Научная статья на тему 'Активизация человеческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития'

Активизация человеческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РАБОТНИКИ-НОВАТОРЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СФЕРЫ РАЗВИТИЯ. / INNOVATION ECONOMY / WORKERS-INNOVATORS / CREATIVE POTENTIAL / DEVELOPMENT SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова Л. Ш.

Главный ресурс инновационной экономики в работниках-новаторах. Чем выше творческий потенциал, тем эффективнее очередное поколение технического оснащения рабочих мест, тем значимей и продуктивней инновации, тем выше общественная производительность труда и выведение ресурсов для создания техники и технологий очередного поколения. В этой связи необходимо заранее искать оптимальные системы стимулирования работников сферы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Potentials Stimulation as a Factor of Sustainable Economic Development

It is noted that the principal resource of innovation economy depends on the workers-innovators. The higher the creative potential the more effective is the next-in-turn generation of technical equipment of workplaces, the more significant and productive are the innovations, the higher is social labor productivity and the resources for development of new facilities and technologies. In this connection it is necessary to prospect beforehand for optimal systems of stimulation the workers of the development sphere.

Текст научной работы на тему «Активизация человеческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития»

Активизация человеческого потенциала как фактор устойчивого экономического развития

Л.Ш. Алимова, соискатель, Саратовский государственный социально-экономический университет

Под экономическим развитием понимается целенаправленное, прогрессивное изменение состава, взаиморасположения и взаимодействия элементов, уровня и качества функционирования производственной системы, повышающее ее эффективность [5]. В научный анализ при исследовании содержания экономического развития обязательно должны вводиться такие понятия как цель, задачи, мотивация, ценностные ориентации, институты, определяющие направленность развития. Экономическое развитие предполагает оценку направленности экономического процесса, определение цели, мотивов, средств достижения, и сопровождается значительными институциональными изменениями.

В экономическом развитии роль человека двояка: он выступает как в качестве фактора производства, так и в качестве основного критерия развития. Рост без развития возможен, а экономическое развитие происходит лишь там и тогда, где и когда осуществляется развитие человека, накопление человеческого потенциала.

В контексте данных тенденций происходят следующие важные изменения в механизме экономического развития: эволюция статуса человека в экономической системе общества, изменение содержания и соотношения понятий «рабочая сила» и «капитал», необходимость мониторинга разрабатываемых и применяемых средств производства в целях своевременной подготовки работников должной квалификации, изменения в структуре и технологии трудового процесса, рост значимости творческой составляющей, негибкость творческого потенциала трудовых ресурсов и непрозрачность динамики социальных мотивов потребителя, изменение структуры и факторов производства, инновационная переориентация экономики и т.д.

Влияние факторов на экономическое развитие непостоянно и меняется в зависимости от варианта сочетания различных условий и конкретной экономической ситуации. Преодоление диспропорциональности, вызванной недостаточным обеспечением тем или иным фактором, сопровождается повышением положительного влияния данного фактора на темпы экономического роста при его изменении в сторону достижения сбалансированности всех элементов производства. Ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы раз-

вития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста.

Все факторы экономического роста и развития можно разбить на ряд групп: ресурсные, производственные, мотивационные, структурные, рыночные и институциональные. Между этими факторами существуют сложные связи и взаимозависимости, часть из них является взаимозаменяемой в определенных размерах и при определенных условиях. От производственных и мотивационных факторов зависит эффективность использования ресурсных факторов, а структурные и институциональные факторы влияют на вовлечение ресурсных, производственных и мотивационных. Использование различных групп факторов для повышения темпов экономического роста зависит от субъектов. Так, степень влияния производственных факторов зависит от руководителей, специалистов и трудовых коллективов предприятий, тогда как значимость мотивационных и институциональных определяется экономической политикой государства.

В современных условиях на первый план среди факторов экономического развития выходит активизация человеческого потенциала. Человеческий потенциал представляет собой запас знаний, здоровья, опыта, навыков, способностей, мотивов, компетенций, уровень развития и реализации которых повышает или снижает продуктивность жизнедеятельности общества. Под качеством человеческого потенциала понимается мера его развития, отвечающая (или не отвечающая) потребностям общества. Это интегральная (качественно-количественная, объективная и субъективная) характеристика физического, духовно-нравственного и социально-профессионального развития людей, раскрывающая потенциальные возможности и способности их участия в производстве, социокультурной и общественной жизни.

