Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЕЖИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ЗДОРОВЬЕ / ЧЕЛОВЕК / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Удалова Л.В., Горшкова С.Е., Лебедев В.Ю., Мещерякова Л.Я.

В статье рассматривается вопрос об актуализации духовно-нравственных ценностей с целью обеспечения здоровья молодежи. Особое внимание при этом уделяется проблеме утраты ценностных ориентиров в современном социуме, в том числе в молодежной среде. В качестве одного из возможных путей преодоления кризиса предлагается приобщение молодежи к процессу национальной идентификации, самоидентификации и актуализации аксиологической системы, включающей артефакты культурно-исторических традиций разных народов и культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Удалова Л.В., Горшкова С.Е., Лебедев В.Ю., Мещерякова Л.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS A WAY TO THE HEALTH OF YOUNG PEOPLE

The article deals with the issue of actualization of spiritual and moral values in order to ensure the health of young people. Special attention is paid to the problem of the loss of value orientations in modern society, including the youth environment. As one of the possible ways to overcome the crisis, it is proposed to introduce young people to the process of national identification, self-identification and actualization of the axiological system, including artifacts of cultural and historical traditions of different peoples and cultures.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЕЖИ»

DOI: 10.15643/НЬаг№^-2021.5.3

Актуализация духовно-нравственных ценностей как путь к здоровью молодежи

© Л. В. Удалова1*, С. Е. Горшкова2, В. Ю. Лебедев2, Л. Я. Мещерякова2

1Тверской государственный технический университет Россия, 170026 г. Тверь, набережная Аф. Никитина, 22.

2Тверской государственный университет Россия, 170100 г. Тверь,улица Желябова, 33.

*Email: lv.udalova@mail.ru

В статье рассматривается вопрос об актуализации духовно-нравственных ценностей с целью обеспечения здоровья молодежи. Особое внимание при этом уделяется проблеме утраты ценностных ориентиров в современном социуме, в том числе в молодежной среде. В качестве одного из возможных путей преодоления кризиса предлагается приобщение молодежи к процессу национальной идентификации, самоидентификации и актуализации аксиологической системы, включающей артефакты культурно-исторических традиций разных народов и культур.

Ключевые слова: актуализация духовно-нравственных ценностей, здоровье, человек, молодежная среда, духовное здоровье, человеческий капитал, аксиологический подход, национальная идентичность, традиционные ценности, культурный код.

Актуальность темы обусловлена социокультурными процессами, протекающими в современном обществе. В эпоху социальных потрясении, глобализации, мультикультурализации, цифровизации контур культурного будущего выглядит не жизнерадостно и не оптимистично. Охватившая современное общество массовая культура, которая перешла все разумные нравственные, эстетические, этические, духовные грани, затмила «высокую культуру» и «настоящее искусство». Все это сильно повлияло на формирование духовно-нравственных ценностеи человека, особенно у молодого поколения.

Во-первых, радикально изменилась общепринятая, традиционная эстетика, где безобразное уподобляется прекрасному, прекрасное сводится к красивому, а красивое - к гламурному.

Во-вторых, трансформация, произошедшая в области морального, разрушает и стирает ту черту, ту границу, которая проходит между добром и злом, преступления и грех нивелируются с добродетельностью, с достоинством.

В-третьих, традиционные религии, вытесняемые путем ультрасекуляризации современного социума, уже не являются тем главным институтом, который сохраняет традиционные духовно-нравственные ценности, моральные критерии и нормы.

В-четвертых, сегодня в рамках культурно-антропологическои темы бытия особо остро стоит вопрос кризиса идентичности, поразившии молодое поколение, которое становится «больным», «нездоровым» в духовном плане. Кризис идентичности, проникшии во все сферы человеческого бытия, сегодня проявился в молодежнои среде в крушении, утрате духовнои самоидентичности, в искажении, деформации и переформатировании образа «Я», что ведет к распаду национально-культурного единства «Мы».

Утрата, потеря в молодежной среде духовно-нравственной доминанты ведет к внутренней неопределенности, подрастающее поколение становится неспособным противостоять внешним изменениям.

Актуализация духовно-нравственных ценностеи в молодежнои среде с целью сохранения здоровья молодого поколения - вопрос как многоаспектный, так и междисциплинарный Он может быть решен в логике междисциплинарных исследовании, в самых разнообразных научных плоскостях, - от медицины, психологии, философии, истории до теологии и культурологии. Аксиологическии (ценностный) подход в разных сферах, в первую очередь в сфере воспитания и образовании, позволяет говорить о том, что помощь молодому поколению в выстраивании вектора развития личности можно вывести на качественный уровень, используя историческии и культурный опыт нашеи страны по формированию и сохранению системы базовых культурных ценностеи. При этом забота о здоровье молодого поколения должна включать в себя не только физическую сторону вопроса (как это часто происходит), но и духовную составляющую. Однако если достаточно полное осмысление физического нездоровья молодежи уже произошло в рамках патологии, физиологии, культурнои антропологии и даже стремится к синтетическому (так называемому «организменному» - антропопатология, идущая на смену органопатологии, клеточнои патологии и подобному) подходу, то в сфере духовнои патологии такого единства пока еще нет.

