Научная статья на тему 'Роль «Деловых игр» в преподавании гигиены труда студентам, обучающимся по направлению «Гигиена и эпидемиология»'

Роль «Деловых игр» в преподавании гигиены труда студентам, обучающимся по направлению «Гигиена и эпидемиология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод обучения / компоненты компетенции / деловая игра / оқыту әдістері / компетенция компоненттері / іскер ойын

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. К. Тогузбаева, Ж. Д. Бекмагамбетова, Л. С. Ниязбекова, Л. Б. Сейдуанова, А. К. Сайлаубекова

Сегодня в педагогический процесс высших медицинских учебных заведений Республики Казахстан все шире внедряются новые методы преподавания и обучения студентов. Вместе с ними заметно меняются роль и задачи педагога: внедряется компетентностно-ориентированный подход в обучении, совершенствуется способ взаимодействия преподавателя со студентами. Одним из эффективных методов преподавания в медицинском университете является «деловая игра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К. К. Тогузбаева, Ж. Д. Бекмагамбетова, Л. С. Ниязбекова, Л. Б. Сейдуанова, А. К. Сайлаубекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Гигиена және эпидемиология» бағытында оқитын студенттерді еңбек гигиенасын оқытудағы «іскер ойындардың» рӛлі

Бүгінгі күні Қазазақстан Республикасының жоғарғы медициналық оқу орындарында педагогикалық процессте сабақ жүргізу және студентерді оқытуда жаңа әдістер енгізілуде. Бізбен бірге педогогтың ролі мен міндеті ақын ӛзгеруде: оқытудағы компетентті-бағдар ыңғайын енгізу, оқытушылардың студенттермен ӛзара байланысуы жетілдірілуі. Медициналық университеттегі ең бір эффективті әдіс «іскер ойын».

Текст научной работы на тему «Роль «Деловых игр» в преподавании гигиены труда студентам, обучающимся по направлению «Гигиена и эпидемиология»»

данным, методам диагностики, лечения и профилактики листериоза для своевременной диагностики, выработки тактики ведения больных, проведения профилактических мероприятий в очаге инфекций с учетом действующих нормативно-правовых актов. В течение циклов студенты овладевают умением критически осмысливать полученные клинико-эпидемиологические и лабораторные данные для проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими со схожей клинической симптоматикой, правильности обоснования клинического диагноза.

Таким образом, разработка и проведение элективных циклов «Невенерические заболевания, передающиеся половым путем» и «Инфекционные заболевания, влияющие на беременность и роды», рекомендуемых для формирования образовательной траектории специальности «Общая медицина» по направлениям подготовки «Акушерство и гинекология» и «Врач общей практики» является примером тесной интеграции научных исследований, внедрении полученных результатов исследования в практику здравоохранения и использовании их в образовательном процессе.

Литература:

1. Честнова Т. В. Диагностика листериоза у новорожденных// Эпидемиол. и инфекц. б-ни, 2001; 3: 45-47.

2. Зубова Н.В. Клинические проявления, диагностика и лечение листериоза у женщин. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - Алматы, 2009.- 24с.

3. Славко Е.А., Каральник Б.В., Денисова Т.Г. и др. Эффективность различных методов диагностики листе-риозной (L.monocytogenes) инфекции//International Journal on Immunorehabilitation. - 2009. - том 11. - №1. -С.56.

Гылыми зерттеуден тэжiрибелi колдануFа жэне студенттердi уйретуде: ешкабат эйелдердеп листериоз.

Е.А.Славко, Н.В.Зубова

«Жалпы медицина» мамандыгыньщ «Акушерлж жэне гинекология», «Жалпы тэжiрибе дэр^ерЬ» багытындагы бшм траекториясын калыптастыру Yшiн ^сынылатын «Жыныс жолдары аркылы ж^гатын венерологиялык; емес аурулар» жэне «ЖYктiлiк пен босануга эсерш типзетш ж^кпалы аурулар» элективп циклдарын дайындау жэне етк1зу - гылыми зерттеулердщ, алынган зерттеу нэтижелерш денсаулык; сактау iсiне енгiзудiц жэне оларды бiлiм YPДiсiнде колданудыц тыгыз байланысыныц ыкпалдастыгыныц айкын керiнiсi болып табылады. ЖYргiзiлген гылыми зерттеулердiц нэтижелерi листериозды ж^кпага кYдiктi жYктi эйелдердi бакылау тYрлерiн аныктау Yшiн денсаулык; сактау iсiне ККЖАА базасында енпзвдг ЖYргiзiлген зерттеулердiц нэтижелерiн жэне материалдарды колдана отырып элективтi циклдер дайындалды.

ТYЙiндi сездер: листериоз,жYктiлiк, диагностика, элективт цикл.

Listeriosis at pregnant women: from scientific researches to practical application and training of students

Slavko E.A., Zubova N.V.

