Научная статья на тему 'АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К ОСНОВНЫМ ХРИСТИАНСКИМ ДОБРОДЕТЕЛЯМ'

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К ОСНОВНЫМ ХРИСТИАНСКИМ ДОБРОДЕТЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ЧЕРТА / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / АТРИБУТ / НОРМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронин Сергей Владимирович

В условиях современного общества не теряет актуальности проблема духовно-нравственного становления и развития молодежи. Безусловно, в процессе достижения этой цели важной задачей является воцерковление молодежи, приведение ее в лоно Церкви, что, разумеется, невозможно без принятия ею основных ценностей православной веры. Одной из главных форм существования этих ценностей есть христианская добродетель. В статье на основе анализа апостольских посланий и научной литературы по проблеме исследования рассматриваются основные христианские добродетели. В эмпирической части работы исследуется отношение юношей и девушек с различными акцентуациями характера к главным христианским добродетелям. Отношение к добродетели описывается как своего рода эмоциональный компонент ее освоения, наряду с когнитивным (знание о ней) и поведенческим (стремление к ее освоению) компонентами. Этот эмоциональный компонент представляет собой промежуточное звено в освоении добродетели. Именно он часто заключает в себе разрыв между знанием человека о различных добродетелях и желанием развития их в себе. Важно отметить, что понятие акцентуации в исследовании понимается в согласии с трактовкой Карла Леонгарда. При таком подходе акцентуация рассматривается как вариант нормы с некоторым усилением тех или иных черт, определяющих своеобразие, уникальность личности и в некоторой мере задающих вектор ее личностного и духовного роста. В процессе эмпирического исследования установлен целый ряд интересных закономерностей, касающихся отношения к христианским добродетелям у юношей и девушек с различными акцентуациями характера. В исследовании проанализированы результаты, полученные на выборке юношей и девушек отдельно, а также приведены данные сравнительного анализа результатов между указанными выборками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER ACCENTUATION AS FACTOR IN THE ATTITUDE OF YOUNG MEN AND WOMEN TO THE MAIN CHRISTIAN VIRTUES

In modern society, the problem of spiritual and moral formation and development of young people does not lose its relevance. Of course, in the process of achieving this goal, an important task is making young people regular church-goers, which is impossible without assimilating the main values of the Orthodox faith. One of the main forms of existence of these values is Christian virtue. The article analyses the main Christian virtues based on the analysis of the Apostolic epistles and relevant studies. The empirical part of the article examines the attitude of young men and women with di erent accentuations of character to the main Christian virtues. The attitude to virtue is considered as a kind of emotional component of its development, along with cognitive (knowledge-based) and behavioural (desire-based) components. This emotional component is an intermediate link in the development of virtue. It often contains the gap between a person’s knowledge of various virtues and the desire to develop them in him- or herself. It is important to note that the conception of accentuation is understood in accordance with the interpretation of Karl Leonhard. In this approach, accentuation is considered as a variant of the norm with some strengthening of certain features that determine the originality and uniqueness of the individual and to some extent set the vector of personal and spiritual growth. In the process of empirical research, a number of interesting patterns have been established regarding the attitude to Christian virtues among young men and women with di erent character accentuations. The study analyses results obtained on a separate samples of young men and women, and also provides data on a comparative analysis of results in these samples.

Текст научной работы на тему «АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К ОСНОВНЫМ ХРИСТИАНСКИМ ДОБРОДЕТЕЛЯМ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Диакон Воронин Сергей Владимирович, канд. пед. наук,

2021. Вып. 63. С. 131-147

Б01: 10.15382Миг^202163.131-147

доцент кафедры психологии

и дефектологии, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»,

Российская Федерация, 354000, г. Сочи, ул. Пластунская, 94

voronin.sochi@mail.ru ОИСГО 0000-0002-3530-1001

Акцентуации характера как фактор отношения юношей и девушек к основным христианским добродетелям

Аннотация: В условиях современного общества не теряет актуальности проблема духовно-нравственного становления и развития молодежи. Безусловно, в процессе достижения этой цели важной задачей является воцерковление молодежи, приведение ее в лоно Церкви, что, разумеется, невозможно без принятия ею основных ценностей православной веры. Одной из главных форм существования этих ценностей есть христианская добродетель. В статье на основе анализа апостольских посланий и научной литературы по проблеме исследования рассматриваются основные христианские добродетели. В эмпирической части работы исследуется отношение юношей и девушек с различными акцентуациями характера к главным христианским добродетелям. Отношение к добродетели описывается как своего рода эмоциональный компонент ее освоения, наряду с когнитивным (знание о ней) и поведенческим (стремление к ее освоению) компонентами. Этот эмоциональный компонент представляет собой промежуточное звено в освоении добродетели. Именно он часто заключает в себе разрыв между знанием человека о различных добродетелях и желанием развития их в себе. Важно отметить, что понятие акцентуации в исследовании понимается в согласии с трактовкой Карла Леонгарда. При таком подходе акцентуация рассматривается как вариант нормы с некоторым усилением тех или иных черт, определяющих своеобразие, уникальность личности и в некоторой мере задающих вектор ее личностного и духовного роста. В процессе эмпирического исследования установлен целый ряд интересных закономерностей, касающихся отношения к христианским добродетелям у юношей и девушек с различными акцентуациями характера. В исследовании проанализированы результаты, полученные на выборке юношей и девушек отдельно, а также приведены данные сравнительного анализа результатов между указанными выборками.

Ключевые слова: акцентуация характера, черта, добродетель, духовно-нравственное развитие, отношение, личность, атрибут, норма.

© Воронин С. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 131—147.

