Научная статья на тему 'Формирование эффективных подходов к созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения'

Формирование эффективных подходов к созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTHY ENVIRONMENT / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTHY BEHAVIOR / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Маргарита Борисовна, Хвалебо Галина Васильевна, Сыроваткина Ирина Анатольевна

В статье освещены вопросы, связанные с использованием образовательных технологий, формирующих эффективную здоровьесберегающую среду образовательного учреждения. Определены факторы, влияющие на здоровье обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Маргарита Борисовна, Хвалебо Галина Васильевна, Сыроваткина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of effective approaches to creation of healthy environment of the educational institution

The article covers the issues related to the use of the educational technologies that form an effective healthy environment of the educational institution. Factors affecting the health of students have been identified.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективных подходов к созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения»

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Маргарита Борисовна Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Васильевна Хвалебо, доцент, Ирина Анатольевна Сыроваткина, доцент, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного

экономического университета

Аннотация

В статье освещены вопросы, связанные с использованием образовательных технологий, формирующих эффективную здоровьесберегающую среду образовательного учреждения. Определены факторы, влияющие на здоровье обучающихся.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровый образ жизни, здоровьесберегающее поведение, образовательные технологии.

FORMATION OF EFFECTIVE APPROACHES TO CREATION OF HEALTHY ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Margarita Borisovna Savchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vasilievna Khvalebo Galina, the senior lecturer, Irina Anatolievna Syrovatkina, the senior lecturer, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov state economic university

Annotation

The article covers the issues related to the use of the educational technologies that form an effective healthy environment of the educational institution. Factors affecting the health of students have been identified.

Keywords: healthy environment, healthy lifestyle, healthy behavior, educational technology.

Для понимания такого термина как «здоровьесберегающая среда» следует рассмотреть понятия на основе, которых она формируется. Главным фактором в этом вопросе выступает здоровье человека. Понятие «здоровье» формировалось по принципу - здоровый значит не больной. Однако, по мере развития общества, понятие «здоровье» расширялось и стало рассматривать и новые аспекты, его трактующие [1].

Актуальность проблемы здоровья человека связано с процессами, которые происходят в современном мире. Развитость отдельного государства определяется интеллектуальной средой, которую создают люди. Именно здоровое общество является интеллектуальным потенциалом нации, способным строить экономически развитое и высококультурное государство.

При этом, исследования ряда авторов свидетельствуют, что болезни, которыми раньше болели люди старшего и пожилого возраста теперь стремительно молодеют. Уве -личивается количество хронических заболеваний в школьном и юношеском возрасте. Около 50% детей имеют отклонения в состоянии здоровья; сколиозы, искривления позвоночника диагностируются у 80% и только 14% являются практически здоровыми. Значительное влияние на образ жизни молодого поколения оказывают чрезмерные умственные нагрузки, гиподинамия, отсутствие эффективной системы медицинского контроля, недостаточная работа по профилактике вредных привычек, в том числе игровых, компьютерных и интернет-зависимостей, отсутствие необходимого количества в образовательных учреждениях компетентных руководителей, педагогов, владеющих методиками здоро-вьесбережения [9].

Именно поэтому, современные тенденции в области сохранения здоровья и использования здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности должны стать

приоритетными в функционировании образовательного учреждения.

Государственная политика в сфере образования рассматривает сохранение и укрепление здоровья молодежи как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Законодательно-правовые акты Российской Федерации осуществляют регламентацию и организацию образовательной деятельности и гарантируют право детей на охрану здоровья, функционирование системы образования и отдыха детей. Это позволяет разработать концепцию, включающую в себя образовательные технологии, создающие здоровьесберегаю-щую среду конкретного образовательного учреждения. Данные технологии направлены на разработку и внедрение специальных оздоровительных программ в образовательный процесс. Они способствуют формированию среды, которая позволит повысить интерес у обучающихся к своему здоровью и его укреплению путем ведения здорового образа жизни [8, 11].

