© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019 УДК 378.14
М. Г. Калишев, С. И. Рогова, Л. Н. Лапшина
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Кафедра нутрициологии и гигиены Медицинского университета Караганды (Караганда, Казахстан)
В статье описан опыт внедрения и оценки эффективности метода деловой игры при проведении практического занятия у студентов 2 курса специальности «Общественное здравоохранение» по дисциплине «Общая гигиена». Подробно расписан сценарий деловой игры, содержащий правила ее проведения, описание ролей, инструктаж для каждого участника, хронометраж и оснащение. Сценарий деловой игры основан на использовании ситуационных задач, где описана исходная игровая ситуация.
Обратная связь со студентами осуществлялась методом анкетирования. Анализ результатов анкетирования показал, что большинство студентов удовлетворены подачей материала на занятии, высоко оценив разработанный и внедренный сценарий деловой игры. С точки зрения педагогического коллектива кафедры проделанная работа позволила получить положительный педагогический опыт и вносит определенный вклад в практику использования активных методов обучения.
Ключевые слова: деловая игра, активный метод обучения, компетенции, познавательная деятельность, практическое занятие
Одной из тенденций развития образования, в том числе профессионального, является пересмотр самой концепции организации учебно-познавательной деятельности. Традиционные формы обучения целенаправленно вытесняются инновационными методами, которые направлены на постоянное самосовершенствование, формирование способности использования полученных знаний в практической деятельности, адекватно и творчески подходить к решению самой сложной задачи [1, 3, 4].
Для выпускника медицинского вуза важно не только обладать глубокими знаниями в своей области, но и уметь как можно быстрее адаптироваться к различным профессиональным ситуациям и условиям, принимая правильные и взвешенные решения. Многие исследователи отмечают, что эти качества у студентов в большей степени могут быть развиты при использовании инновационных форм и методов обучения, которые ориентированы на поддержку и стимулирование познавательной деятельности студентов без жесткого авторитарного управления [3, 4, 6, 7, 10].
Активные методы обучения позволяют преподавателю передать знания, навыки и умения посредством деятельности самого студента, обеспечивая его активное участие в течение всего периода занятия, управляя самим процессом обучения и контролируя усвоение учебного материала [1, 3, 6, 7, 10].
Способность преподавателя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы играет значительную роль в стимулировании познавательной активности, в выделении в ней глав-
ных и наиболее существенных положений. Этого можно достичь путем использования в учебном процессе деловых игр, подготовленных преподавателями по отдельным темам практических занятий [2, 5, 8, 9].
Учебный процесс с применением игровых форм обучения, моделируя различные профессиональные ситуации, способствует активизации умственной и творческой деятельности студентов, повышает интерес к изучаемому предмету и будущей профессии [2, 5, 8, 9].
Применение деловых игр в процессе обучения способствует получению обучающимися навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизненным реалиям. Практическое занятие, проведенное в форме деловой игры, является уникальной возможностью выявления потенциала для собственного личностного роста, выходящего за рамки привычного образа действий. Деловая игра, активизируя мыслительную и познавательную деятельность студента, развивает навыки самостоятельной оценки информации, а также мотивирует их на принятие оптимальных управленческих решений, формирует у студентов умение чётко и убедительно излагать свою точку зрения [2, 5, 8, 9].
Цель работы - внедрение сценария деловой игры в учебный процесс для эффективного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов профилактической медицины.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Сотрудниками кафедры нутрициологии и гигиены Медицинского университета Караганды разработан и апробирован сценарий дело-
вой игры по теме занятия «Методы оценки доброкачественности продуктов питания» по дисциплине «Общая гигиена». Апробация сценария проведена в 4 группах студентов 2 курса специальности «Общественное здравоохранение». Охват студентов составил 38 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Сценарий деловой игры содержит правила ее проведения, описание ролей и инструктаж для каждого участника. Кроме того, в сценарии отражены хронометраж и оснащение (нормативные документы, ситуационные задачи). Следует особо отметить, что при разработке сценария одной из главных задач было задействование всех студентов как активных участников. Для студентов была разработана подробная инструкция, в которой упор делался на ролевые должностные обязанности участника и на правила поведения во время игры.
Для проведения деловой игры использованы ситуационные задачи, где описана исходная игровая ситуация. В игре предусматривается обязательное участие всех студентов группы. Ведущий (преподаватель) ставит перед студентами проблему, распределяет роли между участниками, проводит инструктаж. Помимо этого, преподаватель должен помочь студенту наиболее полно реализоваться в той роли, которая для него определена, выявить его лучшие качества, которые должны раскрыться в динамике общения.
