Научная статья на тему 'Место и роль человеческого капитала в социально-ориентированной экономике'

Место и роль человеческого капитала в социально-ориентированной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / HUMAN CAPITAL / NATIONAL WEALTH / EDUCATION / TRAINING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Валерий Анатольевич, Наумова Юлия Викторовна

В статье рассмотрена сущность человеческого капитала в современной экономике. Обосновано, что в настоящее время человеческий капитал играет решающую роль в формировании национального богатства страны. Выявлено, что основными критериями оценки качества человеческого капитала является образование, обучение, здоровье и питание, мотивация индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF THE HUMAN CAPITAL IN SOCIALLY ORIENTED ECONOMY

In article the essence of the human capital in modern economy is considered. It is proved that now the human capital plays a crucial role in formation of national wealth of the country. It is revealed that the main criteria of an assessment of quality of the human capital is education, training, health and a food, motivation of the individual

Текст научной работы на тему «Место и роль человеческого капитала в социально-ориентированной экономике»

ЦВЕТКОВ В.А., НАУМОВА Ю.В.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ^

В статье рассмотрена сущность человеческого капитала в современной экономике. Обосновано, что в настоящее время человеческий капитал играет решающую роль в формировании национального богатства страны. Выявлено, что основными критериями оценки качества человеческого капитала является образование, обучение, здоровье и питание, мотивация индивида.

TSVETKOV V.A., ELISEEVD.O.

PLACE AND ROLE OF THE HUMAN CAPITAL IN SOCIALLY ORIENTED ECONOMY

In article the essence of the human capital in modern economy is considered. It is proved that now the human capital plays a crucial role in formation of national wealth of the country. It is revealed that the main criteria of an assessment of quality of the human capital is education, training, health and a food, motivation of the individual

Ключевые слова: человеческий капитал, национальное богатство, образование, обучение, мотивация.

Keywords: human capital, national wealth, education, training, motivation.

Человек с его способностью к труду всегда признавался главной производительной силой общества, важнейшим фактором экономического роста и создателем инноваций. Именно он заставляет по-новому развиваться экономику, политику, определяет характер изменения социально-трудовых отношений. Поэтому в большей части исследований, затрагивающих проблемы экономических преобразований в России, подчеркивается решающая роль человеческого капитала в социально-экономическом развитии страны и формировании ее национального богатства . При этом особо отмечается необходимость изучения объективных закономерностей развития человеческого капитала, отвечающего задачам модернизации [11].

Это очень важный аспект, который нашел отражение в «Концепции-2020». В поисках национальной модели устойчивого развития отдельные авторы призывают к наращиванию богатства не в форме материальных благ, а в форме связанного с развитием человеческого потенциала («капитала») [3]. С практических позиций это означает последовательное проведение государ-

1 Статья подготовлена при поддержке Мпнобрнаукп России по проекту «Рынок в условиях социально-ориентированной экономики» № 14.740.11.0785

2 Согласно исследованиям Всемирного банка («Human Capital and Growth: the Recovered Role of Educational Systems», 2001) накопленные материальные блага составляют 16% общего богатства в мире, природный капитал - 20%, накопленные вложения в человека (человеческий капитал) - 64%.

ством экономической политики, направленной на расширенное воспроизводство, повышение качества и уровня жизни населения. Неотъемлемой частью такой политики являются инвестиции в сферу образования, науки, здравоохранения и культуры, уровень развития которых определит не только место России в мире, но и будущее страны в целом. С теоретической точки зрения подразумевается, что само развитие человеческого капитала определяет цель и динамику общественного развития. И наоборот, развитие общества, государства можно рассматривать «через призму системных изменений в человеке в результате инвестиций в образование, здравоохранение, а также в совершенствование потребностей и совокупных (в том числе и трудовых) способностей индивидов». Такое понимание способствует исследованию количественных и качественных характеристик человеческого капитала, выявлению закономерностей его функционирования и воспроизводства, условий и стимулов накопления национального человеческого капитала.