Понятие «человеческий потенциал» довольно близко по смыслу понятию «человеческие ресурсы». Человеческие ресурсы — это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный определенный уровень знаний, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства и чье формирование требует затрат индивида, фирмы и общества [2]. Человеческий потенциал

представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к определенному месту и времени. Таким образом, эти понятия отличаются уровнем абстракции: понятие человеческий потенциал более конкретно.

В общем виде человеческий потенциал — это совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность общественного воспроизводства [4]. Реализуется человеческий потенциал в процессе функционирования человеческого капитала и человеческих ресурсов.

Нереализованные человеческие способности, дарования, знания и навыки рассматриваются как особая форма человеческого потенциала: они являются неотъемлемым личным достоянием и богатством человека, в перспективе могут обеспечить своему обладателю получение более высокого дохода, их формирование требует от индивида, фирм и общества значительных затрат.

Для эффективного функционирования человеческого потенциала на любом уровне все его составляющие элементы должны соответствовать друг другу по количественным и по качественным характеристикам. Диспропорции между отдельными активами человеческого потенциала могут порождать сбои экономического развития на более высоких уровнях.

Отдачу от человеческого капитала можно рассматривать под несколькими углами зрения. Во-первых, она может выступать как в денежной, так и в неденежной форме. Во-вторых, в ней можно выделить потребительскую и инвестиционную составляющие. В-третьих, можно говорить о внутренних (частных) и внешних (экстер-нальных) эффектах, связанных с инвестициями в человека.

Таким образом, между степенью развития человеческого потенциала и устойчивым экономическим развитием есть прямые и обратные связи: с одной стороны новое качество экономического роста проявляется в ускоренном накоплении человеческого потенциала, с другой стороны — активизация человеческого потенциала создает мультипликационный эффект экономического роста, а именно:

а) проявляясь в составе ресурсных факторов, человеческий потенциал является лимитирующим фактором роста производительности труда;

б) проявляясь в составе структурных факторов, диспропорции в человеческом потенциале вызывают структурную несбалансированность рынка труда;

в) проявляясь в составе мотивационных факторов, качество человеческого потенциала влияет на степень сбалансированности корпоративных интересов;

г) проявляясь в составе институциональных факторов, человеческий потенциал является лимитирующим фактором для роста сбережений, внутреннего спроса, внедрения инноваций.

Важным компонентом трудового потенциала становится компетентность работника — обязательный набор социально-психологических характеристик, составляющих традиции и философию деятельности предприятия. Развитие человеческого потенциала предполагает формирование современной инфраструктуры инновационных проектов и стратегий развития. Особое значение приобретают так называемые «сквозные», или пронизывающие компетенции — возможности, которыми обладают люди по включению в современные процессы, в специфически человеческие формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации. Компетенции являются управляющей инстанцией по отношению к ряду человеческих качеств: объему знаний, навыкам, привычкам, способностям.

Такие составляющие человеческого потенциала как образование, здоровье и культура, кроме индивидуальной полезности для личности имеют отложенный во времени вторичный эффект в виде интеллектуального развития населения и качественного улучшения общественной среды. Общество сознательно в соответствии со своими целевыми установками поощряет личные инвестиции в здоровье и образование и дополняет их государственными инвестициями. Таким образом, государство призвано и способно улучшить распределение ресурсов и активизировать человеческий потенциал.

Можно выделить следующие направления активизации человеческого потенциала как фактора экономического развития: инвестирование в человеческий потенциал на нано-, микро- и макроуровнях; развитие новой системы мотивов и стимулов деятельности (смена экономических, направленных на повышение производительности труда, постэкономическими, касающимися творческой и интеллектуальной деятельности); повышение степени социальной ответственности бизнеса и государства.

Рассматривая инвестирование в человеческий потенциал как фактор его активизации, следует выделять инвестиции на нано-, микро- и макроуровне. Инвестиции в развитие человеческого потенциала детей являются как основой их собственного развития, так и базой для формирования совокупного человеческого потенциала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого потенциала, создаются базовые психофизиологические, умственные способности, формируется личность.

Превращение человеческого фактора в ведущую и определяющую производительную силу

по отношению к вещественному фактору происходит потому, что изменился в обратную сторону «временной лаг», т.е. разрыв в количестве лет, необходимых для смены технологий и подготовки кадров для них. Требование обновления диктуется не столько физическим износом, сколько моральным.