По нашему мнению, сегодня не вызывает сомнении факт теснои взаимосвязи физического и духовного здоровья личности человека, в т.ч. молодого человека, причем к области духовного относятся аспекты:

- философско-культурологическии, наиболее традиционный и привычный для совре-меннои науки;

- социальный, в частности, рассмотрение здоровья как социального капитала; патология психическои сферы часто пересекается с духовным неблагополучием или имеет нераспознанные духовные корни;

- теологическии, причем концептуализация здоровья совершается в зависимости от особенностеи религиознои антропологии, что ставит вопрос о религиознои идентичности и самоидентификации личности.

Таким образом, прослеживается четкая взаимосвязь между понятиями «здоровье», «духовность», «национальная идентичность», «традиционные ценности», «культурная традиция», «религиозная антропология».

Здоровье, как одна из основных характеристик человеческого бытия, осмысливается в разные периоды времени исходя из существующих традиции и ценностеи.

В XXI в. растет интерес к проблемам духовного здоровья человека, особенно в молодежнои среде. В. М. Бехтерев считал, что охрана здоровья человека как личности и правильное ее развитие, - это та цель, к которои необходимо стремиться [3].

Определение «здоровья», важность и значение духовнои компоненты здоровья можно обнаружить еще в древности. У Пифагора здоровье - это «гармония, равновесие, а болезнь -нарушение гармонии». Платон также приписывал духовным факторам ключевое содержание и значение, где источником всех бед является разрушение и отсутствие гармонии между нравственным и физическим. Нравственное здоровье есть стремление к добру [13].

«Антропологическии словарь» предлагает такие определения:

- здоровье индивидуальное - состояние полного физического, духовного и социального

благополучия;

- здоровье населения - «основное своиство человеческои общности, отражающее способность всеи общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции» [2, с. 99].

В преамбуле Устава Всемирнои организации здравоохранения написано, что «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия» [24]. Это определение является «социальным ориентиром», т.к. описывает идеальное состояние человека, к которому человеку и обществу необходимо стремиться [6,12]. Здоровыи человек, с со-циальнои точки зрения, - это человек, во-первых, соответствующии социальным нормам здоровья (нормативный аспект), во-вторых, без проблем участвующии в процессах социального бытия (функциональный аспект). Но человек имеет свои собственные представления о ценностях, которые могут отличаться от социально санкционированных. В этом случае он вырабатывает свою концепцию здоровья, в связи с этим происходит расхождение между идеалом индивидуального здоровья и социальнои нормои здоровья. Для человека здоровье - это такое состояние, когда он хорошо себя чувствует, находится в ладу с самим собои, полноценно и качественно реализуется в жизни, а не только эффективно функционирует в социальном плане. По мнению В. М. Розина, для здоровья человека важны и такие критерии, как «ясна ли для него жизненная перспектива (план личности), справляется ли он со своими стрессами и настроениями, может ли поддержать нужные отношения с другими людьми, общаться с ними, умеет ли мобилизовать себя, обладает ли необходимыми способностями и т.п. (план психики), обладает ли его тело нужными качествами для жизни (план телесности) [18]. Все это не совершается в жизни человека само собои, а предполагает присутствие конкретного образа жизни, осознаннои концептуализации и социальных условии. Опираясь на указанное определение В. М. Розина, предположим, что «жизненную перспективу» можно понимать не только как процесс реализации человека в мире материальных вещеи (успешная карьера, достижение материальных благ), но и как выстраивание системы аксиологических координат (ценностеи духовного порядка), связанных с ноотическими феноменами, с тем, что обеспечивает смысл жизни и что очень часто не поддается коррекции [12, 27]. Не случаино сегодня однои из масштабных проблем среди молодежи являются депрессии, обычно связанные со смысловым кризисом. Именно поэтому «традиционные ценности» и «национальная идентичность» приобретают совершенно особое значение. Без них классические операциональные методы воз-деиствия на человека с целью помочь часто оказываются не вполне успешными. Смыслообре-тение связано с творчеством, поэтому не случаино появление разных методик терапии творчеством. Под творчеством можно понимать и целостное отношение к ближнему и миру, и отношения с Богом, меняющие панораму смысла бытия и ценностеи. Неоценимую помощь здесь может оказать опора на историко-культурные традиции.

Как мы уже говорили выше, анализ научных источников позволяет судить о том, что существуют множество подходов к определению здоровья. При этом можно все же выделить следующие универсальные характеристики здоровья. Здоровье - это когда человек удовлетворен своим физическим, душевным и социальным состоянием и соответствует запросам общества. Все эти характеристики применимы как к человеку, так и к обществу в целом.

Резюмируя представления о том, что включает в себя категория «здоровье» сегодня, можно сказать следующее:

- здоровье является достоянием человека, значимым не только с точки зрения субъекта, но и в системе функции микро- и макросоциума [4], а поддержание и сохранение

здоровья - это одна из фундаментальных ценностей человеческой жизни, причем не чисто инструментальная (связанная с успешностью устроиства бытовои, трудовои жизни), а более высокого уровня - витальная;

- здоровье включено в системные процессы бытия и функционирования общества и вступает в отношения с ним, подчас отношения достаточно сложные;

- проблема здоровья неразрывно связана с проблемами человека и человеческого бытия в целом, именно поэтому она не может быть сведена только к «ветеринарии Homo sapiens», где духовные проблемы заведомо элиминированы [28];

- проблемы здоровья, их теоретического и праксеологического постижения и освоения, своими корнями уходят в глубинные пласты философских, культурных и религиозных традиции, в контексте которых их рефлексия и решения разнятся как в трактовках понимания здоровья в исторических и современных подходах, так и в точках зрения на обозначенную проблему, сформированных в разных религиозно-культурных пространствах.

