Научная статья на тему 'Проблема оптимального соотношения фундаментального и профессионального в содержании начального, среднего и высшего профессионального образования'

Проблема оптимального соотношения фундаментального и профессионального в содержании начального, среднего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оптимального соотношения фундаментального и профессионального в содержании начального, среднего и высшего профессионального образования»

предполагающие подготовку специалиста сты наиболее востребованы современным

с двойной компетентностью - в профес- информационным обществом,

сиональной области и в области информационных технологий. Такие специали-

Проблема оптимального соотношения фундаментального и профессионального в содержании начального, среднего и высшего профессионального образования

Н.А.Читалин, кандидат педагогических наук, с.н.с.

Накопившиеся в образовании вопросы, имеющие неопределенность, в плане их позитивного или негативного решения, и вопросы явно негативного плана сделали необходимым высказать свое мнение по некоторым из них.

1. Несоответствие количественной структуры подготовки специалистов и кадровой структуры экономики заставляет наращивать подготовку специалистов с начальным и средним профессиональным образованием и сокращать с высшим. Сейчас же ситуация абсурдна «до наоборот» - соотношение студентов (ВУЗ : ССУЗ : ПТУ) как (4 : 2 : 1). Прием в вузы необходимо сокращать, уже потому, что в 2004 г. количество выпускников средних школ (1,4 млн.) стало меньше количества принимаемых в вузы (1,7 млн.).

Наблюдается дисбаланс педагогических кадров в профессиональной школе. В высшей школе на одного преподавателя приходится =23 студента, в СПШ =19, в НПШ =11.

2. Проблема избытка коммерческих вузов и филиалов. К сожалению, практика показывает, что качество образования имеет обратную зависимость от количества вузов, а точнее от доли выпускников школ, становящихся студентами вузов.

Коммерческих вузов сейчас больше, чем государственных, а если учесть еще и коммерческие отделения государствен-

ных вузов, то их количественное доминирование налицо.

Коммерческие вузы могут охватить всех желающих, часто не обосновано претендующих на диплом о высшем образовании. Нам говорят, что в этом плохого? Реализуется один из базовых принципов - принцип доступности образования. На наш взгляд, доступность образования должна трактоваться не как вседос-тупность, не как стопроцентный охват «населения образовательного возраста» (от 18 лет), способного и неспособного к образованию различного уровня, а как обеспечение равных возможностей для всех слоев населения, не зависимо от доходов, места жительства, национальности и т.п. Не следует нарушать также объективный и необходимый принцип - наличия образовательных способностей у конкретного человека, как условия целесообразного продолжения образования на более высоком уровне. Наличие амбиций и денег еще не есть основание для обучения даже в коммерческом вузе.

Основной целью коммерческих вузов стало не образование граждан, а извлечение прибыли. Они заинтересованы более в количестве, чем в качестве образования. Система аттестации и аккредитации несколько сдерживает падение качества образования, но кардинально изменить ситуацию не может, т.к. сама находится в

Основные направления модернизации профессионального образования

системе рынка и коммерческих отношений.

Сильно тянут вниз филиалы вузов. Их на 30% больше, чем самих вузов.

Безусловно, высшее образование также дискредитирует массовый характер заочного образования. На наш взгляд, система заочного образования выполнила свою миссию еще 40-60 годы, когда после ВОВ, необходимы были хоть какие-то кадры. Наше общество в состоянии обучать своих граждан очно и качественно, не виртуально, а реально.

В этой связи следует ограничить объем коммерческого образования, разработать различные образцы для филиалов (очного и заочного образования), которые впоследствии обозначить как «своеобразные уровни высшего образования», публиковать рейтинги вузов и филиалов.

Коммерческая основа образования, образовательные услуги не противоречат, на мой взгляд, только дополнительному образованию. Работодатели, бизнес, общественные организации именно здесь, в большей степени, должны осуществлять свое доминирующее влияние и корпоративные интересы. Все же остальное образование должно выполнять запросы и потребности человека, общества и государства.

