Научная статья на тему 'Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов'

Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2962
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОНФЛИКТ / STRATEGY OF BEHAVIOR / ACCENTUATION OF CHARACTER / CONFLICT / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмедханов А.М.

В статье отражены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов. в науке описаны стратегии поведения в ситуации конфликта, применение определенной стратегии может быть детерминировано наличием у юношей и девушек тех или иных акцентуаций характера. Отечественная психология исходит из признания общественно исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Из этого следует возможность коррекции негативных сторон отдельных акцентуаций характера и усиление позитивных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахмедханов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of behavior strategies in conflict situations and accentuations of students’ character

The article reflects the results of empirical research of interrelations between strategies of behavior in conflict situations and accentuations of students’ character. The science describes the strategy of behavior in a conflict situation, the application of a certain strategy can be determined by the presence of boys and girls of certain accentuations of character. Domestic psychology proceeds from the recognition of social and historical conditioning of character and the role of education in its formation. This implies the possibility of correcting the negative aspects of individual character accentuations and strengthening the positive ones.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов»

Ахмедханов А.М.

взаимосвязь стратегий поведения

в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов

В современном мире происходит интенсивная перестройка всех областей существования общества, и, прежде всего, огромную заинтересованность представляет тема социальных конфликтов. Возрастание подобного интереса обуславливается обширным распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты невозможно избежать в любой общественной структуре, поскольку они являются важным условием социального развития. Любой человек старается достичь поставленной перед собой цели, при этом, зачастую не обращает внимания на других, что ведет к соперничеству и напряженности между людьми

[4; 8].

Потребность в общении - это одна из важнейших и естественных потребностей каждого индивида. В настоящее время развитие межличностного взаимодействия сталкивается с рядом трудностей. Например, одной из таких трудностей является определение индивидуальных качеств или условий, которые делают одного человека популярнее другого [3; 7]. Для своего развития человеку необходимы определенные условия, которые создаются при взаимодействии между людьми и социумом. В различных ситуация взаимодействия люди ведут себя различно, соответственно, одним из условий, обеспечивающих успех того или иного индивида в социальных взаимодействиях, считается выбор им стратегии действий. поэтому встают вопросы о причинах выбора определенной стратегии поведения и связано ли это с личностными характеристиками, а именно с акцентуацией характера. Эти вопросы дают основу для теоретического и эмпирического изучения данной проблемы [1].

С целью изучения особенностей стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера у студентов было проведено исследование.

Получение эмпирических данных осуществлялось при помощи: Тест -опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»; Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента личности»; «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильин Е.П Ковалев П.А. Методы математической статистики - корреляционный анализ по Пирсону, и критерий Манна-Уитни.

Для подтверждения наличия взаимосвязи между стратегиями поведения в

конфликтных ситуациях и акцентуациями характера у студентов, была проведена диагностическая работа среди студентов Дагестанского государственного университета. Испытуемыми выступили студенты 1 - 5 курса факультета психологии и философии (ФПиФ), биологического, химического, экономического факультета, а также студенты факультета управления и филологического факультета (ОЖ). Объем выборки составил 60 человек.

В теоретической части данной работы был проведен анализ научной литературы по теме исследования. Данное исследование показало, что в целом рассматриваемые нами феномены «стратегии поведения в конфликте» и «акцентуации характера» в литературе описаны и изучены в полной мере [2; 5]. Однако, специфика взаимосвязи стратегий поведения и акцентуаций характера требуют дополнительного изучения.

Результаты исследования по методике К. Томаса «Типы поведения в конфликте» показали, что самыми распространенными среди студенческой молодежи стилями поведения являются компромисс 30% и приспособление 25%, а наименее популярным стилем оказался «сотрудничество» 18%.

Результаты исследования по методике Шмишека-Ленгарда «Акцентуация характера и темперамента личности» выявили, что у половины исследуемых присутствует такая акцентуация как аффективность 53%. Практически не встречается среди студентов дистимная акцентуация характера, всего у 3%, а также тревожность у 8% опрошенных.

