УДК 37.013
Э.И. Печерица
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Томский государственный педагогический университет
Необходимость повышения результативности воспитательной работы требует от современной школы внедрения новых организационных форм социализации детей, подростков и старшеклассников. В данном направлении сделано немало: разработаны программы с разными подходами, проводятся семинары и конференции, выпускаются учебные пособия, созданы общественные организации и центры гражданского образования. Вместе с тем остаются и нерешенные проблемы. Одной из них является определение соотношения учебной и внеучебной работы и умелое использование ее ресурсов для социального воспитания школьников.
Главным предназначением гражданского воспитания является формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к полноценной самореализации каждого в обществе и государстве. Формирование человека-гражданина, личности, которой присущи гражданские качества, возможно в ходе включения его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Поэтому наиболее эффективным в гражданском воспитании является использование практико-ори-ентированных и интерактивных методов. Как показывает опыт, наибольшим социальным потенциалом для гражданского воспитания современных подростков обладает игровая деятельность.
Одним из примеров такой практики можно указать городскую детско-юношескую ассамблею, программа которой уже на протяжении четырех лет проводится для школьников г. Томска на базе Дома детского творчества «Планета». Первый трехлетний этап ассамблеи был направлен на исследование проблем толерантности и миротворчества и социальное проектирование. Согласно законам игры-эпопеи у программы есть легенда, эмблема, песня. Легенда первого этапа игры состояла в том, что представители команд, учащиеся общеобразовательных томских школ являются жителями фантазийных стран, прибывших на Землю для того, чтобы восстановить Рецепт согласия и дружбы и помочь людям Земли научиться жить, общаться и решать проблемы мирным путем. В ходе первого этапа игры (а она продолжалась с ноября 2004 г. по апрель 2005 г.) ребята вместе пережива-
ли День великого переселения, деловую игру «В одной связке», форум «Вместе». Во время проживания этих событий ребята проверяли на прочность жизнеспособность разработанных ими гуманистических идей, провозглашенных в Правилах мирного сосуществования и Рецепте согласия и дружбы. Каждый в команде действовал согласно самостоятельно выбранной роли - историк, творческий деятель, журналист, мудрец, государственный деятель, этнограф, ученый. Для того чтобы оставить память о своих идеях и инициативах, ребята пишут Энциклопедию юных миротворцев, первые разделы которой уже опубликованы. На втором этапе участники проводили социологическое исследование «Толерантность и конфликты», разрабатывали собственные методики «Шаги к мирному разрешению конфликта», на третьем этапе осуществляли собственные миротворческие социально значимые проекты «Младшим школьникам о взаимопонимании», «Наш детский дом», «На пути к взаимопониманию», «Мир дому твоему».
В настоящее время реализуется второй трехлетний этап, в ходе которого деятельность участников объединяется тематическим блоком о роли личности в истории, о том, что значит быть гражданином и как усилия простых людей помогут изменить жизнь общества к лучшему. Сюжетная основа игры построена увлекательно и современно, ход ассамблеи проектируют сами участники, подростки 13-16 лет. В ней по-прежнему участвуют стабильно существующие команды школьников из общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Отличительная особенность ассамблеи заключается в использовании образовательно-воспитательного потенциала иностранных языков. Ребятам был предложен выбор: общение в рамках ассамблеи происходит либо на английском, либо на русском языке. В результате сформировалось два направления: 8 команд для проведения программы на английском языке и 6 команд - на русском языке. В 2008-2009 учебном году по желанию школьников и учителей г. Томска планируется открытие нового направления - 6 команд учащихся для проведения ассамблеи на немецком языке. Таким образом, в результате нескольких лет поисков был
найден эффективный способ интеграции урочной (иностранных языков, истории обществознания) и внеурочной деятельности. В итоговом анкетировании ребята высказали свои мнения о том, как повлияло на них участие в ассамблее: «я стала активной и смелой», «спасибо за возможность проявить себя», «я научился общаться и работать в команде», «спасибо за новые знания, эмоции и настроение», «я стал лучше общаться на английском языке», «мы сдружились и нашли в себе новые качества», «такие проекты делают наши сердца чище, мысли светлее и людей вокруг счастливее», «побольше таких проектов!». Добрые отзывы, теплые слова благодарности всех участников опроса послужили стимулом к продолжению и развитию дальнейших этапов программы. Ассамблея предоставила возможность ребятам не только применять предметные знания, но и добывать новые знания и приобретать социальный опыт посредством проектной, исследовательской и социально значимой деятельности. В условиях внеурочной деятельности,
