Ахмедханов А.М.
взаимосвязь стратегий поведения
в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов
В современном мире происходит интенсивная перестройка всех областей существования общества, и, прежде всего, огромную заинтересованность представляет тема социальных конфликтов. Возрастание подобного интереса обуславливается обширным распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты невозможно избежать в любой общественной структуре, поскольку они являются важным условием социального развития. Любой человек старается достичь поставленной перед собой цели, при этом, зачастую не обращает внимания на других, что ведет к соперничеству и напряженности между людьми
[4; 8].
Потребность в общении - это одна из важнейших и естественных потребностей каждого индивида. В настоящее время развитие межличностного взаимодействия сталкивается с рядом трудностей. Например, одной из таких трудностей является определение индивидуальных качеств или условий, которые делают одного человека популярнее другого [3; 7]. Для своего развития человеку необходимы определенные условия, которые создаются при взаимодействии между людьми и социумом. В различных ситуация взаимодействия люди ведут себя различно, соответственно, одним из условий, обеспечивающих успех того или иного индивида в социальных взаимодействиях, считается выбор им стратегии действий. поэтому встают вопросы о причинах выбора определенной стратегии поведения и связано ли это с личностными характеристиками, а именно с акцентуацией характера. Эти вопросы дают основу для теоретического и эмпирического изучения данной проблемы [1].
С целью изучения особенностей стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера у студентов было проведено исследование.
Получение эмпирических данных осуществлялось при помощи: Тест -опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»; Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента личности»; «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильин Е.П Ковалев П.А. Методы математической статистики - корреляционный анализ по Пирсону, и критерий Манна-Уитни.
Для подтверждения наличия взаимосвязи между стратегиями поведения в
конфликтных ситуациях и акцентуациями характера у студентов, была проведена диагностическая работа среди студентов Дагестанского государственного университета. Испытуемыми выступили студенты 1 - 5 курса факультета психологии и философии (ФПиФ), биологического, химического, экономического факультета, а также студенты факультета управления и филологического факультета (ОЖ). Объем выборки составил 60 человек.
В теоретической части данной работы был проведен анализ научной литературы по теме исследования. Данное исследование показало, что в целом рассматриваемые нами феномены «стратегии поведения в конфликте» и «акцентуации характера» в литературе описаны и изучены в полной мере [2; 5]. Однако, специфика взаимосвязи стратегий поведения и акцентуаций характера требуют дополнительного изучения.
Результаты исследования по методике К. Томаса «Типы поведения в конфликте» показали, что самыми распространенными среди студенческой молодежи стилями поведения являются компромисс 30% и приспособление 25%, а наименее популярным стилем оказался «сотрудничество» 18%.
Результаты исследования по методике Шмишека-Ленгарда «Акцентуация характера и темперамента личности» выявили, что у половины исследуемых присутствует такая акцентуация как аффективность 53%. Практически не встречается среди студентов дистимная акцентуация характера, всего у 3%, а также тревожность у 8% опрошенных.
Методика личностной агрессивности и конфликтности Ильина-Ковалева показала среднее распределение данных по всем выбранным шкалам.
Для подтверждения достоверности результатов были использованы методы математической обработки данных: корреляционный анализ по Пирсону и икритерий Манна-Уитни. Анализ данных показал наличие большого количества взаимосвязей, которые несут логичный характер и выявил различия между показателями юношей и девушек.
Интерпретация теста Томаса.
Анализируя полученные результаты, мы отметили, что в выборке испытуемых проявляются все стили конфликтного поведения, но наиболее распространенными из них являются три стиля - соперничество, компромисс, приспособление.
Диаграмма №1 Данные теста К. Томаса
стратеги и и поведения в конфликте
■ соперничество 25 23
■ сотрудничество
■ компромисс
■ избегание
Интерпретация данных по методике Шмишека - Леонгарда.
Анализируя данные по методике акцентуации характера и темперамента личности, мы выявили, что акцентуация в той или иной степени встречается практически у каждого опрошенного студента, либо по одному признаку, либо по нескольким признакам. Результаты исследования по данной методике показали, что наиболее распространенной акцентуацией является «аффективность», которая выявилась у 53% опрошенных. А также у 28% наблюдается «эмотив-ность» и, у 27% «циклотимичность». Как мы видим на диаграмме №2.
Диаграмма №2 результаты по методике Шмишека-Леонгарда
Интерпретация результатов по методике Ильина-ковалева
Анализу, по методике «Личностная агрессивность и конфликтность», подверглись 40 утверждений, которые представляют 4 шкалы конфликтности, как личностной характеристики: вспыльчивость, обидчивость, бескомпромиссность, подозрительность.
Усредненный балл полученный по каждой шкале (от 0 до 10)
1. Шкала вспыльчивость - 6 (средний уровень)
2. Шкала обидчивость - 5,45 (средний уровень)
3. Шкала бескомпромиссность - 5,6 (средний уровень)
4. Шкала подозрительность - 6,15 (средний уровень)
Усредненный общий балл по шкале конфликтность (от 0 до 40) 1. Конфликтность - 23,3 (средний уровень)
Гистограмма №3. Методика Ильина Е.П - Ковалева П.А
Результаты корреляционного анализа, полученные нами, показали множество взаимосвязей стратегий поведения в конфликте с акцентуациями характера, которые несут закономерный характер.
Таблица 1.
