Научная статья на тему 'Активность студентов в учебном процессе как фактор формирования компетентных специалистов в вузе для современного рынка труда (на материалах асо (КСЮИ)'

Активность студентов в учебном процессе как фактор формирования компетентных специалистов в вузе для современного рынка труда (на материалах асо (КСЮИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманов А. Л., Панченко О. Л., Муратов Т. К.

In modern society competitiveness, dynamic, mobility of specialist became a one of the dominant aspects of forming civicism of personality, its successful positioning in society. Forming all these qualities was determined both the inside atmosphere of educational institution and the visual characteristics of learners. At this article rates such indices of activity of learners as an activity of work on seminars and practical studies, maintenance of study discipline, progress in study, motivation to getting high vocational education and placement on profession. These operation factors, in our opinion, come as apriority in appraisal of subjectivity of learners

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильманов А. Л., Панченко О. Л., Муратов Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активность студентов в учебном процессе как фактор формирования компетентных специалистов в вузе для современного рынка труда (на материалах асо (КСЮИ)»

АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА

ТРУДА

(на материалах АСО (КСЮИ))

А.З.Гильманов, д.с.н., профессор; О.Л.Панченко к.с н.; Т.К.Муратов

Качество образования в вузе зависит не только уровня преподавания, качественных характеристик профессорско - преподавательского состава, состояния материальнотехнической, учебной базы, но и от заинтересованности самих студентов в получении знаний.

Объективные условия функционирования процесса образования в вузе, такие как материально-техническое оснащение учебного заведения, наличие возможностей для саморазвития и творческого роста обучаемых, информационное обеспечение учебного процесса, безусловно, оказывают замет-

ное влияние на процесс подготовки специалиста в вузе. Очевидно, однако, что уровень подготовки будущего специалиста также непосредственно зависит и от степени его мотивированности на получение высшего профессионального образования и дальнейшего трудоустройства по специальности, и, кроме того, от его личных способностей, склонностей и дарований, т. е. от ряда субъективных факторов. Формирование качества образования специалиста можно условно обозначить в виде гипотетической модели, изображенной на рисунке 1.

Рис.1

Объективные условия обучения

1

Удовлетво- Актив- Качество Качество

ренность сту- —► ность сту- —► процесса результата

дентов обу- <- дентов в <- обучения <- обучения

чением обучении

Субъективные факторы обучения ^

Согласно нашей гипотезе, субъективные факторы обучения студентов непосредственно влияют на их активность в учебном процессе, и, следовательно, на конечный результат обучения в целом. В связи с этим, целесообразно выяснить, насколько активно проявляют себя студенты Академии социального образования в процессе получения

ими высшего профессионального образования. Для этого обратимся к результатам анкетного опроса студентов Академии, проведенного сотрудниками НИОКОТ и ПК в декабре 2005г. - апреле 2006г. [1].

Согласно определениям студентов, в целом треть из них всесторонне готовится к семинарским занятиям и активно участвует

в них. Почти половина опрошенных ответили, что готовятся только от случая к случаю, а шестая часть - готовится к семинарам, если только им поручат отвечать. Активность студентов при этом приблизительно одинакова на всех учебных курсах и факультетах. Несколько более активно ведут себя студенты первого курса, студенты трех последних курсов чаще готовятся «от случая к случаю» по сравнению с обучаемыми первых двух курсов. Также более склонны готовиться «от случая к случаю» студенты юридического факультета.

В целом, процесс подготовки к семинарским и практическим занятиям у студентов всех факультетов начинается с изучения лекционного материала и учебных пособий. Пользуются хрестоматиями при подготовке к семинарам 20% студентов, из них 6% используют их всегда; используют справочные издания, словари - четверть опрошенных, из них 8% - постоянно; пользуются монографическими изданиями в целом 16%, из них постоянно - 5%; используют статьи в периодических изданиях 15%, из них 4% -всегда.

Однако необходимо отметить, что среди студентов всех курсов значительна доля тех, кто не использует дополнительной литературы при подготовке к занятиям - их число колеблется от 36 до 52%. Важно подчеркнуть как позитивное явление то, что довольно значительная часть студентов пользуется материалами из Интернета. Это позволяет говорить о возрастающей роли электронных источников получения информации и повышении их значимости не только как средств коммуникации и досуговой деятельности, но и как средства обучения, получения знаний. В целом, почти половина из числа всех студентов отмечают, что часто или достаточно часто пользуются материалами из Интернета при подготовке к семинарским и практическим занятиям и ещё треть отметили, что используют их иногда.

Вместе с тем, на наш взгляд, данная тенденция не может быть оценена однозначно: роль традиционных источников знаний в обучении студентов не должна снижаться.

Часто электронные масс-медиа не обладают достаточной надежностью информации, используя так называемые «серые данные» без указания и соответствующих ссылок на первичный источник информации.