С. В. Воронин

Актуальность исследования. В основе исследования находится предположение, согласно которому развитие человека в области стяжания добродетелей представляет собой целостный процесс, связанный с изменениями в сфере трех основных компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого. Иными словами, речь идет о тех изменениях, которые касаются сферы знания человека о добродетели, отношения к ней и, наконец, видимых окружающим людям поведенческих проявлений человека, стяжавшего определенную добродетель. При этом в поле нашего внимания попадает именно отношение к основным христианским добродетелям, поскольку оно служит промежуточным звеном в ее освоении. Этот компонент часто заключает в себе разрыв между знанием человека о различных «духовных достижениях» и желанием этих достижений. На наш взгляд, правомерно предположение, что одним из значимых факторов, определяющих отношение человека к добродетелям (и не только к ним), являются его индивидуальные особенности, в том числе характерологические. Они во многом определяют направленность и особенность восприятия человека, влияют на понимание им происходящих событий, а также на отношения человека в ценностно-смысловой сфере.

В статье «Психология характера и христианское учение о добродетелях» авторами делается попытка соотнесения понятия «характер», рассматривающегося в психологии как свойства личности, формирующегося в процессе воспитания и самовоспитания, и «христианской добродетели»1, а также подчеркивается недостаточная изученность вопроса. Понимание акцентуации характера как означивания, усиления определенных черт в пределах «нормотипичности» позволяет в нашем исследовании установить связь между характерологическими особенностями личности и отношением к основным христианским добродетелям. Это в свою очередь позволит уточнить понимание того, через стяжания каких именно добродетелей легче, естественнее всего будет идти процесс духовно-нравственного развития человека исходя из своеобразия его характерологических черт.

Таким образом, в основе гипотезы нашего исследования оказывается предположение, что отношение к добродетелям является зависимой переменной по отношению к акцентуациям характера на уровне отдельных связей.

Обсуждение проблемы. Исследуя исторический аспект формирования научного взгляда на добродетель, А. А. Орлова понимает добродетель как качество личности. Автор полагает, что правомерно рассматривать добродетель «в качестве одной из основных категорий этического характера, <...> как качество личности — положительную нравственную особенность характера»2. Изучая видение добродетели Сократом, А. А. Орлова подчеркивает значимость упомянутого нами ранее когнитивного компонента добродетели. Автор резюмирует нравственное учение Сократа о добродетели: «знание должно быть "одно" с

1 Назаренко С., Леонова Л. А. Психология характера и христианское учение о добродетелях // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2017. № 11. С. 336.

2 Орлова А. А. Добродетель как качество личности // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследования. 2017. С. 582.

человеком, в таком случае оно должно быть знанием, которого действительно руководствуется человек, а не мнением, относительно которого он говорит, что его придерживается, <...> мы обязаны постигать добро, приобрести нормативное понимание»3. Начиная с Аристотеля, в структуре добродетели появляются компоненты, подчеркивающие субъектность человека в духовно-нравственном развитии. Повышается значимость волевой и оценочной составляющей. Добродетель понимается как правильное отношение к чувствам и поступкам на основании правила «золотой середины», в которую часто попадает добродетель. Так, щедрость — нечто среднее на континууме «бесполезные траты — скупость».

Другой автор, широко исследующий феномен добродетели, А. В. Гущина, подчеркивает важность поведенческого компонента добродетели: «добродетель — это способность поступать наилучшим образом во всем»4. Автор приводит результаты исследования, показывающие, что у современной молодежи существуют пробелы и в когнитивном компоненте добродетели. Так, 31% из 412 опрошенных испытали трудности с формулировкой этических правил и принципов. В другой статье А. В. Гущина отмечает, что «добродетель есть устойчивое качество, поскольку оно продолжительнее и прочнее преходящих свойств»5, так как основывается на непреходящем, но устойчивом отношении. Важность эмоционального компонента добродетели продиктована той устойчивостью положительного личностного качества, которое человек приобретает, основываясь на уверенности в своем правильном отношении к нравственной и духовной сути происходящего.

Современная этика рассматривает человека «как субъекта морали, способного к свободному выбору поступков и ценностей, к жизни в соответствии с золотым правилом нравственности, несущего ответ за свои поступки»6. Человек имеет право на подобный свободный выбор, отражающийся в его отношении к добродетелям, нормам и ценностям, влияющим в дальнейшем на поведение человека в кругу близких и обществе. В связи с этим значимость приобретает изучение эмоционального компонента стяжания добродетели, установление факторов, влияющих на это отношение.

Некоторые исследователи аргументированно подразделяют добродетели на врожденные, приобретенные и харизматические. Последние «являются результатом синергии, т. е. взаимодействия человеческих усилий и Божественной благодати. <...> Божественная благодать освящает и преображает способности и силы ума, чувства и воли и возводит в человеке эти способности на высшие ступени превосходства и совершенства»7. Интересно отметить, что множество до-

3 Орлова А. А. Указ. соч. С. 584.

4 Гущина А. В. Воспитание добродетелей как веление времени // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 44. С. 10.

5 Она же. О «воспитании во мне добродетелей» // Материалы двенадцатой международной научно-практической конференции: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2017. С. 88.

6 Она же. Воспитание добродетелей как педагогическая проблема // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 43.

7 Безруких О. В., прот. Классификация добродетелей // Материалы XIII Международного форума: Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. 2018. С. 62.

бродетелей, выделяемых апостолом Павлом (любовь, радость, мир, кротость.), относятся к харизматическим добродетелям чувства, имея в себе выраженный эмоциональный компонент.

Профессор С. А. Богомаз совместно с С. А. Литвиной провели исследование гендерных стереотипов молодежи в отношении значимости общечеловеческих добродетелей без относительно других переменных, помимо признака пола. Авторами был сделан вывод о «некоторой трансформации традиционных взглядов на гендерные роли»8. Это находит отражение в тенденции к усреднению значений за счет увеличивающегося тяготения полов к ранее не типичным для них особенностям восприятия. Отметим также, что, по результатам исследования, девушки обнаруживают в себе некоторые из христианских добродетелей, изучаемых авторами, — любовь, скромность, способность прощать.

