Научная статья на тему 'Активизация социокультурного потенциала школы как условие личностного самоопределения учащихся старших классов'

Активизация социокультурного потенциала школы как условие личностного самоопределения учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инешина Л. Г., Панина С. В.

The article states that it is necessary to work at the formation of flexible and open space, favorable microclimate of moral mutual relations, productive cooperation and dialogue of subjects of personal self-determination. At the same time formation of schoolchildren' value system of relations, maintenance of conditions for growing persons to take social cultural values, getting personal sense of existence and life in society remain significant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activization of social and cultural potential as a condition of pupils' personal self-determination in senior forms

The article states that it is necessary to work at the formation of flexible and open space, favorable microclimate of moral mutual relations, productive cooperation and dialogue of subjects of personal self-determination. At the same time formation of schoolchildren' value system of relations, maintenance of conditions for growing persons to take social cultural values, getting personal sense of existence and life in society remain significant.

Текст научной работы на тему «Активизация социокультурного потенциала школы как условие личностного самоопределения учащихся старших классов»

нального и специального цикла возросла на

0,48 балла - 9,4 %. Во-вторых, использование информационной технологии обучения обеспечивает улучшение прочности знаний, навыков и умений и их сохраняемости на протяжении, как минимум, месячного срока на 3,0 %. В-третьих, сократилось в 1,2 раза время, отводимое на подготовку к контрольной работе и подготовку реферата. В-четвертых, активизировалась познавательная деятельность и повысилась мотивация обучающихся.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что все компоненты модели межпредметных связей учебной дисциплины находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Применение такой модели как части информационной технологии обучения является перспективным направлением совершенствования качества подготовки военных специалистов в вузе. Задача вышеназванной модели - обеспечить медпредметные

связи между изучаемыми дисциплинами на уровнях целепологания, отбора содержания, его структурирования, выбора форм, методов, средств обучения и т. д. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать процесс обучения, сократить время на подготовку специалистов и гарантированно достигать цели обучения.

1. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Изд. 2-е / под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.

2. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: моногр. М., 2000.

3. Образцов П.И. // Военная мысль. 2004. № 10. С. 55-60.

4. Образцов П.И. // Военная мысль. 2003. № 12. С. 17-23.

Поступила в редакцию 11.01.2007 г.

АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Л.Г. Инешина, С.В. Панина

Inyoshina L.G., Panina S.V. Activization of social and cultural potential as a condition of pupils’ personal self-determination in senior forms. The article states that it is necessary to work at the formation of flexible and open space, favorable microclimate of moral mutual relations, productive cooperation and dialogue of subjects of personal self-determination. At the same time formation of schoolchildren’ value system of relations, maintenance of conditions for growing persons to take social cultural values, getting personal sense of existence and life in society remain significant.

Современное российское общество провозглашает гуманистические и демократические идеи и ценности, которым соответствует постиндустриальная культурная парадигма образования, нацеленная на создание условий для развития, саморазвития и самоопределения личности, повышения эффективности и качества образовательного процесса [1]. И, как отмечают многие исследователи, гуманизация социокультурной образовательной среды школы является важнейшим фактором бесконфликтного вхождения развивающегося человека во взрослую жизнь, формирования личной идентичности, позиции субъекта личностного самоопределения.

В этой связи необходимо разработать педагогическое обеспечение активизации личностного самоопределения учащихся с учетом особенностей социокультурной среды школы.

Прежде всего, необходимо выяснить смысл ключевых понятий исследования, опираясь на системный анализ их определений, истолкований, даваемых различными авторами в психолого-педагогической, социологической и философской литературе. Такими ключевыми понятиями являются «самоопределение», «личностное самоопределение», «социокультурная среда».