При подготовке к сдаче экзаменов (зачетов) около четверти студентов используют дополнительную литературу, более половины также пользуются в основном учебниками и материалами лекций - 58%, из них 12% - только лекционным материалом. Интересен тот факт, что 3% студентов указали на то, что они вообще не готовятся к экзаменам. Важно подчеркнуть, что доля использующих дополнительную литературу при этом неуклонно снижается с каждым учебным курсом: если на первом курсе доля таковых составляет 37%, то на пятом курсе - уже только 15%; и, наоборот, возрастает доля тех, кто использует исключительно учебники и материалы лекций. На наш взгляд, это говорит о том, что хотя и дополнительной литературы по всем дисциплинам много, но их качество и глубина информативности не вполне удовлетворяет обучаемых вуза.

Резюмируя, можно отметить, что активность студентов в учебной деятельности можно, безусловно, оценить положительно, однако вместе с тем имеются и большие резервы: хотя значительная часть студентов отметила, что активно участвует на семинарских и практических занятиях, более половины постоянно готовится к занятиям, однако оставшаяся часть опрошенных готовится «от случая к случаю» или тогда, когда их попросят отвечать. При этом большинство из них при подготовке к занятиям используют в основном материалы лекций, учебников и учебных пособий. Очевидно, было бы желательно изучение дополнительной литературы, что способствовало бы углублению знаний обучаемых. То же можно сказать относительно подготовки к экзаменам и зачетам: большинство студентов предпочитают готовиться только по материалам конспектов, учебников и учебных пособий.

Важным фактором успеваемости студентов в учебном процессе является регулярное посещение ими плановых занятий. Более трети студентов также отмечает, что довольно часто пропускают занятия без уважительных причин, что не является позитивным показателем учебной активности и дисциплинированности обучаемых. Доля студентов, часто пропускающих занятия без уважительных причин, возрастает с каждым курсом: если на первом курсе только 6% студентов не посещают занятия два и более раза в неделю, а 15% пропускают примерно раз в неделю, то на пятом курсе эта доля возрастает практически в два раза и составляет, соответственно, 17% и 26%о. В основном это студенты, совмещающие учебу с работой.

Пропуски студентами занятий считаются «нормой» для многих из них; в целом, только треть студентов отметила, что стараются никогда безосновательно не пропускать занятия. Активность студентов в данном аспекте практически не зависит от факультета, но несколько снижается от первого курса к последующим.

Одним из индикаторов успеваемости студентов в учебном процессе является получение ими отрицательных оценок во время экзаменационных сессий. Следует подчеркнуть, что студенты в целом ответственно подходят к учебе в вузе: значительная часть - 40% из них никогда, по собственным оценкам, не остаются на дополнительную сессию. Для остальной части студентов пересдача экзаменов и зачетов в той или иной мере свойственна. Это свидетельствует, в первую очередь, о недостаточной мотивации студентов на получение высшего профессионального образования и дальнейшего профессионального становления. Необходимо отметить, что подобная картина имеет место как в государственных, так и негосударственных вузах. Во-вторых, что более характерно для негосударственных вузов -во многом сказываются патерналистские и иждивенческие установки обучаемых, так как большинство студентов, судя по результатам исследования, не сами оплачивают

своё обучение, а зависят от родителей (родственников).

Исследования показывают, что доля периодически неуспевающих в учебе студентов, (хотя их количество относительно невелико - 1,5-2,0% от общего массива) слегка прогрессирует по мере длительности их обучения: с каждым курсом она несколько увеличивается, что свидетельствует о необходимости, во-первых, повышения качества учебного процесса, прежде всего, со стороны профессорско-преподавательского состава, во-вторых, ужесточения требований к обучаемым со стороны преподавателей и администрации вуза в аспекте соблюдения учебной дисциплины, в-третьих, усиления воспитательной работы, и, в первую очередь, индивидуальной, среди обучаемых.

Определенный научный и практический интерес представляет исследование факторов, обуславливающих успеваемость студентов в вузе.

По данным исследования отдела качества образования, на вопрос, что влияет на их успеваемость в вузе, студенты Академии на первое место поставили личную активность и старательность (66%), затем - личные способности к обучению (44%), далее следуют отношения с преподавателями (36%) и отношения с сокурсниками (15%); личные и семейные обстоятельства занимают пятую строчку в иерархии ответов студентов (10%), обеспеченность вуза учебниками, методичками как фактор собственной успеваемости назвали 9% студентов; наличие/ отсутствие поощрительной системы за успехи в учебе отметили 5% студентов.