Протоиерей Григорий Дьяченко определяет добродетель как «доброе качество или дело, совершенство, доблесть, слава, величие»9. Большинство из включенных в определение характеристик добродетели указывает нам на то, что последняя представляет собой некое исключительно положительное достижение личности. При этом атрибут «доброе качество» подчеркивает, что подобное достижение достаточно прочно закрепляется в составе личностных характеристик человека. Добродетель понимается автором как некоторая заслуга человека, имеющая место в результате его трудов, работы над собой, развития, закрепляющаяся как качество личности. И здесь возникает важный вопрос. Ведь, говоря о подобного рода достижениях личности, мы непременно имеем дело с важным выбором человека. Его необходимость связана с тем, что человек, совершая его, не только вкладывает ресурсы в виде серьезных усилий и продолжительного времени, но и отвечает на главный вопрос: желаю ли я этого достижения? Ведь это достижение — не «апгрейд» личности, а изменение самой жизни человека.

В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим 8. 18). Апостол указывает на имеющийся факт — желание добра. В психологической науке «желание» понимается как «форма переживания потребности, в которой конкретизированы, "представлены" предмет потребности и возможные пути удовлетворения потребности»10. Итак, мы имеем потребность в добродетели, которую переживаем в сознании как достаточно детализированный план ее достижения. Достижение этой добродетели неизбежно принесет человеку если не радость, то удовлетворение. Тем не менее апостол Павел повествует нам, что данное желание остается лишь желанием внутри меня, оно не переходит в действие, не становится стремлением.

В шестой главе Послания к Римлянам апостол Павел пишет: «да не царствует грех в смертном теле вашем, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших ему в похотях его» (Рим 6. 12—13). Очевидно, что

8 Литвина С. А., Богомаз С. А. Гендерные стереотипы молодежи в оценках значимости и выраженности личностных добродетелей человека // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: Категория социального в современной педагогике и психологии. 2015. С. 214.

9 Дьяченко Григорий, прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 2007. С. 147.

10 Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2003. С. 141.

можно жить по духу, «только если Дух Божий живет в вас» (Рим 8. 9), однако, для стяжания добродетели обязателен выбор самого человека. Соработничество проявляется не только в обозначенном выборе человека. Так, слова апостола: «бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор 16. 13) говорят нам о постоянстве однажды сделанного выбора. Подобное читаем и в Послании к Галатам: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5. 1).

Полагаем, здесь уместен перенос данного суждения и относительно постоянства в добродетели. Подобный выбор и постоянство находят содержательное отношение в базисной психологической категории «отношение». Так, академики РАО А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский подчеркивают, что «категории отношения присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др.»11. Указанная векторизованность психического акта предполагает постоянство, а избирательность и последующая готовность к действию — результат ранее совершенного выбора, утвержденности в нем.

Как отмечает священник Дмитрий Лазутин, «человек, по апостолу (Павлу. — Примеч. С. В.), должен не просто иметь определенные знания о духовной жизни, как бы показывая себя образцом ведения и истины (Рим 2. 20), но должен воплощать их в жизнь»12. И это воплощение — процесс и результат стяжания добродетелей.

В известнейшем фрагменте Послания к Галатам апостол указывает на следующие добродетели (составившие почти половину из предложенного нами перечня): «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5. 22—23). «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5. 16—18), — наставляет апостол Павел. На первый взгляд, пребывать в радости совсем не сложная добродетель. На деле оказывается иначе. Неслучайно в Послании к Галатам апостол Павел пишет: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал 6. 9). Для непрестанной радости нужна и вера непрестанная, неослабеваемая — в этом особенность и сложность данной добродетели.

«Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5. 1), — пишет апостол Павел. Святитель Иоанн Златоуст указывает на мир как величайшую ценность. Отсутствие мира он приравнивает к вражде с Богом. Мир поэтому можно рассматривать как одно из условий возрастания любой добродетели. Сложно представить человека с базовым чувством вражды и неспокойствия с успехом возрастающего в той или иной добродетели. В Посланиях к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам и др., равно как и в частных

11 Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999. С. 208.

12 Лазутин Д. Христианские добродетели в свете учения святого апостола Павла // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2015. № 9. С. 95.

посланиях (к Тимофею, Титу, Филимону), не случайно апостол посылает благодать «и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим 1. 7).

Далее, в 102-м псалме псалмопевец Давид говорит о Боге как долготерпеливом и многомилостивом. Протоиерей Григорий Дьяченко определяет слово «терплю» как «пребываю в чем-то, сношу, выдерживаю»13, а в качестве производных слов приводит такие слова как: терпеливодушный, терпеливомудренный и даже терпеливоносец. Долготерпение как добродетель может быть индикатором не только воли человека, но более того — степени его духовного совершенства.

Благость в ряде словарей определяется термином, имеющим собирательное значение, включающим в себя милосердие, добродушие и некоторые другие качества. Далее, в Послании к Евреям, апостол Павел дает удивительное по точности определение «вере», которая есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11. 1). Не просто о важности, но об обязательности веры говорит в своем Послании к Евреям апостол Павел: « А без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11. 6).

Добродетель кротости, о которой говорит апостол Павел, по определению прот. Григория Дьяченко «иногда значит слабость, изнеможение»14. В мирском же сознании кротость еще чаще, чем «иногда» отождествляется со слабостью и излишней мягкостью. Вспомним, однако, что в Ветхом Завете Моисей характеризуется как «кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12. 3). В тоже время кротчайшего Моисея сложно назвать человеком слабохарактерным. Напротив, добродетель кротости (в предлагаемом для оценки отношения к добродетелям перечне заменено близким по значению «скромность») предполагает наличие в человеке внутренней силы.

