Научная статья на тему 'Активность как основа самоорганизации субъекта'

Активность как основа самоорганизации субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Выгузова Наталия Юрьевна

The article is dedicated to the research of subject's active position which is one of the leading reasons for self-organization and individual's self-regulation. Self-organization process is considered from the point of systemic view of personality's development in modern conditions of its vital activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active position as a basis for subject's self-organization

The article is dedicated to the research of subject's active position which is one of the leading reasons for self-organization and individual's self-regulation. Self-organization process is considered from the point of systemic view of personality's development in modern conditions of its vital activity.

Текст научной работы на тему «Активность как основа самоорганизации субъекта»

АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА САМООРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТА Н.Ю. Выгузова

Vyguzova N.Yu. Active position as a basis for subject’s self-organization. The article is dedicated to the research of subject’s active position which is one of the leading reasons for self-organization and individual’s self-regulation. Self-organization process is considered from the point of systemic view of personality’s development in modern conditions of its vital activity.

Смещение акцента на изучение собственной внутренней активности субъекта, т. е. всего того, что составляет подлинную внутреннюю логику его развития, становится в ранг приоритетных задач психологии. В этой связи Д.И. Фельдштейн пишет, что в сегодняшней ситуации глобальных изменений в мире, обществе, наиболее значимыми выступают изменения самого человека [1].

Естественно такого рода позиция немыслима без признания плюралистичное™, неоднородности, порой нелинейности развития современного мира и человека как его составной, неотъемлемой части. В научном знании это приводит к поиску новых принципов понимания реальности. Связано это с тем, указывает Б.С. Братусь, что любая система стремится к своей устойчивости, стабильности и тем самым к своей закоснелости, неповоротливости, будущему обветшанию, слепоте, гибели, ибо, будучи построенной (начатой строиться) на ответе конкретному времени и бытию, она перестает (перестанет неизбежно) соответствовать изменившемуся миру [2]. Отсюда следует, что психологическая наука должна динамично меняться в изменяющемся мире, но эти перемены должны, опираясь на прошлое, на теоретико-методологический базис, построенный поколениями психологов, одновременно ориентироваться на будущее, своего рода «зону ближайшего развития» психологической науки.

Исследовательский подход, базирующийся на принятии за аксиому внутренней причинности развития человека, взаимодействия и взаимообусловленности его с динамично меняющимся миром, по нашему мнению, наиболее полно отвечает смыслу изучения проблемы самоорганизации сложных, открытых систем, к которым с полным основанием относится категория «субъекта».

Исходя из этого, целью данной статьи является попытка обозначить ряд позиций, исходящих из исследований как самой научной категории «самоорганизация», ее места в психологической науке, так и сопряженной с ней проблемой самоорганизации субъекта в современном мире.

Общепризнано, по крайней мере в отечественной психологии, что человек является открытой саморазвивающейся системой с присущими данному виду систем свойствами и особенностями.

Такое научное мировоззрение в развитии человека постулирует приоритет внутреннего над внешним, когда активная роль внутренних условий опосредует все внешние воздействия и тем самым определяет, какие из внешних причин станут влиять на единый процесс детерминации жизнедеятельности субъекта в целом. С.Л. Рубинштейн писал, что активность человека как субъекта жизни проявляется в выделении из среды в качестве условий жизни того, что отвечает требованиям его внутренней природы [3]. В таком смысле внешнее, действуя через внутреннее, значимо зависит от него. Именно внутренняя активность открытых сложных, динамических систем позволяет говорить о развитии как о саморазвитии.

Саморазвитие субъекта в самом общем виде предстает как направленное развитие за счет его «собственной» сущности, внутреннего потенциала и источников развития. Одной из базовых характеристик, позволяющих системе приобрести новое качество, т. е. перейти на новый уровень развития, является самоорганизация.

