Научная статья на тему 'GR-менеджмент в системе государственно-частного партнерства на финансовом рынке'

GR-менеджмент в системе государственно-частного партнерства на финансовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GR-МЕНЕДЖМЕНТ / GR MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / БИЗНЕС / BUSINESS / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова Анастасия Евгеньевна

Показано, что GR-менеджмент на финансовом рынке позволяет достичь качественно нового уровня отношений в деле управления финансовыми ресурсами, которые возникают между органами государственной власти и бизнесом при содействии специализированных финансовых институтов, и обеспечивает внедрение более действенных коммуникативных технологий. Одной из форм организации отношений по управлению финансовыми ресурсами, которые возникают между органами государственной власти и бизнесом, является государственно-частное партнерство. Предложен организационный механизм государственно-частного партнерства в системе GR-менеджмента на финансовом рынке. Разработаны предложения по достижению эффективности управления финансовыми ресурсами в системе GR-менеджмента.It is established that GR management in the financial market determines qualitatively new level of the relations by management of financial resources which arise between public authorities and business with assistance of specialized financial institutions, and provides introduction of more effective communicative technologies. One of forms of the organization of the relations for management of financial resources which arise between public authorities and business is the public-private partnership. The organizational mechanism of public-private partnership in the system of GR management in the financial market is offered. Offers on achievement of effective management of financial resources in the system of GR management are developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «GR-менеджмент в системе государственно-частного партнерства на финансовом рынке»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.07.P.68 УДК 334.021.1

А. Е. Лобанова,

Российский новый университет

GR-менеджмент в системе государственно-частного партнерства на финансовом рынке

GR-менеджмент на финансовом рынке в современных экономических условиях приобретает растущее значение. Потребность в его изучении, развитии и выработке более рациональных решений обусловлена активным поиском зарубежными и отечественными корпорациями и некоммерческими организациями финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов.

В настоящей статье рассматриваются изменения в трактовке GR-менеджмента, характерные для последнего периода. На этой основе анализируется его роль в формировании эффективных механизмов управления взаимодействием бизнеса с органами государственной власти.

Отметим, что если ранее под GR-менеджментом подразумевалось взаимодействие бизнес-структур с органами государственного управления и местного самоуправления [6], то в настоящее время трактовка этого понятия существенно обогатилась. Теперь под ним понимается также сотрудничество органов государственной власти с общественными некоммерческими организациями в сфере реализации социально ориентированных проектов, направленных на развитие общественного сектора экономики [8].

Ряд зарубежных исследователей отмечает, что GR - это деятельность по построению отношений между разными общественными группами (бизнес-структурами,

профсоюзами, общественными организациями) и государственной властью. Как правило, GR включает в себя сбор и обработку информации о деятельности органов власти, подготовку и распространение информации о позициях групп, которые они представляют, влияние на процессы принятия политических и административных решений [1].

Т.А. Кулакова, расширяя понятие GR, определяет Government Relations как одно из направлений коммуникативного менеджмента, целью которого является согласование частных интересов биз-

Российский новый университет

нес-структур с интересами органов государственной власти разных уровней для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития [3]. Такой подход исследователь обосновывает тем, что GR как совокупность техник и методов направлен на продвижение и защиту интересов организации (группы), управление рисками, которые поступают из окружающей среды (от местных, региональных и федеральных уровней власти, конкурентов, сотрудников компании и жителей окружающих районов, пользователей продукции и услуг, инвесторов и акционеров).

© Лобанова А. Е., 2018

АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА ЛОБАНОВА

магистр кафедры финансов и банковского дела факультета экономики, управления и финансов Российского нового университета. Сфера научных интересов: финансовые рынки, финансовый менеджмент, международный финансовый менеджмент, финансовые рынки, взаимодействие государства и финансового сектора. Автор 2 опубликованных научных работ

Показано, что GR-менеджмент на финансовом рынке позволяет достичь качественно нового уровня отношений в деле управления финансовыми ресурсами, которые возникают между органами государственной власти и бизнесом при содействии специализированных финансовых институтов, и обеспечивает внедрение более действенных коммуникативных технологий. Одной из форм организации отношений по управлению финансовыми ресурсами, которые возникают между органами государственной власти и бизнесом, является государственно-частное партнерство. Предложен организационный механизм государственно-частного партнерства в системе GR-менеджмента на финансовом рынке. Разработаны предложения по достижению эффективности управления финансовыми ресурсами в системе GR-менеджмента.

Ключевые слова: GR-менеджмент, государственно-частное партнерство, органы государственной власти, бизнес, финансовый рынок.

It is established that GR management in the financial market determines qualitatively new level of the relations by management of financial resources which arise between public authorities and business with assistance of specialized financial institutions, and provides introduction of more effective communicative technologies. One of forms of the organization of the relations for management of financial resources which arise between public authorities and business is the public-private partnership. The organizational mechanism of public-private partnership in the system of GR management in the financial market is offered. Offers on achievement of effective management of financial resources in the system of GR management are developed.

Key words: GR management, public-private partnership, public authorities, business, financial market.