В Послании к Коринфянам апостол Павел дает нам образ воздержания: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6. 12). Предполагая свободу словами «все мне позволительно» (апостол произносит их дважды), он одновременно предполагает за человеком и обязанность ответственного выбора, касающегося границ собственного поведения. Подобную ответственность может понести лишь психологически зрелая личность. Неслучайно в науке ответственность считают одним из критериев зрелости. Выдающийся мыслитель ХХ в. Эрих Фромм писал, что «в наше время ответственность часто отождествляется с обязанностью, чем-то навязанным извне. Но ответственность в настоящем смысле этого слова — полностью добровольный акт»15. Итак, тот образ добродетели воздержания, который предлагает нам апостол Павел, открывает перед человеком возможности воспринимать самого себя как зрелую, активную и свободную личность, наделенную правом самостоятельно определять границы своего поведения, нести ответственность за свой выбор и не тяготиться этим.

Таким образом, мы рассмотрели те христианские добродетели (вошедшие в список оцениваемых в эмпирической части работы), на которые указывает апостол Павел в своем Послании к Галатам. В 13-й главе Первого послания к

13 Дьяченко Григорий, прот. Указ. соч. С. 715.

14 Там же. С. 273.

15 Фромм Э. Искусство любить. М., 2011. С. 48.

Коринфянам апостол Павел дает нам определение любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13. 4—8). Пятнадцать индикаторов любви, которые предлагает апостол Павел в своем послании, послужили основой для определения еще нескольких добродетелей, которые составили итоговый перечень.

«Милосердствует, то есть постоянно стремится оказать услугу ближнему»16, — поясняет профессор А. П. Лопухин, комментируя одно из свойств любви. «Любовь — это деятельность, активность <...>, любить — значит прежде всего давать, а не получать»17, — отмечают и ученые.

Далее, в приведенном выше тексте из 13-й главы Первого послания к Коринфянам находим целый ряд добродетелей, основанных на отрицании определенных страстей и пороков. Относительно одного из них — «любовь не завидует», — святитель Феофан Затворник объясняет, что зависть глубоко чужда самой природе любви. Любящий не замкнут на своей любви к объекту, он радостен, открыт для ближних (мира) и желает счастья всем людям. В противном случае мы имеем дело с антропоморфизмом сластолюбия, при котором «сердечное наслаждение не обращается к любви Божией, не радуется ей, но получает удовольствие от плотских предметов, не угодных Богу»18.

Святитель Иоанн Златоуст в 33-й беседе на Первое послание к Коринфянам так объясняет значение свойства любви «не превозносится». Не превозносится — значит, не имеет безрассудства. Любовь делает человека степенным и основательным. Безрассудство, по мнению святителя, свойственно любящим страстно, «постыдно», в то время как тот, кто любит истинной любовью, свободен от этого.

Объясняя свойство любви «не бесчинствует», святитель Феофан Затворник отмечает, что не бесчинствует — значит «не мерзит, не брезгует, не гнушается ничем, коль скоро того требует благо ближнего; как бы что ни казалось унизительным в глазах людей, она не останавливается пред тем, а с охотою решается на то, лишь бы сделать добро любимому»19.

В отношении свойства «не раздражается» многие авторы близки в рассуждениях. Так, профессор А. П. Лопухин и святитель Феофан Затворник полагают, что здесь имеет место определенное восприятие «другого». Причем не только возлюбленного, но человека вообще. Данное восприятие содержит в своей основе отношение к другому как человеку доброму, не могущему иметь злое намерение. «В тебе я люблю всех; любя тебя, я люблю весь мир.»20 — настоящая,

16 Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. 11. СПб., 1913. С. 100.

17 Фромм Э. Указ. соч. С. 39.

18 Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005. С. 176.

19 Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам. М., 2006. С. 611.

20 Фромм Э. Указ. соч. С. 79.

христианская любовь ни в коей мере не замыкается на объекте любви. «Оставить любовь — это оставить Христа»21, — считает к. ф. н. Е. Н. Гришина.

Как справедливо отмечают некоторые авторы, в научной литературе присутствует различная трактовка самого понятия «акцентуация». Понятие определяется «где-то как высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией, где-то как чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний»22.

В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Карла Леонгарда, характеризующего тот или иной вид акцентуации «как вариант нормы, при котором предполагается усиление какой-либо определенной черты»23. Выдающийся немецкий ученый подчеркивает, что, признавая акцентуацию патологией, мы неизбежно приходим к тому, что лишь вариант среднего человека можно называть нормотипичным. Тем интереснее и ближе подход Карла Леонгарда, поскольку он обнаруживает у акцентуированной личности полную противоположность того, что в христианской традиции называется «теплохладностью», т. е. состоянием, далеким от вышеописанной «готовности к действию», изменению себя, стяжанию добродетели. Карл Леонгард отмечает, что, напротив, «в акцентуированных. личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд»24. Итак, акцентуированная личность обнаруживает в себе черты непохожести, «инаково-сти», заключает в себе своего рода «задатки» для определенных достижений или выбора пути в противоположном направлении.

Методика исследования. Выборку нашего исследования составили 152 человека — юноши и девушки в возрасте 17—22 лет. С одной стороны, этот возраст сензитивен для формирования определенных акцентуаций, с другой — духовное возрастание молодежи — вопрос весьма актуальный во все времена. Для диагностики типа акцентуации характера юношей и девушек был использован тест-опросник Шмишека—Леонгарда. Методика позволяет оценить выраженность у респондента черт, характерных для следующих типов акцентуации: демонстративного, застревающего, педантичного, возбудимого, гипертимического, дисти-мического, тревожного, циклотимного, экзальтированного, эмотивного.

На основе анализа посланий святого апостола Павла и научной литературы по проблеме исследования был составлен список из 18 добродетелей. Часть из них положительного (т. е. утвердительного) характера, часть — отрицательного характера (основаны на отрицании некоторых страстей и пороков). К отрицательным были отнесены — отсутствие славолюбия, сластолюбия, сребролюбия, зависти, превозношения, гордости, бесчинства, раздражительности, зломыслия, искания своего (корыстолюбия), к положительным — долготерпение, со-

21 Шеховцова Л. Ф., Гришина Е. Н., Легостаева М. В. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. М., 2014. С. 71.

22 Марьина Л. П., Гришанина М. Ю. Феноменологические особенности акцентуаций характера: технология изучения // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XIX международной научно-практической конференции 2019. Т. 2. С. 45.