Под самоорганизацией понимается процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы за счет создания новых связей между ее элементами,

эффективного распределения внутри ее функций. Самоорганизация выступает одним из ведущих факторов образования качественно новых структур, что связано с движением в сторону нарастания их упорядоченности, стабильности и устойчивости относительно внешних воздействий, совершенствования процесса адаптации к изменяющейся реальности и инициации саморазвития. В результате самоорганизации система приходит в состояние, необходимое для эффективной, если речь идет об индивиде, деятельности и жизнедеятельности в целом.

Самоорганизация на фоне доминирования роли внутренних факторов, непрерывного преобразования внешнего во внутреннее выступает как высшая форма проявления самостоятельности, автономности сложной, открытой системы, что приводит ее к «само-строительству». Самоорганизация является не только результатом и определенным состоянием системы, но и одновременно способом, средством ее саморазвития. То есть в понятии самоорганизации в диалектическом единстве смыкаются целеполагание, средства достижения и результат развития системы; что собственно и позволяет говорить о самоорганизации как атрибутивном свойстве сложной открытой системы. Предлагаемое представление о сущности самоорганизации позволяет указать еще на одну немаловажную особенность. А именно, самоорганизация как явление может иметь место только в иерархиризированных системах, обладающих высоким уровнем сложности с большим количеством элементов, причинно-следственные связи, между которыми носят не всегда жестко детерминированный, линейный, но и вероятностный, нелинейный характер.

Следует заметить, что в основе саморазвития сложных открытых, динамических систем лежит феномен самопротиворечиво-сти, а фоном и одновременно условием их становления является чередование процессов, связанных с нарушением устойчивости, внутриструктурной стабильности. То есть функционирование системы проходит в некотором диапазоне флуктуаций.

При этом, понимая относительность психологической устойчивости (поскольку абсолютная устойчивость сопряжена со стационарностью и процессами энтропии, что в конечном итоге приводит к деградации сис-

темы) саморазвивающейся системы, мы определяем ее как качество, и одновременно как условие, способствующее самоорганизации системы. Результатом психологической устойчивости является целостность, тождественность системы самой себе, внутренняя согласованность и функциональность взаимодействия элементов системы, способность эффективного преломления внешних факторов через внутренние условия.

В основе этого положения лежит гегелевская диалектика об источнике развития как борьбе противоположностей, о направлении развития как восхождении на новый уровень противоречий, что применительно к субъекту свидетельствует о поступательности, переходе его на очередной уровень субъектного развития. Результатом чего является приобретение некого личностного новообразования.

Значит в основе самоорганизации лежит внутренняя противоречивость, или точнее самопротиворечивость, реализующаяся через единство и борьбу противоположностей, выраженных процессами притяжения и отталкивания. При этом если притяжение есть положительная сторона противоречия, то отталкивание - отрицательное, не определяемое какими-либо внешними факторами, отношение к самому себе. Поэтому отталкивание выступает ведущей, определяющей стороной самопротиворечивости и противоречивости; т. е. отталкивание выражает внутреннюю активность предмета. Следует заметить, что понятия притяжения и отталкивания в саморазвитии индивида не следует понимать механистически. Так, притяжение определяет пассивность, стремление к устойчивости, стационарности, сохранение прежнего состояния; отталкивание, в свою очередь, сопряжено с активностью, самостоятельностью, нарушением устойчивости, т. е. с динамической стороной развития индивида. Таким образом, в самом общем виде процесс самоорганизации выглядит как диалектическое единство притяжения (положительного) и отталкивания (отрицательного), сохранения изменения, в котором отрицательная составляющая преодолевает сопротивление положительной и включает ее в себя в диалектически снятом, подчиненном виде, что собственно и является самодвижением.

Применительно к проблеме самоорганизации индивида в свете вышеизложенного следует остановиться на следующем моменте. Поскольку человек является сложной открытой, динамической системой, то, контактируя с не менее сложной, внешней средой он получает определенный объем информации, энергии, т. е. некоторого внешнего ресурса. В процессе его активной переработки, освоения происходит изменение внутренних связей, взаимодействия между элементами системы, принятия его или отторжения. Вводимые в систему новые составляющие приводят к возникновению новых отношений между ее компонентами, что входит в противоречие со старым способом функционирования системы [4].