В создании активов человеческого потенциала весома роль отдельных компаний. Они способны создать самый эффективный «фон» для развития человеческого потенциала, поскольку владеют условиями для осуществления подготовки персонала, соответствующей текущим потребностям, обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Чем масштабнее вложения предприятий в человеческий потенциал, способствующие повышению профессионально-квалификационных характеристик работников, тем полнее этот потенциал используется, тем быстрее растут объемы выпускаемой продукции [3].

Роль государства в формировании человеческого потенциала достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам. К принудительным относятся обязательное формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: влияние на доходы через систему налогов и субсидий, регулирование цены используемых ресурсов (в частности, рабочей силы и креативных способностей).

Концепция развития человеческого потенциала включает в себя две важные идеи: одна из них — удовлетворение «базовых потребностей» человека и вытекающая отсюда патерналисти-ческая ответственность государства, другая — рассматривает экономический рост как средство, позволяющее увеличить расходы на развитие человека [1]. Вложения в обеспечение образования, здоровья, материального благосостояния являются ключевым элементом развития человека.

Специфика трудового ресурса заключается в том, что экономичность расходования сырья и энергии, результативность использования оборудования зависят не только от технического уровня производства, но и от работы людей, осуществляющих процесс производства. Работник является носителем инновационных знаний и способен активно влиять на совершенствование техники и технологий, поэтому живой труд остается главным ресурсом, а результативность его функционирования оказывает определяющее влияние на эффективность производства.

Человеческий потенциал располагает возможностями обеспечения интенсивного экономического роста через повышение общественной производительности труда: привлечение инвестиций и инновационное развитие. Качество как выражение интенсивного экономического роста целиком зависит от увеличения общественной производительности труда, обеспечиваемого осуществляемыми инвестициями. В конечном итоге интенсивный экономический рост будет таким, каким его предрешит воплотившийся в инвестициях труд научно-инженерных кадров, занятых в создании техники и технологий новых поколений.

Обеспечить интенсивный экономический рост означает обрести самых креативных и наиболее организованных создателей технических средств современного производства и эффективно простимулировать их. На основе повышения их производительности возможет выход на более высокий уровень общественной производительности труда, обеспечиваемый технологиями нового поколения. Чрезмерный перекос распределения национального дохода в пользу собственников капитала и других его получателей сдерживает экономический рост. Его перераспределение путем увеличения доли наемного труда будет способствовать не только достижению большей социальной справедливости, но и выступит действенной мерой по стимулированию роста производительности труда, ускорения технического обновления основных фондов.

В развитых странах рабочие места оснащены средствами труда, воплощающими огромное количество технических связей. Внутри этой системы возможностей совершенствования ее функционирования не меньше, чем во внешнем для нее мире, откуда ранее ученые и инженеры получали новые идеи. Эти технотронные рабочие места заняты высокообразованными профессионалами, которые понимают не только свои непосредственно трудовые операции, но и крупные блоки тех технических движений, составляющих функционирование рабочего места, и со временем неизбежно сталкиваются с возможностями совершенствования.

Главный ресурс инновационной экономики — в работниках-новаторах. Очевидна внутренняя закономерность инновационного инвестиционного цикла: чем выше творческий потенциал работников сферы развития, тем эффективнее очередное поколение технического оснащения рабочих мест, тем значимей и продуктивней инновации, тем выше общественная производительность труда и выведение ресурсов для создания техники и технологий очередного поколения. В этой связи необходимо заранее искать оптимальные системы стимулирования работников сферы развития.

Таким образом, необходимость активизации человеческого потенциала как фактора экономического развития связана с необходимостью преодоления противоречия между ожидаемой и реальной отдачей от человеческого капитала.

Литература

1. Вереникин, А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления / А.О. Вереникин // США-Канада. - 2007. - № 3. - С, 88.

2. Левин, А.И. Институциональные и экономические основы формирования человеческих ресурсов: автореф. на со-иск. уч.ст. канд. экон. наук. Саратов, 2005. — С. 6.

3. Марцинкевич, В. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика / В. Марцинкевич // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 9. - С, 31.

4. Саксельцев, И.Г. Человеческий потенциал современного российского общества (социологический анализ): автореферат на соиск. уч.ст. канд. социолог, наук. Саратов, 2006. — С, 10.

5. Четвертакова, В. Экономический рост и развитие / В. Четвертакова, И. Четвертаков // Экономист. 2008. — № 11. — С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.