23 Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000. С. 3.

24 Там же. С. 19.

страдание, правдолюбие, оправдание других, доверие и вера, скромность, воздержание, радость.

При определении акцентуаций характера был осуществлен перевод данных в номинативную шкалу, где в качестве «эффекта» выступало достижение порогового значения «тенденция к тому или иному типу акцентуации личности» по каждому из десяти типов акцентуаций. Данный выбор был определен взглядом Карла Леонгарда на понятие акцентуации не как отклонения (тогда важным был бы более высокий показатель по акцентуации), но как индивидуального своеобразия личности.

Таким образом, для математической обработки данных был использован критерий ф — угловое преобразование Фишера, поскольку при его использовании «данные могут быть представлены в любой шкале, начиная от номинативной»25.

Для определения отношения юношей и девушек к основным христианским добродетелям мы использовали «методику «Анкета 24 добродетели», разработанную Е. Н. Осиным на основе опросника «Профиль личностных достоинств» Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана. Анкета «24 добродетели» Е. Н. Осина представляет собой список из 24 добродетелей, которыми обладают люди26. Выбор методики обусловлен ее ориентацией на идеальное «Я» человека через оценку отношения респондента к различным добродетелям. Респонденту предлагалось «оценить каждую добродетель по пятибалльной шкале: 1) «Насколько важным, по вашему мнению, данное качество является для человека?»27 Варианты ответа были построены по принципу шкалирования — шкала из шести значений от «очень важным» до «совершенно не важным». Каждому варианту ответов присваивался балл от 1 до 5 соответственно. Из указанной методики были использованы выделенные христианские добродетели. При этом вопросы по не вошедшим в состав методики Е. Н. Осина некоторым христианским добродетелям были составлены по приведенному выше образцу. Таким образом, для получения эмпирического значения текст анонимного опросника состоял из вопросов, напрямую направленных на выявление отношения к каждой конкретной добродетели. Важно отметить, что включенная в опросник шкала лжи (из личностного опросника EPI Г. Айзенка) позволила исключить из участия в исследовании бланки с результатами, превышающими допустимое значение по данной шкале.

В качестве «эффекта» при диагностике отношения юношей и девушек к той или иной добродетели служил факт превышения среднего значения, характерного для выборки юношей или девушек соответственно.

Кроме того, у участвовавших в исследовании юношей и девушек определялся общий показатель их отношения к добродетелям. Для получения эмпирического значения по данной шкале баллы, полученные респондентом по каждой из 18 шкал, направленных на выявление отношения к добродетелям, суммировались

25 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. С. 157.

26 Литвина С. А., Богомаз С. А. Индивидуальные достоинства как предикторы удовлетворенности человека своей жизнью // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 213.

27 Там же.

между собой. Далее, как и для шкал по отдельным добродетелям, определялось среднее значение, превышение которого служило индикатором для определения «эффекта» при использовании критерия ф — угловое преобразование Фишера.

Результаты исследования. Представим полученные данные по выборке юношей в табл. 1.

Таблица 1

Эмпирическое значение критерия ф при оценке силы и характера связи между переменными «акцентуация характера» и «отношение к добродетелям» (выборка юношей)

Название переменной Демонстративный Застревающий Педантичный Возбудимый Шпертимический Дистимический Тревожный Циклотимический Экзальтированный Эмотивный

Отсутствие славолюбия -2,14* 0,68 0,16 -0,71 -1,84* 1,82* 0,69 -1,0 -0,70 0,16

Отсутствие сластолюбия -1,22 -1,4 -0,61 1,39 1,23 -0,28 -0,28 0,33 0,6 -0,33

Отсутствие сребролюбия -0,81 0,19 1,09 0,8 0,19 -0,62 1,65* 1,02 2,2* 0,63

Долготерпение -0,81 1,74* 2,77* 1,68* -0,63 0,5 1,65* 1,02 2,2* 3,26*

Сострадание 1,04 1,87* 1,78* 0,26 0,06 0,17 1,3 1,69* 0,43 3,36*

Отсутствие зависти 2,54* -0,19 -1,08 -0,8 3,26* -1,16 -0,5 -0,19 -1,33 -0,19

Отсутствие превозношения -1,18 -0,86 -0,5 -0,86 -1,2 0 0 -2,05* -1,6 0,39

Отсутствие гордости 0 -1,7* -0,69 -1,12 -0,86 0,96 -0,17 -0,86 -0,43 0,86

Отсутствие бесчинства 1,6 -0,86 0,31 -0,26 0,74 -0,17 0,96 0,73 0,36 0,86

Отсутствие искания своего 0 -0,17 -1,58 0 -0,39 0 0 1,2 1,6 -0,39

Отсутствие раздражительности 0 0,86 0,69 0,4 -2,4* 1,3 1,3 0,86 1,23 2,41*

Отсутствие зломыслия 1,11 -0,92 0,7 -1,19 0,88 -0,55 0,1 1,85* -0,68 1,84*

Правдолюбие 0,97 0,06 -0,31 1,12 0,06 0,17 1,3 0,86 0,43 2,4*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оправдание других -0,4 -1,35 0,48 2,73* 1,08 -1,47 -0,34 1,08 2,42* 1,35

Доверие и вера -1,75* -0,52 0,25 0,48 -1,4 -0,28 -0,28 0,33 0,6 0,53

Скромность -1,7* -1,09 0,89 -2,26* -1,92* 0,34 1,47 -2,81* -2,4* 1,09

Название переменной Демонстративный Застревающий Педантичный Возбудимый Шпертимический Дистимический Тревожный Циклотимический Экзальтированный Эмотивный

Радость 1,12 -0,52 -0,89 -0,53 0,28 -0,34 -1,47 -0,52 -0,06 1,35

Воздержание 0,81 1,02 1,09 0,8 -0,63 -0,62 -0,63 1,02 1,33 1,03

Общее отношение к добродетелям -0,31 -0,63 0,08 -0,07 -0,63 0,51 0,51 -0,63 -0,3 2,32*

Знаком «*» в таблице отмечены статистически значимые значения, полужирным шрифтом выделены значения, находящиеся на высоком однопроцентном уровне значимости.