Приоритетной задачей образовательных учреждений должна стать разработка эффективных подходов к формированию здоровьесберегающей среды. При этом очень важна позиция педагогов, которые являются основными проводниками в реализации педагогических методов и приемов, направленных на создание у учащихся мотивации к сохранению и укреплению здоровья, приобретению навыков здоровьесберегающего поведения [5].

Здоровьесберегающее поведение должно стать приоритетом в повседневной жизни обучающейся молодежи, будущих молодых специалистов. Уровень здоровья молодых людей является показателями общественного здоровья нации и гарантией национальной безопасности России в будущем.

Современное образование предусматривает не только обученность, но и формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, которые позволят им наиболее полно раскрыть себя в будущей профессии. Это связано с таким понятием как «качество жизни», что определяется следующими терминами - «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Однако, повышение качества жизни невозможно без создания здоровьесберегающей среды, в широком смысле этого слова.

Нарастающий поток информации в процессе обучения требует создания такой инновационной образовательной среды, которая связывала бы между собой учебный и воспитательный процесс и была направлена на формирование молодого специалиста, имеющего высокий уровень профессиональной компетентности и способного выдерживать высокие нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью. Таким образом, необходима такая оптимальная организация образовательного процесса, которая объединяла бы в себе обучение и воспитание путем использования современных инновационных технологий и способствовала формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения [7].

Современные педагогические исследования направлены на теоретическое и методологическое обоснование концепции здоровьесбережения, которая позволяет объединять отдельные педагогические инновационные технологии в единое целое, повышать эффективность влияния учебно-воспитательного процесса на формирование у обучающихся интереса к образовательной, профессиональной деятельности, к своему здоровью, адаптиро-ванности в окружающей жизни [3].

Здоровьесберегающая среда это не статический, а динамический процесс, базирующийся на использовании образовательных, личностно-ориентированных, информационных и коммуникативных технологий.

Ценностное отношение к здоровью не формируется спонтанно. Молодой человек должен понимать, что здоровый образ жизни это не только наличие высокого уровня здоровья, но и физическая, психическая, социальная устойчивость. Эффективная здоро-вьесберегающая среда образовательного учреждения позволяет выработать у обучающихся механизмы защиты от неблагоприятных факторов, сформировать правильные поведенческие реакции на различные социальные и психологические стрессовые

ситуации.

Факторы, которые отрицательно сказываются на здоровье, следует разделить на две группы. Объективные, связанные с плохой экологией, наследственностью, развитостью медицины, экономической и социальной успешностью страны. И субъективные - малоподвижный образ жизни, несоблюдение режима труда и отдыха, неправильное питание, психологические и социальные стрессы. Процесс выработки у обучающихся эффективной модели здоровьесберегающего поведения предполагает ведение здорового образа жизни, основанного на общекультурном развитии, приобретении навыков психологических и социальных коммуникаций.

Исследования ряда авторов свидетельствуют о собирательности понятия «здоро-вьесберегающая среда» [5, 6, 9]. Системный подход в создании здоровьесберегающей среды предполагает использование образовательных технологий, которые условно можно разделить на:

1. Здоровьесберегающие технологии, объединяющие формы, методы и приемы, направленные на реализацию образовательных, воспитательных задач. Данные технологии являются наиболее значимыми по степени воздействия на здоровье обучающихся, так как основываются на возрастных особенностях познавательной деятельности, оптимальном сочетании физических и умственных нагрузок, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

2. Личностно-ориентированные образовательные технологии предусматривают индивидуальный подход к учащимся. Использование этих технологий предполагает развитие практических навыков, необходимых в различных ситуациях; воспитание сознательной, активной жизненной позиции; создание творческой атмосферы в коллективе. Разработка индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих состояние здоровья, физические, психологические особенности, умелое сочетание урочных и внеурочных форм занятий физической культурой призваны оказывать мощное воздействие на организм. Необходимым и важным является использование технологий самооценки.