В процессе подготовки и проведения деловой игры каждый студент должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Также следует отметить, что результат будет зависеть не от преподавателя, как при традиционных методах обучения, а от студента и его активности.
Ознакомившись с ситуацией, студенты должны дать заключение о доброкачественности продуктов питания и их пригодности к употреблению. Студенты в процессе деловой игры должны уметь принимать меры по предупреждению использования недоброкачественных продуктов питания и оформлять необходимую медицинскую документацию. Для этого из числа присутствующих на занятии студентов выделяются обязательные «функционеры»: специалист отдела государственного санитарного надзора (ГСН) за пищевыми объектами управления охраны общественного здоровья (УООЗ), работники предприятий общественного питания, врач-лаборант. В игру, в зависимости от места разыгрываемой ситуации, могут быть включены специалисты бактериологи, инфекционисты, и другие лица. Каждый сту-
дент всесторонне изучает информацию по игровой ситуации и принимает решение о своих действиях.
Проведение деловой игры по данному тематическому занятию способствует формированию профессиональных компетенций у будущих специалистов профилактической медицины, таких знаний и умений как:
- отбор проб пищевой продукции;
- определение лабораторных и других исследований, необходимых для заключения о доброкачественности продуктов питания. Для этого студент должен знать виды исследований на доброкачественность пищевых продуктов и уметь не только определить необходимый вид исследований в конкретном случае, но и аргументированно обосновать его выбор (ответ должны дать студенты в роли специалиста отдела ГСН за пищевыми объектами УООЗ);
- проведение необходимых лабораторных и других исследований (ответ должен дать студент в роли врача-лаборанта);
- оценка результатов лабораторных исследований в соответствии с нормативными документами; решение вопроса о доброкачественности пищевого продукта и возможности использования его для целей питания по результатам лабораторного исследования (ответ должен дать студент в роли специалиста отдела ГСН за пищевыми объектами УООЗ);
- решение вопроса об эпидемиологической опасности /безопасности пищевых продуктов, фигурирующих в ситуационных задачах.
Ведущий (преподаватель) оценивает: правильность выполнения ролей и их достоверность; точность анализа ситуации и целесообразность принятых решений; коммуникабельность студентов; вклад каждого «функционера» в решение поставленных задач и достижение целей занятия.
Примерный инструктаж ролевых действий для студентов-«функционеров»:
• работники предприятий общественного питания и/или продавцы предоставляют необходимую документацию на продукты питания (накладные на продукты питания, сертификаты и т.д.);
• специалист отдела ГСН за пищевыми объектами УООЗ на пищевом объекте знакомится с документацией, представленной работниками предприятий общественного питания и/или продавцов. После ознакомления с предоставленной документацией специалист отдела ГСН за пищевыми объектами УООЗ проводит осмотр тары, в которую упакован продукт, осмотр самого пищевого продукта и про-
изводит его органолептическое исследование. Этого в ряде случаев бывает достаточно, чтобы составить акт и решить вопрос о качестве продукта и возможности его реализации. Если возникает сомнение в качестве продуктов, то специалист отдела ГСН за пищевыми объектами УООЗ производит отбор проб и составляет сопроводительные документы для лабораторного исследования с указанием цели исследования.
• специалист лаборатории, ознакомившись с сопроводительными документами, предоставленными специалистом отдела ГСН за пищевыми объектами УООЗ, производит санитарно-эпидемиологическую экспертизу пищевого продукта по определённым показателям, выявляет соответствие/несоответствие нормативной документации и оформляет протокол исследования.
• специалист отдела ГСН за пищевыми объектами, изучив протокол исследования пищевого продукта, решает вопрос о возможности использования его для целей питания.
Медико-санитарная документация (акты отбора проб, сопроводительные документы в лабораторию, протоколы лабораторного исследования) сдаются на проверку преподавателю.
В конце занятия проводится коллективное обсуждение игровой ситуации, преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, акцентирует внимание на приобретённые навыки и умения. По итогам деловой игры студентам предлагается провести анонимное анкетирование, которое позволит преподавателю сделать определенные выводы о результативности проведенного занятия и совершенствовать методику его проведения.