Методика личностной агрессивности и конфликтности Ильина-Ковалева показала среднее распределение данных по всем выбранным шкалам.

Для подтверждения достоверности результатов были использованы методы математической обработки данных: корреляционный анализ по Пирсону и икритерий Манна-Уитни. Анализ данных показал наличие большого количества взаимосвязей, которые несут логичный характер и выявил различия между показателями юношей и девушек.

Интерпретация теста Томаса.

Анализируя полученные результаты, мы отметили, что в выборке испытуемых проявляются все стили конфликтного поведения, но наиболее распространенными из них являются три стиля - соперничество, компромисс, приспособление.

Диаграмма №1 Данные теста К. Томаса

стратеги и и поведения в конфликте

■ соперничество 25 23

■ сотрудничество

■ компромисс

■ избегание

Интерпретация данных по методике Шмишека - Леонгарда.

Анализируя данные по методике акцентуации характера и темперамента личности, мы выявили, что акцентуация в той или иной степени встречается практически у каждого опрошенного студента, либо по одному признаку, либо по нескольким признакам. Результаты исследования по данной методике показали, что наиболее распространенной акцентуацией является «аффективность», которая выявилась у 53% опрошенных. А также у 28% наблюдается «эмотив-ность» и, у 27% «циклотимичность». Как мы видим на диаграмме №2.

Диаграмма №2 результаты по методике Шмишека-Леонгарда

Интерпретация результатов по методике Ильина-ковалева

Анализу, по методике «Личностная агрессивность и конфликтность», подверглись 40 утверждений, которые представляют 4 шкалы конфликтности, как личностной характеристики: вспыльчивость, обидчивость, бескомпромиссность, подозрительность.

Усредненный балл полученный по каждой шкале (от 0 до 10)

1. Шкала вспыльчивость - 6 (средний уровень)

2. Шкала обидчивость - 5,45 (средний уровень)

3. Шкала бескомпромиссность - 5,6 (средний уровень)

4. Шкала подозрительность - 6,15 (средний уровень)

Усредненный общий балл по шкале конфликтность (от 0 до 40) 1. Конфликтность - 23,3 (средний уровень)

Гистограмма №3. Методика Ильина Е.П - Ковалева П.А

Результаты корреляционного анализа, полученные нами, показали множество взаимосвязей стратегий поведения в конфликте с акцентуациями характера, которые несут закономерный характер.

Таблица 1.

Ранговые корреляции по Пирсону Отмеченные корреляции значимы на уровне р < 0,05, N=60

Тест Томаса шкала 2 сотрудниче ство Методика Ильин-Ковалев шкала 1 вспыльчиво сть шкала 4 подозрительность общий балл. Конфликтность

Методика Шмишека-Леонгарда шкала 9 аффективность -0,301426 0,320960 0,330453 0,383518

Данные шкалы «аффективность» имеют отрицательную корреляцию со стилем поведения в конфликте - «сотрудничество» (г= -0,301426). Высокие показатели аффективно-экзальтированной личности снижают вероятность выбора стратегии сотрудничество при конфликте, и наоборот, высокие результаты по шкале сотрудничество снижают результаты аффективной акцентуации характера.

Также положительную взаимосвязь мы видим со шкалами методики Личностная агрессивность и конфликтность - вспыльчивость (г=0,320960), подозрительность (г=0,330453) и общая шкала конфликтности (г=0,383518). То есть чем выше показатели аффективности, как черты личности, тем выше готовность проявления негативных чувств, возрастает недоверие и сомнение в искренности на-

мерений других людей, а также повышается уровень конфликтности личности.

Помимо этого, мы провели статистический анализ для выявления тендерных различий. Нами был использован метод математической обработки данных и-критерий Манна-Уитни. Критерий позволяет выявить различия между двумя малыми выборками [6].

Были выявлены значимые различия между юношами и девушками.