Анализируя факторы риска ухудшения здоровья, ученые предположили, что здоровье человека, его жизнеспособность находятся в зависимости не только от «материальных факторов», но и от духовно-нравственных феноменов, в т.ч. и от эмоционального состояния человека и общества в целом, такое состояние выступает в качестве сложного стрессогенного фактора. Сегодня это особенно актуально в молодежнои среде. Здесь мы не можем обоитись без того, чтобы не говорить о такои важнои составляющеи жизни человека, как «духовность».

Духовность - это осознанное определение критериев добра и зла при оценке своих поступков и поступков других людеи, при оценке событии и поиска смысла жизни, своего места в неи, деиствие, направленное на совершенствование качеств человеческои личности. Качества личности человека выражены в способности к состраданию, сопереживанию (эмпатии), в стремлении к проявлению милосердия по отношению к окружающим, жертвенности, умении прощать, смирении собственнои гордыни и тщеславия (т.е. в определении иерархического положения и принятия такового).

Сегодня необходимо актуализировать в молодежнои среде веками накопленный опыт духовного возрастания человеческои личности («традиционные ценности»). Важно помочь молодому поколению актуализировать определенную аксиологическую (ценностную) систему координат (а значит, те качества личности человека, которые необходимо в себе «взращивать»), в которои здоровье физическое не будет изолироваться от душевного, но также будет самым тесным образом связано с другими компонентами личности (интеллектуальнои, эмо-ционально-душевнои и духовнои составляющеи, находящеися в области сакрального). Аксиология дает возможность выити за границы чисто прескриптивного поведения, относящегося к сфере здоровья, связывает его с личным убеждением, личнои жизненнои миссиеи, наконец, творчеством. Сформированная ценностно ориентация личности исключает чисто пассивное выполнение предписании. Тем более, что некоторые феномены, связанные со здоровьем, вообще сопротивляются прескрипциям. Например, можно предписать «не причиняи себе вреда», «не ставь под угрозу свою жизнь», но результативно предписать «обрети смысл жизни» вряд ли можно. Выбор модели жизни, по С. Франку, как «миссии», а не «данности», которую вынужденно надо прожить [26], с помощью обычных санкционирующих и запрещающих предписании детерминировать невозможно.

Как мы уже упоминали выше, особую актуальность в отношении аксиологических подходов в формировании личности приобретает вопрос о «культурнои идентичности»/

«национальнои идентичности» как важнои составляющеи обеспечения духовнои безопасности молодежи.

Актуализация духовно-нравственных ценностеи и ценностного отношения в целом в мо-лодежнои среде, в т.ч. в аспекте здоровьесбережения, возможна через рецепцию этих ценностеи молодым поколением на качественно новом уровне. Убедительным примером в этом смысле может служить актуализация в молодежнои среде всего, что связано с традиционнои культурои, например, текстов художественнои литературы (а также созданных на их основе художественных фильмов), транслирующих на уровне смыслов важность и необходимость ценностных установок, ценность качеств личности, о которых мы говорили выше: «милосердие», «прощение», «любовь к ближнему», «бескорыстие», «деятельное сострадание (эмпа-тия)» и др.

На Руси эта система нравственных ориентиров, а значит, и соответствующих им качеств личности была воспринята через определенный культурный код, названный в научнои среде Slavia Orthodoxa [17]. Данный культурный код обусловливает определенную систему миросозерцания, систему ценностеи, воплощенную в культурнои практике. Именно они регулировали нравственный выбор и служили мотивациеи поступков. Поэтому одним из способов актуализации духовно-нравственных ценностеи в молодежнои среде, формирования ценностного выбора и ценностнои ориентации, по нашему мнению, может стать «перечитывание» известных произведении русскои и зарубежнои классическои литературы и знакомство с «новыми» для молодого поколения текстами с целью выявления подлинных смыслов, которые напрямую связаны с аксиологическои системои координат. В отношении русскои классическои литературы можно обозначить целый корпус текстов, который отвечает задачам трансляции ценностных смыслов на всех уровнях своеи организации. Речь идет о календарнои прозе русских писателеи конца XIX - начала XX в. [7]. Исторически эти тексты были естествен-нои частью круга детского, точнее, даже семеиного чтения. Особую актуальность они приобретали в народнои среде. Очевидно, что культурный код тои или инои национальнои культуры - это содержание тои религии, которая явилась культурообразующеи.

Напомним, что начало XIX в. можно определить как эпоху своеобразного духовного кризиса, когда процессы секуляризации начали приносить свои результаты. Век Просвещения повлиял не только на Россию, но и на Европу, причем отразился на европеиском миросозерцании гораздо сильнее (например, это выразилось в большеи рационализации мышления и десакрализации быта). Безусловно, можно найти параллели между ситуациеи кризиса начала XIX в. и современным состоянием общества. Поиск ценностных смыслов, ориентиров, лежащих вне мира материальных и инструментальных ценностеи, качество, характерное для «поколения 2».

