Научная статья на тему 'Активизировать потенциал гуманитарной подготовки'

Активизировать потенциал гуманитарной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизировать потенциал гуманитарной подготовки»

4. Профильное обучение в школе не должно быть самоцелью. Переоценка его роли и значения как современной тенденции развития школьного образования и обеспечения непрерывности образования может привести не к положительному результату, а к отрицательному.

Всем ясно, что в школе можно организовать профильное обучение не более чем по 2-5 направлениям. Часто эти направления носят гуманитарный характер, что обусловлено материально технической базой школы. Намного легче организовать профильное обучение юристов, экономистов, математиков, чем слесарей, инженеров и т.д. Такая ситуация с профильным обучением означает, что нарушается (по крайней мере затрудняется) свобода выбора. Школьнику навязывается то профильное обучение, которое предлагает его школа. Это одна крайняя точа зрения.

Другая точка зрения состоит в том, что профильное обучение способствует освоению основных способов профессиональной деятельности на примере профессии или профиля предлагаемых в данный школе. Структура и состав основных способов деятельности одинаков или по крайней мере схож для любой профессии. На примере профессий профильного обучения учащиеся, на наш взгляд, в первую очередь должны освоит фундаментальные научные, технологические, технические и профессиональные знания, умения и ценности. Это, в свою очередь, означает значение фунда-ментализации профильной подготовки.

Наше исследование этого факта вылилось в обоснование бинарного принципа фундаментализации и профессионализации содержания образования. В разработку теории много-уровневой фунда-ментализации содержания профессионального образования.

Активизировать потенциал гуманитарной подготовки

Ф.М.Кадырова, кандидат педагогических наук,,доцент

Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования представляется целесообразной на основе поли-парадигмального подхода, основанного на композиции антропоцентрической, личностно-деятельностной и функционально-ролевой парадигм образования и учитывающего идеи глобализации и ци-вилизационного подхода к гуманитарной подготовке.

Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки педагогических кадров обусловлена Инте-гративной целью развития педагогического образования. Эта цель заключается в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее

соответствия социально-культурным требованиям, результативности и эффективности. Модернизация должна предусматривать необходимость повышения конкурентоспособности выпускников педагогических учебных заведений на внутреннем и внешнем рынках труда. Для этого следует активизировать весь потенциал гуманитарной подготовки в системе непрерывного педагогического образования с ориентацией на международные стандарты качества.

В связи с этим необходимо: - изменить концептуальный подход к пониманию образования как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его субъектов;

Основные направления модернизации профессионального образования

- совершенствовать систему образовательный целей, актуализирующих проблему модернизации непрерывной педагогической подготовки в соответствии с принципами гуманизации и гуманитаризации;

- осуществить смену парадигмы гуманитарной подготовки со знаниецентрист-ской на личностно ориентированную;

- изменить представление о личности, которая кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к рефлексии, в связи с чем должна измениться ее роль в педагогическом процессе;

- обеспечить востребованность и внедрение результатов новейших исследований о психолого-педагогических механизмах развития личности. Наряду с интериори-зацией, которая рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), важное значение уделять персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации;

- пересмотреть отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий и окончательно закрепить за ним статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью.

Система гуманитарной подготовки педагогов на современном этапе представляется эффективной при учете следующих концептуальных положений:

1.Личностно деятельностный подход к реализации гуманитарной подготовки должен способствовать формированию ценностной ориентации и творческой личности педагога нового поколения на основе использования функционально-ролевого подхода к организации непрерывного педагогического образования.

2. Гуманитарная подготовка педагога должна предполагать формирование специалиста, подготовленного к решению задач целенаправленной социализации обучающихся.

Казанский педагс

3. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки педагогов позволит включить научно-предметные и личностно ориентированные компоненты деятельности в специально организованное образовательное пространство, целостность которого проявляется: во-первых, в интеграции курсов психологии, педагогики, возрастной анатомии и физиологии и гуманитарных дисциплин; во-вторых, в интеграции теоретической подготовки, практической подготовки, внеклассной работы по предмету и научно-исследовательской работы студентов.

