В. ШУКШУНОВ, профессор В. ЛОЗОВСКИЙ, профессор М. БУЛАНОВА-ТОПОРКОВА, профессор Г. СУЧКОВ, доцент Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
В России и государствах СНГ с 1993— 1994 гг. запущен лавинообразный процесс переименования высших технических учебных заведений (политехнических институтов, отраслевых инженерных институтов) в технические университеты. Не будем говорить о его оправданности, однако подчеркнем, что до сих пор актуальна главная проблема - отсутствует общепринятая концепция эволюционного преобразования втузов в технические университеты. Между тем без концептуального сопровождения процесс трансформации может принять уродливые формы и быть затяжным.
При разработке данной темы предметом исследования являются интеграционные (конвергентивные) связи фун-даментализации и гуманитаризации образования, являющиеся основой формирования личности инженера с повышенным творческим потенциалом [1]. Авторами предложена модель университетского образования, позволяющая системно осмыслить проблему и определить исходные предпосылки Концепции технического университета.
Поиск путей решения задачи гуманитаризации и фундаментализации инженерного образования на основе междисциплинарного подхода и интегрированных курсов является сутью экспериментов, которые проводятся в ЮжноРоссийском государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте).
По предложению ЮРГТУ (НПИ) Минобразования России издало при-
Университетское
техническое
образование:
концептуальные
основы
каз от 09.12.1999 №1131 о проведении эксперимента по совершенствованию гуманитарной и социально-экономической подготовки студентов в технических университетах и сформировало федеральную экспериментальную площадку по этому направлению. Поскольку эксперимент предполагал создание учебных пособий нового поколения, ЮРГТУ (НПИ) был определен базовым вузом и по проведению конкурса учебников гуманитарного и социально-экономического циклов для технических вузов, который успешно завершился в 2001 г.
Мы посчитали целесообразным эксперимент по совершенствованию гуманитарного и социально-экономического образования дополнить экспериментом по совершенствованию фундаментальной подготовки, то есть с самого начала он приобрел комплексный характер.
В основе нашей Концепции технического университета лежат три взаимосвязанные группы факторов (рис. 1).
1. Первая группа факторов связана с формулированием главной цели инженерной деятельности, сферы инженерной деятельности, требований к инженерной деятельности, что, в свою очередь, определяет требования к подготовке современного инженера (позиция 1). Таким образом, концепция технического университета должна быть ориентирована на актуализацию путей подготовки специалиста повышенного творческого потенциала.
2. Вторая группа факторов говорит
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
т
Фундаментальная общенаучная подготовка
Фундаментальная общеинженерная подготовка
Инженерная деятельность 1 -
Инженерная подготовка
Современный инженер — специалист повышенного творческого потенциала
Фундаментальная специальная подготовка
Фундаментальная гуманитарная подготовка
КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Технический университет — это научно-образовательный и социально-культурный центр
Университетский, а не отраслевой принцип подготовки специалистов
Усиленная фундаментальная подготовка специалистов
Усиленная гуманитарная
подготовка специалистов
Обеспечение междисциплинарности в обучении
Обеспечение взаимосвязи естественнонаучного, гуманитарного и технического образования
Концепцция университетского принципа подготовки специалистов в ТУ
Концепцция фундаментализации технического образования в ТУ
Концепцция гуманитаризации
технического образования в ТУ
С3>
Гуманитарные специальности
I
Гуманитарно-технические специальности
I
Инженерные специальности
Учебно-методическое обеспечение технического цикла специальностей
Учебно-методическое обеспечение гуманитарного и фундаментального циклов дисциплин
Ф <з>
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации ППС ТУ
Технологии и методики обучения студентов
Научное обоснование состава и содержания интегрированных ресурсов
Научно и экспериментально обоснованный состав гуманитарного и фундаментального циклов дисциплин в ТУ
Научно и экспериментально обоснованный объем гуманитарного и фундаментального циклов дисциплин в общем объеме подготовки
Содержание гуманитарных и фундаментальных дисциплин, учитывающее специфику ТУ
ГОСы
Программы | ¡Учебные планы|
| Учебные лаборатории, классы, кабинеты | | Учебники | | Учебные пособия |
Рис. 1. Концептуальная модель университетского технического образования
о необходимости перехода от отраслевого к университетскому типу образования, усиления гуманитарной и фундаментальной подготовки, обеспечения междисциплинарности в образовании и подготовке специалистов, взаимосвязи естественнонаучного, гуманитарного и технического знания (позиция 2).
