DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.054 РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Хижная Анна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Воликова Екатерина Михайловна, магистрант, (e-mail: [email protected]) Макарова Наталья Васильевна, магистрант, (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент
(e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье отмечается важность сохранение здоровья ребенка в процессе осуществления педагогического образовательно-воспитательного процесса как необходимая и неотъемлемая часть становления ребенка полноценно развитой гармоничной личности. В качестве эффективного способа сохранения здоровья школьника в процессе обучения автор обращается к здоровьесберегающим технологиям.
Ключевые слова: здоровье, технология, обучение, образование, здоровь-есберегающи технологии, организация, процесс.
Введение. Сохранение здоровья ребенка в процессе осуществления педагогического образовательно-воспитательного процесса - необходимая и неотъемлемая часть становления ребенка как полноценно развитой гармоничной личности [2]. Применение здоровьесберегающих технологий подразумевает наличие динамически изменяющихся форм организации физкультминуток в процессе занятий и во внеурочное время, которые будут интересны детям [1]. Основные задачи, которые решаются при организации внеурочной деятельности по применению здоровьесберегающих технологий, совпадают с таковыми в урочной форме - формирование основных физических навыков, укрепление здоровья, воспитание ответственного отношения к занятиям, уважения к своему здоровью и его поддержанию и т. п.
Методика исследования. Одним из первых методов организации применения здоровьесберегающих технологий является организация докладной внеурочной деятельности школьников.
Подход к организации применения здоровьесберегающих технологий должен начаться с теоретического изучения интереса детей к физической активности.
1. Первый этап - выявление интереса школьников к физической активности. Это:
- беседа с детьми
- анкетирование - какие виды спорта детям нравятся, какими они хотели бы заниматься, какими занимаются и т.п.
2. Второй этап - презентация докладов о пользе спорта на классных внеурочных часах. Дети могут на классном часу выполнить и защитить доклады на такие темы, как:
- О, спорт, ты - жизнь!
- О пользе спорта
- Почему надо заниматься физкультурой
- Плюсы утренней гимнастики
3. Третий этап - формирование плана применения здоровьесберегающих технологий по классам и всей школе, формирование коллектива внеурочных секций и урочной здоровьесберегающей деятельности, подготовка документации (методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование, почасовое планирование, составление планов-конспектов) [4].
4. Одной из методик организации применения здоровьесберегающих технологий может стать новая тенденция в педагогической деятельности -проектная деятельность.
С методом проектов уже не понаслышке знакомы многие специалисты -проектный метод стал неотъемлемой частью многих рабочих процессов. Проектный метод - это возможность дать ребенку волю выбора той деятельности, которая ему наиболее интересна с формированием полноценного познавательного интереса.
Метод проектов подразумевает систематическую познавательную деятельность, которая призывает решать задачи по учебной дисциплине в форме коллективной работы детей и обязательной самопрезентации результатов работы. В сфере применения здоровьесберегающих технологий проективная деятельность может представлять собой:
• разработку и организацию классом ролевой спортивной социально-ориентированной игры;
• разработка и организация классом проекта по разработке комплекса упражнений физкультминутки, осуществление его выполнения вне уроков и т. п.;
• разработку и организацию классом туристического похода с элементами активной туристической деятельности (обучение навыкам розжига костра, приготовления пищи на костре, основы спортивного ориентирования и т.п.);
• разработку и организацию классом встречи с родителями, на которой дети могут представлять свои проекты в области здоровьесберегающих технологий.
Результаты и обсуждение. С целью выявления интереса обучающихся к здоровому образу жизни и использованию здоровьесберегающих техно-
логий в учебном процессе авторами в феврале 2021 года был проведен опрос 40 школьников Нижнего Новгорода. Опрошено 57,5% учеников женского пола и 42,5% мужского, в возрасте от 7 до 10 лет - 40%, от 11 до 15
лет 45% и от 16 до 18 лет 15% (рис. 1, 2)
женским мужской
Рисунок 1 -. Распределение респондентов по полу
7-10 лет 11-15 лет 16-18 лет
Рисунок 2 - Распределение респондентов по возрасту
Выявлено, что 92.5% респондентов согласны с мнением о важности сохранения здоровья обучающихся при организации образовательного процесса (рис. 3).
л
да нет
затрудняюсь ответить
Рисунок 3 Согласие респондентов с тем, что сохранение здоровья обучающегося - важная задача образовательного процесса
В большинстве школ уроки физкультуры проводятся по расписанию, но есть и спортивные секции. В период карантина занятия проводились в дистанционной форме. Большинство учеников (92,5%) хотели бы, чтобы часть времени на урока физкультуры отводилась подвижным играм (рис. 4). Опрос показал, что половина обучающихся хотели бы, чтобы в часть занятий по физкультуре проводились в бассейне.