При этом если система структурно и функционально устойчива относительно вторжения новых единиц, то новый режим функционирования не устанавливается. Но если структурные флуктуации успешно приживаются, то вся система перестраивается на новый режим функционирования, и ее активность подчиняется новому алгоритму.

Здесь прослеживается определяющая роль внутренних факторов развития, своего рода «внутренняя свобода» от среды, инициирующая самоорганизацию и позволяющая быть самопричинной собственного строительства.

Таким образом, самоорганизация - это не только результат саморазвития, но и способ организации системы в соответствии со своей внутренней природой, в процессе са-мопротиворечия между структурой системы и ее функцией.

Как мы отмечали ранее, именно внутренняя активность системы позволяет говорить о развитии как о саморазвитии, о «причине самой себя». Здесь как раз находит свое отражение логическая идея «causa sui», т. е. наиболее полное выражение принципа детерминизма, поскольку «причина самой себя» означает самообоснование существования открытой, сложной, динамической системы.

С позиции самопричинности несколько по иному рассматривается и причинноследственный детерминизм, а именно, причина как действие на другое, являющееся следствием, выступает в то же время преломлением действия через другое (следст-

вие) на себя. Таким образом, действуя на другое, система одновременно действует на себя, в результате чего происходит преодоление линейного действия причинноследственной связи и своеобразное замыкание ее на себя.

При обсуждении проблемы самоорганизации уместно поставить вопрос о ее предметной, конкретной соотнесенности, поскольку эта категория в психологии может быть рядоположена с такими сущностями, как человек, индивид, личность, группа, социум ит. д. В своем научном обосновании мы исходим из того, что направленность изучения человека, связанная с принципом самоорганизации, заключается в акцентуации оснований интегративности и целостности психических явлений, что в психологии связано с разработкой понятия субъекта. Вытекает это следствие постольку, поскольку любой психический акт относится к субъекту жизнедеятельности и включается в контекст его развития. То есть категория субъекта выполняет роль интегрирующего звена различных проявлений психики. Человек как субъект способен распоряжаться собственными внутренними ресурсами, исходя из достижения цели и, благодаря этому, стремится к самореализации, выстраивая отношения с внешним миром. По определению A.B. Бруш-линского, субъект - это идеал или высший уровень развития человека, т. е. это в большей степени тот потенциал, который позволяет субъекту идти путем саморазвития, самореализации, стремясь к достижению значимой цели [5].

При этом внешняя и внутренняя организация активности образуют гибкую динамическую систему со своей логикой взаимопе-реходов и взаимовлияний процессов саморегуляции, саморазвития, что в конечном итоге ведет к самоорганизации субъекта. При различных формах самоорганизации субъект переходит в различные состояния, которые, в свою очередь, влияют на процесс самоорганизации по принципу обратной связи. Самоорганизация имманентно исходит и одновременно содержит такое качество, как активность. Активность при этом проявляется в таких формах, как деятельность или поведение, а ее основным структурным компонентом, имеющим побудительную силу, является мотивация. Именно с точки зрения

мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, на формирование активности в деятельности и жизнедеятельности.

За мотивацией признается побудительная и направляющая функция самоорганизации субъекта [6]. Она играет роль посредника между постановкой цели и действиями по ее реализации. При этом самореализация выступает как ведущий фактор осуществления возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества с другими людьми, социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидных и личностных потенциалов.

Проблема разработки механизмов инициации процесса самореализации, способствующей эффективному «самостроительству» субъекта, в настоящее время стоит наиболее остро. Признается, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены тонкости и особенности развития современного человека, его уровневые способности и реальные возможности как деятельного субъекта.

В этой связи особый интерес представляют исследования, во-первых, причинной обусловленности самоорганизации субъекта, т. е. того ключа к «вечному двигателю» человека, который позволяет ему не только адаптироваться к изменяющейся действительности, но и преобразовывать ее, творить историю и самого себя; во-вторых, самого процесса самоорганизации, условий и механизмов его протекания.