В современной экономической литературе встречаются различные подходы к определению понятия человеческий капитал. В классических трактовках человеческий капитал представляется как запас знаний, навыков, мотиваций и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться в целях производства товаров и услуг, (У. Боуэн, 1978; Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова, 2010). Другие авторы сходятся на понимании человеческого капитала как меры воплощенной в человеке способности приносить доход (А. Мазин, Т. Раева, 2006; М. И. Бухалков, 2005, О. Королев, М. Янцов, 2007, Л. Шарок, 2007). Если следовать определению, предложенного Т. Шульцем, человеческий капитал представляет собой «источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе (Т. БИи^, 1968). В. П. Щетинин настаивает на том, что «сформированный в результате инвестиций запас здоровья, знаний, навыков, мотиваций... повышает рост производительности труда» (В. П. Щетинин, 2001). При всем кажущемся различии, высказанные точки зрения не противоречат тому, что в основе человеческого потенциала - совокупность физических и умственных способностей субъекта труда (рабочей силы) или, если быть точнее, личные качества человека, пользующиеся спросом и имеющие определенную цену на рынке труда. В данном контексте наиболее обобщающей выглядит трактовка, предложенная Л. А. Лавровой: «Человеческий капитал -это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков данного человека»

[7].

Другая группа экономистов предлагает рассматривать категорию человеческий капитал в единстве экономической и социальной составляющей. В частности, Дж. Кендрик, Л. Туроу, И. В. Соболева, Л. Г. Симкина, Р. М. Ка-малтдинова, Э. Н. Разнодежина включают в это понятие не только производительные качества человека и способность получать доход, но и социаль-

ные, мировоззренческие и морально-этические качества. Л. Г. Симкина утверждает, что человеческий капитал - это «принципиально новое социально-экономическое явление, форма экономической жизнедеятельности, присущая современной экономике...» [9]. В состав человеческого капитала Л. Туроу включает такие свойства человека как «уважение к политической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспитания и образования.» [10].

Таким образом, в современных трактовках под человеческим капиталом понимается совокупность способностей человека, сформированных в процессе совершенствования личности на основе использования финансовых, социальных, интеллектуальных, культурных, информационных и творческих ресурсов под влиянием мотивационных и стимулирующих моментов, учитывающих человеческие потребности [4]. Под творческими ресурсами понимаются индивидуальные способности к созданию новых решений различных задач, создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей, а результатом творчества являются инновации. К основным факторам развития творческого потенциала человеческого капитала относятся: социальные условия развития личности, общий уровень знаний и их доступность, предрасположенность личности к творческому процессу, наличие мотивации в решении поставленных задач. В свою очередь, мотивация отражает наличие побудительных причин к действию, в основе которых лежат человеческие потребности, а также выступает движущей силой развития творческих способностей и накопления интеллектуальных способностей.

Такое расширенное понимание человеческого капитала позволяет учесть все многообразие элементов и факторов, влияющих на воспроизводство человеческих ресурсов и уровень жизни; определить их значительные особенности и реальную роль в жизнедеятельности человека в социальном государстве. Все это имеет важное практическое значение, так как содержательное наполнение понятия «человеческий капитал» позволяет сделать необходимые выводы о состоянии человеческого капитала общества, определить направления инвестиций в его развитие, а следовательно - дать объективную основу для проведения соответствующей государственной политики.

Исходя из представленной трактовки элементы человеческого капитала (они же формы реализации и виды инвестиций) человеческий капитал может принимать различные формы [6]. Типичными формами человеческого капитала являются следующие виды деятельности:

1. Образование. В различных видах оно является главным из направлений деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств. Среднее число накопленных лет образования можно считать обобщенным показателем запасов общего человеческого капитала, которыми располагает та или иная экономика. По состоянию на 2008 г. среднее число накопленных лет образования в расчете на одного занятого приближается к отметке 13 лет. В 2008 году на одного «среднестатистического» россиянина приходится около 10 лет обучения в общеобразовательной школе, более полугода - в системе НПО, около года -

в ссудах и около полутора лет - в вузах [5]. Среди отраслей лидерами по объемам накопленного человеческого капитала в расчете на одного работника выступают финансы, государственное управление, наука и образование, тогда как аутсайдерами - сельское хозяйство и ЖКХ. У «лидеров» среднее число накопленных лет образования варьирует в диапазоне 14-15 лет, у «аутсайдеров» - в диапазоне 11-12 лет. Среди отраслей промышленности наиболее обученной рабочей силой располагает ВПК (со средней продолжительностью формальной подготовки работников 13,7 года) наименее обученной - легкая и пищевая промышленность (со средней продолжительностью формальной подготовки работников 11-12 лет).