Известно, что процесс гражданского становления школьников может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится. По мнению многих авторов, современному педагогу также необходимо приобретать и обогащать собственный опыт гражданина. Мы разделяем точку зрения А. Прутченкова и Т. Новиковой [2, с. 2-5] о том, что обучение сегодня осуществляется теми, кто, как правило, слабо знает теорию гражданского общества и не имеет соответствующих сформированных компетенций активного участия в нем. Основная причина возникновения такой ситуации - отсутствие у педагогов собственного опыта жизни в условиях реального гражданского общества. В этой связи в рамках реализации программы ассамблеи педагоги - руководители
как доказал наш опыт, школьник действует более искренно и открыто, поскольку над ним не довлеет ожидание получения оценки.
Форма проведения программы в виде сюжетноролевой игры-эпопеи оказалась удачной. Подросткам понравились первоначально предложенный замысел игры и методика планирования, и в результате дальнейшее развитие событий игры разрабатывали они сами. Одним из показателей жизнеспособности программы является постоянный состав участников на протяжении трех лет. Выбывшие старшеклассники, а ныне уже студенты, приходят на игру в качестве консультантов. Методика сюжетно-ролевой игры позволила ребятам взглянуть на себя - жителей Земли - со стороны, опосредованно повлияла на развитие их нравственных качеств, способствовала социальному самоопределению. В таблице, представленной ниже, приведены некоторые примеры позитивных изменений в личностном развитии подростков -участников ассамблеи.
команд учащихся включены в процесс освоения технологий моделирующего обучения, проходят постоянное обучение на семинарах ассамблеи под руководством автора статьи, их коллектив представляет собой городскую проблемно-творческую группу педагогов-единомышленников по вопросам гражданского воспитания.
Ассамблея доказала свою жизнеспособность и актуальность в воспитании юных граждан. Хоте -лось бы поделиться некоторыми выводами, сделанными на основе анализа итогов четырехлетнего периода ее реализации:
- Гражданское воспитание эффективно тогда, когда им занимаются педагоги с активной гражданской позицией, другими словами, когда учите-лю-гражданину, в высоком понимании этого зва-
Проблемы, отмечавшиеся у участников на первых этапах ассамблеи Позитивные изменения, происходившие в процессе участия в ассамблее
Срабатывал стереотип участия в городских мероприятиях - ребята стремились только к соперничеству, испытывали трудности в ситуациях оказания поддержки и помощи командам из других школ Стали поддерживать аплодисментами ребят из других школ в случае затруднений, без колебаний приходить им на помощь, проявлять объективность в самооценке и интерпретации поступков других
Испытывали трудности с техникой и тактикой аргументирования, публичного выступления, презентации Правила игры способствовали постоянной вовлеченности каждого, опосредованно учили этим техникам и навыкам, в результате у участников улучшились способности аргументирования и презентации
Фрагментарные знания и неумение конструктивно преодолевать конфликты В результате самостоятельной учебно-исследовательской деятельности по теме «Толерантность и конфликты» и реализации социально значимых проектов ребята приобрели навыки конструктивного разрешения конфликтов
Отмечалось стремление планировать социально значимые проекты поверхностно, не задумываясь о том, кто и как будет реализовывать Используемые методики помогали подросткам строить реальные планы и определять вклад каждого для достижения поставленных командой задач, способствовали развитию чувства ответственности - все команды реализовали свои проекты (слова не разошлись с делом)
Иногда срабатывал штамп «рапортовать о своих достижениях» Атмосфера и методы ведения игры-эпопеи содействовали в понимании ребятами простой истины, высказанной в работах И.П. Иванова «Мы сделали что-то на радость и пользу людям, а оказалось, что и сами стали лучше»
ния, есть чем поделиться с учеником. Когда сам учитель готов к позитивному созиданию, служению Отечеству. Современных подростков невозможно увлечь идеалами, которые не являются убеждениями самого учителя. Необходимо, чтобы педагоги сами признавали и следовали ценностям гражданского общества.
