Научная статья на тему 'Активные формы обучения руководителей органов внутренних дел (на примере деловых игр)'

Активные формы обучения руководителей органов внутренних дел (на примере деловых игр) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE TEACHING METHODS / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / BUSINESS GAMES / ADMINISTRATIVES OF THE INTERIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин М.Н., Калинкин С.Ю.

В статье обоснована актуальность использования активных методов обучения при подготовке руководителей органов внутренних дел, сформулированы основные подходы к подготовке и проведению деловых игр как одной из их форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин М.Н., Калинкин С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active form of training of administrative personnel of the Interior (by the example of business games)

This article considers the relevance of using active teachings methods for preparation the administratives of the Iterior. It formulated the basic approaches to the preparation and conduction of business games as one of their forms.

Текст научной работы на тему «Активные формы обучения руководителей органов внутренних дел (на примере деловых игр)»

вэ

о

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и

H

s

X

<

а

X О

О * £

S с

И О ¡Ü

и и

У

s

I—

о

I—

ы о оэ о

3

И

с:

Ô и

О <

о

S UJ

и ta С О

82

М.Н. НИКИТИН,

заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел,

кандидат юридических наук, доцент

С.Ю. КАЛИНКИН,

преподаватель кафедры управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)

Активные формы обучения руководителей органов внутренних дел (на примере деловых игр)

В статье обоснована актуальность использования активных методов обучения при подготовке руководителей органов внутренних дел, сформулированы основные подходы к подготовке и проведению деловых игр как одной из их форм.

Руководители органов внутренних дел, активные формы обучения, деловые игры.

M.N. NIKITIN,

deputy chief of the chair of the interior bodies management, candidate of legal sciences, docent

S.Y. KALINKIN,

lecturer of the chair of the interior bodies management (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

Active form of training of administrative personnel of the Interior (by the example of business games)

This article considers the relevance of using active teachings methods for preparation the administratives of the interior. It formulated the basic approaches to the preparation and conduction of business games as one of their forms.

Administratives of the interior, active teaching methods, business games.

Входе проведения радикальных реформ органов внутренних дел происходит существенная качественная трансформация данной правоохранительной системы, обусловленная объективными потребностями государства и общества.

В складывающейся обстановке современный руководитель органов внутренних дел вынужден принимать управленческие решения в условиях дефицита времени и информации. В связи с этим ему необходим системный подход в восприятии оперативной обстановки, всего многообразия факторов, влияющих на деятельность органов внутренних дел.

Одной из важнейших задач, решаемых в процессе повышения эффективности управления органами внутренних дел, является профессиональная подготовка современного руководителя, обладающего знаниями, умениями и навыками организаторской деятельности в сложных условиях, владеющего разнообразными технологиями управленческого труда.

Для решения этой задачи на базе Академии управления МВД России организовано обучение руководителей органов внутренних дел на факультетах переподготовки руководящих

кадров, включенных в Федеральный кадровый резерв МВД России [1, 2, 3], подготовки и переподготовки руководителей органов внутренних дел и на Высших академических курсах.

Обучение указанной категории сотрудников должно иметь существенную практическую направленность. Требование к качеству подготовки состоит в том, что «руководитель должен быть современным, адаптированным к реальной оперативной обстановке, знать основы управленческой деятельности и уметь своевременно принимать адекватные меры реагирования на изменения в оперативной обстановке Знания основ организационно-управленческой деятельности, навыки моделирования, стратегического мышления, тактического применения, основанные на современных формах, методах и информационных технологиях, — вот те принципы, которые должны сегодня лечь в основу нового современного образа управленца» [5].

В связи с этим особый интерес представляет применение различных активных методов обучения — деловых игр, практических занятий, учений и др. Моделирование различных ситуаций позволяет формировать и совершенствовать практические умения и навыки сотрудни-

ков в выработке и реализации управленческих решений, организации и руководстве деятельностью органов внутренних дел в конкретной оперативной обстановке. При этом важным является единый подход к проведению занятий с использованием активных методов обучения в подготовке руководителей органов внутренних дел, а также последующее закрепление полученных знаний, умений и навыков.

На основе анализа теоретических представлений и опыта работы профессорско-преподавательского состава Академии управления МВД России можно сделать ряд выводов относительно особенностей активных форм обучения, наиболее пригодных для использования в ходе обучения слушателей факультета подготовки Федерального резерва кадров органов внутренних дел.

В рамках дисциплины «Организаторская деятельность руководителей федерального и регионального уровней системы МВД России» [9] наиболее эффективной представляется такая форма обучения, как деловая игра, представляющая собой средство моделирования разнообразных реальных ситуаций, процессов, условий, методов имитации совместной деятельности [6, 11, 12]. Это относительно новая форма активного обучения, использование которой может существенно повысить качество получаемого образования. Сотрудниками кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России было проведено исследование особенностей подготовки и проведения деловых игр при обучении руководителей органов внутренних дел [10], основные выводы из которого, принимая во внимание последующий опыт проведения деловых игр, представлены ниже.

С учетом сложившегося подхода к подготовке и проведению деловых игр [4, 7], рассматриваемые нами игровые способы обучения должны основываться на:

— имитационном моделировании конкретных условий и динамики оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;

— игровом моделировании содержания и форм профессиональной деятельности руководителя;

— совместной деятельности; диалогическом общении;

— двуплановости;

— проблемности содержания модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности.

