информации способны принести значительные доходы для инвесторов. Таким образом, цифровые технологии являются одним из ключевых экономических ресурсов для производства и создания нового продукта в виде практико-ориентированного проекта, а также разновидностью современного продукта, организаций, осуществляющих и поддерживающих научную деятельность.

Источник: составлена авторами по [6, 7, 10, 15, 16].

Таблица 3 - Источники финансирования развития электронно-цифровых технологий в различных организациях

Источники получения финансовых средств Проблемы функционирования Варианты решения выявленных проблем

Средства федеральных целевых программ и внебюджетных фондов - низкий уровень эффективности освоения предоставленных средств в соответствии с расширением использования цифровых технологий; - нечеткое определение порядка управления финансовыми средствами в соответствии с отдельными задачами электронно-цифрового поддержания реализации проектов - всестороннее электронно-техническое обеспечение государственных органов, выполняющих функции поддержки малого и среднего бизнеса; - организация электронной поддержки порядка взаимодействия органов публичной власти и общественных некоммерческих организаций

Общественные научные фонды - недостаточная прозрачность процесса анализа и выбора потенциально продуктивных научно-технических проектов; - усложненный формат подачи заявок и широкий спектр формальностей, которые требуется выполнить при получении денежных средств - упрощение операций по мониторингу различных характеристик инновационных инициатив со стороны независимых экспертов; - упрощение процедур обоснования и оформления заявок на получение денежных средств

Венчурные фонды - высокий уровень риска возврата предоставленных средств; - высокий риск нестабильности реализации научных проектов в условиях экономической неопределенности - реализация непрерывного электронного мониторинга со стороны сотрудников фондов за порядком реализации финансируемых проектов

Инновационные кредиты - неопределенность оптимального срока возмещения вложенных средств; - усложненный характер установления степени вероятности финансовых рисков - при обеспечении обязательств заемщика (частной компании, индивидуального предпринимателя) следует установить поручительство кредитоспособных клиентов; - расширение требований к качеству анализа на этапе оценки кредитоспособности заемщиков и поручителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая проблематику и специфику государственного финансирования совершенствования электронно-коммуникационных технологий, следует отметить необходимость выделения денежных средств из федеральной казны, а также бюджетов субъектов РФ с целью оптимального возмещения расходов государственных организаций в соответствии с полученной сметой, что осуществляется в соответствии с их целевым назначением. В качестве основной проблемы выступает несоответствие выделяемых бюджетных средств размеру реальных затрат на поддержание

дальнейших процессов цифровизации информационных коммуникаций в структуре партнерства общественности, органов публичной власти и представителей частного бизнеса.

С учетом особенностей вложения и использования бюджетных средств и внебюджетных фондов необходимо выделить прямые и косвенные формы такого финансирования.

В случае прямого финансирования реализуется ряд вариантов оплаты расходов,

связанных с расширением форм использования электронно-информационных технологий, которыми выступают:

- размещение государственных заказов на производство работ, связанных с созданием электронных сетей и разнонаправленных баз данных [21];

- установление льготных режимов налогообложения для частных компаний, участвующих в процессах цифровизации экономических коммуникаций [9].

Вариантами косвенного государственного финансирования являются:

- поддержание правовых возможностей отдельных компаний на ускоренную амортизацию оборудования, что определяется перенесением стоимости актива (например используемой компьютерной техники) в себестоимость продукции (производимый товар на основе использования инновационной разработки) ускоренными темпами;

- снижение уровня пошлин при совершении юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, а также возможно предоставление отсрочки по уплате обозначенной пошлины [24];

- финансирование процессов создания технополисов и технопарков, на базе которых формируется комплекс производственных условий для дальнейшего развития электронно-цифровых средств обработки информации.