В целом, как видим, студенты склонны к самокритике и больше надеются на субъективные качества и характеристики, чем на объективные условия обучения. В общем итоге это позитивный фактор, свидетельствующий о преобладании активно-

критических умонастроений студентов. Однако необходимо заметить, что существуют некоторые вариативные тенденции. Так, по мере обучения студенты чаще указывают на влияние на их успеваемость в вузе фактора отношений с преподавателями, особенно -

2-4 курсов. Кроме того, по мере обучения студенты также в большей степени обуславливают свою успеваемость личными обстоятельствами, что вполне понятно, т. к. многие из них устраиваются на работу либо обзаводятся семьей.

Далее целесообразно перейти к факторам, негативно, по оценкам студентов, влияющим на успеваемость студентов. На вопрос, какие факторы мешают Вашей учебе в АСО, большинство (22%) отметили «личные обстоятельства». Низкую дисциплину студентов при этом отметили 19% студентов, низкое качество преподавания -12%, невысокий уровень культурновоспитательной работы со студентами -12%, невысокую требовательность преподавателей - 10%._0твет «Ничего не мешает» указали 8% студентов. Здесь интересно отметить, что наблюдаются значительные расхождения в оценках факторов, негативно влияющих на успеваемость студентами различных курсов. Так, чем старше по курсам становятся студенты, тем в большей степени они отмечают негативное влияние факторов «низкое качество преподавания» и «невысокая требовательность преподавателей»: если на первых и вторых курсах только 6% и 7% студентов соответственно отмечают данный фактор, то на четвертых-пятых курсах - до 25% и 18% студентов, соответственно склонны оценивать негативное влияние данных факторов на собственную успеваемость. Это говорит о том, что на старших курсах студенты, особенно после прохождения практики (стажировки), начинают понимать, что необходимо активно заниматься самостоятельно по изучаемым дисциплинам, ибо учебного материала, излагаемого на лекционных курсах становится недостаточно. Такое явление позитивно-закономерное.

Целесообразно подчеркнуть, что анализ результатов данного блока вопросов анкеты позволил выявить вполне определенную негативную тенденцию в вузе, такую, как недостаточно высокий уровень требовательности преподавателей к студентам. Этот вывод обоснован теми данными исследова-

ний, что студенты, не отличающиеся высокой дисциплиной и активностью в подготовке к семинарским занятиям и при их проведении, не отличающиеся высокой успеваемостью, тем не менее, получают зачет автоматически, а также сдают все сессии «без хвостов».

Несколько возрастает, по оценкам студентов, значимость фактора «низкие возможности для получения дополнительного образования» студентами по мере их обучения. Это связано, скорее, с тем, что студенты старших курсов более осознанно задумываются о своих перспективах после окончания Академии, чем студенты начальных курсов, в большей степени озабочены возможностью профессиональной мобильности, а также качеством личного, индивидуального образования в целом.

Аналогично возрастает и доля студентов, отмечающих негативное влияние фактора «низкие возможности для научноисследовательской деятельности»: с 7% на первых курсах и по возрастающей до 11% -на пятых курсах. Это также, на наш взгляд, свидетельствует о том, что студенты старших курсов с пониманием своей перспективы, соответственно, уже более осознанно формируют себя как личность и как будущий специалист, они же в большей степени ориентированы относительно своей предстоящей профессиональной карьеры, которую часть из них связывает с научной деятельностью в будущем. При этом прямая подсказка профессорско - преподавательскому составу кафедр - активизировать научно-исследовательскую деятельность среди студентов, желательно - на плановой, постоянной основе, начиная уже со второго семестра и далее по возрастающей активности по различным дисциплинам.

Студенты первых трех курсов, наоборот, чаще отмечают негативное влияние такого фактора, как «слабая дисциплина среди самих студентов». Очевидно, что по мере «взросления» обучающихся, укрепляется и их дисциплина, что непосредственно сказывается на оценке данного фактора студентами.

Интересно также, что, по мере обучения, то есть «взросления», студенты реже выбирают ответ «ничего не мешает» и всё более связывают своё обучение с влиянием каких-либо негативных факторов, в первую очередь связанную с личными обстоятельствами. Это свидетельствует о том, что по мере обучения студенты становятся более критичны не столько к условиям обучения и наличию дополнительных возможностей, предоставляемых вузом, сколько к самим себе.

Примечательно, что у студентов, обучающихся на «отлично», преобладает внутренний локус-контроль: они в большей степени

склонны отмечать отсутствие негативно влияющих факторов на процесс их обучения в вузе.

Компетентностный подход в обучении ориентирован на подготовку специалистов разного профиля, отвечающих конкретным потребностям общества в сферах производства, услуг, образования, коммерции и т.д.

Человек как главное действующее лицо в своей профессиональной деятельности руководствуется определенными мотивами и установками на профессиональную деятельность, а также конкретными предполагаемыми (ожидаемыми) результатами от реализации в ней своих ресурсов.

