Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии и проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС'

Здоровьесберегающие технологии и проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФГОСЫ / САНПИН / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАКАЛИВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вигдорчик Ольга Владимировна, Хлызова Оксана Евгеньевна, Тараканова Валентина Викторовна

В статье авторами рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании учащихся начальных классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вигдорчик Ольга Владимировна, Хлызова Оксана Евгеньевна, Тараканова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии и проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС»

Эксперимент и инновации в школе № 4/2015

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

О.В. Вигдорчик, О.Е. Хлызова, В.В.Тараканова

Здоровьесберегающие технологии и проектно-

исследовательская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС

Аннотация

В статье авторами рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании учащихся начальных классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

здоровьесберегающие технологии, ФГОСы, СанПиН, физкультурно-оздоровительные технологии, закаливание, физические нагрузки, морально-психологический климат, коллектив.

«Физическое совершенство человека -это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его»

Н.Г. Чернышевский

Сохранение и укрепление здоровья детей — это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании учащихся начальных классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов очень актуально и эффективно при выполнении как минимум четырех основных требований:

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

- деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом;

- не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;

- обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе [2,4,5].

Медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране. Необходимо отметить, что факторы, влияющие на здоровье школьников всех возрастных категорий, делятся на две группы:

• 1 группа — факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, медицинская помощь);

• 2 группа — управляемые факторы, которые подразумевают использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательной организации.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в современной школе классифицируются следующим образом:

• Медико-гигиенические, предусматривающие проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и сотрудников образовательного учреждения;

• Физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие обучающихся;

• Экологическое здоровьесбережение, целью которого является воспитание у учащихся любви к

Здоровьесберегающие технологии и проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС

Схема

природе, приобщение их к исследовательской деятельности;

• Здоровьесберегающие образовательные, использующие психолого-педагогические приемы, методы, подходы для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Представлены функции здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения (см. схему).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашей образовательной организации, можно выделить несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.

Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия учителя физической культуры нашей школы используют следующие технологии:

- стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами данного вида технологии могут быть температурное закаливание, физические нагрузки;

- защитно-профилактические технологии, предусматривающие выполнение санитарно-гигиенических норм и требований, ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм;

- компенсаторно-нейтрализующие технологии. К ним можно отнести физкультминутки, физкультпау-зы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков;

- информационно-обучающие технологии, обеспечивающие учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье [1,8].

Для достижения целей здо-ровьесберегающих образовательных технологий обучения учителя нашей школы на каждом уроке и занятиях по внеурочной деятельности «Малыши-крепыши», «Чемпион» в соответствии с требованиями новых стандартов эффективно применяют следующие группы средств здоровьесберегающих технологий:

1. средства двигательной направленности;

2. оздоровительные силы природы;

3. гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Средства двигательной направленности — двигательные действия- направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. К ним можно отнести движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков), массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе при проведении занятий по внеурочной деятельности способствуют активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.

В виде относительно самостоятельных средств оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год — в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здо-

5

ровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, мест занятий, воздуха и т.д.);

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик с применением функциональной музыки, аудиосопрово-ждение уроков с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью в виде реабилитационных мероприятий. Проведение массовых оздоровительных мероприятий, спортивно-оздоровительных праздников, дней здоровья, выход на природу, экскурсии — яркий пример применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и развития наших воспитанников. Все это помогает в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в рамках родительского всеобуча, в работе с педагогическим коллективом в условиях инновационной деятельности образовательной организации.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном процессах [6].

Было отмечено, что работа по формированию здорового образа жизни дает хорошие результаты. После занятий физической культурой дети с большей ответственностью относятся к своему здоровью и здоровью окружающий, становятся более требовательными к себе и заботливыми друг к другу.

Результатом совместного труда обучающихся 2-го класса, классного руководителя и учителя физической культуры стал коллективный исследовательский проект «В здоровом теле — здоровый дух» [7].

Цели проекта: сохранение здорового и физически развитого человека в условиях современной школы.

Задачи проекта:

• Формирование здорового образа жизни;

• Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

• Формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств;

60 50 40 30 20 10 0

Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости, смелости.

Этапы и сроки проведения проекта

Обсуждение темы исследования 1 час

Формирование групп для проведения исследования 1 час

Работа в группах (сбор материала) в течение 6 месяцев

Подготовка материала для демонстрации в течение 2 недель

Защита полученных результатов и выводов 1 час

За полгода систематической работы по воспитанию здорового образа жизни был изучен режим дня школьников.

Результаты мониторинга режима дня обучающихся 2 «Г» класса представлены в диаграмме 1 ниже.

Дети поняли, что для физического совершенства человека необходимо соблюдать элементарные правила личной гигиены и закаливания.

В ходе исследования были проведены мероприятия:

• Родительское собрание «В здоровом теле — здоровый дух».

• Веселые старты.

• Соревнования между семьями.

• Классный час по результатам проведенных исследований учащихся.

Итак, все участники исследовательского проекта пришли к выводу, что соблюдение режима дня и занятий физическими упражнениями повышают состояние здоровья и уровень физического развития. Только систематические занятия физической культурой и спортом ведут к здоровому образу жизни.

Диаграмма 1

51,9

20,5

27,6

14

||

до начала исследования после исследования

соблюдают режим дня и не соблюдают режим дня

пытаются соблюдать режим дня

го

Здоровьесбер ега ющие технологии и проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС ^

К старту готовы!

Вперёд к победе!

Почётное Пместо.

Диаграмма1

Занятостьучащихсявсвободноевремя (доначалаработынадпроектом)

Диаграмма2

и Посещение спортивных секций

: Посещение внеурочных занятий "Чемпион"

к Посещение спортивных секций

Посещение внеурчных занятий "Чемпион" ы Игры на свежем воздухе

■ Прогулки с родителями

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого за период исследований темы «В здоровом теле-здоровый дух» были проведены такие мероприятия, как классные часы, беседы, конкурсы.

Все мероприятия стимулировали обучающихся к занятиям в спортивных секциях, кружках, клубах.

Анализ мониторинга, представленный на диаграммах 1 и 2, дал интересные результаты. Большее количество детей стали посещать спортивные секции, чаще проводятся прогулки родителей с детьми на природе, уменьшилось количество игр детей у компьютера. Кроме этого было отмечено, что дети стали более активными, живыми, увеличилась работоспособность учащихся на всех уроках, возрос интерес к физической культуре и спорту на уроках и во внеурочное время.

Литература

1. Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни детей 9-10 лет на занятиях по физической культуре.— М.: Просвещение, 2004.—64с.

2. Лях В.И. Мой друг — физкультура. / Учеб. Пособие.— М.: Просвещение. 1999. — 192с.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.— М.: Вако, 2005.— 326с.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.— М.: АПКиПРО, 2002.— 283с.

5. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии.— Ростов н/Д: Феникс, 2007.— 296с.

6. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 3-9.

7. Федина Л.С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4.С. 7-9.

8. Ячменникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5.С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.