Научная статья на тему 'Актуализация деятельности обучающихся при проверке домашнего задания по русскому языку в процессе обучения синтаксису'

Актуализация деятельности обучающихся при проверке домашнего задания по русскому языку в процессе обучения синтаксису Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация деятельности обучающихся при проверке домашнего задания по русскому языку в процессе обучения синтаксису»

закрывал глаза», «как бы через задние ворота заходят

наши партнеры», «разводят руками, так получилось».

В то же время В.В.Путин вспоминает о мероприятиях Евросоюза в других странах, когда они действовали довольно резко, если это было в их интересах. Рассматривая следующие выражения, мы наблюдаем реализацию сем «скорость», «безапелляционность», «грубость»: «задушили движение на корню, даже пикнуть не успели», «нельзя притащить за шиворот на выборы,... ищи ветра в поле, нужно признать права этих людей на самоопределение».

Нередко подвергаются критике грубоватые выражения в речах В.В.Путина: встать в позу, нажать на Газпром ... Всё, привет горячий, мы много раз это проходили. А у вас там всё по гамбургскому счёту: каждый должен платить за себя», «обижают Украину какими-то подачками: 40 миллионов... на что?», «не пытались отжать всё», «нет там (в Америке) ни шиша никакой власти народа».

Рассмотрим выражения, которыми характеризует президент РФ общеполитическую ситуацию в мире: «игра без правил», «коренных трансформаций», «глобальными столкновениями», «историческую развилку», «цепочкой интенсивных конфликтов», «вопросы войны и мира», «грубой силы», «белое выдавать за черное, а чёрное за белое», «двойные стандарты», «сеять смерть», «подавления воли слабого волей сильного», «джин вырвался из бутылки», «сколачивать какие-либо блоки, втягиваться в обмен ударами».

Невозможно скрыть тот накал эмоциональных потрясений, отражающих мировую тенденции складывания мирового порядка, которыми обеспокоен президент России. В данных словесных комплексах угадываются семы «нестабильность», «опасность», «конфликтность», «несправедливость».

Речь Путина на Валдае сравнивают с его же выступлением в Мюнхене в 2007 году, где он впервые заявляет о

том, что Россия не желает мириться с попыткой создания однополярного мира, где США будут играть роль ведущего и единственного лидера.

В.А.Маслова заметила, что в политическом дискурсе в последнее время «слов с негативными коннотациями также становится значительно больше, что позволяет сделать следующий вывод: доминирование социально-политической лексики с негативным коннотационным ореолом - опасный лингвистический синдром, свидетельствующий о серьёзных деформациях в социальной и нравственной жизни народа [1].

На примере употребления единиц косвенно-производной номинации в публичном выступлении видного государственного деятеля мы рассмотрели случаи реализации основных семантических составляющих политического дискурса. Возможно, в политическом дискурсе необходимы яркие образные выражения, способные привлечь всеобщее внимание, заставить услышать, чего и добиваются в своём политическом курсе ведущие деятели правящих кругов. Поскольку благодаря фразеологизмам, тезисы валдайского выступления В.В.Путина молниеносно разлетелись по страницам крупнейших мировых издательств, то делаем вывод, что речь главы государства России была услышана на мировой арене. Хотелось бы надеяться, что к ней прислушаются. Употребление устойчивых словесных комплексов в речи помогает донести до реципиента интенции говорящего, реализовать её прагматическую функцию.

Список литературы:

1. В. А. Маслова. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? Политическая лингвистика. - Вып. 1(24). - Екатеринбург, 2008 - С. 43-48)

2. URL:http://www.rg.ru/2014/10/24/putin.html

3. URL:http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?t=834345

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ

Урок как основная форма организации учебной работы имеет более чем трехвековую историю. С развитием педагогических наук и накоплением опыта преподавания школьных дисциплин данная форма учебной деятельности постоянно совершенствуется [3, с. 73].

Современный урок приобретает коммуникативную направленность. Это отражается на структуре, содержании, основных этапах и формах учебной деятельности школьников.

Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и обучающихся, которые составляют его особый структурный элементы: оргмо-мент, проверка домашнего задания, объяснения нового материала, формирование умений и навыков, поведение итогов урока, задавание домашней работы.

Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии их функциями и содержанием [1, с. 109].

Тороян Анаит Мамвеловна

Студентка ФЛФ, СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск Научный руководитель: Прибылых С. Р., к.п.н., доцент

Одним из основных этапов урока является проверка домашнего задания. Домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Когда обучающиеся работают дома, то они не только закрепляют полученные знания на уроке, но и приобретают навыки самостоятельной работы.

Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся и проверку письменного задания. Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения [4, с. 109].

На проверку домашнего задания достаточно отвести пятую часть урока (9-10 минут). На данном этапе урока обычно воспроизводятся знания учащихся по пройденному материалу. Для этого учитель применяет один из видов опроса - индивидуальный, фронтальный или уплотненный (комбинированный).

В результате систематической проверки ученики своевременно получают необходимые советы и оценки выполненных заданий, что в воспитательном отношении является весьма важным.

В классе должно быть проверено, как школьники усвоили материал на предыдущем уроке (правило, формы его применения, умения обосновать его и т.п.). Это может быть сделано разными способами:

a) учащимся дается задание выполнить в классе упражнение, подобное тому, какое они выполняли дома;

b) предлагается повторно выполнить то же упражнение в классе, но с дополнительным заданием;

c) проводится словарный диктант на то же правило, усвоению которого должно было служить домашнее задание.

Домашнее задание является одной из форм закрепления изученного на уроке. Предлагая задание на дом, учитель в первую очередь должен правильно определить его объем. От того, насколько удачно разъяснит учитель содержание и требования к выполнению домашнего задания, учтет трудности, с которыми могут встретиться обучающиеся, зависит успех работы [3, с. 76].

В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работ:

1. Индивидуальная домашняя работа: задаётся, как правило, отдельным учащимся класса;

2. Групповая домашняя работа: группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания.

3. Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.

4. Одна на весь класс.

5. Творческая домашняя работа

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

^ вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

^ провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

^ выполнить аналогичное задание;

^ использовать индивидуальные карточки;

^ провести выборочную проверку письменного задания;

^ провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Существуют такие нетрадиционные способы проверки домашнего задания как: дискуссия, тематический кроссворд, рецензия на устный ответ, взаимная проверка, краткие письменные ответы, сверка с образцом, взаимный опрос.

Приведем пример:

Тема: « Однородные члены предложения»

1. Один ученик у доски вставляет пропущенные буквы.

Отправлялся, возвращался, счастливый, уб...гающий, осв...щать, вл...тали, исчезали.

Учащиеся сверяют написанное со своими записями и исправляют, что написано неверно у себя и у учащегося на доске.

2. Слабые учащиеся получают карточку с теми же словами, только без пропусков. Найти в упражнении слова и проверить, правильно ли они записаны. Если неправильно - исправить.

В это время остальные учащиеся ищут 5 слов на эту же орфограмму и подбирают проверочные слова. Это задание развивает у учащихся орфографическую зоркость.

3. Найти в тексте упражнения однородные члены предложения с соединительными союзами, построить схемы. Учащиеся по очереди выходят к доске, выписывают словосочетания с однородными членами.

Звал собаку И отправлялся в лес Морально свежий И совершенно счастливый Стол И посуду

Вились И бились по столу И в стаканах

4. Взаимопроверка: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют постановку знаков препинания при деепричастном обороте.

5. Учащимся раздаются тексты упражнения с расставленными знаками препинания и вставленными буквами. Дети проверяют свои работы путем сличения их с образцами.

6. Проверка домашнего задания с помощью консультации.

7. Обучающиеся самостоятельно читают текст упражнения и выписывают, какие орфограммы и пункто-граммы встречаются в упражнении. Данное упражнение будет задано на дом.

Практика показывает, что подобные виды поверки являются весьма эффективными во многих отношениях. Во-первых, развивают орфографическую и пунктуационную зоркость; во-вторых, дисциплинируют мышление и совершенствуют волевые качества учащихся, приучая их настойчиво и терпеливо преодолевать трудности в работе [2, с. 24].

Список литературы:

1. Баранов М.Т. Методика преподавание русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368с.

2. Прибылых С.Р. Проверка письменных работ на занятиях практикума по русскому языку // Гуманитарные науки в начале XXI века: межвузовский сб. науч. ст. Вып 2. - Якутск: Изд-во СГПА, 2006. С.22-24

3. Сабаткоев Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб. Питер, 2004. - 541с.

САТ-ПРОГРАММЫ НА СЛУЖБЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Вебер Елена Александровна

Канд. филол. наук, доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации МГЛУ ЕАЛИ, г. Иркутск

Подготовлено при поддержке РГНФ грант № 14-04-00302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.