ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9.07
Н.А. Самойлик
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии личности и специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР АДДИКТИВНОИ ИДЕНТИЧНОСТИ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, которое позволяет ут-
верждать, что акцентуации характера в юношеском возрасте могут выступать в качестве факторов аддиктивной идентичности.
Ключевые слова: аддиктивная идентичность, акцентуация характера, потребность в поисках ощущений, юношеский возраст.
N.A. Samojlik, Novosibirsk state pedagogical university
CHARACTER ACCENTUATION AS FACTOR OF ADDICTION OF IDENTITY IS IN YOUTH AGE
Abstract. The results of empiric research, that allows to assert that character accentuations in youth age can come forward as factors of addiction identity, are presented in the article.
Keywords: addiction identity, character accentuation, necessity in search of feeling, youth age.
В последние годы в психологии, как западной, так и отечественной, активно изучается феномен аддиктивного поведения человека. Многообразие форм аддиктивных проявлений затрагивает не только химические виды зависимости, но и процессуальные. Во многом это обусловлено интенсивной и эмоциональной насыщенностью современной жизни, изменением социально-экономических условий, увеличением информационного потока, трансформацией межличностных отношений. Данные особенности, несомненно, влияют на становление самосознания юношей и девушек, идентичность которых находится в стадии завершения формирования. В этой связи, достаточно актуальной становится проблема изучения аддиктивной идентичности молодых людей, которые в большей степени подвержены зависимому поведению.
Как известно, акцентуации характера представляют «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [2, с. 12].
В большей степени акцентуации характера свойственны для подросткового периода и раннего юношеского возраста, однако, в юношеском возрасте, как утверждает И.В. Выбойщик, Л.П. Паршукова, они становятся ярко выраженной чертой характера [1]. Устойчиво закрепляясь в структуре личности, данные особенности характера становятся причинами дезадаптации, влияющими на личностную идентичность.
В то же время следует констатировать, что отсутствие исследований, выявляющих факторы аддиктивной идентичности в настоящее время, не позволяет в полном объеме разработать программы психокоррекционной помощи юношам и девушкам. Необходимость подобных программ продиктована не только расширением возможностей данного вида психологической работы, но и созданию условий профилактических мер влияния на реализацию аддиктивного поведения и формирования аддактивной идентичности.
Учитывая все вышесказанное, нами было проведено исследование, гипотезой которого выступило предположение о том, что ведущим фактором аддиктивной идентичности являются
акцентуации характера, проявляющиеся в потребности поиска ощущений.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» среди юношей и девушек, обучающихся на разных факультетах дневного отделения. Общее количество респондентов составило 143 человека, среди которых юноши и девушки в возрасте 19-21 года. В качестве метода исследования было выбрано психодиагностическое тестирование, осуществленное групповым способом и позволяющее проверить выдвинутую нами гипотезу. При проведении констатирующего эксперимента использовались следующие методики: «аддиктивная идентичность» (Н.В. Дмитриева, С.Б. Перевозкин, Ю.М. Пере-возкина, Н.А. Самойлик), «характерологический опросник» (К. Леонгард), «диагностика потребности в поисках ощущений» (М. Цукерман).
На первом этапе констатирующего эксперимента было осуществлено тестирование по методике «аддиктивной идентичности». Результаты диагностики показали, что выборку студентов можно разделить на три подгруппы. В первую подгруппу (ЭГ1) вошли студенты (46%) с высокими показателями аддиктивной идентичности (более 60 Т-баллов). Данных юношей и девушек характеризует постоянное стремление ухода от реальности, что позволяет им сформировать стойкую эмоциональную фиксацию на воздействии аддиктивных агентов. Ярко выраженными особенностями данной подгруппы респондентов являются чувство растерянности, неуверенность в себе, сомнение, деструкция межличностных отношений, нарушение восприятия времени, что в итоге приводит к преобладанию депрессивных тенденций, безусловно, влияющих на формирование аддиктивной идентичности.
Вторая подгруппа (ЭГ2) образована юношами и девушками (29%) с низкими показателями аддиктивной идентичности (39 Т-баллов и ниже). Для них свойственно желание преподнести себя в лучшем свете, завышенную самооценку и сниженную рефлексивную способность.
Третья подгруппа (КГ) представлена респондентами (25%), показавшими средние значения (40-59 Т-баллов) диагностики аддиктивной идентичности. Юноши и девушки со средними показателями отличаются высоким адаптационным потенциалом, сформированной системой ценностей и убеждений, оптимизмом в отношении будущего. Свои цели, ценности и убеждения респонденты рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.
Таким образом, общее количество респондентов с нарушением идентичности составило 75%. Следует заметить, что ЭГ1 и ЭГ2 представляют особый исследовательский интерес, так как водят в «группу риска» аддиктивной идентичности.
На втором этапе исследования с целью изучения взаимосвязи между акцентуациями характера и аддиктивной идентичностью применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Полученные результаты ЭГ1 позволяют сделать следующие выводы. В данной подгруппе выявлены тесные положительные взаимосвязи аддиктивной идентичности с такими акцентуациями характера, как педантичный тип (г = 0,57 при р = 0,001, где г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена, р - уровень значимости), застревающий тип (г = 0,51 при р = 0,001). Обнаруженные данные позволяют предположить, что чем более выражена аддиктивная идентичность, тем более выражена ригидность психических процессов и длительное переживание пси-хотравмирующих событий. Данный фактор во многом объясняет стремление респондентов данной подгруппы ухода от реальности и предпочтение идеализированного мира объективной реальности. Юноши и девушки редко вступают в конфликты, предпочитая пассивную сторону, нежели активную позицию.