Термин «самоопределение» используется в различных областях человекознания - в

социологии, педагогике, психологии для обозначения процесса взросления личности, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии. Так, Е.А. Климов характеризует понятие «самоопределение» как проектирование и построение учащимися своего жизненного пути, такого же взгляда придерживается Г.В. Данилова, В.В. Сафин выделяя процессуальную сторону самоопределения личности как овладение ею отдельными сферами жизни в жизнедеятельности в целом [2].

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности была предпринята Г.П. Никовым. Он исходит из характеристики самоопределившейся личности, которая для него является синонимом социально-созревшей личности. Другой точки зрения придерживаются К.А. Абульханова-Славская, Р. Бернс, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, считающие ключевым моментом в понимании сути самоопределения отношение человека к самому себе, от которого зависит его отношение к окружающим и окружающих к нему. При этом подчеркивается, оттого как складывается система отношений, зависит самоопределение и общественная активность личности. Иной подход у Э.Д. Днепрова, Е.В. Маликиной и других, которые рассматривают понятие «самоопределение» как самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к созидательной деятельности. Исследователи связывают самоопределение с осознанием личностью своих возможностей, причем рассматривают его как условие, а не как сущность самоопределения.

Интересен подход к проблеме самоопределения личности у Л.И. Божович, которая рассматривает данную проблему в возрастном аспекте и характеризует самоопределение как личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции человека [3].

В общем виде под самоопределением личности понимается сознательный акт выявления или утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, «центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных социальных отношений» [4]. Самоопределение означает умение гибко и быстро реагировать

на все культурные и социальные изменения в обществе, адаптироваться к ним через овладение необходимыми знаниями и навыками. Проанализировав различные истолкования понятия «самоопределение», мы прослеживаем три особенности в определениях этого термина. Самоопределение рассматривается как: проектирование жизненного пути; система отношений человека к самому себе; окружающим и окружающих к нему; самостоятельный этап социализации.

В литературе феномен «личностное самоопределение» рассматривается как нахождение самобытного «Образа - Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Важным для нас является высказывание Н. С. Пряжникова о том, что «человек не просто овладевает ролью, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим мониторингом, когда окружающие могут сказать не просто о хорошем «семьянине», «учителе», «руководителе», а «уважаемом человеке», чья жизнь в глазах окружающих является целым событием» [5].

Проблема формирования личностного самоопределения растущего человека во многом зависит от тех условий, в которых происходит социализация учащихся. В настоящее время социокультурная среда во многом определяет траектории развития личности. Для выявления возможностей социокультурной среды для личностного самоопределения необходимо вначале рассмотреть понятие «социокультурная среда».

Под социокультурной средой понимается определенная система «среда - личность», так как в ней существует внутренняя связь условий и деятельности, их взаимопроникновение. Функции данной системы показывают ее двойственность: с одной стороны, дают представление о возможном направлении и содержании процесса развития личности, с другой стороны, определяют происходящие структурно-организационные изменения самой среды в результате взаимодействия с личностью, усложнение этих взаимодействий. Личность ребенка находится в центре социокультурной среды, поскольку только в этом случае возможно произвести оценку социокультурной среды с позиции наличия в ней воспитательного потенциала [5].

В целях изучения эффективности взаимодействия школы и социокультурной среды и решения намеченных задач обеспечения взаимодействия всех заинтересованных институциональных и неинституциональных образований были проанализированы возможности средней общеобразовательной школы № 5 г. Якутска, где осуществлялась опытно-экспериментальная работа, для формирования личностного самоопределения учащихся.