3. Информационно-коммуникативные технологии предполагают организацию образовательного процесса на таком уровне, который обеспечивал бы полное усвоение учебного материала, решал задачи, связанные с повышением заинтересованности обучающихся в формировании здорового образа жизни.

4. Технологии дифференцированного образования призваны сформировать у обучающихся систему знаний по сохранению и укреплению здоровья, здоровьесбережению.

Неотъемлемой частью здоровьесберегающей среды является физическая культура как базовая ценность здорового образа жизни. Физическая культура является эффективным объединяющим фактором личных и общественных интересов, формирует активную жизненную позицию, помогает в реализации задуманных планов, жизненных задач, накапливает социальный опыт, обеспечивает эффективную трудовую и общественную деятельность.

При создании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения физическая культура используется, как в урочное, так и во внеурочное время для повышения работоспособности, снижения утомляемости после умственных нагрузок, активизации физиологических процессов необходимых для выполнения дальнейшей работы [4, 10].

Использование средств физической культуры не должно ограничиваться только рамками здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Необходимо применение комплекса оздоравливающих мероприятий в режиме всего дня, что является продолжением педагогической деятельности по оздоровлению. Получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков по физической культуре способствует формированию у них всеобъемлющей модели разумного здоровьесберегающего поведения.

Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения предполагает наличие педагогических технологий, направленных на формирование у обучающихся вариантов

поведения, позволяющих снижать эмоциональную тревожность, способствовать повышению уровня мотиваций, нацеленных на ведение здоровьесберегающего образа жизни, сохранение и укрепление здоровья [2, 3].

Внедрение технологий, формирующих у обучающихся нацеленность на приобретение навыков здорового образа жизни, позволяет контролировать и оценивать успешность своей деятельности, а значит повышать психологическую и социальную устойчивость [2, 5, 11]. Здоровьесберегающая среда, создающаяся в конкретном образовательном учреждении должна предусматривать обучение детей навыкам психотренировки и ведению дневников самоконтроля, что позволит им в повседневной жизни корректировать свое поведение и осознанно избегать нежелательных психологических и социальных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности. Тем самым, здоровьесберегающая среда способствует формированию у обучающихся психического и социального здоровья, которое подразумевает личностную успешность, возможность самореализации в профессиональной и других видах деятельности.

Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды должно опираться на особенности учебной деятельности конкретного образовательного учреждения, учитывать профессиональную подготовленность педагогического коллектива и при необходимости повышать ее уровень.

Необходимо научное, методическое обоснование и разработка комплексного подхода в подборе эффективных здоровьесберегающих технологий, учитывающих физические, медико-биологические, моральные, психологические и социальные факторы. Это должно способствовать формированию у обучающихся нацеленности на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, а также использование специальных знаний и навыков по здоровьесбережению с целью применения их в повседневной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева, Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Мир психологии. - 2000. - № 1 (21). - С. 68-75.

2. Васильева, О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья / О.С. Васильева // Психология в вузе. - 2010. - № 6. - С. 5-17.

3. Белова, И.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи / И.И. Белова // Социологические исследования. - 2008. - № 4. - С. 84-86.

4. Виленский, М.Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи / М.Я. Виленский // Физическая культура - основа здорового образа жизни. - Самара, 1996. - С. 10-12.

5. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2002. - 270 с.

6. Закревская, Н.Г. Здоровый образ жизни и социальное здоровье / Н.Г. Закревская // Спортивная деятельность в контексте социального здоровья. - СПб., 2015. - С. 90-103.

7. Крючкова, Н.Ю. Создание системы здоровьесберегающего пространства в учебном заведении / Н.Ю. Крючкова, С.В. Салько // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения : сб. науч.-практ. конф. - Омск, 2003. - С. 41-46.

8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2003. - 272 с.

9. Трубецков, А. Д. Здоровый образ жизни: медицинские и социальные подходы / А. Д. Тру-бецков // Гигиена и санитария. - 2007. - № 5 - С. 75-76.

