Научная статья на тему 'Советы молодому учителю русского языка'

Советы молодому учителю русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6893
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советы молодому учителю русского языка»

ИДЕТ УРОК

А.П. Овчухов, А.М. Казаков

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Обилие методической литературы в наше время порой пугает начинающего учителя. Перед ним встает множество вопросов: какие методы применять? Какие из них наиболее эффективны? Какие приемы использовать при объяснении материала? Как систематизировать ту информацию, которую предлагают современные методические издания? и т. д.

Мы хотим поделиться своим опытом. Коллектив учителей-словесников нашей школы в течение многих лет пользуется дидактическими материалами, систематизированными школьным методическим объединением.

Одним из обязательных этапов урока является проверка домашнего задания. Данный этап урока очень важен, т.к. от него зависит дальнейшее «самочувствие» урока. Следовательно, этот этап не должен быть однообразным и скучным. И опять у молодого учителя возникает вопрос: как сделать интересным этот этап?

Как правило, домашнее задание по русскому языку дают учителя как устное (усвоение теоретических сведений), так и письменное (упражнения).

Учителя-словесники школы из множества приемов проверки домашнего задания выбрали более эффективные (с их точки зрения).

1. Проверка усвоения теоретических сведений.

• Устные ответы на вопросы типа какой, как, почему, отчего.

• Использование полученных знаний для анализа примеров, данных учителем на доске.

• Фронтальный опрос у доски нескольких учащихся (карточка содержит вопрос по теории + практическое задание).

• Письменный ответ по карточке.

• Составление таблиц, схем и заполнение их примерами.

• Связный рассказ о каком-либо языковом явлении.

• Самостоятельная работа по теории.

2. Проверка письменного задания.

• Выборочная проверка (чтение слов с определенной орфограммой, предложений на пунктуационное правило и т.д.)

• Самопроверка с помощью словаря, справочника, таблицы, записей на доске, кодоскопа.

А.П. Овчухов, А.М. Казаков — учителя МОУДубской СОШ (Ирбитский район Свердловской области).

• Взаимопроверка.

• Проверка до урока учениками-консуль-тантами домашнего задания учащихся, их отчет о проделанной работе, разбор типичных ошибок.

• Запись на доске определенных слов, предложений (до урока или во время урока).

• Выполнение подобной работы.

• Диктант из слов, предложений, подобных словам, предложениям в упражнении.

• Консультация учителя (учитель объясняет случаи, которые вызвали у учащихся трудности, сомнение).

Еще одна проблема многих учителей — урок работы над ошибками после контрольного диктанта. Не все любят такие уроки, а ведь и их можно провести интересно и с пользой для детей.

Цель такого урока — помочь учащимся разобраться в ошибках, отработать неусвоенные правила.

Урок работы над ошибками мы проводим не сразу после урока контрольной работы, а через один-три урока. На следующем после контрольного диктанта уроке мы сообщаем учащимся о типичных ошибках в их работах и даем задание повторить соответствующие правила.

Здесь требуется и добросовестная работа учителя:

1) при проверке работ провести классификацию ошибок;

2) из этих ошибок отобрать наиболее типичные;

3) для каждого типа ошибок разработать прием их объяснения;

4) подобрать дидактический материал;

5) разработать методику закрепления правил;

6) подобрать домашнее задание для индивидуальной работы над ошибками.

Сам урок над ошибками начинается с общей характеристики работ, а затем воспроизводятся знания учащихся (после каждого правила идет его закрепление).

Закрепление правил (для 4-5 типов ошибок) происходит дифференцированно: для учащихся, написавших диктант на «4» и «5», учитель дает задание более высокого уровня. Например, составить словарный диктант по какому-то виду орфограмм или сгруппировать слова диктанта по видам орфограмм. Учащиеся же, получившие за

А.П. Овчухов, А.М. Казаков

контрольную работу «3» и «2», работают с учителем:

• Выясняют причину ошибки, находят соответствующее правило;

• Обосновывают данное написание;

• Отрабатывают правило подобранными учителем упражнениями;

• В конце всей работы дается упражнение со смешанными примерами, которое учащиеся выполняют самостоятельно.

В конце урока на дом задаются также дифференцированные задания. Например, учащимся, работавшим самостоятельно, можно задать такое задание: составить связный текст по выписанным словам. Те, кто написал диктант на «3» — составить предложения со словами, где были допущены ошибки; а кто написал неудовлетворительно, получают индивидуальные задания на карточках.

Учителя, имеющие большой опыт работы в школе, знают, что работа будет более эффективна, если время от времени возвращаться к этим ошибкам. Это может быть:

• Диктовка слов с наиболее типичными ошибками на последующих уроках.

• Диктант «По следам ошибок».

• Зачетный урок в конце четверти: словарный диктант из слов с ошибками за всю четверть (не забудьте о нормах).

В последнее время проблема правописания приобрела особое значение. Большинство учащихся, уходя из школы, остаются безграмотными.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы активно решает эту проблему.

