Научная статья на тему 'Учреждения дополнительного образования ресурс эффективного воспитания школьников'

Учреждения дополнительного образования ресурс эффективного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ATTITUDE / BODY OF KNOWLEDGE / TEACHER-PUPIL INTERACTION / CORRELATION / CIVIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерица Эльза Ильдусовна

Статья рассматривает вопросы воспитания современных школьников, важной частью которого является формирование гражданских качеств. Автор представляет опыт совместной проектной деятельности педагогов и старших школьников в учреждении дополнительного образования как средства воспитания и развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the question of contemporary schoolchildren education which important part is the formation of civic consciousness. The author presents the experience of teacher-pupil project work as a means of personal development at an Institution of Children's Additional Education.

Текст научной работы на тему «Учреждения дополнительного образования ресурс эффективного воспитания школьников»

УДК 37.013

Э.И. Печерица

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Томский государственный педагогический университет

Необходимость повышения результативности воспитательной работы требует от современной школы внедрения новых организационных форм социализации детей, подростков и старшеклассников. В данном направлении сделано немало: разработаны программы с разными подходами, проводятся семинары и конференции, выпускаются учебные пособия, созданы общественные организации и центры гражданского образования. Вместе с тем остаются и нерешенные проблемы. Одной из них является определение соотношения учебной и внеучебной работы и умелое использование ее ресурсов для социального воспитания школьников.

Главным предназначением гражданского воспитания является формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к полноценной самореализации каждого в обществе и государстве. Формирование человека-гражданина, личности, которой присущи гражданские качества, возможно в ходе включения его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Поэтому наиболее эффективным в гражданском воспитании является использование практико-ори-ентированных и интерактивных методов. Как показывает опыт, наибольшим социальным потенциалом для гражданского воспитания современных подростков обладает игровая деятельность.

Одним из примеров такой практики можно указать городскую детско-юношескую ассамблею, программа которой уже на протяжении четырех лет проводится для школьников г. Томска на базе Дома детского творчества «Планета». Первый трехлетний этап ассамблеи был направлен на исследование проблем толерантности и миротворчества и социальное проектирование. Согласно законам игры-эпопеи у программы есть легенда, эмблема, песня. Легенда первого этапа игры состояла в том, что представители команд, учащиеся общеобразовательных томских школ являются жителями фантазийных стран, прибывших на Землю для того, чтобы восстановить Рецепт согласия и дружбы и помочь людям Земли научиться жить, общаться и решать проблемы мирным путем. В ходе первого этапа игры (а она продолжалась с ноября 2004 г. по апрель 2005 г.) ребята вместе пережива-

ли День великого переселения, деловую игру «В одной связке», форум «Вместе». Во время проживания этих событий ребята проверяли на прочность жизнеспособность разработанных ими гуманистических идей, провозглашенных в Правилах мирного сосуществования и Рецепте согласия и дружбы. Каждый в команде действовал согласно самостоятельно выбранной роли - историк, творческий деятель, журналист, мудрец, государственный деятель, этнограф, ученый. Для того чтобы оставить память о своих идеях и инициативах, ребята пишут Энциклопедию юных миротворцев, первые разделы которой уже опубликованы. На втором этапе участники проводили социологическое исследование «Толерантность и конфликты», разрабатывали собственные методики «Шаги к мирному разрешению конфликта», на третьем этапе осуществляли собственные миротворческие социально значимые проекты «Младшим школьникам о взаимопонимании», «Наш детский дом», «На пути к взаимопониманию», «Мир дому твоему».

В настоящее время реализуется второй трехлетний этап, в ходе которого деятельность участников объединяется тематическим блоком о роли личности в истории, о том, что значит быть гражданином и как усилия простых людей помогут изменить жизнь общества к лучшему. Сюжетная основа игры построена увлекательно и современно, ход ассамблеи проектируют сами участники, подростки 13-16 лет. В ней по-прежнему участвуют стабильно существующие команды школьников из общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Отличительная особенность ассамблеи заключается в использовании образовательно-воспитательного потенциала иностранных языков. Ребятам был предложен выбор: общение в рамках ассамблеи происходит либо на английском, либо на русском языке. В результате сформировалось два направления: 8 команд для проведения программы на английском языке и 6 команд - на русском языке. В 2008-2009 учебном году по желанию школьников и учителей г. Томска планируется открытие нового направления - 6 команд учащихся для проведения ассамблеи на немецком языке. Таким образом, в результате нескольких лет поисков был