Как видно из табл. 1, в выборке юношей обнаружено 32 статистически значимых эмпирических значения, причем 22 из них свидетельствуют о наличии положительных связей между акцентуацией характера и отношением к добродетелям, и 10 — о наличии отрицательных связей. Важно отметить, что в разнице положительных и отрицательных связей семь акцентуаций характера из 10 имеют положительный остаток. Перечислим эти типы акцентуаций: застревающий, педантичный, возбудимый, дистимический, тревожный, аффективный и эмотивный. Две акцентуации имеют отрицательный остаток — это демонстративный и гипертимный типы. И, наконец, в случае циклотимного типа получена нулевая разница положительных и отрицательных связей между данным типом акцентуации и отношением к добродетелям. Важно отметить, что в выборке юношей получены интересные закономерности относительно характера связи отдельных добродетелей с акцентуациями характеров различных типов. Так, добродетель «долготерпение» имеет сразу шесть положительных связей с акцентуациями характера при нуле отрицательных связей. Добродетель «сострадание» также имеет значительный положительный остаток — четыре положительные связи при нуле отрицательных связей. Еще четыре добродетели (отсутствие сребролюбия, зависти, зломыслия, а также оправдание других) имеют две положительные связи при отсутствии отрицательных. И, напротив, добродетель «скромность» имеет выраженную отрицательную связь с акцентуациями характера — пять отрицательных связей при нуле положительных. Таким образом, восемь добродетелей имеют в остатке положительную связь, а пять добродетелей имеют отрицательную связь с акцентуациями характера. Особенно важным представляется установление факта положительной связи между одной из акцентуаций характера с общим отношением к христианским добродетелям (высокий однопроцентный уровень значимости). Данная связь проявляется у акцентуации характера — эмотивный тип. Выражением этой связи стало пять положительных связей эмотивного типа акцентуации характера при отсутствии отрицательных связей.

Далее представим полученные данные по выборке девушек в табл. 2.

Таблица 2

Эмпирическое значение критерия ф при оценке силы и характера связи между переменными «акцентуация характера» и «отношение к добродетелям» (выборка девушек)

Название переменной Демонстративный Застревающий Педантичный Возбудимый Гипертимический Дистимический Тревожный Циклотимический Экзальтированный Эмотивный

Отсутствие славолюбия -2,89* 0,88 1,7* 0,71 -0,2 1,45 1,12 1,22 -0,83 0,32

Отсутствие сластолюбия -1,55 -1,04 -0,48 -1,28 -0,4 1,32 0,21 -1,12 1,12 1,48

Отсутствие сребролюбия -0,42 0,32 0,28 0,53 -0,24 0,68 -1,76* -1,48 -0,36 2,3*

Долготерпение -1,14 0,55 1,23 1,14 -1,15 1,03 1,78* 1,15 0,19 -0,04

Сострадание 0,24 -0,16 -0,06 -0,43 1,64* -1,05 1,51 0,37 0,72 1,11

Отсутствие зависти -0,18 -1,92* -1,03 -0,75 -0,51 -0,38 0,28 -3,27* -0,04 -1,31

Отсутствие превозношения -2,35* -0,19 1,95* -1,51 -1,58 -0,14 0,41 -1,57 -1,16 0,5

Отсутствие гордости -0,66 -1,55 -0,85 -0,04 -0,98 1,04 0,5 -0,75 -0,9 1,17

Отсутствие бесчинства -0,66 -1,56 0,17 -2,98* -1,19 -1,32 0,53 0,1 0,93 1,18

Отсутствие искания своего -1,3 0,51 0,83 -2,15* -0,21 0,37 0,88 -1,57 -0,68 0,25

Отсутствие раздражительности -0,1 -0,23 1,35 1,3 -1,31 -0,31 2,0* 1,52 1,6 1,52

Отсутствие зломыслия 0,1 0,39 0,54 -0,24 -0,16 -0,7 0,56 -0,2 0,47 1,44

Правдолюбие -0,89 0,95 -0,8 -0,28 0,2 1,02 0,56 -0,05 0,69 1,34

Оправдание других -2,23* 0,01 0,32 -0,61 0,99 0,38 1,28 0,5 1,36 0,65

Доверие и вера -1,38 1,67* 3,59* 0,34 0,56 0,4 -0,03 0,8 2,45* 1,36

Скромность -1,54 1,15 0,64 -0,72 -0,14 0,43 0,3 0,3 -1,19 0,04

Радость 1,36 -0,48 -1,18 -1,05 1,81* 2,69* -0,96 0,5 -0,22 -0,53

Воздержание 0,78 0,33 -0,43 0,2 0,19 1,88* -0,42 0,39 -0,64 1,06

Общее отношение к добродетелям -2,57* -0,51 0,61 -0,28 -0,23 1,02 0,83 -1,73* -0,3 0,8

В выборке девушек характер связи между акцентуациями характера и добродетелями оказался менее выраженным. Отмечается равномерное распределение положительных и отрицательных связей (11 положительных и 10 отрица-

тельных). Далее, если в выборке юношей соотношение между акцентуациями характера с положительной и отрицательной разницей составляло семь к двум (что отмечалось выше), то в выборке девушек это отношение составило пять к трем. Две акцентуации (педантичный тип и гипертимный тип) в выборке девушек обнаружили достаточно выраженную указанную положительную разницу (+3 и +2 соответственно). В остальных трех случаях (тревожный тип, аффективный тип, эмотивный тип) данная разница составила всего +1. Относительно выраженности характера связи отдельных добродетелей с акцентуациями характера в выборке девушек в отличие от выборки юношей не обнаружено сдвига в положительную или отрицательную сторону. По пять добродетелей имеют в остатке положительный и отрицательный характер связей с акцентуациями. Обратная, в сравнении с выборкой юношей, ситуация имеет место и в характере связи акцентуаций характера с общим отношением к добродетелям. Здесь также выявлена одна связь. Однако здесь она отрицательная. Данная отрицательная связь установлена с демонстративным типом акцентуации.