Так же следует заметить, что юноши и девушки с аддиктивной идентичностью, имеют стойкость аффекта с выраженной склонностью к формированию сверхценных идей, которые реализуются в фантазиях аддиктов. Жесткость установок и взглядов не позволяет им быть более мобильными в социальных отношениях. Именно поэтому их характеризует обидчивость, ревность, подозрительность во всем.
Слабая положительная взаимосвязь аддиктивной идентичности обнаружена с эмотив-ным типом акцентуации характера юношей и девушек (г = 0,28 при р = 0,01). Полученный результат демонстрирует, что чем более выражена аддиктивная идентичность, тем выше эмоциональность, чувствительность, тревожность, впечатлительность. Восприятие жизненных событий, особенно травмирующих, влияет на частоту применения аддиктивного агента.
Во второй подгруппе (ЭГ2) обнаружены положительные умеренные взаимосвязи аддиктивной идентичности и дистимной акцентуации (г = 0,49 при р = 0,01), а также циклотимным типом (г = 0,42 при р = 0,001). Это свидетельствует о том, что при формировании аддиктивной идентичности в качестве обуславливающих факторов могут выступать такие личностные особенности, как преобладание пессимистического отношения к будущему, заниженная самооценка, низкий уровень социальных и межличностных контактов и резкими перепадами настроения. Повышенный индивидуализм данной выборки респондентов проявляется в предпочтении замкнутого образа жизни, что в целом характерно для аддиктов.
Кроме того, у студентов с низким значением аддиктивной идентичности наблюдается слабая взаимосвязь с возбудимым типом акцентуации (г = 0,24 при р = 0,01), что выражено в повышенной импульсивности, неспособностью контролировать свои действия, чрезмерной раздражительности. Предпочитая жить настоящим, юноши и девушки стараются использовать различные варианты развлечений, в том числе и активное применение аддиктивных агентов.
Проводя анализ полученных результатов методики «аддиктивной идентичности» стало очевидно, что в ЭГ1 ярко выраженные черты акцентуаций свойственны для 67% юношей и девушек с аддиктивной идентичностью; среднюю выраженность акцентуаций имеют 26% респондентов. В ЭГ2 ярко выраженные черты акцентуаций характера наблюдаются у 59%; средняя выраженностью акцентуаций обладают 36% юношей и девушек (рис. 1).
Рисунок 1 - Выраженность акцентуаций характера в исследуемых группах (%)
Для изучения и анализа уровня потребностей в ощущениях, выступающего в качестве одного из аспектов выраженности акцентуации характера, как фактора аддиктивной идентичности в ходе констатирующего эксперимента была применена методика «диагностики потребности в поисках ощущений» (М. Цукерман). Для проверки достоверности различий между исследуемыми выборками по уровню выраженности изучаемых признаков был применен ^-критерий Манна-Уитни.
Результаты психодиагностического тестирования позволяют обозначить следующие особенности юношей и девушек в реализации потребностей в поисках ощущений (рис. 2). В группе с высокими значениями аддиктивной идентичности, по сравнению с группой со средними показателями, преобладает высокий уровень потребности в ощущениях, что свидетельствует о наличии явного влечения, возможности бесконтрольного поведения к новым, зачастую «ост-
рым» впечатлениям (р=0,001). Данная особенность присутствует и в группе с низкими показателями аддиктивной идентичности.
Рисунок 2 - Выраженность потребности в поисках ощущений в исследуемых группах (%)
Низкий уровень потребности в ощущениях в большей степени представлен в ЭГ1, где наблюдается наиболее выраженная аддиктивная идентичность (р=0,05). В ЭГ2 также присутствует низкий уровень потребности в ощущениях, демонстрирующее предусмотрительность и высокий уровень осторожности в ущерб получения новых ярких впечатлений. Однако, заметим, что данная группа в большей степени подвержены аддиктивному влиянию потому, что они являются достаточно замкнутыми с преобладанием низкой самооценки. В то время, как в КГ наиболее выражен средний уровень потребности в ощущениях, что доказывает возможность контролировать данную потребность, но открытости новому опыту и ярким впечатлением (р=0,001).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, доказывающие выдвинутую в начале исследования гипотезу. Акцентуации характера могут выступать в качестве фактора аддиктивной идентичности. У юношей и девушек с высокими значениями аддиктивной идентичности наиболее выражены педантичный и застревающий типы акцентуаций характера, в меньшей степени представлен эмотивный тип. В подгруппе студентов с низкими значениями аддиктивной идентичности присущи дистимный и циклотимный типы, менее представлен возбудимый тип характера. В группе респондентов со средними значениями аддиктивной идентичности значимых корреляционных связей выявлено не было. Кроме того, высокая потребность в поисках ощущений наиболее ярко выражена в группах с высокими и низкими значениями аддиктивной идентичности. Полученные в ходе исследования результаты будут использованы при разработке программ тренингового сопровождения юношей и девушек с разным уровнем выраженности аддиктивной идентичности.
Список литературы:
1. Выбойщик И.В. Акцентуации характера. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 84 с.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2013.
256 с.
List of references:
1. Vyboistzik I.V. Character accentuations. Chelyabinsk: Publishing house of UrGU, 2007. 84 p.
2. Lichko A.E. Psychopathies and character accentuations for teenagers. SPb.: Speech, 2013. 256 p.