^fAAГОГПКА П ЛСПХОЛОГП9 И РОФ!СС П ОИАЛЫ1 О ГО ОЬРАЮЬАИ П 9
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
H.A. Читалин, доктор педагогических наук, зам. директора по науке ИПППО РАО
В современных условиях фунда-ментализация профессионального образования становится одним из ведущих факторов повышения его качества. Всплеск интереса ученых к этой проблеме с девяностых годов прошлого столетия объясняется динамичными изменениями в обществе, технологиях, науке. От человека требуются такие качества, которые обеспечили бы ему возможность гармоничного включения во все названные области, на протяжении продолжительного времени в масштабе сознательно активного периода жизни человека. Узкая специализация, какой бы качественной она не была, уже не дает гарантии постоянной востребованности специалиста. И связано это не только с субъективными изменениями интересов личности к той или иной области профессиональной деятельности, но и с объективными глобальными изменениями в обществе и технологиях - сменой ценностных социальных ориентаций, экономических отношений, техники и технологий. Поэтому утилитарное образование уступает свои позиции фундаментальному образованию. Оно становится основной ценностью общества и отдельной личности.
Теоретический анализ различных подходов и концепций фундамента-лизации профессионального образования показал наличие разных трактовок фундаментализации, которые по отдельности часто отражают лишь некоторые ее характеристики. Часто подменяется понятие «фундаментали-зация» целостностью, интеграцией гуманитарного и естественно-научного, повышением теоретичности, включением последних научных достижений, увеличением доли общенаучной подготовки, математизацией образования, усилением космологического аспекта и т.д., которые характеризуют лишь отдельные стороны фундаментали-зации.
Отдельные подходы и концепции фундаментализации принципиально не совместимы с существующей системой образования. Они предполагают коренные изменения парадигмы образования, его содержания и структуры, организационных форм и методов, что ведет к рассогласованию и даже разрушению традиционного образования. А этого, на наш взгляд, делать нельзя. Фундаментализацию следует проводить не как коренную перестройку, а как совершенствование образования. Российское образова-
19
Казанский педагогический журнал
>'2006
ние уже обладает большим потенциалом фундаментализации.
Некоторые авторы гиперболизируют отдельные характеристики фундаментальности, часто уводящие их от основной сути фундаментального. В философии фундаментальное трактуется как основа прикладного и как самоценное, самодостаточное, замкнутое на себя. Такое понимание обязано своим рождением и развитием философскому направлению «классический фундаментализм». В логике сказанного обозначим свое понимание этого феномена. Фундаментальное образование следует понимать как расширенное воспроизводство сконцентрированного общественного опыта, основных, проверенных жизнью достижений, интеллектуального потенциала и духовных ценностей. Оно нацелено на создание
онтологического, гносеологического и аксиологического базиса общества и личности, а именно: базиса информационного потенциала и научного мировоззрения; базиса способов преобразовательной теоретической и практической деятельности; базиса системного мышления и творчества; базиса ценностных отношений и ориентаций; базиса для непрерывного образования.
Рассмотрим фундаментализацию образования с позиций системного подхода. Это означает, что фундамен-тализация должна пронизывать все основные элементы системы образования: теорию и методологию образования (наука педагогика), парадигмы образования, цели, содержание, методы и формы образования, средства и организационную систему и др. (Рис. 1.)
Фундаментализация
Рис. 1. Системная фундаментализация профессионального образования
Теория образования. Создание фундаментальной теории образования могло бы стать важным элементом фундаментализации образования в целом. В связи с эмпиристским определением предмета образователь-
20
ной деятельности существует довольно много образовательных теорий, в которых происходит «разброд содержаний и логико-методологические шатания при определении предмета этой общественно сверхнеобходимой
деятельности». Поэтому, к сожалению, в настоящее время создание такой теории невозможно.
Парадигмы образования. В теории и практике образования называются множества парадигм. Фундаментальных парадигм, выделенных по основанию субъектно-объектных отношений, среди них три: государственно-ориентированная , личностно-ориентирован-ная и индивидуально-ориентированная. В практике образования ни одна из парадигм в чистом виде не реализуется. Поэтому можно говорить об их интеграции и доминировании той или иной фундаментальной парадигмы в определенный период развития общества и образования, как его важнейшего института.