Д. О. Матвеенков, рассматривая эволюцию института GR, пишет, что проблематика государственно-частного партнерства в современной России стала перспективной сферой исследования политической науки [4]. Исследователь связывает это с тем, что в основу самой системы такого партнерства априори положена идея взаимодействия государственной власти и бизнеса, согласование их интересов и активной общей деятельности в разных общественных сферах с целью получения взаимной выгоды в процессе реализации крупных общественно значимых проектов.

Следовательно, деятельность как органов государственной власти, так и бизнес-структур должна быть направлена на развитие общества, а это, в свою очередь, дает право утверждать, что и третий сектор - общественный - может быть напрямую интегрирован в отношения с органами государственной власти благодаря ОЯ-технологиям, что даст возможность общественности более эффективно, без посредничества решать социальные проблемы.

Таким образом, ОЯ-менеджмент функционирует в системе взаимо-

отношений государства, общества и бизнеса. А этому треугольнику коммуникаций в демократических странах уделяется особое внимание, о чем свидетельствует инсти-туционализация ОЯ-деятельности в контексте развития публичной политики и публичного администрирования. Например, в США ОЯ-

деятельность имеет название '"Public affairs", т.е. «занятие публичными делами», а с целью ее координации на правительственном уровне образован Совет по публичным делам (US Public Affairs Council) [7].

Учитывая сказанное, можно выделить основные задачи GR-менеджмента. В их числе назовем:

1) усовершенствование отношений бизнес-структур с подразделениями или сотрудниками органов государственной власти;

2) наблюдение за теми аспектами деятельности органов государственной власти, которые могут затронуть интересы бизнеса;

3) оказание влияния на формирование различных направлений государственной политики, которые могут отразиться на деятельности бизнес-структур;

4) содействие участию бизнес-структур в работе органов государственной власти всех уровней, разъяснение структурным подразделениям или сотрудникам органов государственной власти миссии и задач деятельности бизнеса.

GR-менеджмент на финансовом рынке позволяет достичь качественно нового уровня управления отношениями, возникающими

Государственно-частное партнерство - ключ к ускоренному экономическому росту и социальному развитию

между органами государственной власти и бизнесом при содействии специализированных финансовых институтов и обеспечивающими внедрение более действенных коммуникативных технологий.

Одной из форм организации отношений между органами государственной власти и бизнесом в сфере управления финансовыми ресурсами является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), когда традиционные формы передачи государственной собственности частному сектору постепенно заменяются иерархическими формами управления. Одновременно государственная собственность претерпевает существенные институциональные преобразования, ориентированные на расширение участия частного сектора в выполнении ряда функций государства и местного самоуправления (социальных, экономических, организационных, управленческих) [9]. Это становится возможным за счет реализации потенциала предпринимательской инициативы на фоне сохранения контрольной и регулирующей функций государства на финансовом рынке.

Экономическое содержание и основа государственно-частного пар-

тнерства изложены в Руководстве Международного банка реконструкции и развития [2] и схематично представлены на рис. 1.

Историческая ретроспектива теоретических концепций финансовой деятельности и роли государства на финансовом рынке свидетельствуют об отсутствии в экономике достаточных предпосылок для активизации процессов финансирования и эффективного воспроизведения финансовых ресурсов, которые выступают предпосылкой того, что руководящим субъектом формирования и регулирования финансовых процессов должно быть государство. Вместе с тем ограниченные возможности государства в обеспечении полноценного выполнения социальных функций (без активного привлечения финансовых ресурсов частного сектора экономики) определяют потребность активного использования взаимодействия государства и бизнеса.

Проблема взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в процессе реализации государственной финансовой политики остается недостаточно изученной, в том числе и потому, что фундаментальные работы по этим вопросам,

как правило, имеют междисциплинарный характер, объединяя аспекты экономической теории и прикладной экономики, государственного управления и правоведения.

Взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом в экономической сфере в целом и в обеспечении финансовых процессов является довольно неоднозначным научным вопросом, который ставился и решался под влиянием изменений в общественной жизни. Сложившиеся в науке взгляды на роль и характер взаимоотношений государства и бизнеса отражают воззрения на сущность, направления и инструменты взаимодействия государства и бизнеса в финансовой политике государства, которые сформировались в рамках различных научных школ.

Переход от использования преимущественно опосредствованной формы взаимодействия (протекционизм) к интеграционной (общее финансирование), который предусматривает наивысший уровень объединения элементов экономического сотрудничества и социального взаимодействия, позволяет одновременно учитывать деловые интересы частных инвесторов, социальные нужды общества и обеспечивать продуктивную реализацию социально-экономических функций государства.

Организационный механизм государственно-частного партнерства в системе GR-менеджмента на финансовом рынке представлен нами на рис. 2.

Сложные схемы финансирования реализации масштабных государственных программ с помощью бизнес-структур, созданных на основе государственно-частного партнерства с привлечением финансово-кредитных учреждений, приобрели широкое распространение в мировой практике. Считается доказанным, что объединение государственных и частных источников финансирования, как правило, позволяет достичь больших результатов [5].

