Научная статья на тему 'Компетентностный подход при подготовке учителя математики'

Компетентностный подход при подготовке учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Ольга Юрьевна

Компетентностный подход при реализации подготовки учителя математики необходим в связи с реализацией ФГОС. Цель исследования: разработка принципов и специальных компетенций в математике. Результатом исследования явились разработки для реализации компетентностного подхода при подготовке студентов по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» направленность (профиль) подготовки Математика и информатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при подготовке учителя математики»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Глухова Ольга Юрьевна

Канд. пед. наук, доцент КемГУ Г. Кемерово, РФ Е-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

Компетентностный подход при реализации подготовки учителя математики необходим в связи с реализацией ФГОС. Цель исследования: разработка принципов и специальных компетенций в математике. Результатом исследования явились разработки для реализации компетентностного подхода при подготовке студентов по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» направленность (профиль) подготовки Математика и информатика.

Ключевые слова

Компетентностный подход, классификация, принципы, специальные компетенции

Система образования на данном этапе направлена на одновременную реализацию образовательных и профессиональных стандартов. Каждый из видов стандартов основан на компетентностном подходе. Для проведения классификации подходов можно выбрать различные основания. Зимняя И.А. предлагает следующие основания для классификаций, которые не исключают друг друга:

по научным дисциплинам: философский, психологический, педагогический, математический, естественно - научный, информационный и другие;

по объекту приложения: деятельностный, культурологический, личностный и другие;

по организации рассмотрения материала: системный, комплексный, структурный и другие [1, c. 18 -

30]

В начале 21 века, при обсуждении проблем российского образования, появилось понятие «компетентностный подход». При компетентностном подходе к образованию обучающийся овладевает знаниями и умениями в комплексе. При этом цель школы сводится к формированию ключевых компетентностей. Компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Обучающиеся не готовы осознать какими компетентностями им следует овладеть в процессе обучения, т.е. способностями которые необходимо реализовать на практике. Данные способности - компетенции.

Компетентностный подход позволяет согласовать ожидания учителей и обучаемых. Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем: научить учиться, научить объяснять явления действительности, научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, научить ориентироваться в мире духовных ценностей, научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей, научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности, научить решать проблемы профессионального выбора (Бакасова Е. И. электронный образовательный ресурс "Современные педагогические технологии" г. Канск, филиала КГПУ им. В. П. Астафьева).

Программа подготовки бакалавров и магистров, ориентированная на подготовку студентов к преподавательской деятельности, требует учесть, что компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Очевидно, что вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

характеризуются наличием дифференцированного и индивидуального подхода, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д.

Процесс обучения, основанный на компетентностном подходе, должен строиться на определенных принципах:

- учебный процесс ориентируется на достижение задач выраженных в форме компетенций;

- обучение основано на доверительных отношениях между обучающимися и обучающим;

- обучающиеся активно участвуют в процессе обучения, несут ответственность за собственное образование;

- в ходе обучения обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации, а не получению знаний в готовом виде;

- обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов;

- каждый обучающийся в индивидуальном режиме осваивает компетенции.

При разработке основной профессиональной образовательной программы для студентов направлений 44.03.05 «Педагогическое образование» направленность (профиль) подготовки Математика и информатика учтена особенность компетентностного подхода, при которой учитель ясно понимает цели и задачи обучения. Этому способствуют новые дисциплины, формы организации и проведения занятий, приемы оценки знаний. В учебный план включены следующие дисциплины в которых раскрывается специфика компетентностного подхода: Активизация учебной деятельности на уроках математики и информатики, Применение статистических методов в педагогических исследованиях, Профильное обучение математике и информатике, Организация научно-исследовательской работы по математике и информатике. Осуществление обучения на основе компетентностного подхода с помощью технологий: имитационно-игровых (деловая игра, ситуационно-ролевые игры, рефлексивные игры, поисково-апробационные игры); коммуникативно-диалоговые (диспут, дискуссия, турнир ораторов, открытая кафедра, «круглый стол»); проблемно-поисковые (метод кейсов, метод мозгового штурма, метод «инцидента», метод «букета проблем», технология проектного обучения, технология обучения как учебного исследования, обучение развитию критического мышления, Технология активного (контекстного) обучения); арт-технология (видеообсуждение); коллективного и группового взаимодействия (коллективные способы обучения). Организация системы контроля в учебном процессе основана на зачетной системе. Зачетная система позволит студентам самостоятельно контролировать знания по предмету и готовность к сдаче экзамена. Максимальное число баллов, которое может набрать студент - 100. Каждый вид деятельности, самостоятельные, контрольные и индивидуальные работы оцениваются определенным образом:

- конспекты лекций, задания практических занятий - 0,5 балл каждое занятие;

- работа в аудитории у доски - 3 балла за ответ;

- выполнение домашних заданий - 2 балла каждая работа;

- самостоятельная работа (теоретические диктанты, практические задания) - 2 балла каждая работа;

- индивидуальные задания - 5 баллов за выполнение работы (-1) балл (сдано вне срока);

- контрольная работа - 5 баллов за выполнение работы (-1) балл (сдано вне срока);

- студент, набравший 60 баллов, выполнивший итоговое задание получает допуск к экзамену. Студент, набравший менее 30 баллов, получает допуск с комиссией. Комиссия формируется на кафедре с включением представителей деканата математического факультета.

Например, на практических занятиях по Методике обучения математике, показываем, что для реализации компетентностного подхода на уроках математики необходимо сформировать следующие специфические компетенции:

1. Распознавание и применение в различных контекстах изученных математических понятий, математической терминологии и способов вычислений.

2. Применение добытых математических знаний для локальной или глобальной характеристики реальной или смоделированной ситуации.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161

3. Моделирование различных математических ситуаций посредством интегрирования знаний из различных областей.

4. Вырабатывание планов действий по разрешению реальной или смоделированной проблемы, проблемной ситуации.

5. Отбор и систематизация, из полученного или заданного множества информаций, необходимых данных для решения реальной или смоделированной проблемы.

6. Критическое оценивание (самооценивание) выполненных действий в математическом или практическом контексте.

7. Инициирование и проведение изысканий (исследований), используя приобретенные математические знания, изученные математические модели и соответствующие информационные и коммуникационные технологии, в том числе в предпринимательской области.

8. Разрешение проблем, проблемных ситуаций, возникших в рамках различных событий, путем сотрудничества.

Как показывает опыт, вопрос соотношения теории и практики - это самый острый вопрос, который связан с однозначной ориентацией компетентностного подхода на освоение компетенций, то есть на осуществление трудовой деятельности и на комплексное целостное освоение необходимых компетенций. Список использованной литературы

1. Бакасова Е. И. электронный образовательный ресурс "Современные педагогические технологии" г. Канск, филиала КГПУ им. В. П. Астафьева

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003

© Глухова О.Ю., 2016

Камилова Халипат Магомедбеговна

канд. пед. наук, учитель изобразительного искусства гимназии № 17,

г. Махачкала, РФ E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

УЧАЩИХСЯ В ДАГЕСТАНСКИХ ШКОЛАХ

Аннотация

В данной статье рассматривается личность учителя гимназии № 17 города Махачкалы Маркиной Марины Анатольевны, чья творческая и научно-педагогическая деятельность, направленная на возрождение, сохранение и обогащение национальных художественных традиций, способствует художественно-педагогическому образованию, эстетическому воспитанию и личностной самореализации творческого потенциала учащихся.

Ключевые слова

Художественно-педагогическое образование, эстетическое воспитание, научно-педагогическая деятельность, художественное творчество, культура и искусство Дагестана.

Развитие современного общества диктует особые условия организации художественно-эстетического образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, методов работы с школьниками. В связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.