- Масштабные программы, подобные ассамблее, объединяющие образовательные учреждения города, приводят к существенным результатам в гражданском воспитании, если сохраняется постоянный состав команд участников на протяжении нескольких лет. Так, например, в нашем опыте учащиеся 7-8 классов в составе команды становятся участниками ассамблеи и продолжают деятельность до 10-11 класса. Это позволяет организаторам программы и педагогам вести мониторинговые исследования. Систематическое получение воспитателем информации о состоянии уровня гражданской воспитанности школьников и результатах позволяет осуществлять педагогическое сопровождение и поддержку. У школьников есть возможность для наиболее полной, поэтапной самореализации в деятельности, которая отвечает запросам самой личности и является социально значимой.
- Практические навыки гражданского участия в общественной жизни участники ассамблеи приобретают в ходе работы над социально значимыми проектами, цель которых - оказать реальную помощь окружающим людям.
- В созданной среде взаимной гражданской ответственности, конструктивного общения происходит критически-рефлексивное осмысление гражданских ценностей, стимулируется стремление учащихся к саморазвитию, самовоспитанию.
- Ассамблея - это не только одна из современных форм гражданского воспитания школьников, она является методом организации подготовки педагогов и повышения квалификации в области гражданского образования
Следует также отметить, что авторы и организаторы ассамблеи осознанно не стали стремиться к переводу ее в статус общественной детской, молодежной или детско-взрослой организации. На территории Томской области действует немало подобных организаций. С 1991 г. успешно существует общественная организация «Союз детских организаций Томской области ‘Чудо”», миссией которой является объединение усилий и взаимная помощь членов СДО в деле развития пионерского, детского и подросткового движения в Томской области. Это организация детей и взрослых, в составе которой 245 различных по составу и направлениям деятельности детских объединений (32 915 человек). Деятельность Томской городской общественной организации «Улей» направлена на раз-
витие и пропаганду традиций детского движения, координации деятельности детских организаций и коллективов. Городской детско-юношеский парламент решает задачи создания условий и реальных возможностей для социализации подростка, развития демократической личности. В скаутской организации г. Томска сегодня насчитывается около 300 человек [1]. Однако при всей значимости современного детского общественного движения есть тенденция повторения ошибок прошлого опыта пионерской организации. На современном этапе часто взрослые люди - педагоги - создают объединения и затем, привлекая к совместной деятельности детей, называют их детскими общественными организациями. Необходимо извлекать поучительные уроки из прошлого и помнить, что пионерская организация была до тех пор по-настоящему интересна детям, пока создавалась и действовала по инициативе самих ребят и их старших друзей - комсомольцев.