Постановка задач перед слушателями Академии управления МВД России должна учитывать актуальные проблемы реформирования системы органов внутренних дел.

Оценивая деловые игры, необходимые для обучения руководителей органов внутренних дел, можно отметить, что они содержат в себе

элементы как обучающих («рутинных») игр, так и инновационных. С одной стороны, они ориентированы на обучение, привитие рациональных действий участникам и требуют значительного массива информации, с другой — носят поисковый и творческий характер, нацелены на выработку умений и навыков как в обычных условиях, так и в нестандартной ситуации, а вырабатываемые участниками решения заранее не предопределены.

Представляется продуктивным разрабатывать и использовать следующие виды деловых игр:

— по времени проведения — с ограничением времени;

— по оценке деятельности — с наличием балльной или иной оценки деятельности обучаемого или игровой подгруппы;

— по конечному результату — могут иметь строгие правила, когда ответ заранее известен (например, сетевой график), или же — свободные, открытые (заранее известного ответа нет, правила устанавливаются для каждой игры, перед участниками поставлена неструктурированная задача);

— по конечной цели — обучающие (направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников);

— по моделируемому объекту — общеуправленческие;

— по наличию взаимодействия — могут быть и интерактивные, и неинтерактивные;

— по наличию случайных событий — могут быть и детерминированные, и стохастичные;

— по методологии проведения, а именно:

а) ролевые игры — каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

б) групповые дискуссии — связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы, когда задания распределяются между участниками индивидуально или по подгруппам и существуют правила ведения дискуссии;

в) имитационные игры — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

г) ансамблевые игры — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем органа внутренних дел методом организации партнерского делового сотрудничества групп, состоящих из руководителей служб;

д) комбинированные интерактивно-деятель-ностные стратегические игры, сочетающие «ансамбль» и конкуренцию и в течение длительного времени имитирующие реальное развитие ситуации; направлены на коллективное конструирование будущего.

83

Ы О вэ О

03

О

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

X О

0 *£

s с

И S о н

* у

и о

И I

Е ^

S < ь- И О Н

Ь *

RS

и , ~ и S

1 и

У

и с

о

U

о <

о

S и и ш с о

84

Для эффективного применения активных методов обучения теории и практике организаторской деятельности руководителей, с использованием современных информационных технологий, необходимо следующее:

— разработать единый, взаимосвязанный по целям, задачам и педагогическим приемам комплекс мер, включающий ряд подготовительных операций (в т. ч. методическое, информационное и организационное обеспечение);

— разработать единый информационный комплекс с включением в него базового информационного комплекта — общих сведений об оперативной обстановке [8, с. 5—14], блок дополнительной информации, предоставляемой по запросам участников игры, а также возможность поиска информации в различных информационных системах;

— в ходе занятий обеспечить реализацию процесса «цепочки решений» с учетом наличия общей цели у всего учебного коллектива, взаимодействия и коллективной выработки

Список литературы

1. О полиции: Федеральный Закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г. № 37-Ф3) // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13 декабря 2012 г. № 1653 // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7170.

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248. (в ред. от 15 января 2013 г. № 30) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

4. Березина Н.С. Государственная кадровая политика, теория и методология государственного управления (деловая игра и практические задания): учеб.-метод. пособ. М., 2010.

5. В МВД России состоялся первый выпуск руководителей, включенных в федеральный кадровый резерв. URL: http://www.mvd.ru/ news/42261/ (дата обращения: 24.02.2013).

6. Дудченко В.С. Игра деловая. URL: http:// www.ecsocman.edu.ru/db/msg/53766.html (дата обращения: 14.04.2013).

7. Игошина И.А., Резник С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации). М., 2010.

решений участниками занятия, в сочетании с различием ролевых целей; — создать информационно-техническую систему, обеспечивающую в ходе обучения теории и практике организаторской деятельности, руководителей органов внутренних дел, проведение занятий с использованием активных методов обучения (на базе персональных компьютеров, с возможностью объединения в локальную сеть). В сложившихся обстоятельствах деловые игры представляются наиболее эффективной активной формой обучения слушателей Академии управления МВД России, и их научное и методическое обеспечение имеет крайне важное значение.

Наиболее перспективным для обучения руководителей органов внутренних дел является использование деловых игр, предполагающих решение различных задач в рамках единого информационного поля, отражающего оперативную обстановку на территории обслуживания.

8. Клушин О.З. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз: учеб. пособ. М., 2010.

9. Организаторская деятельность руководителей федерального и регионального уровней системы МВД России: рабочая программа для слушателей факультета переподготовки руководящих кадров, включенных в Федеральный кадровый резерв МВД России (1 факультет). М., 2010.

10. Отчет о реализации проекта инновационной образовательной программы «Разработка методических рекомендаций для проведения деловых игр со слушателями факультета подготовки Федерального резерва кадров органов внутренних дел Академии управления МВД России по дисциплине «Организаторская деятельность руководителей федерального и регионального уровней системы МВД России». М., 2010.

11. Управление персоналом: словарь-справочник. URL: http://psyfactor.org/personal5.htm (дата обращения: 14.04.2013).

12. Электронный журнал о деловых играх URL: http://www.businessgames.ru/theory.html (дата обращения: 14.04.2013).

E-mail: fsk03@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.