Анализ обследования показал, что содержание образования определенным образом нацеливает воспитательный процесс учреждений на организацию успешного формирования личностного самоопределения во взаимодействии с социокультурной средой. В учебно-воспитательном плане образовательного учреждения СОШ № 5 г. Якутска заложены определенные возможности для организации формирования и развития личности школьника и взаимодействия школы с социокультурной средой и предусмотрен следующий комплекс мер: обеспечение интеллектуального и личностного формирования детей на основе демократизации и гуманизации учебно-воспитательной деятельности; формирование духовного и нравственного облика учащихся; усиление физического и трудового воспитания учащихся; воспитание и формирование творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в обществе; совершенствование методов и средств по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; активизация работы с родительским социумом. При выборе основных направлений экспериментальной работы учитывались следующие противоречия, имеющиеся в практике работы средних образовательных учреждений:

- между стремлением общества выйти на новый уровень экономического, социального и политического развития и несоответствием воспитательно-образовательной системы этому стремлению;

- между унифицированной системой школьного образования и необходимостью учета в воспитании и обучении личностных особенностей развития школьников;

- между потребностями растущего человека в личностном самоопределении и отсутствием целостной системы педагогического обеспечения данного процесса.

Перестройка учебно-воспитательной работы школы предполагала учет потребностей микросоциума, преобразование его в открытую социально-педагогическую систему

(создание и расширение Совета родителей и Попечительского совета), организацию работы учителей по педагогизации среды, локальное использование потенциальных возможностей городского быта, богатства народной педагогики, отработку содержания и организацию разнообразных видов деятельности детей в микрорайоне школы (в мастерских, студиях, лабораториях, подростковых клубах и т. д.).

В качестве основных направлений опытно-экспериментальной работы нами выбраны: 1) организация систематического взаимодействия всех субъектов личностного самоопределения учащихся (школы, личности, семьи, дошкольных и внешкольных учреждений и культурных центров микрорайона, неформальных и этнических общностей и др.); 2) функционирование школы как открытой и целостной самоорганизующейся социокультурной системы; 3) ориентация педагогического процесса на духовность как необходимый компонент гуманизации и гуманитаризации образования; 4) популяризация культуры народов мира, России и республики, использование школой нравственных социокультурных ценностей, национальных традиций, обычаев, народного творчества, традиционных видов деятельности; 5) преподавание элективных и базовых культурологических курсов, синтезирующих гуманитарные знания и гуманистические представления о человеке, природе, обществе; 6) поэтапное ознакомление учащихся с технологией личностного самоопределения путем преподавания учебных курсов «Я в мире людей» (1-4 кл.), «Познай себя» (7-8 кл.), «Психология общения» (9 кл.), «Технология личностного самоопределения» (10-11 кл.) и др.; 7) осуществление психолого-педагогической поддержки формирования личностного самоопределения старшеклассников с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся; 8) организация разнообразной внеучебной деятельности учащихся старших классов по приобщению к мировой, российской и этнической культурам.

Мы исходили из того, что замена действующей в современных условиях дисципли-

нарно ориентированной модели обучения на модель проектно-созидательную, разработанную на основе гуманистического подхода, изменит традиционное понимание учителей о процессах овладения детьми знаниями об окружающем мире и месте индивида в нем. Логика такой модели базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины посредством совершенствования системы образования: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования инновации, творческого исследования.

С первых дней работы в школе в экспериментальном режиме ее деятельность строилась на принципах гуманистической направленности, культуросообразности, преемственности, интеграции, вариативности. Продуктом образовательной деятельности для нас выступал выпускник - физически здоровый, духовно богатый, высокоинтеллектуальный, адаптированный к современной жизни. Мы стремились в своей деятельности воплотить идею воспитания личности, гармонично взаимодействующей со средой и природой.

Школа в ходе эксперимента сформулировала следующие воспитательные задачи: 1) помочь учащимся в личностном самоопределении; 2) создать максимально благоприятные условия реализации личностного потенциала учащихся в социокультурной среде.

Участие в экспериментальной работе по созданию благоприятных условий для формирования личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде, кроме внедрения новых элементов в деятельность школы, потребовало модернизации и обновления уже имеющихся структур. Начало этому процессу было положено организацией специальных семинаров для группы педагогов-экспериментаторов, а затем к этой работе подключился весь коллектив.