Результаты анонимного анкетирования (табл. 1) свидетельствуют, что подавляющее большинство респондентов считают актуальной, важной и полезной информацию, полученную в ходе деловой игры, безусловно высоко оценив ценность полученных практических умений и навыков для будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, анализ обратной связи со студентами показал, что разработанный и апробированный сценарий деловой игры повышает эффективность практического занятия, способствуя формированию профессиональных компетенций, и может быть использован в учебном процессе для создания творческой атмосферы и стимулирования креатив-
Таблица 1 - Результаты анализа анкетирования студентов 2 курса специальности «Общественное здравоохранение» по оценке занятия в форме деловой игры
Вопросы анкеты % положительных ответов
Актуальность проведения деловой игры:
- актуально и важно 84,2%
- актуально 15,8%
- не уверен (а), что есть необходимость в проведении -
Насколько Вы оцениваете полезность и важность полученной Вами информации в ходе деловой игры? Оцените по пятибалльной системе (от 1 до 5). Максимальный балл - «5» «5» - 94,7%
«4» - 5,3%
«3» - 0
Продуктивно ли Вы провели время на сегодняшнем занятии?
- да 100%
- нет -
Оцените проведение деловой игры по пятибалльной системе (от 1 до 5). Максимальный балл - «5» «5» - 76,3%
«4» - 15,8%
«3» - 7,9%
Удовлетворенность полученными знаниями. Оцените по пятибалльной системе (от 1 до 5). Максимальный балл - «5» «5» - 86,8%
«4» - 10,5%
«3» - 2,7%
Коммуникабельность преподавателя, умение наладить контакт с аудиторией. Оцените по пятибалльной системе (от 1 до 5). Максимальный балл - «5» «5» - 73,7%
«4» - 26,3%
«3» - 0%
Практическая ценность материала, применимость для будущей работы. Оцените по пятибалльной системе (от 1 до 5). Максимальный балл - «5» «5» - 100%
ных качеств студентов. Проделанная работа позвоила получить положительный педагогический опыт и внесла определённый вклад в практику активных методов обучения.
Конфликт интересов. Конфликт интересов не заявлен
ЛИТЕРАТУРА
1 Абдрахманова А. О. Эффективные методы преподавания в медицинском вузе. Методические рекомендации /А. О. Абдрахманова, М. А. Калиева, А. А. Сыздыкова. - Астана, 2015. - 55 с.
2 Ванюшин В. Н. Деловая игра в обучении: научно-практическое пособие. - Дзержинск: Конкорд, 2015. - 131 с.
3 Досмагамбетова Р. С. Педагогический процесс в медицинском образовании: монография /Р. С. Досмагамбетова, Ш. С. Калиева, Г. С. Кемелова. - Караганда, 2012. - 172 с.
4 Жумабекова Г. С. Метод обучения СБ1 на кафедре скорой и неотложной медицинской помощи №2 /Г. С. Жумабекова, С. А. Ибраев, Б. С. Оразбаева //Медицина и экология. -2017. - № 2(83). - С. 93-97.
5 Курьяков И. А. Деловая игра в учебном процессе и целесообразность ее использования в современных условиях /И. А. Курьяков,
B. А. Шамис, Н. А. Шарипова //Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. - №1. -
C. 61-64.
6 Малышева М. А. Современные технологии обучения в ВУЗе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт -Петербурге): Метод. пособие. - СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. -134 с.
7 Махмутова А. С. Использование активных методов обучения на занятиях по контролю качества лекарственных средств /А. С. Ма-хмутова, А. Ж. Сарсенбекова, А. Т. Медешо-ва //Медицина и экология. - 2017. - №2 (83). - С. 93-97.
8 Напалкова М. В. Деловая игра как активный метод обучения //Интеграция образования. - 2012. - №2. - С. 17-20.
9 Полковникова Ю. А. Деловая игра: методические указания к проведению деловой игры для студентов среднего профессионального образования. «Рецептурно-производст-венный отдел аптеки». - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. - 32 с.
10 Сейлханова Ж. А. Элементы активных методов обучения в учебном процессе на ка-
федре нутрициологии и общей гигиены // Медицина и экология. - 2018. - №1 (86). - С. 156-160.
REFERENCES
1 Abdrahmanova A. O. Jeffektivnye metody prepodavanija v medicinskom vuze. Metodicheskie rekomendacii /A. O. Abdrahmanova, M. A. Kalieva, A. A. Syzdykova. - Astana, 2015. - 55 s.
2 Vanjushin V. N. Delovaja igra v obuche-nii: nauchno-prakticheskoe posobie. - Dzer-zhinsk: Konkord, 2015. - 131 s.
3 Dosmagambetova R. S. Pedagogic-heskij process v medicinskom obrazovanii: mono-grafija /R. S. Dosmagambetova, Sh. S. Kalieva, G. S. Kemelova. - Karaganda, 2012. - 172 s.
4 Zhumabekova G. S. Metod obuchenija CBL na kafedre skoroj i neotlozhnoj medicinskoj pomoshhi №2 /G. S. Zhumabekova, S. A. Ibraev, B. S. Orazbaeva //Medicina i jekologija. - 2017. -№ 2(83). - S. 93-97.