За последние двадцать лет резко изменилась структура вовлеченности детей и молодежи в те или иные формы обучения. Почти вдвое, с 9,65 до 5,1 млн., сократилось число детей, посещающих дошкольные учреждения, и примерно на треть - посещающих школу (с 21 до 13,4 млн.). Произошло двукратное снижение числа обучающихся по программам начального профессионального образования (НПО) и примерно на 10% - обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО). Зато количество студентов ВУЗов более чем в два раза увеличилось - свыше 6,2 млн. человек в 2008 г. против 2.8 млн. в 1989 г.

Относительные затраты на воспитание ребенка в детском саду из бюджетных средств увеличились с 16 до 22% среднегодовой зарплаты, а с учетом средств населения - 27%. Относительные затраты на обучение в школе выросли более чем в 2,1 раза и к концу 2000-х составили 24% среднегодовой зарплаты в экономике, если учитывать только бюджетные средства, и 26%, если учитывать и средства населения. В системе начального профессионального образования относительные бюджетные затраты на одного обучающегося снизились с 32 до 26%. В целом затраты семей повторяют профиль относительных бюджетных затрат конца 1980-хх. Различия состоят лишь в том, что в среднем на протяжении первых двадцати лет жизни человека в конце 1980-х гг. государство инвестировало в его образование и воспитание ежегодно около 17% среднегодовой зарплаты в экономике, а семьи в конце 2000-х гг. - всего 6% [1].

Как выглядит запас человеческого капитала, накопленный Россией, в свете международных сопоставлений? По оценкам Бэрроу и Ли, в 2000 г. она имела один из самых высоких в мире образовательных уровней. Для населения в возрасте 15 лет и старше средняя фактическая продолжительность обучения достигала 10 лет, для населения в возрасте 25 лет и старше - 10,5 года. По среднему числу лет обучения Россия опережала не только другие страны БРИК и постсоциалистические страны, но и большинство развитых стран [5].

Большинство ученых и практиков сходятся на мнении, что в настоящее время российское высшее образование имеет плохое качество и, по сути, является пустым расходованием бюджетных средств. Из числа людей, имеющих высшее образование, 33% выполняют работу, не соответствующую профилю их образования [6]. Значительная часть трудовых ресурсов страны переживает в настоящее время уже третью волну депрофессионализации, ко-

торая началась в конце 1990-х. Ее правильнее назвать периодом нарушения закономерностей профессионального становления, иначе говоря - нарушением основ выбора профессии. Сегодня складывается ситуация, когда, во-первых, потенциальный субъект конкретной деятельности (обучающийся там, куда сумел попасть) не готов погружаться в соответствующую профессиональную стихию (не хочет, не способен), во-вторых, стремительно тает прослойка преподавателей, способных обеспечить высокий уровень образования [11].

2. Обучение (производственная подготовка). Оно может быть профессиональным, т.е. направленным на приобретение знаний и навыков в области профессиональной деятельности, или специальным, нацеленным на приобретение особых умений. Оно может проводиться как в процессе работы (ученичество), так и в отрыве от нее - на специальных курсах. Обучение также может подразделяться на общее (повышение уровня грамотности) и специальное (навыки для определенного вида работы или учреждения). Обучение также составляет большую часть инвестиций в человеческий капитал.

Как показывает практика работы российских фирм, сегодня повышение квалификации не сопровождается расширением кругозора работников, освоение ими смежных специальностей. Оно сводится по сути лишь к прохождению банальных тренингов, направленных на наращивание той части человеческого потенциала, которая представляет собой специфический актив, так что ее применение за пределами данной компании не принесет пользы работнику.

3. Здоровье и питание. Различного рода услуги по охране здоровья и организации питания также представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость и смертность, и помогают сохранить здоровье и, соответственно, увеличить длительность продуктивного периода жизни. По мнению ряда авторов, капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще.

За 1990-2008 годы общая заболеваемость на 100 тыс. человек выросла на 45%, первичная заболеваемость - на 19%. Особенно выросла заболеваемость онкологическими (на 85%) и сердечнососудистыми (в 2,3 раза) заболеваниями, требующими наиболее значительных расходов на лечение [12].

В России вновь набирают силу причины смерти, характерные для населения развивающихся стран с низким уровнем жизни и отсутствием развитых социальных институтов, ответственных за формирование и сохранение здоровья. Результатом этого регресса явилось увеличение в структуре смертности населения трудоспособного возраста совокупной доли смертей от болезней органов пищеварения, инфекционных и паразитарных болезней и болезней органов дыхания - с 9,8% у мужчин и 8,2 у женщин в 1990 г. до 15,9% и 17,9 соответственно в 2006 г.