3. Третья группа факторов включает концепцию университетского принципа образования, концепцию фунда-ментализации и концепцию гуманитаризации университетского технического образования (позиция 3).
Исследование данных групп факторов позволяет системно разработать концепцию технического университета, которая должна быть положена в основу формирования университета как крупного научно-образовательного и социально-культурного центра, способного обеспечить опережающую подготовку специалистов по приоритетным областям науки, техники, технологии и промышленности.
На основании рис. 1 (позиция 4) можно оценить объем учебно-методического обеспечения, необходимый для реализации концепции на практике. Требуется создать новое поколение учебников и учебных пособий, обеспечивающих усиление междисциплинарных связей, интеграцию гуманитарного, фундаментального и технического знания, разработать новые образовательные технологии, учебные планы и программы, осуществить подготовку и переподготовку профессорско-преподавательского состава технических университетов и разработать соответствующие ГОСы.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в основу технического университета необходимо положить:
■ реализацию в нем университетского, а не отраслевого типа образования;
■ более высокий уровень фундаментального и гуманитарного образования, чем во втузе;
■ обеспечение междисциплинар-ности в обучении студентов и взаимосвязи естественнонаучного, гуманитарного и технического знания через интегрированные курсы.
Высокий уровень фундаментальной и гуманитарной подготовки в техническом университете гарантирует студентам всестороннее образование, дает им возможность проявиться в областях деятельности, к которым их конкретно не готовили, развивает у студентов не только интеллект, но и душу, обеспечивая выпуск не узких «технарей», а духовно развитых людей.
Интеграция гуманитарного, фундаментального и технического знания, междисциплинарные связи
Центральной идеей проводимого в нашем университете эксперимента является идея о гуманизации, гуманитаризации и фундаментализации высшего профессионального образования через процессы интеграции гуманитарного, фундаментального и технического знания [2]. Это объясняется тем, что интеграционные процессы способствуют активизации восприятия студентами разных областей знания и одновременно его систематизации.
Через процессы получения интегрированного знания, рефлексию, системный анализ и вторичный синтез, который может быть вариативным (исходя из потребностей или оценок обучаемых), системное мышление из рабочего инструмента, необходимого для обучения, как бы «прорастает» в сознание личности и становится его новым качеством, которое не будет утеряно с окончанием учебного заведения, будет актуализироваться в профессиональной, социальной деятельности, обусло-
Дисциплина №1
Базис № 1
Тезаурус
Логический конструкт
Дисциплина №2
Базис № 2
____I____
*
Тезаурус
\
Логический конструкт
Дисциплина № п
Базис № п
\
Тезаурус
\
Логический конструкт
го научного познания. Эти его особенности
Интегративный курс
Междисциплинарный экзамен
Рис. 2. Принципы формирования содержания интегрированных курсов и междисциплинарных экзаменов
вит целостное восприятие мира, места в ней человека, способствуя гармонизации его бытия.
В истории развития человечества процессы дифференциации и интеграции знания происходят одновременно. Процессы дифференциации способствуют углублению научных исследований в той или иной области науки, процессы интеграции помогают целостному видению научного знания как открытой системы.
Дифференциация наук в сочетании с синтезом научных знаний, перенос методов исследований из одной области в другую, интегративные процессы характеризуют развитие современно-
помогают находить новые пути развития образования XXI века, главная цель которого - вырастить не нашпигованного информацией узкого специалиста, а многомерную творческую личность, целостно воспринимающую мир, способную активно действовать в профессиональной и социальной сферах, обеспечивая динамическое и устойчивое развитие человечества.
Предметная дифференциация в школе и в вузе приводит к утрате целостного восприятия научного знания, к ослаблению межпредметных связей и не способствует формированию системно-логического мышления обучаемых. Для купирования этих негативных явлений следует усилить межпредметные связи и запустить интегративные процессы для формирования у студентов системного мышления.
Каковы же пути формирования интегрированного знания? Как в короткие сроки ослабить негативные последствия предметной дифференциации знаний, не прибегая ни к радикальным методам, ни к ощутимым финансовым затратам?