Обновление содержания воспитательного процесса, выстраиваемого на основе единой программы воспитания, рассматривалось в ходе специальных занятий с педагогами школы и включало следующие вопросы: цель, закономерности, принципы, программа воспитания, организация воспитательного процесса, отношение как содержание воспитания, социокультурная среда как средство

формирования личностного самоопределения школьников, методика создания индивидуальных вариантов программы воспитания.

Новое содержание воспитательного процесса обеспечивалось обновленными методическими формами работы с учащимися, поэтому вторым направлением подготовки педагогов к осуществлению экспериментальной работы стали занятия по овладению современными методиками работы со школьниками. Эти занятия проходили в форме «мастер-классов»: педагог, освоивший новую методику, демонстрировал ее коллегам на примере работы со своим классом, позже обсуждалось увиденное, отмечались особенности проведения подобного мероприятия, достоинства и недостатки.

Третьим направлением профессиональной подготовки были занятия педагогической технологии. В содержательном плане рассматривались такие вопросы, как: технология педагогического общения, педагогические требования, оценки конфликта, информативного воздействия, создание психологического климата, ситуации успеха, этической защиты и другие.

В целом, проведенная работа с педагогами позволила внедрить в воспитательный процесс новые методики работы с учащимися, а в содержательном рассмотрении учебной информации на уроках перейти от информационно-репродуктивной системы - к поисково-творческой.

В процессе учебной деятельности мы старались направить педагогический процесс в старших классах на формирование у школьников ответственного отношения к учебе как основному труду, развитие учебных и познавательных интересов, творческих способностей. Этому способствовало проведение различных олимпиад по учебным предметам, познавательных конкурсов, развивающих игр, факультативных занятий, спецкурсов.

Для индивидуализации обучения учителями освоены инновационные технологии и методы обучения. Использование их в учебном процессе позволило построить индивидуальные образовательные траектории в следующих направлениях: содержательном (вариативные учебные планы и образовательные программы); деятельностном (специальные педагогические технологии); процессуальном (организационный аспект).

В качестве педагогической поддержки использовались различные технологии и инновационные методы обучения. Так, в начальной школе учителя применяли дидактическую систему развивающего обучения Л.В. Занкова, образовательную систему «Школа - 2000», в среднем звене - интегрированное обучение, игровые технологии, педагогические технологии на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) и др., в старших классах - модульное обучение, технологию Шаталова, метод «проектов», технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре.

Для формирования индивидуальных траекторий образовательного маршрута учащихся педагогическим коллективом школы на выбор школьникам стали предлагаться следующие спецкурсы: «Риторика», «Лингвистика английского языка», «Психология личности», «Практикум решения задач по физике для поступления в технические вузы», «Комплексная подготовка к сдаче ЕГЭ», «Технология проектирования моделей одежды», «Речевая стилистика», «Теория и практика сочинений разного жанра», «Информационная культура личности», «Граждановедение», «Искусство делового общения», «Я и мир профессий», «Я и моя профессиональная карьера», «Познай себя», «Проектная деятельность», «Организация научно-исследовательской работы с учащимися», «Психология общения» и др.

Применение различных педагогических технологий и инновационных методов, преподавание курсов по выбору способствовали, с одной стороны, совершенствованию учебного процесса, с другой - организации личностного подхода к учащимся в процессе обучения. Курсы по выбору расширяли представления школьников об индивидуальнопсихологических особенностях, давали знания о технологии самопознания, актуализировали необходимость формирования образа «Я» и составления программы саморазвития. Построение индивидуальных траекторий образовательных маршрутов школьников в ходе опытно-экспериментальной работы создавало основу для формирования личностного самоопределения, вследствие использования индивидуального подхода к учащимся. Организация учебного процесса, основанного на гуманистических принципах, способство-

вала созданию необходимых предпосылок для успешной социализации школьников в социокультурной среде школы.