Рис. 1. Основа государственно-частного партнерства

Рис. 2. Организационный механизм государственно-частного партнерства в системе GR-менеджмента на финансовом рынке

раться на глубокое понимание ближайших и долгосрочных тенденций социально-экономического развития в контексте создания стимулов для продуктивной деятельности экономических агентов. Необходимо исходить из того, что именно конструктивная финансовая политика дает возможность государству привлечь к сотрудничеству всех субъектов современной рыночной экономики с целью решения текущих задач (макроэкономической сбалансированности, бездефицитности бюджета, оптимизации государственного долга) и достижения стратегических целей развития национальной экономики (непрерывное экономическое развитие, рост ВВП, привлечение инвестиций, повышение благосостояния населения, обеспечение платежеспособности государства).

Таким образом, использование современных инструментов и механизмов GR-менеджмента в фи-

В зависимости от участия и роли государства можно выделить следующие типы ГЧП (рис. 3):

• государство - заказчик;

• государство - равноправный партнер;

• государство - гарант.

Предложенные типы моделей

ГЧП основываются на приоритетной роли государства.

В современных условиях государственная финансовая политика, по крайней мере в среднесрочной перспективе, должна быть направлена на финансирование наукоемких секторов, что достигается прежде всего за счет активизации взаимодействия государства и бизнеса на основе ГЧП. Именно государственно-частное партнерство позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы в масштабные государственные программы, стимулировать деловую активность бизнес-структур, снижать затраты бюджета и, соответственно, более эффективно использовать бюджетные средства.

Нет нужды доказывать, что финансовая политика должна опи-

Рис. 3. Основные типы государственно-частного партнерства

нансовой сфере для развития государственно-частного партнерства позволяет решать реальные социально-экономические проблемы как краткосрочного, так и перспективного характера. Особо отметим роль ОЯ-менеджмента в преодолении и/или компенсации за счет улучшения взаимодействия государства и бизнеса тех помех на пути удовлетворения возрастающих нужд современного общества в финансовых средствах, которые связаны с ограниченными возможностями госбюджета и низкой эффективностью расходования государственными организациями бюджетных средств. А это особенно важно в конкретных условиях Российской Федерации, где сложился и сохраняется хронический дефицит инвестиционных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аги У, Кэмерон Г., Олт Ф, Уилкокс Д. Самое главное в PR / пер. с англ. СПб., 2004. С. 362-363.

2. ДжеффриДелмон Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: Практическое руководство для органов государственной власти // The world bank, PPIAF: 2010.

3. Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. 2005. Вып. 2. С. 226-238.

4. Матвеенков Д. О. Эволюция института GR в системе частно-государственного партнерства в современной России: дис ... канд. полит. наук. М., 2011. 215 с.

5. Busch N. E. Achieving Resilience in Disaster Management: The Role of Public-Private Partnerships // JSS (Journal of Strategic Security). 2013. № 2.

6. Fisher J. Public Relations and Government Relations: Handbooks for Voluntary Organizations, № 4. Government of Canada, 1986. 65 p. 7 GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством /

под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н.Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 407 с.

8. Grant T. Lobbying, Government Relations, and Campaign Finance: Navigating the Laws, Regulations and Practices of National Regimes. Oceana TM, 2007. 1-st ed. 690 p.

9. Jomo K. S., ChowdhuryA, Sharma K, Plat D. Public-Private Partnerships and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Fit for

purpose? / Department of Economic & Social Affairs. 2016.

LITERATURA

1. Agi U, Kehmeron G, Olt F, Uilkoks D. Samoe glavnoe v PR / per. s angl. SPb., 2004. S. 362-363.

2. DzheffriDelmon Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v infrastrukture: Prakticheskoe rukovodstvo dlya organov gosudarstvennoj vlasti // The world bank, PPIAF: 2010.

3. Kulakova T. A. Government Relations v processe prinyatiya politicheskih reshenij // POLITEHKS: Politicheskaya ehkspertiza. 2005. Vyp. 2. S. 226-238.

4. MatveenkovD. O. Ehvolyuciya instituta GR v sisteme chastno-gosudarstvennogo partnerstva v sovremennoj Rossii: diss ... kand. polit. nauk. M., 2011. 215 s.

5. Busch N. E. Achieving Resilience in Disaster Management: The Role of Public-Private Partnerships // JSS (Journal of Strategic Security). 2013. № 2.

6. Fisher J. Public Relations and Government Relations: Handbooks for Voluntary Organizations, № 4. Government of Canada, 1986. 65 p.

7 GR-svyazi s gosudarstvom: teoriya, praktika i mekhanizmy vzaimodejstviya biznesa i grazhdanskogo obshchestva s gosudarstvom / pod red. L.V. Smorgunova i L.N.Timofeevoj. M.: Rossijskaya politicheskaya ehnciklopediya (ROSSPEHN), 2012. 407 s.

8. Grant T. Lobbying, Government Relations, and Campaign Finance: Navigating the Laws, Regulations and Practices of National Regimes. Oceana TM, 2007. 1-st ed. 690 p.

9. Jomo K. S., Chowdhury A., Sharma K, Plat D. Public-Private Partnerships and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Fit for purpose? / Department of Economic & Social Affairs. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.