Цели в профессиональном образовании выполняют системообразующую функцию. Они несут в себе наиболее существенные характеристики результата образования. Поэтому они должны отличаться фундаментальностью. В целях образования (в современной интерпретации) не уделено достаточно внимания основному предназначению человека, как главного субъекта в сохранении и развитии цивилизации, в воспроизводстве интеллектуального и материального опыта и передающего этот опыт от поколения к поколению. Развитие человечества через накопление, воспроизводство и передачу обобщенного опыта от поколения к поколению в виде фундаментальных знаний, умений и ценностей должно занять важное место и быть отражено в целях образования.
Фундаментализация процесса обучения возможна на основе более
полного использования его фундаментальных закономерностей и эффектов, а именно фундаментальных законов гносеологии, психологии и физиологии.
Учебный процесс основывается на общей закономерности процесса познания. Познание как общественно-исторический процесс изучается гносеологией, как процесс отражения внешнего мира в психике человека -психологией, а физиологические аспекты познания - физиологией. Поэтому в первом случае познание рассматривается как качественный переход (скачок) от живого созерцания к абстрактному мышлению, во втором - как переход от ощущений к понятиям (усвоению знаний) и в третьем случае -как процесс перехода от первой сигнальной системы ко второй.
Важно, чтобы процесс обучения проходил в оптимальном режиме. Для этого необходимы основанные на закономерностях способы и приемы: закрепление речевой информации зрительной, понимание и осознание знаний, эмоциональное переживание, единовременное представление информации в 7-10 смысловых единицах, создание условий самостоятельного добывания знаний, знания, закрепленные действием, включение механизмов моторной памяти, включение эмоций, повторение для перевода знаний из оперативной памяти в длительную, проговаривание, запуск «ассоциаций», смысловые контрасты, смысловая логическая связь, дедукция и индукция в познании, опорные «сигналы», забывание как защита от перегрузки и негативной информации, согласование когнитивных стилей преподавателя и обучаемого, потреб-
Казанский педагогический журнал
>'2006
ность и мотивация в образовании И т.д.
Характер организационной системы образования, вид и тип образовательного учреждения тоже способны влиять на фундаментализацию образования. Фактами фундамен-тализации явились осуществленные в 90-х годах «университетизация» и «колледжизация» профессионального образования. Классические университеты всегда были образцами фундаментального образования.
В русле фундаментализации следует рассматривать: создание университетских комплексов и качественно новых, мощных научно-образовательных структур - федеральных исследовательских университетов, объединяющих учреждения РАН и вузы.
Не принижая значения для фундаментализации - каждой из названных подсистем образования, отметим исключительную значимость содержания как основного, системообразующего элемента и фактора в фундаментали-зации профессионального образования.
Рассмотрим вкратце концепцию многоуровневой фундаментализации содержания профессионального образования [1]. Продуктивность идеи многоуровневой фундаментализации заключается в объединении собственно фундаментализации и профессионализации в единый, целостный процесс, позволяющий говорить о фун-даментализации различного уровня.
В отличие от традиционного понимания фундаментализации в образовании, заключающегося в повышении научности, методологичности и целостности, что предполагает увеличение доли так называемых «фундамен-
тальных дисциплин». Наше понимание фундаментального образования уточнено в связи с его профессиональной спецификой. Это не только образование, обеспечивающее основы общей, научной и методологической культуры специалиста, но и основы профессиональной культуры, реализующихся в гуманитарной и профессиональной деятельности. На такое понимание нацеливает сам термин «профессиональное образование», которое объединяет в единую целостную систему не только прикладное (специальное) образование, но и общее образование.
С учетом этого понятие «фундаментальное профессиональное образование» может трактоваться как основа целостного профессионального образования, включающего общенаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку, которое гарантированно обеспечивает реализацию основополагающих функций профессионального образования.
