М.А. Кротовская,
Преподаватель Финансового Университета при правительстве Российской
Федерации.
M.A. Krotovskaya,
Lecture, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow.
E-mail: [email protected]
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ. ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
The role and importance of role games in the formation of sociocultural competence of students of the faculty "public and local administration"
Аннотация: В статье анализируются роль и значение метода ролевых игр для обучения студентов по направлению «государственное и муниципальное управление». Автор раскрывает методику, подготовку и порядок организации ролевых игр.
Annotation: This article analyzes the role and importance of the method of role-playing games for the training of students of the faculty "State and municipal management". The author reveals the technique, preparation and organization of business games.
Ключевые слова: ролевая игра, моделирование, социокультурная компетенция
Key words: role playing, modeling, socio-cultural competence
Ролевые игры могут быть использованы при прохождении различных курсов, однако наибольшую эффективность игрового метода для подготовки будущих управленцев можно отметить при изучении иностранных языков. Как указывает Л.В. Моисеева, студент в процессе обучения иностранному языку выступает как его активный и полноправный участник, а сам процесс направлен на развитие самостоятельности студентов, свободы его языкового творчества и личной ответственности за результативность обучения. [4]
Методические положения, лежащие в основе формирования социолингвистической компетенции [7], можно свести к следующим:
- коммуникативно-ситуативная направленность языкового общения (хорошее коммуникативное обучение сконцентрировано не на учителе, а на ученике. Не важно, учатся ли студенты использовать язык правильно, а важно то, что они четко могут передать свои мысли.)
- ролевая организация учебного процесса;
- вариативность процесса общения, использование разнообразных способов реализации коммуникативных задач, как например работа в парах, диалог (научить полноценному диалогическому общению на иностранном
языке, значит научить управлять диалогом, регулировать этот процесс, добиваясь взаимопонимания и реализации своих задач.)
- максимально приближенные к реальной ситуации формы работы.
Достижение социокультурной компетенции посредством активизации
деятельности студентов возможно через использование ситуативно-обусловленного обучения языку с помощью коммуникативно-ориентированных упражнений, к которым можно отнести ролевые игры. Успешность применения ролевых игр для формирования управленческих навыков отмечены Вагановой и Черноштан [2, 5].
Ролевая игра может быть определена как форма имитационного моделирования условий предстоящей профессиональной деятельности. В ходе ее реализации участники игры развивают или совершенствуют профессионально-ориентированные умения. Ролевые игры нашли широкое применение в различных областях знаний, в том числе и в практике преподавания иностранного языка, так как служат решению задачи выработки профессионально-ориентированных умений в процессе действия, т.е. в результате решения самим обучаемым различных проблемных задач. Использование ролевых игр при решении правовых вопросов подробнее рассмотрены в работах Гришко. [3] Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В настоящее время особое внимание уделяется деловым технологиям при обучении иностранным языкам и иноязычному общению.
Необходимо отметить, что игровые языковые технологии предназначаются для формирования у студентов произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на этапе овладения иностранным языком. Среди различных типов игр, мы выделяем, в частности, деловую игру, которая «относится к инновационным видам технологий социоинженерной деятельности и хорошо себя зарекомендовала как обучающая технология» [6]. На наш взгляд деловая игра является наиболее эффективной формой при обучении иностранному языку, например, если это преподавание Делового английского. Мы считаем, что существуют концептуальные отличия деловой игры от других игр:
- моделирование в игре приближено к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых(имитирование); поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли;
- описание объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- заранее разработанная система оценки хода и результатов игры, используемая в данной игре;
- правила, регулирующие ход игры;
- элемент соревнования.
Технология поведения деловой игры на иностранном языке включает в себя следующие элементы. Подготовка деловой игры и разработка сценария -условное отображение ситуации и объекта. В содержание сценария входит: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, ситуаций и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости студенты обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры, негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выводить из игры, пассивно относится к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. Этап анализа обсуждения и оценки результатов игры включает в себя выступление экспертов, обмен мнениями, защиту учащимися своих решений и выводов. В заключении преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного процесса.
В конце надо отметить, что ролевые игры дают возможность развить навыки языкового общения студентов и помогают студентам максимально полно выразить себя. Реализация автором метода ролевых игр вызвала интерес при поиске новых форм организации обучения студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление», что отражено в работе М. С. Байновой. [1] Изложенная методика позволяет сделать вывод о перспективах использования ролевых игр на занятиях по иностранному языку при подготовке управленцев.
Литература
1. Байнова М.С. Внеаудиторная работа со студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» на примере научного студенческого кружка. // Государственное управление. Электронный вестник. 2010. № 25. С. 5.
2. Ваганова Н. В. Активное социально-психологическое обучение в формировании профессионального самосознания и предпринимательских способностей старшеклассников. Дисс. канд. психол. наук. 2003.
3. Гришко Н. Н. Лингвистические задачи как средство развития интеллектуально-коммуникативных компетенций студентов юридических вузов // Дисс. канд. пед. наук. 2004.
4. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий). диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 1984
5. Моисеева Л. В. Современные теории и методы обучения иностранным языкам // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. Оренбург, 2010. С. 589-605.
6. Уржа О.А. Научная школа факультета социального управления: история развития / Социальная политика и социология. 2011. № 4 (70). С. 8-21.
7. Уржа О.А., Медведева Н.В. Особенности внедрения компетентностного подхода в системе высшего образования. Социальная политика и социология. 2011. №3(69). С.268-277.
8. Уржа А. В. Перцептивизация как элемент переводческой тактики // Гуманитарный вектор. — 2014. — № 4 (40). — С. 57-62.
9. Черноштан Е. В. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами игровых методик обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. Выпуск№ 3 / 2008.