Возвращаясь к проблеме актуализации ценностных смыслов, духовно-нравственных ценностеи для молодежи, необходимо коснуться специфики тех текстов, о которых идет речь. Понять авторскии замысел можно, если определить ценностные ориентиры писателя. Аксио-логическии аспект позволяет выявить замысел в его многомерности и перспективе, всю глубину мысли автора. Речь идет об аксиологическои системе координат, которая базируется на представлении о личности человека [7, 9-11,15,19].

Это своего рода культурный код, который позволяет проникнуть в смысловои уровень культуры. Без знания этого кода невозможно понять смысл текста, который так и остается для читателя закрытым, непонятным и не воспринимается в принципе. В этом случае текст - это просто система знаков, но не система смыслов и значении. Восприятие только на уровне,

например, сюжета тоже, как правило, не является достаточным, такое восприятие можно назвать ознакомительным. Для полноценного прочтения требуются комментарии, герменевтические приемы, актуализированное прочтение, использующее проекции смысла текста на хорошо понятные учащимся жизненные ситуации или, возможно, на хорошо им известные и понятные тексты. Приемы такого рода заполнят культурно-мировоззренческии разрыв между поколениями. Посредством указанного кода происходит выстраивание аксиологиче-скои системы координат применительно к текстам, которые можно определить как артефакты культуры. Помимо особого культурного кода поэтики здесь можно говорить о наличии определенного библеиского архетипа, которыи, по сути, принадлежит к области общечеловеческого [19, с. 81-84].

Например, ценностная система христианства основана на идее спасения души человека и жертвенности Иисуса Христа ради спасения человека и человечества. Созданный Богом из праха земного человек - существо не только материального, но и духовного порядка. Это «духовное сыновство» Богу определяет потенциал каждого человека в его стремлении к умственному и нравственному совершенствованию. Именно триединая сущность человека - тело-душа-дух - выделяет человека из ряда всех других существ. С религиознои точки зрения именно дух, сакральное начало, образует Я-личности.

Важно, что духовное находится во взаимосвязи с другими компонентами личности, а значит, существенно влияет на них. Постоянное духовно-нравственное совершенствование -естественное стремление каждого человека. Но обладая личнои свободои, свободои выбора человек обретает возможность раскрытия духовнои стороны своеи личности и глубокого восприятия другого человека или остается равнодушен к этому призыву. Важно, что предоставление свободы человеку сопряжено с установлением определенных законов жизни, лежащих не просто в области морально-этических установок, но и качественно меняющих характер личности человека, через прескрипции, как было указано выше, раскрывая в нем необыкновенную глубину. Глубина эта касается как раз области духовного. Нарушение этих законов меняет личность человека, пренебрежение духовнои составляющеи личности неизбежно влечет за собои искажение и разрушение личности на эмоциональном, интеллектуальном и физическом уровнях.

В научнои среде сегодня даже появился такои термин, как «расчеловечивание», которое напрямую связано с утратои, прежде всего, ценностных ориентиров или с заменои ценностеи антиценностями. Происходит движение вниз по уровням, а в краиних случаях происходит нис-падение до уровня деструктивного поведения, включая сочетание продолжающеися биологи-ческои и социальнои жизни с духовным опустошением, человек живет не живя, а печальный поведенческии сценарии суицида ставит точку в этом процессе. Если говорить о таком понятии, как «человеческии капитал», то на уровне личности он приобретает особую значимость. Поэтому говорить о такои негативнои тенденции в социуме, как «расчеловечивание», уходе от человеческого в принципе, необходимо не только на государственном, но и на мировом уровне.

Утрата нравственных ориентиров - проблема, которая настигала человечество в разные эпохи и приобретала большие или меньшие масштабы, если мы говорим о социуме в целом. Однако на уровне личности эта проблема актуальна всегда, поскольку «взращивание» человека происходит именно через преодоление в себе стремления отклонения от системы нравственных ориентиров, в устроении жизни в соответствии с определенными нравственными принципами, т.е. самоидентификация личности.

Как мы уже говорили выше, человек имеет иерархично устроенную природу, в соответствии с которои наблюдается тесная взаимосвязь между здоровьем физического тела, интеллектуально-эмоциональным здоровьем и состоянием духа, причем последнии компонент является важнеишим. Такое восприятие человеческои личности позволяет избежать «зацикливания» на однои из сторон человеческои природы, которое сегодня доходит до болезненных состоянии. В качестве примера можно привести такое явление среди молодежи, как дисмор-фофобия, для которого характерна обеспокоенность небольшими дефектами/особенностями собственного тела. В психологии дисморфофобии существенным является социальный элемент - это навязывание стандартов внешности, где стандарты моды диктуют в молодежнои среде неадекватную фиксацию на внешнем образе в ущерб «человеку внутреннему». Несмотря на наличие самых разных факторов, которые могут вызывать указанное состояние (биологические, психологические, социальные, личностные), можно выделить и духовный фактор, как один из важнеиших, и те качества личности, которые могут способствовать развитию этого явления: эгоизм в отношении окружающих, упрямство - нежелание слушать чьи-либо советы, гордыня, самовлюбленность и самолюбование, тщеславие и т.д. [20]. Наличие положительных духовно-нравственных качеств помогло бы успешно блокировать социальные соблазны.