Ранговые корреляции по Пирсону Отмеченные корреляции значимы на уровне р < 0,05, N=60
Тест Томаса шкала 2 сотрудниче ство Методика Ильин-Ковалев шкала 1 вспыльчиво сть шкала 4 подозрительность общий балл. Конфликтность
Методика Шмишека-Леонгарда шкала 9 аффективность -0,301426 0,320960 0,330453 0,383518
Данные шкалы «аффективность» имеют отрицательную корреляцию со стилем поведения в конфликте - «сотрудничество» (г= -0,301426). Высокие показатели аффективно-экзальтированной личности снижают вероятность выбора стратегии сотрудничество при конфликте, и наоборот, высокие результаты по шкале сотрудничество снижают результаты аффективной акцентуации характера.
Также положительную взаимосвязь мы видим со шкалами методики Личностная агрессивность и конфликтность - вспыльчивость (г=0,320960), подозрительность (г=0,330453) и общая шкала конфликтности (г=0,383518). То есть чем выше показатели аффективности, как черты личности, тем выше готовность проявления негативных чувств, возрастает недоверие и сомнение в искренности на-
мерений других людей, а также повышается уровень конфликтности личности.
Помимо этого, мы провели статистический анализ для выявления тендерных различий. Нами был использован метод математической обработки данных и-критерий Манна-Уитни. Критерий позволяет выявить различия между двумя малыми выборками [6].
Были выявлены значимые различия между юношами и девушками.
Диаграмма 4. Различия по тендерному признаку у студентов ДГУ
Достигнутый уровень значимости по шкале компромисс составляет 0,034150, что не превышает критический уровень значимости р <0,05, таким образом можно говорить, что показатели шкалы «компромисс» у девушек (1179,5) статистически отличаются от показателей юношей по этой же шкале (650,5). Для девушек больше характерен стиль поведения компромисс, так как их эмоции в основном направлены на окружающих, они более эмпатийны и не стремятся к власти в отличие от юношей. Возможно, высокие результаты по шкале «компромисс» так же связаны с тем, что исторически сложилось, что женщина является хранительницей очага и соответственно девочкам с детства прививают чувство заботы по отношению к другим и умение сглаживать возникающие в семье конфликтные ситуации, учитывая позиции каждого из сторон [9].
По шкале методики «Акцентуации характера и темперамента личности» - педантичность, также обнаружено различие. Среднее значение у юношей составляет 13,6, а у девушек 9. Уровень значимости результатов по данной шкале составляет 0,000524, это говорит о том, что статистические показатели по шкале педантичность у юношей выше чем у девушек. В целом, данные различия объясняются общими психофизиологическими особенностями юношей и девушек [10].
В дальнейшем исследовании мы провели диагностическую работу среди студенческой молодежи Дагестанского государственного университета, направленную на изучение особенностей способов регулирования конфликтов и психологических особенностей акцентуированных студентов. В данную работу так же входит анализ полученных результатов исследования, в том числе и матема-
тическая обработка данных. С помощью коэффициента корреляции Пирсона мы выявили значимые достоверные корреляции.
1. Застревающий тип личности положительно коррелирует со стратегией соперничество (г=0,420756), т.е. чем больше выражено застревание, тем чаще личность использует стратегию соперничество в конфликте.
2. Застревающий тип личности положительно коррелирует со шкалой методики Ильина-Ковалева - «подозрительность» (г=0,444779). Высокие показатели по шкале «застревание», увеличивают тенденцию к повышенной подозрительности личности.
3. Положительную корреляционную связь, шкала «педантичность» по методике Шмишека-Леонгарда, имеет со стратегией поведения в конфликте «соперничество» (г=0,358650). Свидетельствует это о том, что чем выше показатели педантичности, тем чаще личность прибегает к стратегии соперничество в конфликтных ситуациях.
4. Отрицательная корреляционная связь шкалы «педантичность» присутствует со стратегией сотрудничество (г= -0,377070), то есть чем больше выражена педантичность у личности, тем меньше он учитывает интересы другого лица.
5. Шкалы «гипертимность» по методике Шмишека-Леонгарда со шкалой теста Томаса «соперничество» (г=0,427113) показывает положительную корреляционную связь, характеризуется тем, что высокие показатели гипертимиче-ской личности напрямую зависят от показателей соперничества, т.е. чем выше уровень соперничества личности в конфликтных ситуациях, тем более выражены особенности гипертимной личности.
6. Значимая корреляционная связь гипертимности имеется со шкалой бескомпромиссность (г=0,485543).
С помощью и критерия Манна-Уитни мы выявили значимые различия в особенностях выбора ведущей стратегии и личностными характеристиками, в данном случае - акцентуациями характера. Проведенное исследование подтвердило наличие взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликте и акцентуациями характера у студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте [Текст] / В.В.Багаева // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - 31. - С.91-92.
2. Батаршев A.B. Темперамент и характер / A.B. Батаршев. - М.: изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2001. - 336 с.
3. Гришина Н. В. «Психология конфликта» 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008 г.
4. Давлетшина В.А., Бильданова В.Р. стратегии поведения в конфликтной ситуации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №3. 2010. С.41
5. Емельянов С.М «Практикум по конфликтологии» СПб: Питер 2000 г.
6. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. СПб.: Речь,
2010.
7. Рогов Е.И. «Психология» М.: ИКЦ МарТ, 2004. 79-80
8. Родионова, Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов / Е.А. Родионова. - СПб. : СПбГИПСР, 2005. - 81 с.
9. Рыбакова М. М., «Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе» 1-е изд. - Москва, 1991 г.
10. Светлов В. Ф. «Введение в конфликтологию» 2-е изд. - Москва, 2015 г.