Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРС СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неволина В.В., Гараева Е.А.

В статье представлен опыт организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса, нацеленных на актуализацию идей здоровьесберегающей педагогики. Отмечается, что вопрос сохранения здоровья студентов и педагогов остается одним из важнейших в современных условиях развития образовательных систем. Традиционно в рамках социально-воспитательной, профилактической, просветительской работы на кафедре общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета проводятся мероприятия, в которых принимают участие преподаватели, аспиранты, магистранты, а также работники образовательных и социальных организаций Оренбурга и других регионов страны. Дискуссионные площадки обеспечивают возможности для обсуждения ключевых вопросов в рамках актуальной проблемы педагогики здоровья, в том числе связанные с реализацией здоровьесберегающих технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неволина В.В., Гараева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE IDEAS OF HEALTH-SAVING PEDAGOGY IN EDUCATIONAL PRACTICE: EXPERIENCE OF ORGANIZATIONAL FORMS OF INTERACTION

The article presents the experience of organizational forms of interaction of participants in the educational process aimed at actualizing the ideas of health-saving pedagogy. The paper notes that the issue of preserving the health of students and teachers remains one of the most important in the modern conditions of the development of educational systems. Traditionally, within the framework of socio-educational, preventive, educational work at the Department of General and Professional Pedagogy of Orenburg State University, events are held in which teachers, graduate students, undergraduates, as well as employees of educational and social organizations of Orenburg and other regions of the country take part. Discussion platforms provide opportunities to discuss key issues within the framework of the current problem of health pedagogy, including those related to the implementation of health-saving technologies in education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

3. Nikitushkin, V.G. and Rozhkov, S.V. (2007), "Training and competitive loads of young runners on average distances", Sports science bulletin, No. 4, pp. 19-21.

4. Khikhlukha, D.A. and Bondarenko, K.K. (2018), "Determination of the functional state of skeletal muscles in young rowers", Francisk Skorina Gomel State University Proceedings, No. 6 (111), pp. 3639.

Контактная информация: kostyabond67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2023

УДК 371.72

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Виктория Васильевна Неволина, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Екатерина Александровна Гараева, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Аннотация

В статье представлен опыт организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса, нацеленных на актуализацию идей здоровьесберегающей педагогики. Отмечается, что вопрос сохранения здоровья студентов и педагогов остается одним из важнейших в современных условиях развития образовательных систем. Традиционно в рамках социально-воспитательной, профилактической, просветительской работы на кафедре общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета проводятся мероприятия, в которых принимают участие преподаватели, аспиранты, магистранты, а также работники образовательных и социальных организаций Оренбурга и других регионов страны. Дискуссионные площадки обеспечивают возможности для обсуждения ключевых вопросов в рамках актуальной проблемы педагогики здоровья, в том числе связанные с реализацией здоровьесберегающих технологий в образовании.

Ключевые слова: здоровьесберегающая педагогика, педагогика здоровья, здоровьесберега-ющие образовательные технологии, ресурс сбережения здоровья субъектов образовательного процесса.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p257-259

ACTUALIZATION OF THE IDEAS OF HEALTH-SAVING PEDAGOGY IN EDUCATIONAL PRACTICE: EXPERIENCE OF ORGANIZATIONAL FORMS OF

INTERACTION

Victoria Vasilyevna Nevolina, doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Eka-terina Alexandrovna Garaeva, candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State University

Abstract

The article presents the experience of organizational forms of interaction of participants in the educational process aimed at actualizing the ideas of health-saving pedagogy. The paper notes that the issue of preserving the health of students and teachers remains one of the most important in the modern conditions of the development of educational systems. Traditionally, within the framework of socio-educational, preventive, educational work at the Department of General and Professional Pedagogy of Orenburg State University, events are held in which teachers, graduate students, undergraduates, as well as employees of educational and social organizations of Orenburg and other regions of the country take part. Discussion platforms provide opportunities to discuss key issues within the framework of the current problem of health pedagogy, including those related to the implementation of health-saving technologies in education.

Keywords: health-saving pedagogy, health pedagogy, health-saving educational technologies, a resource for saving the health of subjects of the educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Современный ритм жизни, особенности социокультурного и социально-экономического состояния общества и многие другие факторы снижают актуальность у населения потребности формирования качественно устойчивой привычки систематически сохранять и укреплять свое здоровье, как физическое, так и психическое [1]. Ученые давно отмечают тенденцию к ухудшению здоровья учащейся молодежи с каждым годом, в особенности, в настоящее время в связи с интенсификацией учебных нагрузок в условиях трансформирующейся цифровой образовательной среды (А.А. Коновалов, Е.Д. Божкова [2]; А.С. Фетисов, И.В. Аристова [3]).

Теоретико-методологическую базу в исследовании рассматриваемой проблемы составили работы, раскрывающие особенности здоровьесбережения в образовательном процессе, которое обеспечивается посредством применения технологий, направленных на сохранение, сбережение, восстановление здоровья обучающихся и педагогов, как в образовательном процессе в целом, так и в отдельных областях и направлениях деятельности (М.Б. Савченко, Г.В. Хвалебо, И.А. Сыроваткина [4], А.В. Хижная, Е.М. Воликова, Н.В. Макарова, А.Е. Булганина, К.В. Белоусова [5]).