Многоуровневая фундаментализа-ция содержания профессионального образования хорошо иллюстрируется рисунком 2.
Профессиональное образование включает в себя как минимум три составляющих - общеобразовательную подготовку, технико-технологическую подготовку (иногда ее называют общепрофессиональной) и собственно профессиональную (специальную) подготовку (фронтальная часть рисунка). Деление профессионального образования на три составляющие соответствует знаменитой философской триаде: наука ^ технология ^ практика.
22
ОбЩенаучная подго- ^ товка/ ]/'_____ 1 1
Те£нико-^техноло---гичеекая-; подго-/ товк-й Профессиональная ^■{-специаль-, ная) подготовка'
/'
Фундам« нтальное с одержание
Рис. 2. Состав содержания профессионального образования
В то же время состав содержания может быть обозначен как: знания; способы деятельности и ее инструментарий; личностные качества и духовные ценности (боковая часть рисунка). Очевидно, в каждом из названных компонентов можно выделить фундаментальные основания, которые в целом составляют фундаментальное содержание профессионального образования (основание куба).
Осуществление (реализация) концепции предполагает соответствующее проектирование содержания профессионального образования.
В проектировании содержания могут использоваться две основные стратегии: личностно-ориентированная и профессионально-ориентированная.
Профессионально-ориентированная стратегия проектирования содержания профессионального образования опирается на анализ и моделирование конкретной профессиональной деятельности специалиста. Преимущества такого проектирования
заключаются в достаточно жестком соответствии содержания образования требованиям подготовки специалиста, что, безусловно, обеспечивает глубину и качество подготовки. Недостатком же является «узость» профессионального образования, ограничивающего возможность личности сменить профессиональную деятельность.
Личностно-ориентированная стратегия проектирования базируется не на профессионально-технократических, а на гуманистических ценностях. Основная идея этого подхода заключается в том, что содержание образования обретает иной смысл и представляет собой не нормативный набор знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности, а содержит потенциал, инициирующий саморазвитие личности. К недостатку следует отнести несопряженность в должной мере с будущей конкретной профессиональной деятельностью специалиста, в результате которой имеет место такое явление, как функ-
23
Казанский педагогический журнал
>'2006
циональная неграмотность выпускников профессиональной школы.
В практике реального проектирования содержания профессионального образования целесообразно интегрировать названные стратегии с разной степенью доминирования варианта.
Стратегия с доминирующей лич-ностно-ориенированной направленностью применима в проектировании содержания образования для динамично изменяющихся профессий, где невозможно определить и зафиксировать конкретное содержание профессиональной деятельности, так как за время обучения она существенно меняется. Таких профессий немного. Например, профессии, связанные с информационными технологиями.
Стратегия с доминирующей профессионально-ориентированной направленностью применима для относительно стабильных во времени профессий. Таких профессий пока намного больше. Например, профессии, связанные с традиционной обработкой материалов. Вместе с тем наблюдается тенденция динамичности, возрастания изменения содержания профессиональных деятельностей. Однако большая часть специальностей, по которым идет подготовка, являются относительно стабильными.
Рассмотрим один из вариантов проектирования профессионального образования, в основу которого положена профессионально-ориентированная стратегия с достаточно большим внедрением личностно-ориентирован-ного подхода.
Проектирование содержания среднего профессионального образования
можно разделить на пять последовательных этапов.
Первый этап - анализ и моделирование профессиональной деятельности специалиста со средним профессиональным образованием.
Второй - выделение массива информации (качеств), необходимых для успешной профессиональной деятельности, и их систематизация на знания, умения и личностные качества.
Третий - структурирование содержания образования на общеобразовательное, общепрофессиональное и специальное.
Четвертый - предметная систематизация содержания образования (структурирование по учебным предметам).
Пятый - формирование учебного материала в соответствии с предполагаемыми формами и методами обучения.
Такая процедура проектирования, представленная в обобщенном виде, имеет значительный потенциал для фундаментализации содержания профессионального образования. Рассмотрим источники, критерии отбора и уровни функционирования фундаментального содержания профессионального образования.