Проведенные авторами исследования показали, что необходимо применять одновременно два варианта интеграции: усиление междисциплинарных связей (рис. 2) и создание системы ин-
Таблица 1
Перечень и распределение интегрированных курсов по семестрам учебного плана
№ семестра Наименование курсов Количество часов Форма контроля
1 Введение в специальность 34 зачет
3 Культурология (интегрированный курс теории и истории материальной и духовной культуры) 68 зачет
3 Диалог культур (иностранный язык) 51 зачет
3,4 Философия (традиционный курс с интегрированными разделами: философия техники, технологий) 85 зачет, экзамен
5 Концепции современного естествознания 36 зачет
6 Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации 32 экзамен
7 Итоговый курс, интегрирующий фундаментальные основы общеинженерных и специальных дисциплин планируется зачет
8 Инженер - техносфера - социум планируется зачет
8,9 Безопасность жизнедеятельности (базовый курс переработан в интегрированный) 66 зачет, экзамен
9 Безопасность в чрезвычайных ситуациях (базовый курс переработан в интегрированный) 32 зачет
9 Итоговый междисциплинарный курс по специальности планируется государственный экзамен
тегрированных курсов, встроенных в учебный план специальности (табл. 1).
Нами определена и частично уже создана система интегрированных курсов (табл. 1 и рис. 3), которая охватывает все 9 семестров обучения студентов в вузе.
Предложенная система интегрированных курсов соответствует целям эксперимента и обладает, на наш взгляд, важными для становления университетского технического образования особенностями:
■ органично вписывается в учебный план специальностей обычных технических вузов за счет курсов по выбору и превращения традиционных курсов в интегрированные;
■ распространяется на весь период обучения студентов (с 1-го по 9-й семестры);
■ охватывает все предметные знания в вузе.
Фундаментальные и гуманитарные интегрированные курсы «Концепция современного естествознания» и «Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации», являющиеся ключевыми в овладении системными знаниями о мире, изучаются в 5 и 6 семестрах, что совпадает с логикой личностного роста студентов.
Интегрированные курсы 7-9 семестров (табл. 1 и рис. 3) способствуют формированию системного видения своей специальности, ее профессиональных и социальных аспектов, умению принимать самостоятельные и ответственные решения, в том числе и во внештатных ситуациях.
В предлагаемой структуре интегрированных курсов используются раз-
личные виды интегративных связей (учебно-междисциплинарные и научно-междисциплинарные прямые связи, ментально-опосредованные и опосредованно-прикладные связи).
Сквозная система интегрированных курсов (рис. 3, центральная часть) ощутимо повышает воспитательный потенциал профессионального образования - через рефлексию, самооценку, самовоспитание, компенсируя отсутствие социальных институтов воспитания и идеологических структур.
Совокупность интегрированных курсов в рамках высшего технического образования носит инновационный характер (это подтверждается результатами поиска в Internet). Однако положенная в ее основу идея вписывается в общемировые тенденции развития образования. Она позволяет студентам видеть инженерную профессию во всех ее взаимосвязях, формировать единую картину мира, человека и социума, системное профессиональное мышление. Кроме того, она решает задачу гумани-
Рис.3. Схема взаимосвязи блоков дисциплин и интегрированных курсов
таризации и фундаментализации инженерного знания (рис. 3).
На рис. 3 (левая часть) показаны блоки дисциплин технического университета, на базе которых создаются соответствующие интегрированные курсы.
Качества инженера, которые должны сформироваться в результате получения университетского технического образования, основанного на изложенных выше идеях, показаны на рис. 4. Из этого рисунка следует, что данная структура интегрированных курсов именно в силу своей целостности уси-
ми дисциплинами, преподаваемыми во втузах, являются мощнейшими механизмами перехода от отраслевого к университетскому техническому образованию.
Следует подчеркнуть, что достижение целей гуманизации и гуманитаризации инженерного образования посредством ординарного расширения блока гуманитарных дисциплин или введения культурологической, исторической и другой гуманитарной информации в структуру негуманитарным предметов не представляется возможным. Поэто-
Профессиональные качества
1. Интегративное мышление
и системный анализ.
2. Интеллектуальна» культура
3. Креативный уровень
профессиональной
деятельности.
4. Способность к принятию
конструктивных
альтернативных решений
на основе диалога.
5. Способность прогнозировать
ситуацию в профессиональной
сфере.
6. Ответственность за результаты
профессиональной деятельности.
Гражданские, личностные
качества
1. Гуманистическое мировоззрение, нравственность, духовность.
2. Достаточно высокий креативный уровень.
3. Устойчивый порог эстетических и социокультурных потребностей.
4. Кросскультурное мышление.
5. Выработка способа жизнедеятельности на основе личностных ориентаций.
Рис. 4. Качества инженера, формируемые в результате получения университетского
технического образования
ливает воспитательное воздействие на студентов, формируя именно систему ценностей и знаний.