Причинами низкой грамотности учащихся нашей школы после проведенного анализа оказались следующие:

а) недостаточная связь орфографии с другими разделами русского языка;

б) недостаточное внимание на уроках уделялось словарной работе (особенно над словами с непроверяемыми написаниями).

Были разработаны единые требования к формированию орфографических навыков.

Формирование орфографических навыков проходит в три этапа:

1. Изучение орфографического правила.

Прежде чем познакомить учащихся с правилом, нужно подготовить их к восприятию этого правила (здесь обязательно повторение сведений из других разделов русского языка, на которые опирается орфографическое правило).

Объяснение орфографического правила происходит не сразу:

• Сначала создается проблемная ситуация, и только после того, как дети увидели проблему

55

и не смогли ее решить, записывается тема урока;

• После чего анализируется заголовок темы с точки зрения наличия в нем опознавательных признаков (с термином «опознавательный признак» учащиеся нашей школы уже знакомы);

• Затем анализируется специально подобранный с учетом вариантов орфограммы дидактический материал с целью определения условий выбора написания или нахождения способа проверки;

• И только после этого формулируется орфографическое правило, соотносится с заголовком.

2. Применение орфографического правила

I I 1

алгоритм схема комментированное

орфографического письмо

разбора

(составляются под руководством учителя, затем самостоятельно после знакомства с правилом)

Алгоритм либо схема записываются в специальную тетрадь, которая разделена по опознавательным признакам.

3. Первичное закрепление (15-20 минут с помощью алгоритма, схемы).

1) Устное объяснение правописания 6-8 написанных на доске слов (без пропусков букв), графическое обозначение орфограммы учителем. ИЛИ нахождение слов с орфограммой и их объяснение в небольшом тексте.

2) Списывание упражнения из учебника или с доски, в котором надо вставить буквы или раскрыть скобки (учащиеся по очереди выходят к доске, устно и письменно объясняют).

3) Предупредительный диктант: устное объяснение орфограмм до записи слов или предложений.

} } 1

выборочный выборочно- диктант

распределительный с сопоставлением

4. Закрепление орфографического правила.

Виды упражнений для закрепления разнообразны:

• объяснительный диктант: устное объяснение орфограмм после записи;

• диктант с обоснованием: самостоятельное письменное объяснение орфограмм;

• распределительный диктант;

• творческий диктант: в диктуемый текст вставить определенные слова или изменить грамматическую форму диктуемых слов;

• свободный диктант: вспомнить и передать письменно содержание прочитанного (прослушанного) текста;

• зрительный диктант: диктант с подготов-

кой, которая осуществляется за неделю;

• диктант «Проверяю себя»: запись диктуемого текста с устным (для себя) объяснением орфограмм, подчеркиванием написаний, в которых сомневаются или которые не могут объяснить, и выяснением их после записи с помощью словаря, учебника, учителя;

• контрольный диктант;

• словарные диктанты разных видов: с подсказкой (учитель называет слово, указывает, в какой значимой части слова находится орфограмма, может назвать опознавательный признак), с грамматическим заданием, с продолжением (диктант пишется в 1-ый столбик, а после проверки учащиеся во 2-ой столбик дописывают слова с теми же орфограммами), с сопоставлением, выборочный, с ограничением (учащиеся должны найти одну «запретную» орфограмму и во время диктанта пропускать ее, не записывать) и т. д.

В той же специальной тетради, которая заводится в 5 классе, находится и словарик, куда записываются слова с непроверяемыми написаниями.

Словарик выглядит следующим образом:

Само знакомство со словом происходит различными способами, приемами, которые выбирает сам учитель (существует множество различных приемов формирования орфографической зоркости).

Например:

1. Четкое чтение учителем слов (3-5 слов) по демонстративной карточке или по записи на доске.

2. — Проговорить негромко вслух каждое слово, закрыть глаза, представить слово написанным, открыть глаза и проверить себя;

— молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя;

— проговорить слова соседу по парте.

3. Запись слов под диктовку учителя и проверка по демонстрационным карточкам или доске.

Закрепление же навыка написания слов традиционное:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) на уроке:

— составление словосочетаний, предложений;

— разбор слова (слов) с точки зрения фонетики, лексики и т.п. в соответствии с изучаемой темой.

2) на следующем уроке:

— диктовка словосочетаний, предложений или текста с изученными на предыдущем уроке словами;

— составление предложений или минитекста.

3) на последующих уроках в течение всей темы:

— словарный диктант с набором каких-либо слов;

— тематическая группировка слов;

— включение слов определенной тематики в творческую работу.

Данная работа учителей-словесников нашей школы дала положительные результаты. Именно поэтому мы решили поделиться своим опытом с теми, кто только начинает свою деятельность на педагогическом поприще.

Слово и его родственники Происхождение. Дальние родственники Слово в речи, тексте

• Однокоренные слова • Словосочетания (для нормы употребления форм слова) • Этимологическая справка • ЛЗ слова • Проверочное слово типа «сравни» • Структура слова • Пословица, поговорка • Фразеологизм • Цитата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.