Финансовые вложения в развитие цифровизации информационных коммуникаций со стороны представителей бизнес-сообщества отражаются в следующих разновидностях:

- венчурное финансирование - предоставление долгосрочных инвестиций при расширении капитала новых высокотехнологичных стартапов, то есть оплата расходов на первоначальных этапах разработки или освоения цифровых технологий обработки информации. Возврат предоставленных денежных средств происходит по результатам продажи инвестором своей доли в компании, а получение прибыли обеспечивается за счет высокой отдачи от успешной цифровизации деятельности той или иной компании;

- оптимальное банковское кредитование, при котором необходимо учитывать условие того, что инновационные электронные технологии не сразу способны принести увеличение прибыли в частных фирмах, которые получают кредитные средства;

- факторинг - форма кредита при отсутствии залога для организаций, предоставляющих своим клиентам полученные результаты научной деятельности при условии отсрочки платежей. Такие кредиты предоставляются банками для компенсации затрат различных организаций при осуществлении научных изысканий. Банк, предоставляя денежные ресурсы, является так называемым фактором. Кредитор, как разработчик инноваций, предоставляет произведенные на основе данных разработок товары тому или иному дебитору - покупателю, имеющему отсрочку платежа за эти товары.

Указанные формы частнопредпринимательского финансирования имеют специфические проблемы, которые зависят от особенностей организации имущественных отношений при использовании различными компаниями современных электронных технологий. Выявленные проблемы могут быть устранены на основе оптимального государственно-частного взаимодействия, что выражается в поддержке предпринимательской деятельности в форме предоставлении субсидий и налоговых льгот.

Заключение

Эффективное использование современных электронно-цифровых технологий в системе информационных коммуникаций населения, частного бизнеса и системы органов публичного управления формирует четко структурированную информационную среду, в рамках которой происходит всесторонний анализ разнонаправленных сведений с последующим принятием решений, направленных на устранение существующих социально-экономических проблем. Посредством передовых цифровых технологий обеспечивается перемещение, обработка и обобщение различных сведений, что обеспечивает устранение ситуации

неопределенности в экономике, что выступает основой для оптимального установления характера действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации на рынке и общественном секторе экономике. Инновационная деятельность в организациях различных форм собственности, направленная на расширение применения цифровых средств обработки информации, напрямую зависит от прямого и косвенного финансирования, что может происходить за счет государственной поддержки бизнеса, а также со стороны частных компаний, которые стремятся получить дополнительную прибыль в результате продуктивного применения названных технологий модернизации информационных коммуникаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баркатунов В.Ф., Ларина О.Г. Элементы цифровых технологий, правовые новации и эффективность управления финансовыми ресурсами в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. -2019. - Т. 9. № 3. - С. 53-73.

2. Бондаренко В.М. Структурная модернизация в условиях формирования цифровой экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2018. - Т. 9. -№ 2. - С. 172-191.

3. Голикова Г.В., Ломанова Ю.М., Бражников С.А. Сравнительный анализ оценки цифровой зрелости компании // Финансовая экономика. - 2019. - № 12. -С. 553-557.

4. Кайль Я.Я. О необходимости стандартизации (регламентации) государственных (муниципальных) услуг // Власть. -2011. - № 7. - С. 126-130.

5. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Лам-зин Р.М. Основные тенденции и проблемы развития GR-менеджмента // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - № 3. - С. 37-43.

6. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С.Методы анализа и оценки систем публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города // Национальные интересы: приоритеты и

безопасность. - 2016. - Т. 12. - № 12 (345). -С. 19-30.

7. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епи-нина В.С.Эффективность и результативность применения инновационных технологий в государственном управлении: отечественный и зарубежный опыт// Региональная экономика. Юг России. - 2016. -№ 3 (13). - С. 15-24.

8. Лыгина Н.И. Цифровая трансформация социально-экономической деятельности региона // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2019. - № 9. - С. 21-25.

9. Нигматуллина Ю.Ф. Цифровая экономика в России: ключевые результаты оценки готовности страны к цифровой экономике // Перспективы развития российской экономики в цифровую эпоху. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. А.А. Зарайский. 2018. - С. 100-102.

10. Плотников В.А. Цифровизация и модернизация государственной политики в сфере регулирования занятости // Экономика и управление. - 2019. - № 11 (169). -С. 87-94.