Помимо этого, мониторинг качества жизни, связанного с духовным здоровьем человека, достаточно убедительно свидетельствует о том, что в странах Евросоюза наблюдается тенденция к увеличению процента населения, страдающего психосоматическими, тревожными расстроиствами, депрессиеи, алкогольнои и наркотическои зависимостью. Это результат существования человека в постмодернистическои реальности с ее размытостью границ нормы, включая норму моральную и духовную. В «перевернутом мире» утрачены или переосмыслены гуманистические ценности, Бог вытеснен из системы миросозерцания, доминирует нигилизм или нигилистическии эгоцентризм как движущии фактор жизни личности, а культ потребления заслоняет в сознании человека любые ценности, кроме материальных и инструментальных [5, с. 88-91]. Утрата человеческого начала, которое лежит в области духовного, разрушает личность человека на всех ее уровнях. Именно поэтому духовная сфера обладает колоссальным потенциалам, для того чтобы вернуть молодого человека к истокам, помочь ему ориентироваться в смыслах, которыми он наполняет свою жизнь, опираясь как раз на отвергнутую постмодернизмом традиционную аксиологию, для которои характерна и осмысленность существования, и соразмерность между духовнои, душевнои и физическои составляющими природы человека.

В связи с этим нужно сказать о том, что «духовность» как категория в рамках светских исследовании, как правило, не имеет однозначных трактовок. Можно встретить ее истолкование как устоичивое предпочтение материального нематериальному, причем последнее может пониматься различно, в т.ч. как некая совокупность «наук и искусств». Духовность - это универсальная категория и индикатор качества жизни личности. «Духовность представляет со-бои некую универсалию, которая актуальна в любои период человеческого существования... пронизывает все уровни личности» [5, с. 89, 90].

Можно выделить такое качество, как одухотворение личности, для которои своиственна причастность к некоеи надындивидуальнои и всевременнои реальности культуры через ее артефакты. Это факт превращения индивида/персоны в духовную личность благодаря усвоению традиции [8, с. 132]. В этом контексте мы, безусловно, касаемся темы «национальнои

идентификации». Необходимо помнить, что Россия является поликонфессиональнои и поли-этническои странои, ее историческии опыт позволяет обращаться к культурно-историческои традиции разных народов, находить точки соприкосновения в аксиологических системах. Культура России обладает определеннои полифоничностью, при которои могут быть гармонизированы межэтнические и межконфессиональные отношения. При этом русскоязычная культура может стать деиственным фактором консолидации общества, поскольку она имеет наднациональный характер. Ее ведущеи категориеи становится соборность «как специфическая форма взаимодеиствия социальных личностеи, характеризуемая понятиями взаимнои любви, служения ближнему, верховенством соборного целого» [8, с. 133]. При этом актуализация традиционных духовно-нравственных ценностеи в молодежнои среде не исключает поиска новых, основанных на традиции образов, которые составят основу национальнои идентичности сегодня. Выше мы уже говорили о том, почему, например, тексты русскои и зарубеж-нои классическои литературы могут быть активно использованы в этом аспекте.

Чрезвычаино важным в русле актуализации духовно-нравственных ценностеи в молодежнои среде становятся качество воспитательнои и образовательнои среды и компетентность тех людеи, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и образованию на их разных уровнях. Именно родители и педагоги должны в первую очередь стать носителями ак-сиологическои (ценностнои) системы, которая может и должна быть воспринята молодым поколением в качестве значимои, а равным образом и результативных методов ее представления, объяснения и трансляции.

Здесь уместно указать на то, что многие авторы рассматривают аксиологическую систему учителя-ученика как определенную иерархию, в которои отражен не только национальный, но и сверхнациональный менталитет. Если говорить об аксиологическом аспекте духовного здоровья, можно рассматривать его как «стол» ценностеи, основанный на триадах ценностеи (представленных в виде перевернутых пирамид), в которых отражены история и менталитет народа. Например, триада справедливость-совесть-милосердие наиболее характерна менталитету русского народа, а триада честь-свобода-знание присуща индивидуальному менталитету человека на Западе. При этом триады вера-надежда-любовь иуспех-мастерство-самосо-вершенствование принадлежат к архетипам человеческого сознания, всего человечества [1, с. 77]. Необходимо учитывать, что в качестве духовнои угрозы может рассматриваться попытка внушения чувства цивилизационного превосходства/цивилизационнои отсталости. Духовные процессы, в основе которых лежит политика внушения чувства цивилизационнои отсталости, историческои вины и национальнои ущербности, а также пропаганда идеологии стяжательства и индивидуализма, можно отнести к сфере духовного неблагополучия человека и общества в целом.

Напомним, что в основе воспитательных и образовательных практик должно быть заложено формирование идентичности. Идентичность - это осознание факта интегрированности человека и общества, способность к самотождественности. Человек, как автор своеи идентичности, несет ответственность за выбор образа себя, выбор, позволяющии формировать нравственные отношения в обществе, ценностно-смысловые приоритеты. Позитивная идентичность Я-образ формируется через персональность и целостность структуры субъективнои реальности, через внутренние ресурсы самоуважения, самореализацию, самооценку с такими константами, как самоутверждение «за свои счет» [21, с. 67; 22; 23].

Сегодня под духовным здоровьем понимается высокии уровень благополучия личности -состояние, при котором поведение человека соответствует общепринятым общечеловеческим

нормам, в т.ч. и в контексте религиозных заповедеи, поэтому сфера духовного неблагополучия - это его противоположность. При этом для человека важно не только актуализировать для себя духовное измерение, но и в полнои мере овладеть им. Духовное здоровье человека -это такое состояние личности, при котором она способна интегрировать свои духовныи опыт. Именно поэтому «духовность» (духовные феномены) является важнеишим индикатором качества жизни в соответствии с достаточно известным Индексом психологического благополучия ^1).