5 Kur'jakov I. A. Delovaja igra v uchebnom processe i celesoobraznost' ee ispol'zovanija v sovremennyh uslovijah /I. A. Kur'jakov, V. A. Shamis, N. A. Sharipova // Sibirskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal. - 2014.
- №1. - S. 61-64.
6 Malysheva M. A. Sovremennye tehnologii obuchenija v VUZe (opyt NIU VShJe v Sankt-Peterburge): Metod. posobie. - SPb: Otdel operativnoj poligrafii NIU VShJe, 2011. - 134 c.
7 Mahmutova A. S. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obuchenija na zanjatijah po kontrolju kachestva lekarstvennyh sredstv /A. S. Mahmutova, A. Zh. Sarsenbekova, A. T. Medeshova // Medicina i jekologija. - 2017. - №2 (83). - S. 9397.
8 Napalkova M. V. Delovaja igra kak ak-tivnyj metod obuchenija //Integracija obrazovani-ja. - 2012. - №2. - S. 17-20.
9 Polkovnikova Ju. A. Delovaja igra: metodicheskie ukazanija k provedeniju delovoj igry dlja studentov srednego professional'nogo obrazovanija. «Recepturno-proizvodstvennyj otdel apteki». - Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2015.
- 32 s.
10 Sejlhanova Zh. A. Jelementy aktivnyh metodov obuchenija v uchebnom processe na kafedre nutriciologii i obshhej gigieny //Medicina i jekologija. - 2018. - №1 (86). - S. 156-160.
Поступила 03.04.2019 г.
M. G. Kalishev, S. I. Rogova, L N. Lapshina
USE OF ACTIVE METHODS OF TRAINING FOR TRAINING OF SPECIALISTS OF PUBLIC HEALTH Department of a nutritsioiogy and hygiene of Karaganda medical university (Karaganda, Kazakhstan)
Experience of introduction and assessment of efficiency of a method of a business game when holding practical occupation at students 2 courses of specialty "Public Health Care" on discipline "The general hygiene" is shown in article. The scenario of a business game which contains rules of its carrying out, the description of roles, instructing for each participant, the timing and equipment is in detail painted. The scenario of a business game containing rules of its carrying out, the description of roles, instructing for each participant, the timing and equipment is in detail painted. The scenario of a business game is based on use of situational tasks where the initial game situation is described.
The method of questioning carried out feedback with students. The analysis of results of questioning showed that the vast majority of students are satisfied with supply of material on occupation, having highly appreciated the developed and implemented scenario of a business game. From the point of view of pedagogical staff of department the done work allowed to get positive pedagogical experience and makes a certain contribution to practice of use of active methods of training.
Key words: business game, active method of training, competence, cognitive activity, practical occupation
М. Г. Калишев, С. И. Рогова, Л. Н. Лапшина
ОАМДЫК ДЕНСАУЛЫК САКТАУ МАМАНДАРЫН ДАЙЫНДАУ YШIН БЕЛСЕНД1ОКЫТУ ЭД1СТЕР1Н КОЛДАНУ КараFандыl медицина университет,/' нутрициология жэне гигиена кафедраы/ (Караанды, Казахстан)
Макалада «К,огамдык денсаулык сактау» мамандыгы «жалпы гигиена» пэн1 бойынша 2 курс студенттер^е тэжiрибелiк сабакты етюзу барысында юкер ойын эдоер^щ ти1мд1л1г1н багалау жэне т^рибеге енпзу керсеттдк 1скер ойынды етюзу ережеа, релдердi бейнелеу, эр б1р студентке кускаулык, жабдыктандыру жэне хронометраж толыктай сценарий бойынша жазылып керсеттдг
1скер ойын сценарий ойыннык бастапкы жагдайы керсеттп жагдайлык есептерге непзделген. Студенттермен кер1 байланыс сурак-жауап аркылы жYзеге асырылады. Сурак-жауап нэтижес бойынша, студенттердщ кепштИ юкер ойын сценарий курастырылуын жэне енпзту^ жогары багалап, сабакка материалдардык берту^е канагаттанарлык жауап бердк Кафедранык педагог ужымынык кезкарасы бойынша жасалган жумыс педагогтык тэжiрибеге ок мYмкiндiк берд1 жэне белсендi эд1с1н окытуды тэжiрибеде колдануга ез Yлесiн косады.
Клт сездер: юкер эдiстер, белсендi окыту эд1с1, кузырет, танымдык iс-эрекет, тэжiрбелiк сабак