Для усиления активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения стала осуществляться работа по созданию гибкого и открытого пространства, благоприятного микроклимата нравственных взаимоотношений, продуктивного сотрудничества и диалога субъектов личностного самоопределения старшеклассников по принципу вариативности многообразных, кооперированных связей и отношений, организации социокультурной ориентированности совместных воспитательных дел, ресурсной поддержки социокультурных программ.

По результатам анкетирования учащихся и родителей, проведенного на констатирующем этапе педагогического эксперимента, установлено, что педагогизация социальной среды является насущной потребностью: около 30-40 % воздействий на детей и подростков приходится на школу и 60-70 % - на окружающую социокультурную среду.

Вследствие этого в экспериментальной деятельности выбрана ориентация на усиление воспитательного потенциала семейного социума. Поскольку мы считаем, что без изменения отношения к личности, без уважения к другим, без самоуважения невозможно оздоровление общества и реализуемого в нем посредством семьи и школы воспитательного процесса. Эффективность воспитательной работы повышается при условии сочетания активной позиции детей, педагогов, семьи, путем вовлечения их в процесс педагогического сотворчества.

Система воспитания в школе стала строиться с активной опорой на семейный социум, воспитательные возможности среды, богатство народной педагогики и традиций. При этом учитывалось взаимодействие воспитательных учреждений, материальная база воспитания. Ведущими идеями при реализации основных направлений работы стали следующие: 1) система непрерывного воспитания, ориентированная на различные возрастные группы, предполагает активное включение в эту работу общественности, населения, семьи; 2) деятельность всех воспитательных институтов направлена на формирование и развитие личности школьника по-

средством оздоровления социокультурной среды.

Проведенное нами изучение социальнопсихологического климата в семье показало, что только 23 % родителей проводят свое свободное время с детьми и интересуются, приходя в школу, удачами и проблемами детей в образовательном учреждении. Каждая шестая семья - неполная, 25 % неблагополучных семей. Более 77 % от общего числа учащихся микрорайона - это дети из семей рабочих промышленных предприятий города, только 25 % родителей имеют высшее и среднее специальное образование. Представленные данные коррелируют с информацией, полученной от детей о совместном проведении досуга с родителями: театры и художественные выставки вместе с родителями посещают менее 15 % детей; на праздники, проводимые в городе, ходят вместе с родителями, в основном, дети начальной школы; во время отпусков культурно-просветительные учреждения (театры, музеи и т. п.) посещает лишь десятая часть от опрошенных.

Таким образом, для усиления активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения необходимо осуществлять работу по созданию гибкого и открытого пространства, благоприятного микроклимата нравственных взаимоотношений, продуктивного сотрудничества и диалога субъектов личностного самоопределения старшеклассников по принципу вариативно-

сти многообразных кооперированных связей и отношений, организации социокультурной ориентированности совместных воспитательных дел. При этом значимым становится формирование у школьников ценностносмысловой системы отношений, обеспечение условий для интериоризации растущим человеком социокультурных ценностей, приобретения личностных смыслов собственного существования и жизнедеятельности в обществе.

1. Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка. М., 2005.

2. Рубцова С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.

5. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения: теория и практика подготовки учителя. Кемерово, 2004.

6. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга, 2000.

Поступила в редакцию 28.12.2006 г.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ И.Н. Скрипкин

Skripkin I.N. On the problem of profile training in contemporary Russian schools. The article reveals the difficulties hampering the profile training at schools and pedagogical conditions which will allow improving the efficiency of profile education. The author enumerates the ideas capable of becoming the basis for forming educational system in Russia.

Профильное обучение позволяет доби- чению имеет ряд трудностей, связанных как

ваться высоких результатов учебного труда организационными аспектами, так и с дидак-

за счет ориентации учебного процесса на по- тическими характеристиками самого про-

знавательные способности и интересы уча- фильного обучения и, прежде всего, с игно-

щихся. Однако переход к профильному обу- рированием познавательных возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.