Теологические понятия, начиная с таких важных, как «грех», «греховность», наполняются ценностным содержанием, позволяют задать пространство свободы выбора, творчества, самоопределения. В обществе существует представление о «смертных грехах», которые могут привести к деформации на всех антропологических уровнях, к разрушению духовнои и физи-ческои основы человека и к смерти личности. Указанная взаимосвязь отражена практически во всех традиционных религиозных концепциях и транслируемых ими мировоззренческих моделях, а состояние повреждения духовнои природы человека определяется в них как состояние греховное. Актуальнои духовно-педагогическои задачеи является раскрытие ценностного содержания этого понятия и тех его последствии, которые связаны с ценностным опустошением личности грешника. Морально-этическая, ценностная оценка этих состоянии находит отражение в традиционных культурах, частью которых являются и религии. Нужно ли делать оговорку, что сфера ценностеи не исчерпывается лишь моралью?

Этимологические словари русского языка соотносят происхождение слов «грех» и «греть», при этом глагол «греть» воспринимается в указанном контексте как состояние жжения совести. Одно из значении слова «грех» (ацартьа) - промах, ошибка, уклонение от цели (т.е. возникает нечто вроде специфическои рациональности и прагматики греха). Поэтому «духовность» нельзя рассматривать как некое отвлеченное понятие, это экзистенциально напряженное состояние, процесс. Не случаино, например, «делание» обладает длительностью, про-цессуальностью. Духовность взаимосвязана с «духом», которыи рассматривается как причастность человека Духу Святому, является мерои приближения человека к Богу. Если нравственность ограничивается сферои деятельности людеи (хотя и базируется на духовном), определяет способ поведения личности, то духовность выводит мораль на качественно новыи уровень, потому что именно в образе Христа нравственность обретает конкретные, а не абстрактные черты, а свободное творчество превосходит чистую прескриптивность, преодолевая, в частности, мировоззренческие фикции, вроде такого нередко встречающегося в молодежнои среде мнения, что добро - скучно, а порок и зло - интересны и разнообразны. Поэтому нравственность не самоцель, как это обстоит, например, в философии Канта с ее протестантскими корнями, а возможность приближения к Богу.

Грехи, ведущие к духовному неблагополучию, можно разделить на несколько групп:

- порочные цели, которые заставляют человека идти по ложному жизненному пути: сребролюбие, блуд, сотворение кумиров, алкоголизм, наркомания и др.;

- разрушительные эмоции, которые ведут к саморазрушению человека: зависть, страх, уныние, тоска, гнев, потеря смысла жизни и др.;

- губительные психосоциальные отношения, которые ведут как к подавлению свободы личности, так и к деструкции общества в целом: авторитарная власть и диктатура культуры, утрата традиционных ценностеи, неуважение родителей эгоизм, индивидуализм [25, с. 158].

Глобализация, реформы и экономические кризисы, произошедшие в России конца XX -начала XXI в., привели к эрозии традиционного мировоззрения, появились новые нравственные ценности и социальные ориентиры, изменившие критерии добра и зла.

О связанности духовно-нравственных компонентов личности человека с его физическим здоровьем свидетельствуют статистические данные, фиксирующие следующие процессы: рост смертности и снижение рождаемости, самоубииства, алкоголизм, наркомания, самоповреждающее поведение, грабежи, убииства, брошенные дети и престарелые родители. Показателями того, насколько повреждена духовная сфера человека, являются количество нарушении базовых общечеловеческих заповедеи, которые в истории религиознои культуры известны, например, как Десять Заповедеи (Заповеди Скрижалеи), данных Моисею на горе Синаи. Эти предписания отражены в разных частях Библии (Ветхии Завет: Исход, Второзаконие): «Я Господь, Бог твои; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не сотвори себе кумира, не произноси Имя Господа Бога Твоего напрасно (в суете), соблюдаи день субботнии; почитаи отца твоего и матерь твою; не убиваи; не прелюбодеиствуи; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желаи жены ближнего твоего и не желаи дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его [ни всякого скота его] ни всего, что есть у ближнего твоего» (см. Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). Регулярность и привычность нарушения заповедеи служат маркерами ценностного кризиса и идентификационных сдвигов.

Напомним, что еще античные мыслители считали, что здоровье человека связано с его духовнои, правильнои жизнью. Платон полагал, что для человека, для его здоровья важно жить «сообразно с божественным исчисляющим разумом и сообразно природе поддерживать равновесие между внутренними и внешними движениями» [1, с. 40].

К новым научным методам измерения духовно-нравственного состояния человека и общества относится изучение нравственно-эмоциональных процессов в молодежнои среде, изучение связеи между духовно-нравственными ценностями, здоровьем молодежи и демографическими явлениями в целом. При этом на первый план выступает понятие «человеческого капитала», к которому относится как сам человек, так и его духовное и физическое здоровье. Еще А. Г. Вишневскии писал, что «человек стал экономически «рентабельным», превратился в элемент богатства... новая социально-экономическая ситуация должна была вести к формированию в обществе нового отношения к жизни и смерти людеи» [6, с. 54]. Сама идея рассмотрения здоровья как социального капитала не противоречит ценностному рассмотрению феномена здоровья. В современных реалиях человек и его здоровье становятся эффективным и перспективным вложением капитала, человеческии потенциал рассматривается как главный показатель развития общества, а духовно-нравственное здоровье человека является важнои составляющеи человеческого потенциала [16,18]. При этом, несомненно, прослеживается взаимосвязь между понятиями «здоровье», «духовность», «национальная идентичность», «традиционные ценности». При этом возвращение духовно-нравственного компонента в систему определения иерархии личности при изучении ее на стыке научных дисциплин раскрывает новые возможности в изучении этои темы.