Working out and carrying out elective cycles «Non-sexual diseases, sexually transmitted» and «the Infectious diseases influencing on pregnancy and childbirth», recommended in preparation ofdirections «Obstetrics and gynecology» and "General practitioner" is an example for formation of an educational trajectory of a speciality «General med i-cine» close integration of scientific researches, introduction of the received results of research in practice of public health services and their use in educational process. The received results of the scientific researches have been introduced in practical public health services on the basis of CCIH for definition of tactics of conducting pregnant women with suspicion on listeriosis infection. With use of materials and results of the researches the Obstetrics and gynecology »and"General practitioner"are prepared elective cycles.

Key words: a listeriosis, pregnancy, diagnostics, elective cycle.

УДК 378.1(001.895)

РОЛЬ «ДЕЛОВЫХ ИГР» В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ТРУДА СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ»

К.К. Тогузбаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, Л.С. Ниязбекова, Л.Б. Сейдуанова, А.К. Сайлаубекова, А.Б.

Нуршабекова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, курс гигиены труда, г. Алматы

Сегодня в педагогический процесс высших медицинских учебных заведений Республики Казахстан все шире внедряются новые методы преподавания и обучения студентов. Вместе с ними заметно меняются роль и задачи педагога: внедряется компетентностно-ориентированный подход в обучении, совершенствуется способ взаимодействия преподавателя со студентами. Одним из эффективных методов преподавания в медицинском университете является «деловая игра».

Ключевые слова: метод обучения, компоненты компетенции, деловая игра.

Руководствуясь основными программными документами, принятыми в стране в сфере образования, здравоохранения, среди которых «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы», «Государственной программой развития образования в РК на 2005-2010 гг.», а также «Стратегией развития КазНМУ», «Политикой и целью КазНМУ в области качества», направленных на создание эффективной модели казахстанского медицинского образования и вхождение в Болонский процесс, т.е. интеграцию в «Европу знаний», в целях совершенствования медицинского образования согласно решению Ученого Совета университета была разработана на базе ГОСО- РК-3.08.386-2006 «Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова», в которой определены приоритетные пути инновационных преобразований [1, 2].

Для студентов, обучающихся по специальностям 051102-«Общественное здравоохранение», а также 051301-«Общая медицина» по направлению «гигиена-эпидемиология» разработана образовательная программа, основанная на компетентностно-ориентированном подходе преподавания.

Особенностью этой программы является то, что ключевые компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический, правовой, непрерывное обучение) будущих специалистов конкретизированы по уровням обучения и по каждой дисциплине, что предполагает более совершенный подход в преподавании.

Одним из важных моментов в профессиональном развитии будущих гигиенистов-эпидемиологов является приобретение ими еще в процессе обучения в вузе необходимых не только специальных теоретических знаний, практических навыков, но и коммуникативных, а также возможность применения правовых основ в своей деятельности в санитарно-эпидемиологической службе.

Новые формы преподавания, которые внедрены на курсе гигиены труда, особенно наглядны при проведении «деловых игр». Здесь преподаватель выступает в роли организатора учебной деятельности студентов путем реализации активного типа сотрудничества, диалога, равнопартнерского отношения в творческом учебном процессе. Учебная «деловая игра» в медицинском высшем учебном заведении кардинально отличается от условий традиционного образования - усвоения систематизированных знаний по отдельным дисциплинам. Поэтому от преподавателя нашего курса требуется, кроме отличного знания предмета, должный уровень мастерства, психолого-педагогическая компетентность, высокий уровень общей культуры.

Важно понимать, что преподаватель медицинского университета является носителем нравственных норм врача, этических принципов медицинской профессии, носителем национальной культуры. Поэтому преподаватель обязан тонко понимать вопросы межличностного взаимодействия участников «деловой игры», психологических поступков и решений. Дело в том, что при этой форме обучения активно формируются общечеловеческие личностные качества будущего специалиста-врача, гуманность медицинской профессии, взаимное уважение, внимание. С другой стороны, будущая профессия бакалавра потребует от выпускника медицинского университета реализации решительных действий в борьбе против нарушений законности, норм и правил. Следовательно, в «деловой игре» необходимо проводить не только профессиональную, но и психологическую, духовно-нравственную, правовую подготовку студента.

Основной задачей педагога при внедрении в учебный процесс «деловой игры» является разработка технологии проведения занятия с использованием данной формы обучения. При этом следует исходить из того, что принципиальной особенностью и главным элементом содержания такого занятия является самостоятельная деятельность студентов. Роль преподавателя - помочь выстроить стратегию развития «деловой игры», помочь каждому участнику игры реализовать свои интересы и возможности.

Педагогический опыт показывает, что проведение «деловых игр» более рационально проводить на старших курсах медицинских университетов (институтов) и при этом разработка методики проведения «деловой игры» может опираться на две стратегии:

- проведение «деловой игры» на продвинутом уровне. Здесь от преподавателя-методиста потребуется предварительная работа: сотрудничество со смежными кафедрами, изучение протоколов согласования Рабочих учебных программ, составление учебно-исследовательских заданий с повышенным уровнем сложности;

- проведение «деловой игры» на базовом уровне. На занятии студенты-игроки самостоятельно вступают в роли, но общие решения принимаются при постоянных консультациях преподавателя.