11. Практика публичного управления социально-экономическими процессами на уровне муниципалитета: результативность и эффективность : коллект. моногр. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Я.Я. Кайля; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т»; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. архитектурно-строительный ун-т»; Фе-дер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2017. - 245 с.

12. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. -М., 2017. - 686 с.

13. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. -М., 2018. - 694 с.

14. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. / Росстат. -М., 2019. - 708 с.

15. Руденко И.Р., Бессонова Е.А. Механизм взаимодействия власти и бизнес-

структур в развитии инновационного потенциала региона // Вопросы региональной экономики. - 2018. - № 4 (37). - С. 90-95.

16. Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления: монография / под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Юстиция, 2016. - 208 с.

17. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект). - М.: Юриспруденция, 2015. - 192 с.

18. Alekseev A.N., Savenkov D.L., Shvakov E.E., Lebedev N.A., Ragulin A.D. Financial problems of regional development and the ways of their solution in contemporary Russia// Quality - access to success. - 2018. -Т. 19, № s2. - Р. 71-75.

19. Alimbekova A.S., Rybakova S.V., Pastushenko E.N., Popov V.V., Katkova M.A. The transformation of legal personality as a means of achieving the legal bond between the participants of tax relations with the use of digital technologies // Lecture notes in networks and systems. - 2020. - Т. 91. - Р. 96-103.

20. Belyaeva E., Bogatyrev V., Klev-tsov D., Kurilova A. Formalization of the structure of the space market and models of interaction of its participants // Quality - access to success. - 2018. - Т. 19, № s2. - Р. 76-87.

21. Bogoviz A.V., Chernukhina G.N., Mezhova L.N. Subsystem of the territory management in the interests of solving issues of regional development// Quality - access to success. - 2018. - Т. 19, № s2. - Р. 152-156

22. Lobova S.V., Chadina E.V., Bratar-chuk T.V. Implementation of the paradigm of high productive culture at an enterprise through the creation of a favorable social environment // Quality - access to success. -2018. - Т. 19, № s2. - Р. 98-102.

23. Tyurina Y.G., Kolmykova M.A., Lavrenko E.A., Samorukov A.A. Global-oriented strategy of administering the region's economy by the state // Quality - access to success. - 2018. - Т. 19, № s2. - Р. 88-92.

24. Vanchukhina L.I., Leibert T.B., Khalikova E.A., Luneva N.N. Modern approaches to operational planning in oil refinery

using the pimssoftware product / // Quality -access to success. - 2018. - T. 19. - № s2. -P. 123-129.

25. Zhdankin N.A., Suanov V.M., Sharipov B.K. Innovations and motivation of personnel as the main drivers of development of industrial enterprises // Lecture notes in networks and systems. - 2020. - T. 91. - P. 125-133.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Barkatunov V.F., Larina O.G. Elements of digital technologies, legal innovations and the efficiency of financial resource management in the procurement process for state and municipal needs // News of the South-West State University. Series: History and Law. - 2019. - T. 9. № 3. - P. 53-73.

2. Bondarenko V.M. Structural modernization in the context of the formation of a digital economy // MIR (Modernization. Innovation. Development). - 2018. - T. 9. № 2 -P. 172-191.

3. Golikova G.V., Lomanova Yu.M., Brazhnikov S.A. Comparative analysis of the company's digital maturity assessment // Financial Economics. - 2019. - № 12. - P. 553-557.

4. Kail Ya.Ya. On the need for standardization (regulation) of state (municipal) services // Power. - 2011. - № 7. - P. 126-130.

5. Kail Ya.Ya., Epinina V.S., Lam-zin R.M. Main trends and problems of development of GR-management // State and municipal management. Scientific notes of SKAGS. - 2017. - № 3. - P. 37-43.

6. Kail Ya.Ya., Lamzin R.M., Epinina V.S. Methods of analysis and assessment of public management systems for socioeconomic processes at the city level // National interests: priorities and security. - 2016. -T. 12. - № 12 (345). - P. 19-30.