Мотивы и установки на профессиональную деятельность, сформированные у будущего специалиста в период получения профессионального образования в вузе, непосредственно влияют на его активность в обучении. Как показывают наши исследования, заметную роль в дальнейшей профессиональной деятельности будущего специалиста играют мотивы избрания данной профессии и степень самостоятельности выбора.

Касаясь причин избрания студентами АСО (КСЮИ) для получения будущей специальности, заметим, что в большинстве случаев (56%) студенты в процессе выбора руководствуются содержанием будущей профессии (см. табл. 1). Особенно активными в этой позиции оказались обучающиеся по специальностям «Общая психология» - 77% и «Специальная психология» - 79%. 29% ответивших обозначили, что выбранная ими специальность позволит им реализоваться, 25% ответивших обозначили, что их будущая профессия позволит приносить пользу обществу. Почти четверть опрошенных - 23% сослалась на ее престижность и это в основном студенты экономических специальностей; а также 23% ответивших обозначили, что выбранная профессия поможет им достичь более высокого социального положения.

Таблица 1

Мотивы избрания студентами АСО (КСЮИ) будущей специальности (в %-х к общему числу опрошенных) [2]

№ Варианты ответов % Ранг

1 Профессия интересна мне по содержанию 56 1

2 Профессия позволит мне реализоваться 29 2

3 Профессия позволит приносить пользу обществу 25 3

4 Профессия поможет мне достичь более высокого социального положения 23 4-5

5 Профессия престижна 23 4-5

6 С помощью профессии смогу прилично зарабатывать 21 6

7 «Мне важно лишь получение высшего образования, неважно какого» 12 7

8 «Это хорошая специальность для женщины» 8 8

9 Есть возможность трудоустроиться в данную сферу 5 9

10 По семейным традициям 3 10

11 «Это специальность для настоящего мужчины» 2 11

Все опрошенные 100

Следующие данные касаются корреляции между активностью студентов в обучении, т. е. их субъектностью, и мотивацией на получение высшего образования и трудоустройство по специальности. В этой связи интересно заметить, что активность студентов на семинарских, практических занятиях находится в прямой связи с их содержательным и эмоциональным отношением к будущей профессии: чем более интересна студентам профессия, тем более активно они ведут себя в подготовке и работе на семинарских и практических занятиях. Среди тех, кто не испытывает интереса к будущей профессии, заметно выше до-

ля студентов, кто привык готовиться от случая к случаю (54%), а также студентов, не готовящихся к семинарам, практическим занятиям (11%) (см. Табл. 2). В целом, 35% студентов АСО (КСЮИ) указали, что всегда готовятся и активно участвуют на семинарских занятиях, 46% готовятся от случая к случаю, 16% - готовятся, если поручат отвечать, а 2% студентов указывают, что никогда не готовятся к занятиям по причине отсутствия интереса. Это вполне понятно, ибо они изучают не «свою» профессию, а находятся в вузе по ряду других причин.

Таблица 2

Активность студентов на семинарских занятиях и их отношение к будущей профессии (в %-

Активность студентов на семинарских занятиях Профессия определенно нравится Профессия скорее нравится, чем не нравится Относятся к профессии безразлично Профессия неинтересна Студенты всего вуза

Всегда готовятся и активно отвечают 41 32 21 15 36

Готовятся от случая к случаю 47 45 48 55 46

Готовятся, если им поручат отвечать 11 22 31 19 16

Никогда не готовятся по причине отсутствия интереса 1 1 0 11 2

Все студенты 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Итак, важно отметить, что активность студентов в обучении напрямую коррелирует с их установкой на профессиональное трудоустройство и эмоциональным отношением к будущей профессии.

Исходя из результатов исследования, необходимо отметить, что в целях формирования компетентного, активного, всесторонне развитого специалиста, в наибольшей степени отвечающего требованиям современного общества и рынка труда, необходимо в значительной мере пересмотреть и оптимизировать формы и методы работы с обучаемыми, содействовать внедрению инноваций в учебновоспитательный процесс, а также проведению систематизированной профориентационной работы с обучаемыми, усилению их профессиональной мотивации. Такой подход тем более обоснован, что в ближайшее десятилетие с

учетом «демографической ямы» вряд ли можно вузам рассчитывать на приход высокоподготовленного абитуриента. Поэтому всесторонне повышать качество учебного процесса в вузе в соответствии с требованиями рынка труда - это задача стратегическая.

Примечания:

1. Социологическое исследование метом анкетного опроса студентов АСО (КСЮИ) проведено НИОКОТ и ПК АСО (КСЮИ) под руководством д.с.н., профессора Гильманова А.З. Опрошены студенты всех учебных курсов, факультетов и специальностей в общем количестве 707 человек. Объём выборки 30%.

2. В табл.1 сумма ответов по строке превышает 100%, так как вопрос предусматривает до трёх вариантов ответов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.