Внедрение деловых игр на курсе гигиены труда предполагает разработку новых методических материалов для преподавателей и студентов, технология проектирования которых должна строится на основе принципов целенаправленности, системности, интеграции, мобильности, в которых можно предусматривать вариативные блоки для каждого из уровней деловых игр, что расширяет условия и возможности эффективной реализации знаний и способностей студентов.

Сегодня технологический подход к «деловым играм» на курсе гигиены труда находится на стадии своего активного становления и представляется весьма перспективным в профессиональной подготовке будущего бакалавра по специальности «общественное здравоохранение». С точки зрения дидактики и тактики обучения проведения «деловых игр» наиболее целесообразно на занятиях по ряду тем, связанных с изучением вредных и опасных факторов производственной среды на промышленных предприятиях. Например, при изучении промышленных аэрозолей в воздухе рабочей зоны, уровней производственного шума, вибрации. Однако гарантированное достижение результата возможно при правильной постановке цели каждой игры. Нельзя сразу устремляться к конструированию распределения ролей и их задач без предварительного формулирования четкой цели по конкретной тематике «деловой игры».

Так, на практическом занятии по теме «Методы определения и оценки результатов, с выявлением связи между содержанием аэрозолей и состоянием здоровья работающих. Профилактика профессиональных заболеваний»», как правило, должно быть определенное количество участников игры (руководитель предприятия, работник, инженер, специалист по гигиене труда, врач медицинского кабинета, представитель профсоюза) с самыми разными задачами и разными административными полномочиями. При этом тема данного занятия и, соответственно «деловая игра», несут большой груз социального заказа. Поэтому формулировка цели «деловой игры» должна быть ориентирована на общественные интересы, на разработку эффективных мероприятий по охране производственной среды и гарантированное внедрение практических рекомендаций для обеспечения здоровья работающего контингента. Следовательно, именно постановка цели и реальные примеры из деятельности санитарных служб, администрации и профсоюза работников промышленного предприятия, должны становиться системообразующим компонентом в деловой игре.

Таким образом, «деловая игра» в учебном процессе по направлению «гигиена-эпидемиология» при изучении студентами дисциплины «гигиена труда» является одной из перспективных форм эффективного их обучения и усвоения ими систематизированных теоретических знаний по дисциплине, а также практических и коммуникативных навыков, необходимых специалисту в будущей профессиональной работе.

Литература

1. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова: на пути инновационных преобразований. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - С. 9-56.

2. Аканов А.А., Абирова М.А., Датхаев У.М. и др. Разработка и внедрение в учебный процесс КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова образовательной программы по специальности «фармация», основанной на компетент-ностном подходе // Совершенствование медицинского образования - гарантия эффективности здравоохранения: Материалы межд.науч.-практ.конф. - Караганда: КГМУ, 2010. - С. 3-4.

«Гигиена жэне эпидемиология» баFытында окитын студенттердi ецбек гигиенасын OKbn^aFbi «ккер

ойындардьщ» рeлi

КК Тогызбаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, Л.С. Ниязбекова, Л.Б. Сейдуанова, А.К. Сайлыбекова, А.Б.

Нуршабекова

БYгiнгi куш Казазакстан Республикасыныц жогаргы медицинальщ оку орындарында педагогикальщ процессте сабак журпзу жэне студентердi окытуда жаца эдютер енпз^де. Бiзбен бiрге педогогтыц ролi мен мiндетi акын езгеруде: окытудагы компетенттi-баFдар ыцгайын енгiзу, окытушылардыц студенттермен езара байланысуы жетiлдiрiлуi. Медициналык университеттеп ец бiр эффективтi эдiс «юкер ойын».

ТYЙiндi сездер: окыту эдютер^ компетенция компоненттерi, iскер ойын.

The role of «business games» in teaching occupational students in «hygiene and epidemiology»

K.K. Toguzbayev, Z.D. Bekmagambetova, L.S. Niyazbekova, L.B. Seyduanova, A.K. Saylaubekova, A.B. Nurshabe-

kova

Today in the pedagogical process of higher medical educational establishments of the Republic of Kazakhstan is increasingly incorporated new methods of teaching and learning of students. Together with them, noticeably changing the role and tasks of the teacher: embedded competence-oriented approach to learning, improving teacher's way of interacting with students. One effective method of teaching at the Medical University is a "business game".

Key words: teaching method, the components of competence, business game.

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С.Е. Кайназарова, Г.М. Канагатова

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова, Алматы

В статье приводятся первые итоги и навыки внедрения методов интерактивного обучения в медицинском вузе. Главная цель и смысл последних подготовка специалистов, их тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации. Кроме того учебные игры компенсируют отсутствие больного по теме, предусмотренной рабочей программой. Среди множества активных методов обучения в медицинском вузе, на наш взгляд, наиболее применимы: ролевая игра, консилиум. Они приближают обучающегося к реальной профессиональной деятельности, что объективно отразилось на активности студентов в освоении темы, улучшении их оценок и рейтинга.

Ключевые слова: деловая игра, ролевая игра, консилиум, интерактивные методы обучения, медицинское образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.