10. Шириева, З.Ш. Ориентация студентов на здоровый образ жизни как основа физического воспитания / З.Ш. Шириева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 2228.

11. Хвалебо, Г.В. Здоровьеформирующие технологии на уроках физической культуры / Г.В. Хвалебо, И. А. Сыроваткина // Инновационные преобразования в сфере культуры физической, спорта и туризма. Том 1. Научные труды ХУП-ой Международной научно-практической конгресс-конференции. - п. Новомихайловский, 2014. - С. 271-273.

REFERENCES

1. Avdeeva, N.N., Ashmarin, I.I. and Stepanov, G.B. (2000), "Health as a value and subject of scientific knowledge", World of Psychology, No. 1 (21), pp. 68-75.

2. Vasilyeva, O.S. (2010), "Education in the sphere of health as a strategic direction of health psychology", Psychology in the university, No. 6, pp. 5-17.

3. Belova, I.I. (2008), "Paradoxes of healthy lifestyle of young students", Sociological research,

No. 4, pp. 84-86.

4. Wilensky, M.J. (1996), "Procedural characteristics of formation of healthy lifestyle of young students", Physical culture is the basis of healthy lifestyle, Samara, pp. 10-12.

5. Vishnevsky, V.A. (2002), Health saving in school (educational strategies and technologies), publishing house Theory and practice of physical culture, Moscow.

6. Zakrevskaya, N.G. (2015), "Healthy lifestyle and social health", Sports activity in the context of social health, St. Petersburg, pp. 90-103.

7. Kryuchkova, N.Yu. and Salko, S.V. (2003), "Creation of a system of healthy-saving space in the educational institution", Modernization of vocational education: problems, search, solutions: compilations of scientific and practical conference, Omsk, pp.41-46.

8. Smirnov, N.K. (2003), Health-saving educational technologies in the work of teachers and schools, ARKTI, Moscow.

9. Trubetskov, A.D. (2007), "Healthy lifestyle: medical and social approaches", Hygiene and sanitation, No. 5, pp. 75-76.

10. Shirieva Z.S. (2015), "Orientation of students on healthy lifestyle as the basis of physical education", Theory and practice of social development, No. 18, pp. 22-28.

11. Khravebo G.V. and Syrovatkin I.A. (2014), "Healthy forming technologies in physical culture lessons", Innovative transformations in the sphere of physical culture, sports and tourism. Volume 1. Scientific works of the XVII International Scientific and Practical Congress Conference, Novomihailovsky village, pp. 271-273.

Контактная информация: Gkhvalebo@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2019

УДК 796.332

ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ

Алла Владимировна Самсонова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Марина Андреевна Утеганова, начальник центра мониторинга образования, лицензирования и аккредитации, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Ирина Эдуардовна Барникова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Проведен сравнительный анализ различных методов оценки скоростно-силовых способностей студентов (n=50) НГУ им. П.Ф. Лесгафта специализации футбол. Возраст исследуемых варьировал от 18 до 25 лет; значения роста находились в интервале 178,8±0,6 см, а веса - 73,2±0,8 кг. Сравнивались методы оценки скоростно-силовых способностей спортсменов: тест, предложенный А.В. Шишкиной; методика оценки механических свойств мышц, расчет дельтового индекса (D10) и результаты выполнения контрольных тестов: бега на 15 м и 30 м, прыжка в длину с места и тройного прыжка. На основе теста А. В. Шишкиной исследуемые были разделены на три группы: «медленные» (более 70% медленных мышечных волокон), «средние» (от 51 до 69% медленных мышечных волокон) и «быстрые» (менее 50% медленных мышечных волокон). Эта классификация спортсменов соответствует результатам, показанным в контрольных тестах. Дополнительным критерием отнесения спортсмена к группе «быстрых» спортсменов явились высокие показатели вязкости мышцы до и после ФН. Выявлено, что показатели D10 у спортсменов различных групп практически одинаковые. У быстрых футболистов он составляет 11,7±1,6; средних - 11,4±0,8, и медленных - 11,4±0,7, то есть по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.