_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Барышникова Елена Викторовна
к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация
Реализация компетентностного подхода ориентирует на формирование профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов. Однако исследований по этой проблеме недостаточно. В данном исследовании определена структура и уровни профессиональной компетентности педагогов -психологов, представлены результаты констатирующего эксперимента. Исследование показало недостаточный уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов. Результаты констатирующего эксперимента приминаются во внимание при дальнейшем исследовании данной проблемы.
Ключевые слова
Компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, оценка профессиональной
компетентности
Введение новых образовательных стандартов в систему высшего профессионального образования актуализируют подготовку компетентного специалиста, а именно формирование профессиональной компетентности, которая позволит в дальнейшем успешно осуществлять будущему специалисту свою профессиональную деятельность.
Изучение современного состояния проблемы по формированию профессиональной компетентности у будущих специалистов позволяет утверждать, что в педагогической и психологической науке данная проблема подробно раскрывается в таких направлениях, как:
формирование профессиональной компетентности у будущего педагога (В.А. Адольф, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский и др.);
применение интерактивных методов обучения в формировании профессиональной компетентности (Ю.Н. Бахметова, А.П. Тряпицына и др.);
обоснование методологических подходов к проблеме формирования профессиональной компетентности (В.А. Сластенин, Е.В. Яковлев и др.);
соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» (И.А. Зимняя, М.Д. Ильязова, АВ. Хуторской и др.);
разработка модели формирования профессиональной компетентности специалистов (А.А. Вербицкий, В.Н. Введенский, Л.М. Репета и др.);
изучение структуры профессиональной компетентности (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и др.); выявление условий формирования профессиональной компетентности будущих специалистов (Н.А. Зимина, Л.М. Репета, С.С. Савельева и др.);
изучение подходов к оценке уровня сформированности профессиональной компетентности (В.А. Богословский, Г.Б. Голуб, А.В. Хуторской и др.).
Наибольший интерес для нашего исследования представляют научные работы Н.А. Зиминой, посвященные выявлению и реализации психологических условий оптимизации профессиональной компетентности психологов [3]. Важными для нашего исследования являются научные работы самого автора в данной области, прежде всего, направленные на изучение и формирование профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления [1; 2].
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_
Изучение научной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности такого направления в этой области, как формирование профессиональной компетентности у будущих педагогов -психологов. Все сказанное еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования, целью которого является изучение профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.
Изучение профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов проводилось на факультете психологии Челябинского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие бакалавры 1 курса факультета психологии, обучающиеся по профилю подготовки «Психология образования».
Рассмотрим поэтапную реализацию констатирующего эксперимента. Проведение констатирующего эксперимента предполагало три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе были определены структурные компоненты профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. Принимая во внимание результаты научных исследований вышеуказанных авторов, с учетом содержания профессиональной деятельности педагога-психолога, учитывая требования к квалификационной характеристике и должностные обязанности педагога-психолога, нами были определены следующие структурные компоненты профессиональной компетентности педагога -психолога: когнитивный, деятельностный, эмоционально-мотивационный. На основании данной структуры профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов нами были выделены следующие критерии ее сформированности: сформированность теоретических знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; готовность к реализации профессиональных задач и организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления; сформированность мотивации и профессионально важных качеств личности.
Подготовительный этап констатирующего эксперимента предполагал подбор диагностического инструментария для изучения уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов. Выбор диагностического инструментария для оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов осуществлялся на основе методических рекомендаций по оцениванию профессиональной компетентности бакалавров и магистров, разработанные доктором педагогических наук А.П. Тряпицыной [4].
Оценка сформированности показателей когнитивного компонента профессиональной компетентности включала проведение тестирования. Сформированность показателей деятельностного компонента профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов определялась посредством опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин). Для оценки сформированности показателей эмоционально-мотивационного компонента профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов был использован тест мотивации выбора профессии Л.А. Ясюковой.
Основной этап констатирующего эксперимента был направлен на изучение уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов. С учетом критериев и советующих им полученных средних баллов были определены следующие уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов: недопустимый, критический, базовый, повышенный.
Заключительный этап констатирующего эксперимента предполагал анализ полученных результатов исследования и конкретизацию основных положений гипотезы исследования. Представим в Таблице 1 сводные результаты сформированности показателей по каждому компоненту профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов (когнитивного, деятельностного и эмоционально-мотивационного).
Таблица 1
Сводные данные об уровнях сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов -
психологов
Уровни
повышенный базовый критический недопустимый
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
0 0 7 35 13 65 0 0
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161
Как видно из Таблицы 1, у будущих педагогов-психологов были выявлены базовый уровень сформированности профессиональной компетентности (35 % испытуемых) и критический уровень - у 65% испытуемых.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующий вывод: результаты констатирующего эксперимента показали преобладание критического уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, что в свою очередь требует реализации психолого-педагогических условий, которые бы способствовали эффективному формированию профессиональной компетентности у будущих специалистов. Список использованной литературы
1. Барышникова, Е.В. Применение интерактивных методов обучения в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления [Текст] / Е.В. Барышникова // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (29 декабря 2014 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 24-27.
2. Барышникова, Е.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза [Текст] / Е.В. Барышникова, Е.В. Попова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: ООО «Элит-Печать», 2013. - С. 9-19.
3. Зимина, Н.А. Психологические условия оптимизации профессиональной компетентности психологов в решении поведенческих проблем детей раннего возраста [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Зимина. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002646787#?page=1 (дата обращения: 10.11.2015).
4. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методич. рекомендации [Текст] / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 183 с.
© Барышникова Е.В., 2015
Гилева Анжела Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент СГПИ (филиал) ПГНИУ, г. Соликамск, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация
Наблюдения и анализ педагогической практики показывают, что современное дошкольное образование стало поликультурным. Это должны учитывать все специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста. Целью работы является осмысление данной проблемы и поиск наиболее эффективных технологий для работы с детьми в неоднородном национальном составе в условиях дошкольной образовательной организации. Именно учет ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста и использование игровых технологий помогут раскрыть национальное своеобразие каждого представителя нации и воспитать гуманные чувства.
Ключевые слова
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, принцип поликультурности, игровые
технологии, предметно-развивающая среда.