Научная статья на тему 'Активизация творческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития'

Активизация творческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфилова Мария Игоревна

Исследуется определение творческого потенциала. Определяются направления активизации творческого потенциала, анализируется его влияние на обеспечение устойчивого экономического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация творческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития»

УДК 330.341

М. И. ПЕРФИЛОВА

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Исследуется определение творческого потенциала. Определяются направления активизации творческого потенциала, анализируется его влияние на обеспечение устойчивого экономического развития.

Ключевые слова: творческий потенциал, человеческий потенциал, экономическое развитие.

В настоящее время процесс активизации творческого потенциала выдвинулся в число доминирующих факторов устойчивого экономического развития. Переход к рыночной экономике требует совершенствования направлений и методов активизации творческого потенциала человека. Эта система должна отличаться комплексностью, строиться с учётом современных тенденций в развитии экономики, а также отечественного и зарубежного опыта.

А. Прихач отмечает, что «человек — единственный из всех факторов производства, несущий в себе творческую составляющую» [2, с. 32]. Человеческий потенциал играет первостепенную роль в создании творческого потенциала человека. Человеческий потенциал - это накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, который реализуется в различных областях деятельности, а также в определённой иерархии потребностей людей [1, с. 12].

Встречается довольно часто употребление понятия «творческий потенциал» как характеристики уровня организации (развития) субъекта в том или ином отношении (профессиональном, квалификационном, культурном и т. д.) или как интегративной характеристики, отражающей системное качество. Ряд исследователей понимает под творческим потенциалом личности определённый уровень психических возможностей личности, её внутренней энергии, направленной на её творческое самовыражение и утверждение [2, с. 693].

Многие зарубежные исследователи включают в понятие творческого потенциала поведенческие и мыслительные аспекты. Д. Гилфорд

© Перфилова М. И., 2016

выделял в творческом поведении такие действия, как изобретение, проектирование, планирование. Э. Фромм - способность озадачиваться, концентрироваться, принимать конфликт и готовность к преобразованиям каждый день. Креативное мышление, по мнению исследователей, самонаправленно и нацелено на создание нового. Основными характеристиками творческого человека А. Маслоу считал самопроизвольность, выразительность, лёгкость и др. Творческие черты идентифицировали и такие исследователи, как Ф. Барон, Н. Майер, Э. Хилгард и др. [6].

Л. А. Даринская описывает творческий потенциал как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [3, с. 9].

Современные учёные фокусируют внимание на развитии творческого потенциала для обеспечивания долговременного и устойчивого характера экономического развития. Именно поэтому важное значение приобретает активизация творческого потенциала как часть человеческого потенциала, которая формирует новаторские, инновационные подходы, связанные с усложнением технологий производства, вступление развитых стран в постиндустриальную фазу, когда не количество труда, а именно качество определяет перспективы развития экономики.

В современной философской антропологии понятие «творческий потенциал человека» означает совокупность качеств человека, которые определяют возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Функционирование и развитие творческого потенциала обладает рядом закономерностей:

1) осуществляется как взаимодействие человека и объективных условий его жизни;

2) осуществляется как взаимодействие человека и других людей;

3) ведущими законами созидания человека выступают законы возвышения потребностей и соревнования способностей;

4) развитие потенциала и развитие личности происходит в творчестве;

5) в основе самосозидания человека можно видеть тенденцию к высвобождению потребности и способности как сущностных сил человека;

6) доступность культуры для личности определяется социализацией собственности и человека, индивидуализацией присвоения культурных богатств [3, с. 26].

К основным факторам развития творческого потенциала следует отнести: «социальные условия развития личности, общий уровень знаний и их доступность, и, безусловно, предрасположенность личности к творческому процессу, наличие мотивации в решении поставленных задач» [4, с. 20].

Для эффективного функционирования человеческого потенциала как фактора устойчивого экономического развития необходимо создать определённые условия, которые позволят использовать систему методов активизации творческого потенциала.

Важно, чтобы развитие производства и общественных отношений подчинялось гуманистическим приоритетам, когда развитие личности становится общественным интересом - абсолютной целью развития общества. Тогда развитие способностей к интеллектуальному, нравственному и эстетическому творчеству объявляется «сверхдоминантой» воспитания и образования личности. Жизненной целью человека становится не зарабатывание денег, а общественно значимая творческая работа, самосовершенствование, развитие своих способностей и потребностей. Таким образом, само устройство общества, провозглашаемые им ценности побуждают человека к творческому самовыражению, тем самым к развитию творческой сущности.

Личность - это особенное качество, носителем которого является человек - существо телесное и чувственное, обладающее определённым талантом, способностями и свойствами [5, с. 74].

Поэтому первостепенной задачей должно стать постоянное повышение творческой содержательность жизненного процесса. Изменение предметно-вещественных условий производства, совершенствование его техники и технологии необходимо направить на распространение ин-

теллектуально-творческих видов деятельности, на развитие «человекотворческого» потенциала. Творчество должно стать надёжным средством удовлетворения других потребностей человека — материальных и духовных. Необходимо сделать реализацию приобретённых способностей и их дальнейшее развитие выгодным и престижным видом деятельности [2, с. 181].