4.Индивидуальная самореализация будет возможна при переориентации гуманитарной подготовки как процесса овладения теоретико-прикладными знаниями преимущественно на консультационную основу, посредством реализации инновационных образовательных технологий и методик проведения занятий.

5. Реализация социокультурных оснований гуманитарной подготовки педагога будет предполагать развитие личности в поликультурной информационно-образовательной среде, которая создается в процессе межкультурного обучения и воспитания, и направлена на развитие духовно- нравственных ценностей.

Эти концептуальные положения будут учитывать изменения целевого компонента педагогического образования и обусловлены гуманизацией, гуманитаризацией профессионального образования. Модернизация гуманитарной подготовки педагогов нового поколения предполагает личностную ориентированность с установкой на доминантность интеллигентности педагога, разнодисциплинарность идей и ценностей гуманитарной культуры, гуманизация и гуманитаризация духовного становления педагога, динамизм гуманитарной подготовки, интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки.

Гуманитарная подготовка является динамичным процессом, который детер-

ш журнал 2'2006 21

минируется следующими факторами. Первый фактор - уход от единой идеологической образовательной концепции. Второй фактор - включенность системы непрерывного педагогического образования в широкий спектр рыночных отношений. Третий фактор - интеграция в мировое образовательное пространство с его специфическими отношениями и взаимосвязями. Эти факторы детерминируют высокую меру грамотности, интеллигентности, эмоционально-психологической готовности новых поколений педагогов.

Положительная динамика гуманитарной подготовки в системе непрерывного педагогического образования предполагает:

- структурирование объектов гуманитарной подготовки, выделения в них совокупности внутренних и внешних связей и зависимостей, находящихся в органическом единстве;

- выделение в гуманитарной подготовке объективных качественных и количественных характеристик, изменение которых представляет собой развитие личности педагога;

- представление в содержании гуманитарной подготовки сущности любого социально-педагогического процесса как следующие друг за другом во времени закономерные изменения, присущие данному процессу качественные и количественные характеристики.

Это невозможно осуществить без:

1. Освобождения от односторонних и грубых ошибок в трактовке практической значимости гуманитарных знаний как средства общекультурного развития личности.

2. Сближения гуманитарной подготовки с практикой профессиональной деятельности на содержательном и процессуальном уровнях.

3. Формирования единой системы гуманитарных и профессиональных знаний,

адекватно дополняющих и обогащающих друг друга.

Мониторинг проведённых нами круглых столов подтверждает значимость гуманитарных дисциплин в становлении личности современного специалиста, в преобразовании его менталитета, ориентации на общемировые гуманитарные ценности, присвоении общечеловеческих ценностей как личностно, социально и профессионально значимых.

Подготовка педагогов нового поколения носит прогностический характер, т.к. именно от них зависят судьбы подрастающего поколения. Эффективность профессионально-личностного становления педагогов можно определить лишь с отсроченным результатом. Проблема образования касается каждой семьи. Для того, чтобы избежать скороспелых решений в области модернизации системы образования, ПО и места и роли в ней гуманитарной подготовки нам видится целесообразным провести общенациональный референдум.

Стратегическая идея круглого стола -модернизация научно-методического обеспечения философской подготовки студентов, научных разработок, обусловливающих качество мировоззренческой культуры, активизация научно-исследовательской студенческой деятельности в области философского образования.

В апреля 2006 года провели Круглый стол - «Историческая подготовка глазами студента средней профессиональной школы» на базе метод объединения преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и студенческого научного общества Казанского химико-технологического колледжа.

Цель Круглого стола - диагностика мнения студентов о миссии исторической подготовки в становлении студента как компетентного специалиста, обогащенного знаниями исторических ценностей отечественной и мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.