да нет
затрудняюсь ответить
Рисунок 4 - Желание обучающихся, чтобы на уроках физкультуры часть времени отводилась подвижным играм
Задавая вопрос о проведении спортивных праздников в школе, выявлено, что регулярно проводиться у 22,2% учеников, проводятся, но редко -указали 40%, не проводятся у 20% и 17,5% затруднились ответить на данный вопрос (рис. 5) [3].
ф да, регулярно • да, редко Ф нет
Ф затрудняюсь ответить
Рисунок 5 - Проведение спортивных праздников в школах
Положительной тенденцией является то, что 42,5% школьников указали, что педагогами проводятся беседы с учениками на темы здоровья, его сохранения и профилактики болезней, 32,5% отметили, что редко, а 20% затруднились ответить на этот вопрос, лишь 5% отрицают это (рис. 6). Опрос показал, что у ребят очень редко проводятся физкультминутки (17,5%) во время уроков, лишь у 12,5% регулярно, у 70% не проводятся (рис. 7) .
Ф да Ф нет
очень редко Ф затрудняюсь ответить
Рисунок 6 Проведение педагогам с обучающимися бесед на темы здоровья, его сохранения и профилактики болезней
да нет
очень редко
Рисунок 7 - Проведение физкультминуток между занятиями в школе
В ходя опроса выявлено, что половина обучающихся (52,5%) периодически делают доклады о здоровом образе жизни, о спорте и правильном питании, около 12,5% - регулярно и 35% не делают доклады на темы ЗОЖ в школе (рис. 8). При этом 45% школьников хотели принять участие в проектной деятельности на темы ЗОЖ в школе, а 12% стать организаторами проектов (рис. 9). Нужно отметить, что 47,5% обучающихся нравится работать в команде, над общим проектом (рис. 10), задача педагогов мотивировать учеников на данную проектную деятельность.
Ф да, регулярно • да, редко нет
Рисунок 8 - Частота подготовки докладов обучающихся о здоровом образе жизни, правильном питании и на другие темы ЗОЖ
# да, как организатор
да, как участник нет
Рисунок 9 - Желание школьников принять участие в проектной деятельности на темы ЗОЖ
да нет
50/50%
затрудняюсь ответить
Рисунок 10 - Умение и желание учеников работать в команде
Выводы и заключение. Выбор непосредственно методик, по которым будет проходить физическая активность в области применения здоровьесбе-регающих технологий, как правило, остается на усмотрение руководителя по физической культуре, но также за данный аспект развития личности школьника должен быть ответственен педагог-организатор, психолог школы, социальные работники, медицинские работники и, конечно, организация школы. Дети могут самостоятельно, но под контролем врача и руководителя физкультуры, разработать такой комплекс упражнений, который они будут с удовольствием воплощать на занятиях.
Список литературы
1. Бичева И.Б., Хижная А.В. Исследование качеств здоровой личности педагогов дошкольной образовательной организации // Гуманитарные научные исследования. 2017. №3 (67). С. 165-167.
2. Бичева И.Б., Хижная А.В., Царева И.А. Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья дошкольников // Успехи современной науки и образования. 2017. Т.2. №4. С. 84-86.
3. Кутепов М.М., Коновалова М.П. Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 3.
5. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. -М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.
6. Особенности профессионального становления личности студента в процессе обучения/ Небавова Т.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 26-29
7. Построение методического аппарата для определения потребностей в получении новых научных знаний и технологий/ Пашникова И.К.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.30-34
8. Возможности адаптации и эффективности внедрения выявленных инновационных тенденций в условиях отечественных вузов/ Раздорова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.35-38
9. Необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности/ Скороводов М.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.39-43
10. Исследование спроса на образовательные услуги/ Булганина С.В., Ромашова И. А., Деулина С. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 68-72.
11. Маркетинговое исследование спроса на клининговые услуги/ Прохорова М.П., Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 135-139.
12. Маркетинговое исследование выбора женской одежды потребителями/ Голубева О.В., Булганина С.В., Булганина А.Е., Терехина А.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 88-92.
13. Анализ спроса на курсы ландшафтного дизайна/ Дюдякова С.В., Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 107-111.
Khizhnaya Anna Vladimirovna, Cand. Pedag.Sci., associate professor Volikova Ekaterina Mikhailovna, undergraduate, Makarova Natalya Vasilievna, undergraduate, Bulganina Anastasia Evgenievna, student
Belousova Ksenia Vladimirovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
THE ROLE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL
ORGANIZATION
Resume: The article notes the importance of preserving the child's health in the process of implementing the pedagogical educational process as a necessary and integral part of the child's formation of a fully developed harmonious personality. As an effective way to preserve the health of a student in the learning process, the author turns to health-saving technologies. Key words: health, technology, training, education, health-preserving technologies, organization, process.