- конкретизируется только управленческий механизм интеграции как механизм объединения каких-либо объектов;
- определяются только конечные результаты интеграции как появление нового объекта.
- не раскрывается содержание интеграции как понятия, не конкретизируются виды интеграции, а также не упоминается педагогическая интеграция несмотря на то, что речь идет об образовании в интеграции. [2].
-содержание документов, определяющих направления развития образования, объединяет требование интеграции - интеграция образования и производства, т.е. объединение усилий в планировании и осуществлении процесса подготовки специалистов.
Предлагаем направления дальнейшего развития интеграции.
1. Расширение сети научно-образовательно-производственных объединений.
2. Формирование инфраструктуры, способствующей возникновению и проведению интеграционных процессов.
3. Объединение ресурсов субъектов объединений.
Курс на поддержку интеграции является реальным шансом для российского государства преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и образования и добиться того, что так необходимо для их развития, - взаимопонимания и сотрудничества. [3].
Список литературы:
1.Ваганова Н.О. Сетевое взаимодействие образовательной организации с производством// Образование и общество. -2015.- № 3.
2.Ваганова Н.О., Силкина Н.В. Педагогическая интеграция в условиях университетского комплекса //Мир науки, культуры, образования.- 2015. -№ 6 (55). -С.15-17.
3.Гохберг Л.М., Китова Г.В., Кузнецова Т.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере образования и науки// Экономика образования. 2009.№1.С. 67-78.
4. Лопаткин В.М. Преодоление кризиса образовательных систем на пути интеграции// Вестник ТГПУ 2004. Выпуск 6 ( №). С. 135-140.
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Глухова Ольга Юрьевна
Канд. пед наук, доцент кафедры фундаментальной математики, г. Кемерово
АННОТАЦИЯ
Формирование системы лабораторных и практических занятий на основе активизации учебной деятельности позволяет включить обучающихся в процесс учения. Метод проектов в игровых методах дает положительный результат.
ABSTRACT
Forming of the system of laboratory and practical employments on the basis of activation of educational activity allows to plug student in the process of studies. The method of projects in playing methods gives a positive result.
Ключевые слова: активные методы обучения, система занятий.
Keywords: active methods of educating, system of employments.
Профессиональный стандарт педагога ставит перед учреждениями высшего образования новые проблемы. Подготовка учителя математики является одной из ключевых проблем. В Кемеровской области уже сегодня остро не хватает учителей математики и информатики. Подготовку учителя с двумя профилями Математика и информатика Кемеровский государственный университет начал реализовывать в 2015 году. В рамках подготовки специалистов математиков, бакалавров по направлению 02.03.01 Математика и компьютерные науки велась подготовка учителей по дополнительной квалификации «Преподаватель математики и информатики». Выпускники, получившие диплом дополнительной квалификации «Преподаватель» не могут, в полной мере, обеспечить потребности региона в учителях математики и информатики.
Подготовка учителя ставит перед высшей школой решения многих задач одна из них - готовность учителя вести занятия на высоком уровне активности обучающихся.
Активность личности предполагает сознательное планирование обучающимся результатов, направленных на достижение цели. На этапе профессиональной подготовки цель выполняет две главные функции - побудительную (к началу и продолжению деятельности) и направляющую, регулирующую.
Цели и задачи профессиональной деятельности будущего выпускника позволяют активизировать учебную и познавательную деятельность. Активизация учебной деятельности - это эффективное усвоение знаний; предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных действий каждого обучаемого [1, с.73].
Психолого - дидактические условия, составляющие основу активизации учебной деятельности в профессиональной подготовке студентов, следующие: обеспечение единства задач процесса обучения; дидактически оправданное использование принципов обучения; создание атмосферы интенсификации и эмоциональности в обучении; использование различных приемов, методов, средств обучения; ориентация студентов на систематическую, самостоятельную работу; стимулирование студентов для проявления ими творческой активности.
Сочетание компетентностного подхода и психолого-дидактических принципов в обучении дают возможность активизировать учебную и познавательную деятельность студентов. Обучение строится на основе: преемственности различных систем (школа - вуз - профессиональная деятельность); преодоления стереотипов учения; реализации принципа активности в учении; совершенствования учеб-
ного процесса, разработки и внедрения новых форм проведения учебных занятий; профессионализации обучения. Включение в учебный процесс активных методов обучения позволяет направлено на разрешение задач профессионализации учебного процесса.
Активные методы обучения обладают следующими особенностями:
принудительная активизация мышления и поведения обучаемых;
высокая степень вовлечения обучаемых в учебный процесс; обязанность обучаемых вступать в коммуникацию; наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала и способов деятельности; повышенная степень мотивации, эмоциональности и творчества в учении; направленность на преимущественное развитие и приобретение предметных, профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.
Профессиональная направленность определяется приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности. В каждой из дисциплин учебного плана профессиональная направленность формируется содержанием и оценочными средствами. Разработка системы лабораторных, практических и самостоятельных занятий строится как совокупность различных форм активных методов обучения.
Существую различные подходы к классификации активных методов обучения: классификация на основе деятельности студентов; классификация на основе целевого назначения.
Классификация, построенная на основе деятельности обучаемых, позволяет разбить активные методы на три группы: неигровые методы; игровые неимитационные методы; игровые имитационные методы.
Классификация, построенная на основе целевое назначения, разбивает активных методы на две группы: методы активизирующие усвоение нормативных материалов, получение навыков и умений по дисциплине; методы активи-
зирующие связь обучения с профессиональной деятельностью [1, с.75].
В систему лабораторных и практических занятий по дисциплине Методика обучения математике включены следующие игровые методы и их виды:
1. Педагогическая и дидактическая игра - цель: подготовка студентов к выполнению профессиональных функций.
2. Имитационная и деловая игра - цель: моделирование какого-либо вида деятельности учителя.
3. Деловая и ролевая игра - цель: имитация профессиональной деятельности, наличие игровой ситуации и распределение ролей (деловые, ролевые, сюжетно-ролевые игры и игровое проектирование).
4. Организационно - деятельностная игра - цель: проблемная организация мыслительной деятельности, направленная на проработку различных вариантов решения задач, проблем.
Одна из таких игр - ролевая игра «Конфликтная ситуация на уроке математики». Цель: разрешение конфликтной ситуации учитель - ученик (сюжетно-ролевая игра). Студенты разрабатывают проект по разрешению конфликта. Игра проходит в четыре этапа:
1 этап - ввод в игру, распределение на группы, описание проблемы, распределение ролей;
2 этап - разыгрывание ролей по заданию;
3 этап - оценивание ситуации, принятие решения и разработка группового проекта по разрешению конфликта;
4 этап - подведение итогов, оценка проекта.
Включение в систему лабораторных работ активных методов обучения интенсифицируют формирование профессионально-методических умений адекватных деятельности учителя математики. В ходе таких занятий познаются принципы игрового общения.
Список литературы:
1. Глухова О.Ю. Активизация учебной деятельности студентов в процессе изучения методики обучения математике в университете. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Москва, 1993. - 161с.