Выводы. На основании теоретического анализа феноменов акцентуаций характера и христианских добродетелей, а также данных, полученных в результате проведенного эмпирического исследования, были сделаны следующие выводы:

• понятие христианской добродетели правомерно рассматривать как определенное достижение человека, достаточно прочно закрепляющееся в составе его личностных характеристик. Оно имеет место в результате трудов человека, работы над собой и развития — при непременном соработничестве с Богом;

• акцентуацию характера возможно рассматривать как вариант нормы, заключающей в себе черты непохожести личности, «инаковости», и содержащей своего рода «задатки» для будущих личностных достижений или выбора пути в противоположном направлении;

• имеют место существенные отличия в количестве и характере связей между акцентуациями характера и отношением к христианским добродетелям в выборке юношей и девушек;

• в количественном отношении подобное соотношение выявленных связей в выборке юношей и девушек составило 32 к 21 в пользу выборки юношей;

• в выборке юношей семь из десяти акцентуаций характера имеют положительный остаток в сравнении с отрицательными связями. Причем наибольший положительный остаток имеет эмотивный тип акцентуации. Данный тип акцентуации и в выборке девушек демонстрирует положительную разницу, не обладающую, однако, такой выраженностью (+6 против +1). Общее соотношение выявленных положительных и отрицательных связей в выборке юношей составило 22 к 10 в пользу положительных связей;

• относительно отдельных добродетелей стоит подчеркнуть сильно выраженную положительную связь добродетелей «долготерпение», «сострадание» с акцентуациями характера в выборке юношей, в то же время добродетель «скромность» имеет в выборе юношей выраженную отрицательную связь с акцентуациями характера (-5 в цифровом значении). В выборке девушек из отдельных добродетелей выраженную положительную связь имеет добро-

детель «доверие и вера», в то время как добродетель «отсутствие зависти» имеет выраженную отрицательную связь с акцентуациями характера; в выборке девушек характер связи между акцентуациями характера и отношением к добродетелям оказался менее выраженным в сравнении с выборкой юношей. Имеет место равномерное распределение положительных и отрицательных связей (11 положительных и 10 отрицательных);

• наибольшее количество положительных связей (при отсутствии отрицательных) с отношением к добродетелям в выборке девушек характерно для педантичного и гипертимного типа акцентуаций. Причем если в выборке юношей педантичный тип акцентуации также имеет выраженную положительную связь с отношением к христианским добродетелям (в сравнении с отрицательными связями — 2 к 0), то гипертимный тип в выборке юношей имеет выраженную отрицательную связь с отношением к христианским добродетелям (1 положительная связь и 3 отрицательных);

• в выборке юношей и девушек обнаружено по одной связи между определенным типом акцентуации характера и общим отношением к христианским добродетелям. В выборке юношей эта связь положительная, она относится к эмотивному типу акцентуации. В выборке девушек, напротив, эта связь отрицательного характера и относится к демонстративному типу акцентуации;

• демонстративный тип акцентуации характера в обеих выборках имеет выраженные отрицательные связи с отношением к христианским добродетелям. Эмотивный тип акцентуации характера (как и педантичный) в обеих выборках имеет разной степени выраженности положительную разницу связей с отношением к христианским добродетелям — в выборке юношей эта связь более выражена.

Список литературы

Безруких О. В., прот. Классификация добродетелей // Материалы XIII Международного форума: Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. 2018. С. 62—64.

Гущина А. В. Воспитание добродетелей как веление времени // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 44. С. 7—11.

Гущина А. В. Воспитание добродетелей как педагогическая проблема // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 40—46.

Гущина А. В. О «воспитании во мне добродетелей» // Материалы двенадцатой международной научно-практической конференции: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2017. С. 85—89.

Дьяченко Григорий, прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 2007.

Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005.

Лазутин Д. Христианские добродетели в свете учения святого апостола Павла // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2015. № 9. С. 85—124.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000.

Литвина С. А., Богомаз С. А. Гендерные стереотипы молодежи в оценках значимости и выраженности личностных добродетелей человека // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: Категория социального в современной педагогике и психологии. 2015. С. 211—215.

Литвина С. А., Богомаз С. А. Индивидуальные достоинства как предикторы удовлетворенности человека своей жизнью // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 211-221.

Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 11. СПб., 1913.

Марьина Л. П., Гришанина М. Ю. Феноменологические особенности акцентуаций характера: технология изучения // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XIX международной научно-практической конференции 2019. Т. 2. С. 45-48.

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2003.

Назаренко С., Леонова Л. А. Психология характера и христианское учение о добродетелях // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2017. № 11. С. 336-362.

Орлова А. А. Добродетель как качество личности // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследования. 2017. С. 581-593.

Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.

Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам. М., 2006.

Фромм Э. Искусство любить. М., 2011.

Шеховцова Л. Ф., Гришина Е. Н., Легостаева М. В. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. М., 2014.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 63. P. 131-147 DOI: 10.15382/sturIV202163.131-147

Deacon Sergey Voronin, Candidate of Sciences in Education, Associate Professor, Department of Psychology and Defectology, Sochi State University, 94 Ul. Plastunskaya, Sochi 354000, Russian Federation voronin.sochi@mail.ru ORCID 0000-0002-3530-1001

Character Accentuation as Factor in the Attitude of Young Men and Women to the Main Christian Virtues

S. Voronin

Abstract: In modern society, the problem of spiritual and moral formation and development of young people does not lose its relevance. Of course, in the process of achieving this goal, an important task is making young people regular church-goers, which is impossible without assimilating the main values of the Orthodox faith. One of the main forms of existence of these values is Christian virtue. The article analyses the main Christian virtues based on the analysis of the Apostolic epistles and relevant studies. The empirical part of the article examines the attitude of young men and women with different accentuations of character to the main Christian virtues. The attitude to virtue is considered as a kind of emotional component of its development, along with cognitive (knowledge-based) and behavioural (desire-based) components.