Поскольку методологически нам более близки системные, а если быть более точными, то системно-синергетические подходы к изучению субъекта, то в поиске «философского камня», лежащего в основании его самоорганизации, мы в первую очередь останавливаемся на анализе системообразующего фактора, по существу выполняющего функцию объединения отдельных подсистем в целостную структуру. Акцент на изучение системообразующего фактора не случаен, так как это позволяет минимизировать число исходных принципов, свести их к одному, что дает возможность все частные закономерно-

сти вывести из одного центрального принципа. Это в конечном итоге позволяет объяснить сущность и структуру системы, взаимодействие между подструктурами, механизмы ее развития.

В последние годы применительно к психологическим системам в качестве системообразующего фактора все чаще рассматривается смыслосодержащий конструкт, ради которого элементы системы объединяются и субъект в своей деятельности выступает как единое организованное целое. Ориентация на значимую, «вершинную» цель способствует саморазвитию субъекта, его самосохранению, структурной устойчивости, самоорганизации, что находит свое теоретическое и экспериментальное подтверждение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов.

Таким образом, основу развития человека составляет его внутренний мир, с его субъектной реальностью. Именно внутренний мир, ядро которого составляют смыслосодержащие ценности, формирует необходимость саморазвития, потенциально являясь при этом движущей силой, первоисточником развития личности.

Таким образом, можно сделать ряд выводов по проблеме самоорганизации как таковой и самоорганизации субъекта в динамично меняющемся социуме.

Во-первых, самоорганизация является сложным неотъемлемым атрибутом саморазвития открытой системы. Она в ходе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего выступает как высшая форма «само-строительства», являясь при этом не только результатом и определенным состоянием системы, но и одновременно способом, средством ее саморазвития.

Во-вторых, понятие самоорганизации в психологии диалектически связано с категорией субъекта. Поскольку субъект, с одной стороны, интегрирует в себе все психические процессы, состояния, свойства, способности и возможности, являясь высшим уровнем развития человека. С другой стороны, субъект -это определенный способ самоорганизации, базирующийся на самопротиворечивости, что в конечном итоге позволяет ему идти путем саморазвития к самоосуществлению, т. е. некой жизненно важной перспективе.

В-третьих, основу развития человека составляет его внутренний мир. Именно внутренний мир, ядро которого составляют мотивационные смыслосодержащие ценности, формирует необходимость саморазвития, потенциально являясь причиной и следствием, т. е. движущей силой развития личности. Необходимость эта связана с тем, что размытость, а зачастую отсутствие смысложизненных ориентиров приводит к разрушению структурного и функционального единства, деструкции системы «субъект».

1. Фелъдштейн Д.М. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

2. Братусь Б.С. // Вопр. психологии. 1990. № 5.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

4. Уваров Е.А. Самоорганизация личности человека: от гипотезы к теории. Тамбов, 2005.

5. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.

Поступила в редакцию 8.09.2007 г.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПРИЯТИИ СЕМЬИ (на примере социальных педагогов) С.Ю. Комова

Komova S.Yu. Age-specific peculiarities of student’s perception of a family (at the example of social pedagogues). Age-specific peculiarities of students during the process of studying the “Basis of family-psychology and family consultation” course at psychological and philosophical faculty of the Voronezh state university and changes in family perception by social-pedagogues students are examined at the example of empiric research results analysis.

Субъекты учебно-профессиональной деятельности высшего учебного заведения представляют собой особую социальную категорию, специфическую общность людей, возрастные характеристики которых относятся к 17-22 годам и обобщаются в понятии «студенчество».

Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризующаяся социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому сту-

денту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности [1].

Важно также учесть, что возрастными особенностями рассматриваемого нами периода является и формирование относительной экономической самостоятельности, отход от родительского дома и образование собственной семьи.

В современном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.