Диаграмма 4. Различия по тендерному признаку у студентов ДГУ

Достигнутый уровень значимости по шкале компромисс составляет 0,034150, что не превышает критический уровень значимости р <0,05, таким образом можно говорить, что показатели шкалы «компромисс» у девушек (1179,5) статистически отличаются от показателей юношей по этой же шкале (650,5). Для девушек больше характерен стиль поведения компромисс, так как их эмоции в основном направлены на окружающих, они более эмпатийны и не стремятся к власти в отличие от юношей. Возможно, высокие результаты по шкале «компромисс» так же связаны с тем, что исторически сложилось, что женщина является хранительницей очага и соответственно девочкам с детства прививают чувство заботы по отношению к другим и умение сглаживать возникающие в семье конфликтные ситуации, учитывая позиции каждого из сторон [9].

По шкале методики «Акцентуации характера и темперамента личности» - педантичность, также обнаружено различие. Среднее значение у юношей составляет 13,6, а у девушек 9. Уровень значимости результатов по данной шкале составляет 0,000524, это говорит о том, что статистические показатели по шкале педантичность у юношей выше чем у девушек. В целом, данные различия объясняются общими психофизиологическими особенностями юношей и девушек [10].

В дальнейшем исследовании мы провели диагностическую работу среди студенческой молодежи Дагестанского государственного университета, направленную на изучение особенностей способов регулирования конфликтов и психологических особенностей акцентуированных студентов. В данную работу так же входит анализ полученных результатов исследования, в том числе и матема-

тическая обработка данных. С помощью коэффициента корреляции Пирсона мы выявили значимые достоверные корреляции.

1. Застревающий тип личности положительно коррелирует со стратегией соперничество (г=0,420756), т.е. чем больше выражено застревание, тем чаще личность использует стратегию соперничество в конфликте.

2. Застревающий тип личности положительно коррелирует со шкалой методики Ильина-Ковалева - «подозрительность» (г=0,444779). Высокие показатели по шкале «застревание», увеличивают тенденцию к повышенной подозрительности личности.

3. Положительную корреляционную связь, шкала «педантичность» по методике Шмишека-Леонгарда, имеет со стратегией поведения в конфликте «соперничество» (г=0,358650). Свидетельствует это о том, что чем выше показатели педантичности, тем чаще личность прибегает к стратегии соперничество в конфликтных ситуациях.

4. Отрицательная корреляционная связь шкалы «педантичность» присутствует со стратегией сотрудничество (г= -0,377070), то есть чем больше выражена педантичность у личности, тем меньше он учитывает интересы другого лица.

5. Шкалы «гипертимность» по методике Шмишека-Леонгарда со шкалой теста Томаса «соперничество» (г=0,427113) показывает положительную корреляционную связь, характеризуется тем, что высокие показатели гипертимиче-ской личности напрямую зависят от показателей соперничества, т.е. чем выше уровень соперничества личности в конфликтных ситуациях, тем более выражены особенности гипертимной личности.

6. Значимая корреляционная связь гипертимности имеется со шкалой бескомпромиссность (г=0,485543).

С помощью и критерия Манна-Уитни мы выявили значимые различия в особенностях выбора ведущей стратегии и личностными характеристиками, в данном случае - акцентуациями характера. Проведенное исследование подтвердило наличие взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликте и акцентуациями характера у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте [Текст] / В.В.Багаева // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - 31. - С.91-92.

2. Батаршев A.B. Темперамент и характер / A.B. Батаршев. - М.: изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2001. - 336 с.

3. Гришина Н. В. «Психология конфликта» 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008 г.

4. Давлетшина В.А., Бильданова В.Р. стратегии поведения в конфликтной ситуации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №3. 2010. С.41

5. Емельянов С.М «Практикум по конфликтологии» СПб: Питер 2000 г.

6. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. СПб.: Речь,

2010.

7. Рогов Е.И. «Психология» М.: ИКЦ МарТ, 2004. 79-80

8. Родионова, Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов / Е.А. Родионова. - СПб. : СПбГИПСР, 2005. - 81 с.

9. Рыбакова М. М., «Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе» 1-е изд. - Москва, 1991 г.

10. Светлов В. Ф. «Введение в конфликтологию» 2-е изд. - Москва, 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.