Научная статья на тему 'Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса'

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО (ИНТЕГРИРОВАННОГО) КЛАССА

Писаренко Светлана Николаевна

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на основании решения городской или областной ПМПК при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий: служб сопровождения, учебнометодического и кадрового обеспечения, развитой материально-технической базы.

Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети).

Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Структура урока при внутренней дифференциации

Таблица!.

Этапы урока Методы и приемы Организация работы по общеобразовательно й программе Организация работы по программе для С(К)ОУ VII вида

Орг. момент Словесный (слово учителя) Общий для всех детей класса

Проверка домашнего задания Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа) Беседа Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Объяснение нового материала Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) Выполнение упражнений. Проверка Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Итог урока Словесный (беседа) Общий для всех детей класса

Инструктаж по выполнению домашнего задания Словесный (слово учителя) Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника,

различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.

Особое внимание при работе с детьми, имеющими нарушения в познавательной

сфере, уделяется разработке и четкому применению системы оценок, которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к уроку или выполнение заданий, а с другой — фиксируют уровень усвоения им предложенной образовательной программы.

Оценка знаний учащихся с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с программами обучения и с учетом особенностей ребенка. Тестирования и контрольные срезы знаний должны быть адаптированы под указанные программы.

Кроме того, выставляемые ребенку оценки должны быть понятны и ему самому. На начальных этапах обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему выставляется та или иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика может быть как устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в тетрадь. Параметры оценивания детских работ по математике, чтению и русскому языку предлагаются ниже.

Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)

Таблица 2.

Программы образовательных учреждений Программы образовательных учреждений: коррекционноразвивающее обучение (VII вид)

1 класс 1полугодие Отметки не выставляются Без ошибок, 20 сл. и более - высокий уровень 1-2 ошибки, 15-20 сл. - повышенный уровень 3-5 ошибок, 10-15 сл. - базовый 6 и более ошибок, менее 10 сл. - низкий уровень Отметки не выставляются ( 1 пол.)

2полугодие Отметки не выставляются 25-30 сл. - высокий 20-25 сл. - повышенный 15-20 сл. - базовый Менее 15 сл. - низкий Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст, пересказывать услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям (2 пол.)

2 класс 1полугодие Отметки не выставляются Без ошибок, 35-40 сл. - высокий 1-2 ошибки, 30-35 сл. -повышенный 3-5 ошибок, 25-30 сл. - базовый 6 и более ошибок, менее 20 сл. -низкий 30-40 сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова — по слогам) - В. (высокий) 20-30 сл.- П.(повышенный) 10-20 сл. - Б. (базовый) Менее 10 сл.- Н. (низкий)

2полугодие 45-50 сл. - 5 40-45 сл. - 4 30-40 сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие

35-40 сл. - 3 Менее 35 сл. - 2 знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова — по слогам) - 5 20-30 сл.- 4 10-20 сл. - 3 Менее 10 сл.- 2

3 класс 1 полугодие Без ошибок, 55-60 сл. - 5 1-2 ошибки, 50-55 сл. - 4 3-5 ошибок 45-50 сл. - 3 6 и более ошибок, менее 45 сл. -2 50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи-5 40-50 сл.- 4 30-40 сл. - 3 Менее 30 сл.- 2

2 полугодие 65-70 сл. - 5 60-65 сл. - 4 55-60 сл. - 3 Менее 55 сл. - 2

4 класс 1 полугодие Без ошибок, 75-80 сл. - 5 1-2 ошибки, 70-75 сл. - 4 3-5 ошибок, 65-70 сл. - 3 6 и более ошибок, менее 65 сл. -2 70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. - 5 60-70 сл. - 4 50-60 сл. - 3 Менее 50 сл. - 2

2 полугодие 85-90 сл. (вслух):115-120 сл. (про себя) - 5 75-80 сл. - 4 70-75 сл. - 3 Менее 70 сл. - 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Таблица 3.

Отметка Программы общеобразовательной школы Программы общеобразовательных учреждений:коррекционноразвивающее обучение(VII вид). Начальные классы

«5» Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить Нет ошибок

«4» Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные Допущены 1-2 орфографические ошибки

«3» Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических Допущены 3—5 ошибок

«2» Допущены 5-8 орфографических ошибок Допущено более 5 ошибок

«1» Допущено более 8 орфографических ошибок

Ошибкой в диктанте следует считать:

— нарушение правил орфографии при написании слов;

— пропуск и искажение букв в словах;

— замену слов;

— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

За одну ошибку в диктанте считаются:

— два исправления;

— две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

— повторение одной и той же буквы в слове;

— недописанное слово;

— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

— дважды записанное одно и то же слово в предложении;

2 негрубые ошибки = 1 ошибке.

Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:

— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;

— ошибки по графическому сходству;

— нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова)

— единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ (1-4 КЛАССЫ)

Таблица 4.

Отметка Программы общеобразовательной школы; Программы общеобразовательных учреждений:коррекционноразвивающее обучение (VII вид). Начальные классы

5 Нет ошибок Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему,так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета

4 1-2 негрубые ошибки Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по

пройденному материалу

3 2-3 ошибки; 3-4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен. Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу

«2» Более 4 грубых ошибок, не решена задача Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу

«1» Задание не выполнено

Примечания Негрубыми ошибками считаются: -незначительные неточности в формулировках и использовании лексики; - в процессе вычислений допустил отдельные несущественные ошибки и сам их исправил; -в ходе решения задачи недостаточно точное пояснение при правильном решении задачи; -неточности в процессе практической деятельности по измерению и черчению (необходимо учитывать особенности развития ручной моторики учащихся). Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий; - неверные вычисления в случае, когда цель задания — проверка вычислительных умений и навыков; пропуск части математических действий, влияющих на получение правильного ответа; -несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам Недочеты: - неправильное списывание данных; - ошибки в записи математических терминов; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; -наличие записи действий; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа

Список литературы:

1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения». - М.: Дрофа, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.