найден эффективный способ интеграции урочной (иностранных языков, истории обществознания) и внеурочной деятельности. В итоговом анкетировании ребята высказали свои мнения о том, как повлияло на них участие в ассамблее: «я стала активной и смелой», «спасибо за возможность проявить себя», «я научился общаться и работать в команде», «спасибо за новые знания, эмоции и настроение», «я стал лучше общаться на английском языке», «мы сдружились и нашли в себе новые качества», «такие проекты делают наши сердца чище, мысли светлее и людей вокруг счастливее», «побольше таких проектов!». Добрые отзывы, теплые слова благодарности всех участников опроса послужили стимулом к продолжению и развитию дальнейших этапов программы. Ассамблея предоставила возможность ребятам не только применять предметные знания, но и добывать новые знания и приобретать социальный опыт посредством проектной, исследовательской и социально значимой деятельности. В условиях внеурочной деятельности,

Известно, что процесс гражданского становления школьников может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится. По мнению многих авторов, современному педагогу также необходимо приобретать и обогащать собственный опыт гражданина. Мы разделяем точку зрения А. Прутченкова и Т. Новиковой [2, с. 2-5] о том, что обучение сегодня осуществляется теми, кто, как правило, слабо знает теорию гражданского общества и не имеет соответствующих сформированных компетенций активного участия в нем. Основная причина возникновения такой ситуации - отсутствие у педагогов собственного опыта жизни в условиях реального гражданского общества. В этой связи в рамках реализации программы ассамблеи педагоги - руководители

как доказал наш опыт, школьник действует более искренно и открыто, поскольку над ним не довлеет ожидание получения оценки.

Форма проведения программы в виде сюжетноролевой игры-эпопеи оказалась удачной. Подросткам понравились первоначально предложенный замысел игры и методика планирования, и в результате дальнейшее развитие событий игры разрабатывали они сами. Одним из показателей жизнеспособности программы является постоянный состав участников на протяжении трех лет. Выбывшие старшеклассники, а ныне уже студенты, приходят на игру в качестве консультантов. Методика сюжетно-ролевой игры позволила ребятам взглянуть на себя - жителей Земли - со стороны, опосредованно повлияла на развитие их нравственных качеств, способствовала социальному самоопределению. В таблице, представленной ниже, приведены некоторые примеры позитивных изменений в личностном развитии подростков -участников ассамблеи.

команд учащихся включены в процесс освоения технологий моделирующего обучения, проходят постоянное обучение на семинарах ассамблеи под руководством автора статьи, их коллектив представляет собой городскую проблемно-творческую группу педагогов-единомышленников по вопросам гражданского воспитания.

Ассамблея доказала свою жизнеспособность и актуальность в воспитании юных граждан. Хоте -лось бы поделиться некоторыми выводами, сделанными на основе анализа итогов четырехлетнего периода ее реализации:

- Гражданское воспитание эффективно тогда, когда им занимаются педагоги с активной гражданской позицией, другими словами, когда учите-лю-гражданину, в высоком понимании этого зва-

Проблемы, отмечавшиеся у участников на первых этапах ассамблеи Позитивные изменения, происходившие в процессе участия в ассамблее

Срабатывал стереотип участия в городских мероприятиях - ребята стремились только к соперничеству, испытывали трудности в ситуациях оказания поддержки и помощи командам из других школ Стали поддерживать аплодисментами ребят из других школ в случае затруднений, без колебаний приходить им на помощь, проявлять объективность в самооценке и интерпретации поступков других

Испытывали трудности с техникой и тактикой аргументирования, публичного выступления, презентации Правила игры способствовали постоянной вовлеченности каждого, опосредованно учили этим техникам и навыкам, в результате у участников улучшились способности аргументирования и презентации