7. Kail Ya.Ya., Lamzin R.M., Epinina V.S. Efficiency and Effectiveness of Application of Innovative Technologies in Public Administration: Domestic and Foreign Experience // Regional Economy. South of Russia. - 2016. - № 3 (13). - P. 15-24.

8. Lygina N.I. Digital transformation of the socio-economic activity of the region // Education and science without borders: fundamental and applied research. - 2019. - № 9. -P. 21-25.

9. Nigmatullina Yu.F. Digital economy in Russia: key results of assessing the country's readiness for the digital economy // Prospects for the development of the Russian economy in the digital era. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Resp. ed. Zaraisky A.A. 2018. - P. 100-102.

10. Plotnikov V.A. Digitization and modernization of state policy in the field of employment regulation // Economics and Management. - 2019. - № 11 (169). - P. 87-94.

11. The practice of public management of socio-economic processes at the level of the municipality: efficiency and effectiveness: the team. monograph / under total. ed. Dr. econ. Sciences, prof. Ya.Ya. Kail; Feder. state budget. educated. institution of higher. education "Volgogr. state social-ped. un-t "; Feder. state budget. educated. institution of higher. prof. education «Volgogr. state architectural and construction university»; Feder. state ed. educated. institution of higher. education «Volgogr. state un-t». - Volgograd: VolGU Publishing House, 2017 .- 245 p.

12. Russian statistical yearbook. 2017: Stat. Sat / Rosstat. - M., 2017. - 686 p.

13. Russian statistical yearbook. 2018: Stat. Sat / Rosstat. - M., 2018. - 694 p.

14. Russian statistical yearbook. 2019: Stat. Sat / Rosstat. - M., 2019. - 708 p.

15. Rudenko I.R., Bessonova E.A. The mechanism of interaction between the authorities and business structures in the development of the innovative potential of the region // Questions of regional economics. - 2018. -№ 4 (37). - P. 90-95.

16. Systematization and electronic coding of functions and powers in the public administration system: monograph / ed. I.L. Bachilo, M.A. Lapina; Financial University under the Government of the Russian Federation. - M.: Justice, 2016. - 208 p.

17. Talapina E.V. Public administration in the information society (legal aspect). - M.: Jurisprudence, 2015. - 192 p.

18. Alimbekova A.S., Rybakova S.V., Pastushenko E.N., Popov V.V., Katkova M.A. The transformation of legal personality as a means of achieving the legal bond between the participants of tax relations with the use of digital technologies // Lecture notes in networks and systems. - 2020. - T. 91. - P. 96-103.

19. Belyaeva E., Bogatyrev V., Klev-tsov D., Kurilova A. Formalization of the structure of the space market and models of interaction of its participants // Quality - access to success. - 2018. - T. 19, № s2. - P. 76-87.

20. Bogoviz A.V., Chernukhina G.N., Mezhova L.N. Subsystem of the territory management in the interests of solving issues of regional development // Quality - access to success. - 2018. - T. 19, № s2. - P. 152-156

21. Lobova S.V., Chadina E.V., Bratar-chuk T.V. Implementation of the paradigm of high productive culture at an enterprise through the creation of a favorable social environment // Quality - access to success. -2018. - T. 19, № s2. - P. 98-102.

22. Tyurina Y.G., Kolmykova M.A., Lavrenko E.A., Samorukov A.A. Global-oriented strategy of administering the region's economy by the state // Quality - access to success. - 2018. - T. 19, № s2. - P. 88-92.

23. Vanchukhina L.I., Leibert T.B., Khalikova E.A., Luneva N.N. Modern approaches to operational planning in oil refinery using the pims software product / // Quality -access to success. - 2018. - T. 19, № s2. -P. 123-129.

24. Zhdankin N.A., Suanov V.M., Sharipov B.K. Innovations and motivation of personnel as the main drivers of development of industrial enterprises // Lecture notes in networks and systems. - 2020. - T. 91. - P. 125-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.