Из рис. 4 видно также, что интегрированные курсы позволяют формировать у инженера богатый социокультурный мир путем интеграции в его сознании технократической (рис. 4, левая часть) и гуманистической (рис. 4, правая часть) культур. Именно эти качества (профессиональные, гражданские и личностные) должны быть присущи современному инженеру. Следовательно, междисциплинарность, интегрированные курсы, наряду с традиционны-
му гуманитаризация представляет собой преобразование целевых, содержательных и процессуальных характеристик высшего технического образования в единстве с гуманитарной и образовательной средами вуза.
Вышеупомянутая система интегрированных курсов требует научно-методического обеспечения и психолого-педагогической адаптации преподавателей к новым условиям учебного процесса.
Будучи одним из самых перспективных направлений современного университетского технического образова-
ния, процесс интеграции находится в экспериментальной стадии и нуждается в глубоком теоретическом обосновании его методологических, психолого-педагогических и содержательных аспектов.
Нам представляется, что наиболее оптимальным вариантом интеграции гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания является усиление междисциплинарных связей и введение системы интегрированных курсов, дополняющей типовой учебный план специальностей. Их можно включить в учебный процесс за счет часов, отведенных на дисциплины по выбору. Кроме того, можно сделать интегрированными традиционно существующие дисциплины, изначально имеющие синтетический характер.
Прикладные проблемы фунда-ментализации
Проблема фундаментализации высшего технического образования стояла перед вузами всегда, и в разработке концептуальных основ фундаментали-зации образования высшая школа продвинулась достаточно далеко. Однако прикладные аспекты этой проблемы еще не нашли эффективного решения.
Определение фундаментализации образования впервые было дано, по-видимому, немецким гуманистом В. Гумбольдтом более 150 лет назад. Оно отражало необходимость насыщения образования сведениями о новейших достижениях науки и встроенность в образование научных исследований. Позднее это определение дополнялось новыми признаками и варьировалось различными авторами в достаточно широких пределах. К настоящему времени его однозначная, приемлемая для всех формулировка еще не сложилась и продолжает дискутироваться.
Описанная ситуация не в последнюю очередь связана с неоднозначно-
стью толкования таких понятий, как «фундаментальные науки», «фундаментальные дисциплины», «фундаментальные знания», «фундаментализация образования». Мы остановились на следующих определениях:
■ фундаментальные науки - это естественные науки (т.е. науки о природе): физика, химия, биология, науки о космосе, земле, человеке и т.д., а также математика и информатика, без которых невозможно глубокое осмысление знаний о природе; любое инженерное творчество, дающее реальный практический эффект, осуществимо лишь в рамках открытых фундаментальными науками законов природы;
■ фундаментальные учебны е дисциплины - это дисциплины, которые основаны на фундаментальных науках;
■ фундаментальны е знания - это знания о природе, приобретаемые человеком в процессе изучения фундаментальных дисциплин (или фундаментальной составляющей других дисциплин);
■ фундаментализация высшего технического образования - системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами мышления, выработанными фундаментальными науками или на их основе другими науками.
Так как прикладные науки возникли и развиваются на основе использования законов природы, то фундаментальную составляющую имеют практически все инженерные дисциплины. То же можно сказать о многих гуманитарных науках. Поэтому в процесс фунда-ментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе.
Разделение содержательной части высшего технического образования на гуманитарную, фундаментальную и техническую (профессиональную) и их взаимосвязь иллюстрируется р/ис. 5. (а),
где кружок символизирует всю сферу высшего технического образования, а прямоугольники - ее составляющие. Важно отметить, что они жестко привязаны к трем сферам современной цивилизации - культуре, науке и практике, что показано на рис.5. (б). В свою очередь, современная цивилизация -результат проявления фундаменталь-
ции высшего технического образования в отсутствие общепризнанного определения понятия «фундаментали-зация образования» вытекает из характера тех вопросов, которые следует в любом случае решить в процессе усиления фундаментализации высшего технического образования.
Основные из них универсальны, так
Рис. 5. Составляющие высшего технического образования и их привязка к сферам
цивилизации
ных законов природы. Таким образом, все составляющие развития цивилизации, включая практику, вторичны по отношению к фундаментальным законам.
Следовательно, собственные основополагающие положения прикладных наук также вторичны и являются прямыми или косвенными следствиями фундаментальных законов природы. Поэтому прикладные науки (общеинженерные и специальные), хотя они и содержат фундаментальные аспекты, нельзя относить к фундаментальным наукам, а следовательно, нет оснований для расширения понятия «фунда-ментализация».