Фрагментарные знания и неумение конструктивно преодолевать конфликты В результате самостоятельной учебно-исследовательской деятельности по теме «Толерантность и конфликты» и реализации социально значимых проектов ребята приобрели навыки конструктивного разрешения конфликтов

Отмечалось стремление планировать социально значимые проекты поверхностно, не задумываясь о том, кто и как будет реализовывать Используемые методики помогали подросткам строить реальные планы и определять вклад каждого для достижения поставленных командой задач, способствовали развитию чувства ответственности - все команды реализовали свои проекты (слова не разошлись с делом)

Иногда срабатывал штамп «рапортовать о своих достижениях» Атмосфера и методы ведения игры-эпопеи содействовали в понимании ребятами простой истины, высказанной в работах И.П. Иванова «Мы сделали что-то на радость и пользу людям, а оказалось, что и сами стали лучше»

ния, есть чем поделиться с учеником. Когда сам учитель готов к позитивному созиданию, служению Отечеству. Современных подростков невозможно увлечь идеалами, которые не являются убеждениями самого учителя. Необходимо, чтобы педагоги сами признавали и следовали ценностям гражданского общества.

- Масштабные программы, подобные ассамблее, объединяющие образовательные учреждения города, приводят к существенным результатам в гражданском воспитании, если сохраняется постоянный состав команд участников на протяжении нескольких лет. Так, например, в нашем опыте учащиеся 7-8 классов в составе команды становятся участниками ассамблеи и продолжают деятельность до 10-11 класса. Это позволяет организаторам программы и педагогам вести мониторинговые исследования. Систематическое получение воспитателем информации о состоянии уровня гражданской воспитанности школьников и результатах позволяет осуществлять педагогическое сопровождение и поддержку. У школьников есть возможность для наиболее полной, поэтапной самореализации в деятельности, которая отвечает запросам самой личности и является социально значимой.

- Практические навыки гражданского участия в общественной жизни участники ассамблеи приобретают в ходе работы над социально значимыми проектами, цель которых - оказать реальную помощь окружающим людям.

- В созданной среде взаимной гражданской ответственности, конструктивного общения происходит критически-рефлексивное осмысление гражданских ценностей, стимулируется стремление учащихся к саморазвитию, самовоспитанию.

- Ассамблея - это не только одна из современных форм гражданского воспитания школьников, она является методом организации подготовки педагогов и повышения квалификации в области гражданского образования

Следует также отметить, что авторы и организаторы ассамблеи осознанно не стали стремиться к переводу ее в статус общественной детской, молодежной или детско-взрослой организации. На территории Томской области действует немало подобных организаций. С 1991 г. успешно существует общественная организация «Союз детских организаций Томской области ‘Чудо”», миссией которой является объединение усилий и взаимная помощь членов СДО в деле развития пионерского, детского и подросткового движения в Томской области. Это организация детей и взрослых, в составе которой 245 различных по составу и направлениям деятельности детских объединений (32 915 человек). Деятельность Томской городской общественной организации «Улей» направлена на раз-

витие и пропаганду традиций детского движения, координации деятельности детских организаций и коллективов. Городской детско-юношеский парламент решает задачи создания условий и реальных возможностей для социализации подростка, развития демократической личности. В скаутской организации г. Томска сегодня насчитывается около 300 человек [1]. Однако при всей значимости современного детского общественного движения есть тенденция повторения ошибок прошлого опыта пионерской организации. На современном этапе часто взрослые люди - педагоги - создают объединения и затем, привлекая к совместной деятельности детей, называют их детскими общественными организациями. Необходимо извлекать поучительные уроки из прошлого и помнить, что пионерская организация была до тех пор по-настоящему интересна детям, пока создавалась и действовала по инициативе самих ребят и их старших друзей - комсомольцев.