Литература

1. Абраменко Н. Ю., Фишбейн М. Х. Физическое и духовное здоровье: аксиологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2019. №1(74). С. 76-77.

2. Алексеева Т. И. Антропологический словарь. М.: Классикс Стиль, 2003. 327 с.

3. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья: Речь, произнес. 4 сент. 1905г. на Втором съезде отеч. психиатров в г. Киеве. 2-е изд. СПб.: К. Л. Риккер, 1905. 43 с.

4. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Ин-т эксперим. социологии, 2005. 288 с.

5. Витко Ю. С., Лебедева А. А. Духовность как индикатор качества жизни, связанного с психическим здоровьем // Неврологический вестник. 2019. Т. 51. №4. С. 88-91.

6. Вишневский А. Г. Демографическая революция. М., 1976. 240 с.

7. Горшкова С. Е. Русская художественная литература в церковно-приходских школах конца 19 - начала 20 века: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2003. 234 с.

8. Данилов С. И. Теоретическое обоснование подхода к формированию национальной идентичности как одной из важнейших основ духовного здоровья личности // ИнициативыXXIвека. 2012. №3. С. 130-134.

9. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. 560 с.

10. Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск: изд-во Петрозаводского университета, 1994. С. 5-11.

11. Захаров Н. В. Православный тезаурус русской классической литературы // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. / Под ред. Вл. А. Лукова. М.: изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. Вып. 10. 82 с.

12. Карстер Д. Что такое психическое здоровье? // Здоровье мира. 1978. №3. С. 8.

13. Ковнер С. Г. История средневековой медицины. Киев: тип. Имп. ун-та св. Владимира, В. И. Завадзкого, 1897. Вып. 1-2. 623 с.

14. Лебедев В. Ю., Федоров А. В., Безруков А. Л. Медицина и болезнь в современной социальной мифологии. Тверь: Альфа-Пресс, 2020. 336 с.

15. Мещерякова Л. Я. Жанр жития в тверской литературе XVI-XVIII веков: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2009. 179 с.

16. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Б. Баркалова, С. Ф. Иванова. М.: Права человека, 1998. 168 с.

17. Пиккио Р. Slavia orthodoxa: Литература и язык / Отв. ред. Н. Н. Запольская. М., 2003. 720 с.

18. Розин В. М. Психическое заболевание как тренд развития личности и состояния культуры. М.: ЛЕНАНД, 2018. 240 с.

19. Серопян А. С. Презумпция православной семантики в интерпретации текстов русской словесности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. №5. С. 81-84.

20. Стародубцева К. А., Смирнова Р. Г. Дисморфофобия как угроза духовному и психическому здоровью // Забайкальские Рождественские образовательные чтения. Великая Победа: наследие и наследники: Мат-лы IX научно-практической конференции [региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений]. Чита: ЗабГУ, 2020. С. 138-141.

21. Удалова Л. В. Личностное конституирование в эпоху терроризма: негативная и позитивная идентичность // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2017. №4. С. 66-71.

22. Удалова Л. В. Проблемы влияния современного терроризма на саморазвитие личности (Социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. Мытищи, 2018. 173 с.

23. Удалова Л. В. Развитие личности как фактор воспроизводства социального здоровья личности // Бехтерев и современная психология личности: сб. статей VI Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2020. С. 158-160.

24. Устав (конституция) Всемирной Организации Здравоохранения. URL: https://docs.cntd.ru/document/90 1977493.

25. Философия здоровья. М.: Институт философии РАН, 2001. 242 с.

26. Франк С. Л. Смысл жизни. URL: https://www.yabloko.ru/Themes/History/frank_sz.html.

27. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

28. Чебанов С. В. Лечебные практики: типология и современная ситуация // Собрание сочинений. Т. 3. Петербург. Россия. Социум. Вильнюс: АВ VLANI, 2004. С. 323-360.

Поступила в редакцию 30.09.2021 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2021.5.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Actualization of spiritual and moral values as a way to the health of young people

© L. V. Udalova1*, S. E. Gorshkova2, V. Yu. Lebedev2, L. Ya. Meshcheryakova2

1Tver State Technical University 22 Afanasy Nikitin Embankment, 170026 Tver, Russia.

2Tver State University 33 Zhelyabov Street, 170100 Tver, Russia.

*Email: lv.udalova@mail.ru

The article deals with the issue of actualization of spiritual and moral values in order to ensure the health of young people. Special attention is paid to the problem of the loss of value orientations in modern society, including the youth environment. As one of the possible ways to overcome the crisis, it is proposed to introduce young people to the process of national identification, self-identification and actualization of the axiological system, including artifacts of cultural and historical traditions of different peoples and cultures.