This emotional component is an intermediate link in the development of virtue. It often contains the gap between a person's knowledge of various virtues and the desire to develop them in him- or herself. It is important to note that the conception of accentuation is understood in accordance with the interpretation of Karl Leonhard. In this approach, accentuation is considered as a variant of the norm with some strengthening of certain features that determine the originality and uniqueness of the individual and to some extent set the vector of personal and spiritual growth. In the process of empirical research, a number of interesting patterns have been established regarding the attitude to Christian virtues among young men and women with different character accentuations. The study analyses results obtained on a separate samples of young men and women, and also provides data on a comparative analysis of results in these samples.

Keywords: character accentuation, trait, virtue, spiritual and moral development, attitude, personality, attribute, norm.

References

Bezrukikh O., priest (2018) "Klassifikatsiia dobrodetelei" [Classification of virtues], in Materialy XIIIMezhdunarodnogo foruma: Zadonskie Sviato-Tikhonovskie obrazovatel'nye chteniia [Materials of the 13th International Forum: Zadonsk St. Tikhon's educational readings]. Zadonsk, 2018, pp. 62-64 (in Russian).

Gushchina A. (2016) "Vospitanie dobrodetelei kak velenie vremeni" [Teaching virtues as a command of the time]. Problemy iperspektivy razvitiia obrazovaniia vRossii, 2016, vol. 44, pp. 7-11 (in Russian).

Gushchina A. (2017) "O «vospitanii vo mne dobrodetelei»" [About "teaching virtues in me"], in Materialy XIImezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Vysshee gumanitarnoe obra-zovanieXXIveka:problemy iperspektivy [Materials of the XII international conference "Higher Education in the Humanities of the 21st century: problems and prospects"]. Moscow, 2017, pp. 85-89 (in Russian).

Gushchina A. (2018) "Vospitanie dobrodetelei kak pedagogicheskaia problema" [Teaching virtues as a pedagogical problem"]. Povolzhskiipedagogicheskiivestnik, 2018, vol. 3, pp. 40-46 (in Russian).

D'iachenko G., archpriest (2007) Polnyi tserkovno-slavianskii slovar' [Full Church Slavonic dictionary]. Moscow (in Russian).

Feofan Zatvornik (2006) Tolkovanieposlaniia apostola Pavla k Korinfianam [Interpretation of the Epistle of Apostle Paul to the Corinthians]. Moscow (in Russian).

Fromm E. (2011) Iskusstvo lyubit'[The art of loving]. Moscow (Russian translation).

Ierofei (Vlakhos), metropolitan (2005) Pravoslavnaiapsikhoterapiia [Orthodox psychotherapy]. Holy Trinity St. Sergius Lavra (in Russian).

Lazutin D. (2015) "Khristianskie dobrodeteli v svete ucheniia sviatogo apostola Pavla" [Christian virtues in the light of the teaching of Apostle Paul]. Trudy Saratovskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi seminarii, 2015, vol. 9, pp. 85-124 (in Russian).

Leongard K. (2000) Aktsentuirovannye lichnosti [Accentuated personalities]. Rostov-na-Donu (in Russian).

Litvina S., Bogomaz S. (2015) "Gendernye stereotipy molodezhi v otsenkakh znachimosti i vyra-zhennosti lichnostnyh dobrodetelei cheloveka" ["Gender stereotypes of young people in assessing significance and degree of expression of personal virtues of a person"], in Materialy IIInauchno-prakticheskoi konferentsii "Kategoriia social'nogo v sovremennoipedagogike ipsik-hologii" [Materials of the 3rd conference "The category of the social in modern pedagogy and

psychology"]. Ulianovsk, 2015, pp. 211-215 (in Russian).

Litvina S., Bogomaz S. (2014) "Individual'nye dostoinstva kak prediktory udovletvorennosti cheloveka svoei zhizn'yu" ["Individual merits as predictors of a person's satisfaction with their life"]. Sibirskiipsikhologicheskiizhurnal, 2014, vol. 54, pp. 211-221 (in Russian).

Mar'ina L., Grishanina M. (2019) "Fenomenologicheskie osobennosti aktsentuatsii kharaktera: tekhnologiia izucheniia" ["Phenomenological features of character accentuations: technology of studying"], in 21 vek:fundamental'naia nauka i tekhnologii. Materialy XIXmezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The 21st century: fundamental science and technology. Materials of the 19th international conference]. North Charleston, 2019, vol. 2, pp. 45-48 (in Russian).

Meshcheriakov B., Zinchenko V. (2003) Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Large psychological dictionary]. St. Petersburg (in Russian).

Nazarenko S., Leonova L. (2017) "Psikhologiia kharaktera i khristianskoe uchenie o dobrodete-liakh" ["Psychology of the character and Christian teaching about virtues"]. Trudy Saratovskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi seminarii, 2017, vol. 11, pp. 336-362 (in Russian).

Orlova A. (2017) "Dobrodetel' kak kachestvo lichnosti" [Virtue as a quality of personality], in Materialy Mezhdunarodnoi (zaochnoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii: Nauka, obrazovanie, innovatsii: aprobatsiia rezul'tatov issledovaniia [Materials of the International conference "Science, Education, Innovation: approbation of research results"]. Neftekamsk, 2017, pp. 581-593 (in Russian).

Petrovskii A., Iaroshevskii M. (1999) Osnovy teoreticheskoipsikhologii [The foundations of theoretical psychology]. Moscow (in Russian).

Shekhovtsova L., Grishina E., Legostaeva M. (2014) Preodolenie strasti asketicheskimi ipsikho-logicheskimi metodami [Overcoming passion by ascetic and psychological methods]. Moscow (in Russian).

Sidorenko E. (2002) Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology]. St. Petersburg (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.