Можно выделить следующие направления активизации творческого потенциала как фактора устойчивого экономического развития:

1) инвестирование в творческий потенциал на всех уровнях;

2) развитие новой системы мотивов и стимулов деятельности (смена экономических, направленных на повышение производительности труда, постэкономическими, касающимися творческой и интеллектуальной деятельности);

3) повышение степени социальной ответственности бизнеса и государства.

Традиционное представление состоит в том, что инвестиции в творческий потенциал - это инвестиции в образование, направленное на развитие творческих способностей. Более широкая трактовка инвестиций, введённая Г. С. Беккером, предполагает, что под ними понимаются не только вложение в образование, профессиональную подготовку, но и неформальное обучение, а также расходы на сохранение и укрепление здоровья. Он также рассматривает воспитание детей как инвестиции, которые будут компенсированы возросшим потоком доходов в будущем [1, с. 3].

Г. С. Беккер рассматривает семью как ключевой субъект инвестирования в творческий потенциал. Семья оказывает огромное влияние на экономику, а развитие экономики значительно изменяет структуру семьи и характер принимаемых в ней решений. Обсуждая проблемы экономического роста и других макроэкономических вопросов, он показал, как взаимодействует семья и экономика. Инвестируя в навыки, привычки и ценностные установки, образование и квалификацию, развитие творческого, инновационного мышления детей, родители выигрывают от любых вложений, норма отдачи которых выше, чем доходность по любым сбережениям. В косвенной форме они откладывают сбережения на старость, сначала инвестируя в детей, а затем, достигая преклонного возраста, уменьшая величину оставляемого им наследства.

На уровне компаний важное значение играет создание ими необходимых условий для развития творческого потенциала работников, таких как:

1) обеспечение работников оплатой труда, которая была бы способна удовлетворять его жизненные потребности, поскольку именно тогда он активизирует направленность на творческую деятельность;

2) система подготовки, переподготовки и профориентации персонала, которая будет способствовать формированию конкурентоспособности работников, развивая его профессиональные и личностные качества;

3) использование различных форм признания результатов творчества, энтузиазма, инициативы;

4) создание творческой среды в организации. Дух совместного творчества, творческая атмосфера являются мощным стимулятором креатива, формируя состояние творческой активности в трудовом коллективе. В этих условиях даже не связанные напрямую с деятельностью организации мероприятия (конкурсы, совместные проекты) в итоге позволяют использовать творческий потенциал работников во благо всей организации и общества в целом.

Роль государства в активизации творческого потенциала заключается в использовании принудительных мер, заключающихся в обязательном образовании, а также побудительных мероприятий, таких как регулирование цены на рабочую силу и креативные способности.

Эффективность инвестиций в творческий потенциал характеризуется ростом заработной платы, приростом производительности труда для работодателя, приростом ВРП на душу населения, но, в конечном счёте, приростом численности населения и улучшением его качественных характеристик - конкурентных преимуществ государства в мире.

Таким образом, активизация творческого потенциала располагает возможностями обеспечивания устойчивого экономического развития через повышение общественной производительности труда: привлечение инвестиций и инновационное развитие. Экономическое развитие будет таким, как его предрешит воплотившийся в инвестициях труд работников-новаторов. Чем выше творческий потенциал работников, тем эффективнее очередное поколение технического оснащения рабочих мест, тем значительнее инновации, тем выше общественная производительность труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России: финансово-кредитные аспекты // Деньги и кредит. - 2013. - №1. - С. 21—27.

2. Байгильдина З. Ф. Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета.

- 2008. - Т. 19, №3 . - С. 693—696.

3. Ильиных С. А. Творческий потенциал личности: определение феномена и условия его развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №2. - С. 8—11.

4. Камалтдинова Р. М., Разнодежина Э. Н. Рыночная мотивация формирования и развития человеческого капитала. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 149 с.

5. Камалтдинова Р. М. Проблемы снижения качества человеческого капитала в условиях кризиса // Вестник УлГТУ. - 2010. - №2. -С. 73—75.

6. Леонидова Г. В. Творческий потенциал населения: состояние и условия воспроизводства // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012.

- №4 (12).

7. Потемкин А. И., Моргунова Н. В., Филимонова Н. М. Методы активизации творческой активности сотрудников на крупных предприятиях // Российское предпринимательство. - 2010. - №8. - С. 41-45

8. Тебекин А. В. Управление персоналом : учебник. - М. : КНОРУС, 2012. - 624 с.

9. Худякова О. А. Креативность в контексте современных управленческих практик // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. - 2012. - №3. -С. 31-36.

Перфилова Мария Игоревна, аспирантка первого года обучения экономико-математического факультета УлГТУ, ассистентка кафедры «Управление персоналом» УлГТУ, автор 14 научных статей.

Поступила 24.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.