Keywords: actualization of spiritual and moral values, health, people, youth environment, spiritual health, human capital, axiological approach, national identity, traditional values, cultural code.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Udalova L. V., Gorshkova S. E., Lebedev V. Yu., Meshcheryakova L. Ya. Actualization of spiritual and moral values as a way to the health of young people // Liberal Arts in Russia. 2021. Vol. 10. No. 5. Pp. 317-329.

References

1. Abramenko N. Yu., Fishbein M. Kh. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. No. 1(74). Pp. 76-77.

2. Alekseeva T. I. Antropologicheskiislovar'[Anthropological dictionary]. Moscow: Klassiks Stil', 2003.

3. Bekhterev V. M. Lichnost' i usloviya ee razvitiya i zdorov'ya: Rech', proiznes. 4 sent. 1905 g. na Vtorom s''ezde otech. psikhiatrov v g. Kieve [Personality and conditions of its development and health: The speech delivered on September 4,1905 at the Second National Congress of Psychiatrists in Kiev]. 2-e izd. Saint Petersburg: K. L. Rikker, 1905.

4. Bourdieu P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva [Sociology of social space]. Moscow: In-t eksperim. sotsiologii, 2005.

5. Vitko Yu. S., Lebedeva A. A. Nevrologicheskii vestnik. 2019. Vol. 51. No. 4. Pp. 88-91.

6. Vishnevskii A. G. Demograficheskaya revolyutsiya [Demographic revolution]. Moscow, 1976.

7. Gorshkova S. E. Russkaya khudozhestvennaya literatura v tserkovno-prikhodskikh shkolakh kontsa 19 - nach-ala 20 veka: dis. ... kand. filol. nauk. Tver', 2003.

8. Danilov S. I. InitsiativyXXI veka. 2012. No. 3. Pp. 130-134.

9. Esaulov I. A. Paskhal'nost' russkoi slovesnosti [Easterness of Russian literature]. Moscow: Krug'', 2004.

10. Zakharov V. N. Problemy istoricheskoi poetiki. No. 3: Evangel'skii tekst v russkoi literature XVIII-XX vekov. Tsitata, reministsentsiya, motiv, syuzhet, zhanr. Petrozavodsk: izd-vo Petrozavodskogo universiteta, 1994. Pp. 5-11.

11. Zakharov N. V. Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury: Sb. nauch. trudov.. Ed. Vl. A. Lukova. Moscow: izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2007. No. 10.

12. Karster D. Zdorov'e mira. 1978. No. 3. Pp. 8.

13. Kovner S. G. Istoriya srednevekovoi meditsiny [History of medieval medicine]. Kiev: tip. Imp. un-ta sv. Vladimira, V. I. Zavadzkogo, 1897. No. 1-2.

14. Lebedev V. Yu., Fedorov A. V., Bezrukov A. L. Meditsina i bolezn' vsovremennoisotsial'noi mifologii [Medicine and disease in modern social mythology]. Tver: Al'fa-Press, 2020.

15. Meshcheryakova L. Ya. Zhanr zhitiya v tverskoi literature XVI-XVIII vekov: dis. ... kand. filol. nauk. Tver', 2009.

16. Osnovy izucheniya chelovecheskogo razvitiya [Fundamentals of human development studies]. Ed. N. B. Barkalova, S. F. Ivanova. Moscow: Prava cheloveka, 1998.

17. Picchio R. Slavia orthodoxa: Literatura iyazyk [Slavia orthodoxa: Literature and language]. Ed. N. N. Zapol'skaya. Moscow, 2003.

18. Rozin V. M. Psikhicheskoe zabolevanie kak trend razvitiya lichnosti i sostoyaniya kul'tury [Mental illness as a trend in the development of personality and the state of culture]. Moscow: LENAND, 2018.

19. Seropyan A. S. Vestnik Moskovskogogosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Russkaya filologiya. 2010. No. 5. Pp. 81-84.

20. Starodubtseva K. A., Smirnova R. G. Zabaikal'skie Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya. Velikaya Pobeda: nasledie i nasledniki: Mat-ly IX nauchno-prakticheskoi konferentsii [regional'nyi etap Mezhdunarodnykh Rozh-destvenskikh obrazovatel'nykh chtenii]. Chita: ZabGU, 2020. Pp. 138-141.

21. Udalova L. V. Vestnik TvGU. Seriya «Filosofiya». 2017. No. 4. Pp. 66-71.

22. Udalova L. V. Problemy vliyaniya sovremennogo terrorizma na samorazvitie lichnosti (Sotsial'no-filosofskii analiz): dis. ... kand. filos. nauk. Mytishchi, 2018.

23. Udalova L. V. Bekhterev i sovremennaya psikhologiya lichnosti: sb. statei VI Vserossiiskoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii. Kazan': Tsentr sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya, 2020. Pp. 158-160.

24. Ustav (konstitutsiya) Vsemirnoi Organizatsii Zdravookhraneniya. URL: https://docs.cntd.ru/document/9019 77493.

25. Filosofiya zdorov'ya [Philosophy of health]. Moscow: Institut filosofii RAN, 2001.

26. Frank S. L. Smysl zhizni. URL: https://www.yabloko.ru/Themes/History/frank_sz.html.

27. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man's search for meaning]. Ed. L. Ya. Gozmana, D. A. Leont'eva. Moscow: Progress, 1990.

28. Chebanov S. V. Sobranie sochinenii. T. 3. Peterburg. Rossiya. Sotsium. Vil'nyus: AV VLANI, 2004. Pp. 323-360.

Received 30.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.