Кризисное состояние гражданского и патриотического воспитания в России заставляет посмотреть в прошлое с тем, чтобы увидеть, какие методы не утратили на сегодняшний день своей актуальности и значимости, чтобы вновь не захлестнула волна формализма и бюрократии в таком тонком деле, как работа с детьми. История детских общественных организаций XX в. оставила в наследие летопись ярких взлетов и печальных падений. Основное отличие современных подростков от пионеров 20-х - 30-х годов XX в. заключается в целях их активной деятельности. Пионеры прошлых лет вместе со взрослыми были охвачены светлой идеей строительства новой жизни, они были готовы отдавать свои все свои силы и способности для изменения окружающей жизни к лучшему. Многие из них трудились не ради похвалы или награды. Цели современных подростков разнообразны и менее идеализированы. По наблюдениям и результатам опроса участников ассамблеи, большинство современных подростков активно занимаются социально значимой деятельностью в большей степени для саморазвития: хотят научиться лидерским навыкам, мастерству публичного выступления, стать более общительными. Многие ребята суетливо заняты собиранием грамот и дипломов для собственного портфолио. По нашему глубокому убеждению, необходимо из истории детского движения учитывать следующее:
- педагогам нужно поддерживать инициативу детей по созданию общественных организаций, при этом не пытаться создавать организации самим вместо детей и называть их детскими общественными организациями;
- не стоит стремиться к «наибольшему охвату масс», массовых движений и маршей, поскольку
детям гораздо комфортнее в программах, где они не чувствуют себя маленьким винтиком огромного механизма;
- воспитывать у ребят бескорыстие и скромность в социально значимой деятельности, ведь совсем не обязательно громко рапортовать о том, в скольких детских домах проведены акции помощи, и о других добрых делах;
- должен соблюдаться баланс между мероприятиями соревновательного, состязательного харак-
тера и событиями, направленными на развитие качеств взаимоподдержки и взаимопомощи. В последнее время преобладают направления развития лидерских качеств и стратегий поведения в мире конкуренции.
Декларативность и формализм, к сожалению, не стали пережитком прошлого, поэтому нам, педагогам, нашим ученикам и воспитанникам есть над чем работать.
Поступила в редакцию 06.06.2008
Литература
1. Росс Н. Скаутизм в Сибири (1918-1919 гг.) // Сибирская газета. 1991. № 39. Октябрь.
2. Прутченков А., Новикова Т. Парадоксы гражданского образования в современной России // Воспитание школьников. 2006. № 10. С. 2-5. УДК 373.1.02
З.Н. Гатилова
ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МОУ СОШ № 86, г. Северск
В письме Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении» говорится о приоритетности педагогической деятельности по воспитанию подрастающего поколения, интегрированной в процесс обучения и развития. Этим самым подчеркивается важность воспитательной работы и неотделимость ее от учебной деятельности. Учителю-практику не надо объяснять, что учебные результаты детей тем выше, чем интереснее и разнообразнее организована воспитательная работа в коллективе класса, чем больше взаимной ответственности возлагается на учащихся за дела, происходящие в классе.
Система воспитательной работы в школе № 86 складывалась с начала 90-х годов и основывалась на гуманистической традиции и общечеловеческих ценностях. Формировалась модель школы гуманитарной культуры, где воспитательная составляющая была направлена на то, чтобы выстраивать культурно-обустроенное пространство школьной экосистемы. Смысловыми центрами воспитательной деятельности педагогического коллектива стали:
ИНТЕЛЛЕКТ - через образовательный процесс, интеллектуальное воспитание;
ТВОРЧЕСТВО - через формы деятельности в образовательном процессе, школьные социальнопедагогические проекты, центр эстетического воспитания «Гармония»;
НРАВСТВЕННОСТЬ - через образовательный процесс, общественные акции детской организации, детские коллективы, школьный музей. В концепцию построения воспитательной системы школы закладывалась идея неразрывности учебного и воспитательного процесса как единого образовательного пространства. Обращалось внимание на усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла, что соответствовало стратегии модернизации образования и современной государственной политике в области образования.
Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Реальным инструментов преобразования образовательного пространства мы считаем ин-теллектульное воспитание и, как следствие, социализацию учащихся. Понимание и принятие процесса интеллектуального воспитания формируют образовательное пространство, где создаются условия для гуманитарного личностного развития как учителя, так и ученика. Новое образовательное поле требует новых образовательных технологий, новой культуры воспитания на основе педагогики сотрудничества и педагогической поддержки, все это характеризуется понятием «со-действие».
В концепции образовательной деятельности нашей школы говорится о том, что «учебно-воспита-