Кризисное состояние гражданского и патриотического воспитания в России заставляет посмотреть в прошлое с тем, чтобы увидеть, какие методы не утратили на сегодняшний день своей актуальности и значимости, чтобы вновь не захлестнула волна формализма и бюрократии в таком тонком деле, как работа с детьми. История детских общественных организаций XX в. оставила в наследие летопись ярких взлетов и печальных падений. Основное отличие современных подростков от пионеров 20-х - 30-х годов XX в. заключается в целях их активной деятельности. Пионеры прошлых лет вместе со взрослыми были охвачены светлой идеей строительства новой жизни, они были готовы отдавать свои все свои силы и способности для изменения окружающей жизни к лучшему. Многие из них трудились не ради похвалы или награды. Цели современных подростков разнообразны и менее идеализированы. По наблюдениям и результатам опроса участников ассамблеи, большинство современных подростков активно занимаются социально значимой деятельностью в большей степени для саморазвития: хотят научиться лидерским навыкам, мастерству публичного выступления, стать более общительными. Многие ребята суетливо заняты собиранием грамот и дипломов для собственного портфолио. По нашему глубокому убеждению, необходимо из истории детского движения учитывать следующее:

- педагогам нужно поддерживать инициативу детей по созданию общественных организаций, при этом не пытаться создавать организации самим вместо детей и называть их детскими общественными организациями;

- не стоит стремиться к «наибольшему охвату масс», массовых движений и маршей, поскольку

детям гораздо комфортнее в программах, где они не чувствуют себя маленьким винтиком огромного механизма;

- воспитывать у ребят бескорыстие и скромность в социально значимой деятельности, ведь совсем не обязательно громко рапортовать о том, в скольких детских домах проведены акции помощи, и о других добрых делах;

- должен соблюдаться баланс между мероприятиями соревновательного, состязательного харак-

тера и событиями, направленными на развитие качеств взаимоподдержки и взаимопомощи. В последнее время преобладают направления развития лидерских качеств и стратегий поведения в мире конкуренции.

Декларативность и формализм, к сожалению, не стали пережитком прошлого, поэтому нам, педагогам, нашим ученикам и воспитанникам есть над чем работать.

Поступила в редакцию 06.06.2008

Литература

1. Росс Н. Скаутизм в Сибири (1918-1919 гг.) // Сибирская газета. 1991. № 39. Октябрь.

2. Прутченков А., Новикова Т. Парадоксы гражданского образования в современной России // Воспитание школьников. 2006. № 10. С. 2-5. УДК 373.1.02

З.Н. Гатилова

ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОУ СОШ № 86, г. Северск

В письме Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении» говорится о приоритетности педагогической деятельности по воспитанию подрастающего поколения, интегрированной в процесс обучения и развития. Этим самым подчеркивается важность воспитательной работы и неотделимость ее от учебной деятельности. Учителю-практику не надо объяснять, что учебные результаты детей тем выше, чем интереснее и разнообразнее организована воспитательная работа в коллективе класса, чем больше взаимной ответственности возлагается на учащихся за дела, происходящие в классе.

Система воспитательной работы в школе № 86 складывалась с начала 90-х годов и основывалась на гуманистической традиции и общечеловеческих ценностях. Формировалась модель школы гуманитарной культуры, где воспитательная составляющая была направлена на то, чтобы выстраивать культурно-обустроенное пространство школьной экосистемы. Смысловыми центрами воспитательной деятельности педагогического коллектива стали:

ИНТЕЛЛЕКТ - через образовательный процесс, интеллектуальное воспитание;

ТВОРЧЕСТВО - через формы деятельности в образовательном процессе, школьные социальнопедагогические проекты, центр эстетического воспитания «Гармония»;

НРАВСТВЕННОСТЬ - через образовательный процесс, общественные акции детской организации, детские коллективы, школьный музей. В концепцию построения воспитательной системы школы закладывалась идея неразрывности учебного и воспитательного процесса как единого образовательного пространства. Обращалось внимание на усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла, что соответствовало стратегии модернизации образования и современной государственной политике в области образования.

Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Реальным инструментов преобразования образовательного пространства мы считаем ин-теллектульное воспитание и, как следствие, социализацию учащихся. Понимание и принятие процесса интеллектуального воспитания формируют образовательное пространство, где создаются условия для гуманитарного личностного развития как учителя, так и ученика. Новое образовательное поле требует новых образовательных технологий, новой культуры воспитания на основе педагогики сотрудничества и педагогической поддержки, все это характеризуется понятием «со-действие».

В концепции образовательной деятельности нашей школы говорится о том, что «учебно-воспита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.