Источники содержания. Фундаментальные знания имеются во всех источниках содержания: в знаниях о природе, в знаниях об обществе, производстве, искусстве и человеке (рис.3).
Специфика профессионального образования делает необходимым специально рассмотреть такой источник содержания как профессиональная область знаний и профессиональная деятельность. Этот источник является особой интеграцией обозначен-
24
Рис. 3. Источники содержания профессионального образования
ных выше источников, но представленных в логике той или иной профессии: объект труда, предмет труда, орудия труда, содержание труда и т.д.
Критерии отбора. Отметим прежде, что фундаментальность в науке и образовании весьма сходные, но все-таки разные явления. Фундаментальные для образования знания и способы деятельности не всегда являются фундаментальными для науки и не все фундаментальные научные знания и методы могут быть включены в содержание образования. Поэтому будем вести разговор о фундаментальных образовательных знаниях, умениях, ценностях. Фундаментальные образовательные знания, умения, личные качества представляют собой содержание (как элементарное, так и обобщенное) наиболее важное, основополагающее для образования и жизнедеятельности человека.
Учитывая видение проблемы критериев различными учеными, попытаемся выстроить свой комплекс критериев отбора фундаментального содержания для профессионального образования.
Понимание двух смыслов фундаментального предполагает наличие соответствующих критериев фундаментальности: внутренних и внешних.
Внутренние (имманентные) критерии включают:
критерии научности:
- объективной истинности,
- эмпирической точности,
- логической строгости,
- достоверности;
критерий первоосновы в системе знаний;
критерий долгоживучести, устойчивости и консервативности знаний.
Внешние (функциональные) критерии включают:
критерий универсальности и широты применимости;
критерии условной, общественно-признанной ценности:
- необходимости и важности знания как основы мировоззрения, интеллекта и культуры личности;
- необходимости и важности знания как основы профессиональной культуры и профессиональной деятельности специалиста;
25
Казанский педагогический журнал
>'2006
- необходимости и важности знания как базиса для продолжения образования.
Кроме названных, важным критерием фундаментальности знаний является, на наш взгляд, элементарность, простота, доступность для понимания.
Следуя теории содержания В.В. Краевского и И.Я. Лернера, можно выделить несколько уровней функционирования содержания фундаментального профессионального образования [2].
На первом - философском уровне фундаментализация образования рассматривается наиболее обобщенно. Этот уровень отражает в максимальном объеме соответствующую фундаментальную часть действительности, т.е. ту часть содержания общественного опыта, которая составляет фундаментальную основу интегрированного общественного знания и интеллекта, необходимых в профессиональной деятельности и в жизни в целом.
Следующий уровень - уровень педагогического проектирования -отражает предельный объем и структуру содержания фундаментального образования, представленного в профессиональной школе: общеобразовательной подготовкой (общие гуманитарные и социально-экономические, математические и естественно-научные дисциплины), технико-технологической (общепрофессиональные дисциплины) и профессиональной (специальные дисциплины и практика) подготовками. Здесь устанавливается принадлежность того или иного фундаментального содержания к соответствующим подготовкам и связи между ними.
26
На уровне учебного предмета содержание фундаментального профессионального образования имеет дальнейшую конкретизацию. Здесь устанавливается порядок, состав и структура этого содержания; определяется место и связи фундаментального содержания во всем содержании конкретного учебного предмета, а также связи между предметами.
На уровне учебного материала отражается конкретное воплощение (способы и средства преподавания) элементов фундаментального содержания в курсе обучения определенному учебному материалу. Здесь происходит дополнение фундаментального содержания вспомогательным материалом, способствующим и необходимым для его усвоения, компоновка материала в соответствии с выбранной технологией и методикой преподавания, учет уровня подготовленности учащихся и квалификации самого преподавателя, наличие технических средств и других условий. В большей части этот уровень проектируется самим преподавателем.
На завершающем уровне (уровне структуры личности) отражается результат усвоения фундаментального содержания. Здесь содержание выступает в том виде, в каком оно зафиксировалось в сознании студентов.
Литература:
1. Читалин H.A. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. - 272 с.
2. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.