Возможность успешного решения прикладных аспектов фундаментализа-
как не зависят от особенностей теоретических взглядов на проблему в целом. Эти вопросы можно сформулировать следующим образом:
■ что должен собой представлять цикл фундаментальных дисциплин (его структура, состав, взаимосвязи между собой и другими дисциплинами, последовательность преподавания, объем часов цикла в целом и каждой дисциплины в отдельности)?
■ какие требования должны предъявляться к профессорско-преподавательскому составу и студентам?
■ какими должны быть образовательные технологии, реализующие концепцию фундаментализации инженерно-технического образования?
■ каким должно быть учебно-мето-
дическое обеспечение фундаментали-зации в техническом университете?
Актуальность усиления фундамен-тализации высшего технического образования в современных условиях связана с тем, что технический университет обязан не только готовить высококвалифицированного специалиста, но и формировать широкообразованную личность [3]. Специалист должен, в частности, иметь творческое инженерное мышление, способность всесторонне анализировать любую профессиональную задачу, быстро адаптироваться к революционным переменам в своей и смежных специальностях, иметь стремление и навыки постоянно повышать свой профессиональный уровень и не только «поспевать» за научно-техническим прогрессом, но и активно участвовать в нем.
Важность усиления фундаментали-зации высшего технического образования осознавалась всегда. Поэтому практически все издававшиеся в течение многих десятков лет руководством высшей школы нормативные документы, посвященные повышению качества подготовки инженеров, содержали требование усиления фундаментализа-ции. Тем не менее, долговременные положительные результаты еще ни разу не были достигнуты. Основной причиной неудач является отсутствие системы, которая обеспечивала бы необратимость усилий.
Предложенная в рамках данной работы система включает:
■ пересмотр рабочих программ дисциплин математического и естественнонаучного блока с целью усиления их вклада в фундаментализацию инженерного образования и унификацию объемов и методики преподавания этих дисциплин для студентов различных специальностей;
■ модернизацию рабочих программ курсов общепрофессиональных
дисциплин и специальных дисциплин с целью акцентировать внимание студентов на фундаментальной составляющей этих дисциплин;
■ введение трех дополнительных учебных курсов в 5, 7 и 9 семестрах, интегрирующих фундаментальные основы естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин соответственно;
■ включение в итоговый государственный экзамен (10 семестр) наиболее значимых вопросов, связанных с фундаментальными основами специальности;
■ модернизацию курса «Введение в специальность», цель которого - ознакомить первокурсников с важностью выделять и интегрировать фундаментальные основы всех дисциплин учебного плана;
■ издание учебно-методической литературы, акцентирующей внимание на фундаментальных аспектах образования;
■ переподготовку кадров, вовлеченных в процесс усиления фундамен-тализации высшего технического образования;
■ проведение педагогического эксперимента в учебных группах и потоках, оценку их результатов, коррекцию предлагаемой системы.
Первые эксперименты, проведенные в нашем университете, показали, что предложенные меры по усилению фундаментализации в инженерном образовании в основном укладываются в существующие ГОСы по специальностям и учебные планы. Интегрирующие курсы, связанные с фундаментализа-цией, включаются в учебные планы в качестве дисциплин по выбору или как факультативные. Опыт показал, что студенты выбирают именно интегрирующие курсы. Эти курсы короткие. Их читают ведущие преподаватели соответствующих кафедр.
Следует отметить, что в ГОСах нового поколения необходимо более четко ориентировать образовательный процесс в технических университетах на развитие творческого потенциала студентов за счет усиления фундаментальной составляющей преподаваемых дисциплин.
Основные показатели технического университета и некоторые итоги эксперимента
Втуз, преобразованный в технический университет, должен отвечать комплексу показателей, характеризующих его деятельность. К ним необходимо отнести:
■ наличие высококвалифицированных преподавателей, регулярно проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
■ владение профессорско-преподавательским составом новыми образовательными технологиями;
■ наличие известных в стране и за рубежом научных, научно-педагогических и инженерных школ;
■ выполнение серьезных фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ;
■ наличие учебников, учебных пособий, созданных преподавателями этого технического университета и собственной издательской базы;
■ современное учебное и научное оборудование;
■ традиции ведения образовательного процесса на базе достижений современной науки, в том числе на базе результатов НИОКР, получаемых ППС технического университета;
■ высокий уровень научно-исследовательской деятельности студентов;
■ наличие системы управления качеством подготовки инженерных кадров.