Цель исследования состоит обобщении опыта практической работы по реализации организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса, нацеленных на актуализацию идей здоровьесберегающей педагогики.

Методами исследования выступали анализ продуктов деятельности и практического опыта проводимых организационных мероприятий, осмысление, систематизация и последующий синтез материалов просветительской, профилактической, социально-воспитательной работы в рамках актуализации идей здоровьесберегающей педагогики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Актуализация идей здоровьесбергегающей педагогики осуществляется на кафедре общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета в рамках проведения различных форм взаимодействия, осуществляемых как в очной форме, так и в дистанционном и гибридном форматах. Ежегодно проводятся дискуссионные форумы, деловые игры, семинары, круглые столы, на которых обсуждаются вопросы соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе, а также практической реализации мероприятий, нацеленных на сбережение, обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся, создания оптимальных условий для работы педагогов.

В рамках проведения всероссийской акции «Неделя без турникетов» 13 апреля 2023 года был организован круглый стол на тему «Педагогика здоровья». Формат проведения круглого стола предполагал равноправное участие всех приглашенных в дискуссии в интеграции привычного жанра заранее заготовленных презентаций с возможностью «живого» диалога-обсуждения вопросов в завершении каждого выступления.

На старте дискуссии выступила с докладом заведующая кафедрой, доктор педагогических наук В.В. Неволина, обозначив текущие интересы университета в формировании здоровьесберегающей образовательной среды в контексте реализации проекта «Приоритет 2030», отметив, что: «Одним из форматов взаимодействия научной элиты и молодёжи является проведение круглых столов и является, при этом, приоритетным в существующих условиях».

Доклады участников круглого стола раскрыли широкий спектр вопросов в рамках реализации идей здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе: освещены вопросы влияния использования медиаресурсов на здоровье субъектов образовательного процесса; представлена практика формирования здоровьесберегающей образовательной среды и реализации здоровьесберегающих технологий в профессионально-педагогическом и инженерном образовании; представлен опыт психолого-педагогического

сопровождения как ресурса сбережения здоровья обучающихся; раскрыты факторы и условия формирования здорового образа жизни студентов на основе механизмов рефлексии.

Организация дистанционного сообщения позволила участнику из другого региона представить видео-доклад на тему «Центр московского долголетия», в котором А.А. Та-лицких (г. Москва) раскрыл значимость педагогического знания в проекте долголетия, при этом особо отметив, что «на педагогов возлагаются важнейшие надежды в преобразовании общества».

Мероприятие объединило участников одной идеей, создало атмосферу сопричастности, стало площадкой для дискуссии. Участники круглого стола отметили высокую организацию мероприятия, поблагодарили за возможность поделиться опытом со всеми присутствующими на данной встрече.

ВЫВОДЫ

Реализация организационных форм взаимодействия обеспечивает возможности для активного диалога всех участников образовательного процесса в рамках актуализации идей здоровьесберегающей педагогики. Создание таких площадок для диалога - это возможность обсуждать актуальные проблемы, обмениваться опытом реализации идей педагогики, основанной на принципах сохранения и сбережения здоровья всех субъектов образовательного взаимодействия, совместно разрабатывать рекомендации для совершенствования процесса проектирования и реализации здоровьесберегающей образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного пространства / О.В. Белоус, В.Г. Василенко, Е.Б. Тютюнникова, Ж.А. Арушанян // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 4. - С. 86-93.

2. Коновалов А.А. Влияние современной цифровой среды на психическое здоровье / А.А. Коновалов, Е. Д. Божкова // Медицинский альманах. - 2021. - № 1 (66). - С. 6-15.

3. Фетисов А. С. Проблемы формирования здоровьесбережения в цифровом образовании / А.С. Фетисов, И.В. Аристова // Перспективы науки. - 2019. - № 2 (113). - С. 231-234.

4. Савченко М.Б. Формирование эффективных подходов к созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения / М.Б. Савченко, Г.В. Хвалебо, И.А. Сыроваткина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 309-313.

5. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательной организации / А.В. Хижная, Е.М. Воликова, Н.В. Макарова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 1. - С. 344-350.

REFERENCES

1. Belous, O.V., Vasilenko, V.G., Tyutyunnikova, E.B., and Arushanyan, Zh.A. (2022), "Health-saving technologies in the conditions of educational space", Education management: theory and practice, No. 4, pp. 86-93.

2. Konovalov, A.A. and Bozhkova, E.D. (2021), "The influence of the modern digital environment on mental health", Medical almanac, No. 1 (66), pp. 6-15.

3. Fetisov, A.S. and Aristova I.V. (2019), "Problems of health-saving formation in digital education", Prospects of science, No. 2(113), pp. 231-234.

4. Savchenko, M.B., Khvalebo, G.V., and Syrovatkina, I.A. (2019), "Formation of effective approaches to the creation of a health-saving environment of an educational institution", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 309-313.

5. Khizhnaya, A.V., Volikova, E.M., Makarova, N.V., Bulganina, A.E., and Belousova, K.V. (2021), "The role of health-saving technologies in an educational organization", Innovative economy: prospects for development and improvement, No. 1., pp. 344-350.

Контактная информация: eagaraeva@list.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.