Обращают на себя внимание более высокие темпы роста смертности женщин трудоспособного возраста от перечисленных причин. Опережающий рост смертности от болезней социального неблагополучия свидетельствует о

маскулинизации смертности женского населения, т.е. о том, что женская смертность приобретает черты мужской, которая в России чрезвычайно высока. Негативные последствия этого процесса усугубляются наиболее высокими темпами роста смертности в младшем трудоспособном возрасте (до 40 лет), что наносит более существенный ущерб продолжительности жизни [8].

В последние годы государство сделало достаточно серьезные вложения в здравоохранение, но по отношению к ВВП они остаются практически на неизменном уровне и существенно уступают соответствующим расходам западноевропейских стран (3,2% в 2009 году по сравнению с 6-9% в большинстве стран ЕС).

4. Мотивация. Сам по себе запас знаний, способностей, здоровья представляет собой потенциальные возможности человека, которые должны быть приведены в действие и реализованы. Реализация таких возможностей осуществляется при наличии мотивации и стимулирование через порождение экономического интереса. В данном контексте речь идет мотивации как о форме выражения потребностей и интересов, носителями которых является человек, собственник, общество. Потребности и способности в равной степени являются важнейшими экономическими ресурсами и потребительной силой, которая порождает волю, ответственность и активность, то, что необходимо для реализации потенциальных возможностей [4].

В настоящее время эксперты указывают на проблемы снижения трудовой мотивации среди российского населения (прежде всего, у молодых людей), массовую депрофессионализацию, нарастание в обществе настроений социальной апатии, гражданского безразличия [2]. Затруднения с получением образования, выбора профессии, трудоустройства, социального определения, создания семьи, устройством быта, рождением и воспитанием детей, организации оздоровления, досуга провоцируют рост миграционных настроений, угрожая устойчивому социально-экономическому развитию российского общества.

Таким образом, несомненным является взаимосвязь профессиональных умений человека, определяющих его потенциал и способности (образование и обучение) со здоровьем в широком понимании. Различного рода услуги по охране здоровья и организации питания также представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость и смертность, и помогают сохранить здоровье и, соответственно, увеличить длительность продуктивного периода жизни.

В этих условиях требуется целенаправленная социально-экономическая политика, последовательное реформирование социальной сферы, составной частью которой должна стать система государственных мер, направленных на восстановление человеческого капитала страны.

_Литература_

1. Андрущак Г. Девальвация диплома// Эксперт. - 2011. - № 14 (748). - С. 36-38

2. Дубровская Т. А. Социальная адаптация молодого поколения в условиях общества с рыночной экономикой/ Т. А. Дубровская, А. А. Гузило-ва// Человеческий капитал. - 2010. - № 7. - С. 539

3. Иохин В. Я. Национальная модель устойчивого развития России// Экономическая теория в XXI веке - 4 (11): Институт экономики/ Под ред. Ю.М. Осипова, В. С. Сизова, Е.С. Зотовой. - М.: Экономиста, 2006. - С. 358

4. Камалтдинова Р. М. Рыночная мотивация формирования и развития человеческого капитала/ Р. М. Камалтдинова, Э. Н. Разнодежина. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 23

5. Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - С. 13

6. Козырев А. Н. Разработка теоретических подходов к экономическим измерениям человеческого капитала/ А. Н. Козырев, Т. Д. Березнева, Ю. В. Козырь и др.// Модернизация и экономическая безопасность России: Т 1/ Под ред. акад. Н. Я. Петракова. - М.: ИД «Финансы и Кредит», 2009. - С. 445

7. Лаврова Л. А. Экономический рост и человеческий капитал: Монография/ Л. А. Лаврова; науч. ред. Р. Г. Смелик. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. - С. 18

8. Ме дико-демографическая характеристика населения трудоспособного возраста// Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 4

9. Симкина Л. Г. Накопление человеческого капитала и тенденции распределения доходов [Текст]. - СПб.: «НЕСТОР», 1999

10.Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир/ Пер. с англ. А. И. Федорова. - Новосибирск: Сибирский хронометр, 1999. - 227 с.

11.Черемошкина Л. О необходимости системного подхода к изучению и управлению развитием человеческого капитала// Человек и труд. - 2011. -№ 1. - С. 22- 24

12.Шейман И. Здравоохранение: что изменилось за двадцать лет?// Эксперт. - 2011. - № 14 (748).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.