Кроме перечисленных, необходимо ввести показатели, отражающие воз-
можности данного вуза обеспечить гуманитаризацию, фундаментализацию учебного процесса и интеграцию гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в процессе подготовки инженеров. Такими показателями являются:
■ наличие и уровень подготовки кадров, способных выполнить работу в данном направлении;
■ наличие учебного и учебно-методического обеспечения, ориентированного на решение указанных задач.
Означенные показатели зависят, в первую очередь, от качества целенаправленной подготовки профессорско-преподавательского состава, способного обеспечить фундаментализа-цию образования на всех этапах обучения студентов, разработать интегрированные курсы, реализующие меж- и трансдисциплинарность образовательного процесса, создать новые методики и педагогические технологии, активно проводить научные исследования со студентами, развивать их творческие способности.
В ЮРГТУ (НПИ) указанная подготовка обеспечивается кафедрой «Педагогика высшей школы» и Межотраслевым региональным центром переподготовки кадров. Одновременно проводится работа по созданию комплекта учебно-методического обеспечения, включая учебники и учебно-методические пособия. К настоящему времени создан комплект модифицированных курсов, обеспечивающих фунда-ментализацию и гуманитаризацию высшего технического образования, включая пособия по гуманитарным [4] и фундаментальным [5] аспектам модифицированного курса «Введение в специальность», учебник по физике нового поколения для технических специальностей [6], учебные пособия «Концепции современного естествознания» [7], «Педагогические технологии» [8],
«Культурология для технических вузов» [9], «Основы психологии» [10], «Философия для технических вузов» [11], «Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания» [2]. Значительная часть перечисленных пособий прошла конкурсные отборы, организованные министерством по различным направлениям подготовки студентов технических вузов, и имеет соответствующий гриф.
Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин в процессе педагогической доподготов-ки и прослушивания курсов, связанных с интеграцией гуманитарного, фундаментального и профессионального знания, легко находят нишу для вовлечения своих дисциплин в этот процесс и создают соответствующие методические разработки.
л л л
Итак, можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время имеются все предпосылки для создания научных, методических и информационных основ университетского технического образования.
Нас окружают два мира - естественный и искусственный. Главная задача классических университетов состоит в изучении естественного мира и фундаментальной подготовке специалистов, глубоко знающих законы природы. Главной же задачей технических университетов является подготовка инженеров-творцов, владеющих знанием законов природы (фундаментальная подготовка) и одновременно способных создавать артефакты, являющиеся частью искусственного мира, развивать и совершенствовать его.
Следовательно, сосуществование классических и технических университетов так же нормально, как и сосуществование природы и техники. Ни тот, ни другой тип университета нельзя не-
дооценивать и нельзя противопоставлять друг другу.
Скажем больше. Уже наблюдается процесс конвергенции классических и технических университетов в университет единой культуры, который будет исследовать естественный и искусственный миры в их взаимосвязи и готовить специалистов, способных создавать искусственный мир, гармонично взаимодействующий с природой, человеком, обществом.
Литература
1. Шукшунов В.Е. Фундаментализация и гу-
манитаризация - основа университетского технического образования // Изв. МАН ВШ. - 2001 - №2 (16). - С. 9-21.
2. Шукшунов В.Е., Буланова-Топоркова М.В., Сучков Г.В. Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания. - Новочеркасск, 2002.
3. Шукшунов В.Е., Лозовский В.Н. Фундамен-
тальные основы инженерного образования в XXI веке. - М.-Новочеркасск, 2003.
4. Лозовский В.Н. Введение в специаль-
ность. Часть 1. Новочеркасск: УПЦ «На-бла» ЮРГТУ (НПИ), 2002.
5. Буланова-Топоркова М.В, Столяренко
Л.Д. Введение в специальность. Ч. 2. -Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2002.
6. Курс физики: Учебник для вузов. В 2-х т. /
Под ред. В.Н. Лозовского. - СПб., 2003.
7. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концеп-
ции современного естествознания: Учебное пособие. - СПб., 2004.
8. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педаго-
гические технологии: Учебное пособие.
- Ростов н/Д., 2002.
9. Культурология для технических вузов /
Под. ред. М.В. Булановой-Топорковой.
- Ростов н/Д., 2001.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии.
- Ростов н/Д., 2003.
11. Голубинцев В.О, Данцев А.А. Любчен-ко В. С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д., 2001.