Следует выразить отношение к термину «образовательные услуги». Данный термин хотя и присутствует в нормативных документах, но к образованию в полном смысле этого слова он не подходит. Услуга платная или бесплатная - это, что - то желательное, сиюминутно и ситуативное, нужное отдельному человеку, то что он может получить если хочет и если имеет возможность. Образование же

- это более обширное, глобальное понятие: это накопление и передача опыта от поколения к поколению, это условие сохранения общества и цивилизации, это условие его развития. В этой связи, образование не просто коммерческая услуга, а культурное государственное, политиче-

ское и экономическое осуществление и становление общества и отдельного человека.

Поэтому, и по ряду других причин, я считаю, что корректнее использовать термин «образование», а не «образовательные услуги».

3. Усиление практико-

ориентированности образования.

Тезис «необходимости практикоориентированного профильного, специального, практического обучения» должен, на мой взгляд, реализоваться с большой оглядкой и осторожностью. Такое обучение, безусловно, выгодно работодателю, более того, в какой-то актуальный момент возможно выгодно и работнику. В конечном же итоге произойдет потеря общей образованности, фундаментальности и интеллектуального, ценностного, культурного уровня нации и отдельного человека. В этой связи, следует обосновать меру фундаментального и прикладного в образовании, оптимально удовлетворяющую как интересы производства, так и интересы общества и в большей степени, интересы личности. В конечном итоге именно интересы, развитие и существование (качественная материальная и духовная жизнь) человека является безусловным приоритетом.

Производство и общественные отношения по большому счету является лишь средством и способом обеспечения качественной жизни человека. На наш взгляд, прямой канал духовного и интеллектуального развития человека непосредственно через образование эффективнее, чем опосредованный - через развитие производства (инноваций в производстве).

Одним из способов гармонизирующем соотношение общекультурного и специального, фундаментального и профессионального могла бы стать многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования.

4. Профильное обучение в школе не должно быть самоцелью. Переоценка его роли и значения как современной тенденции развития школьного образования и обеспечения непрерывности образования может привести не к положительному результату, а к отрицательному.

Всем ясно, что в школе можно организовать профильное обучение не более чем по 2-5 направлениям. Часто эти направления носят гуманитарный характер, что обусловлено материально технической базой школы. Намного легче организовать профильное обучение юристов, экономистов, математиков, чем слесарей, инженеров и т.д. Такая ситуация с профильным обучением означает, что нарушается (по крайней мере затрудняется) свобода выбора. Школьнику навязывается то профильное обучение, которое предлагает его школа. Это одна крайняя точа зрения.

Другая точка зрения состоит в том, что профильное обучение способствует освоению основных способов профессиональной деятельности на примере профессии или профиля предлагаемых в данный школе. Структура и состав основных способов деятельности одинаков или по крайней мере схож для любой профессии. На примере профессий профильного обучения учащиеся, на наш взгляд, в первую очередь должны освоит фундаментальные научные, техноло-

гические, технические и профессиональные знания, умения и ценности. Это, в свою очередь, означает значение фунда-ментализации профильной подготовки.

Наше исследование этого факта вылилось в обоснование бинарного принципа фундаментализации и профессионализации содержания образования. В разработку теории много-уровневой фунда-ментализации содержания профессионального образования.

Активизировать потенциал гуманитарной подготовки

Ф.М.Кадырова, кандидат педагогических наук,,доцент

Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования представляется целесообразной на основе поли-парадигмального подхода, основанного на композиции антропоцентрической, личностно-деятельностной и функционально-ролевой парадигм образования и учитывающего идеи глобализации и цивилизационного подхода к гуманитарной подготовке.

Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки педагогических кадров обусловлена Интегративной целью развития педагогического образования. Эта цель заключается в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее

соответствия социально-культурным требованиям, результативности и эффективности. Модернизация должна предусматривать необходимость повышения конкурентоспособности выпускников педагогических учебных заведений на внутреннем и внешнем рынках труда. Для этого следует активизировать весь потенциал гуманитарной подготовки в системе непрерывного педагогического образования с ориентацией на международные стандарты качества.

В связи с этим необходимо:

- изменить концептуальный подход к пониманию образования как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его субъектов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.