Научная статья на тему 'Активизация речевого общения у дошкольников с нарушением слуха'

Активизация речевого общения у дошкольников с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое общение / дошкольники / нарушение слуха / упражнения. / сөйлеу карым-қатынасы / мектеп жасына дейінгі балалар / есту қабілетінің бұзылуы / жаттығулар / speech communication / preschoolers / hearing impairment / exercises.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Е.А.

Автор рассматривает пути активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха. Приведены примеры упражнений для развития речи: с дактильными знаками, обобщающими понятиями, ассоциациями и др. Главная мысль статьи в том, что, только учитывая психофизические и возрастные особенности каждого воспитанника, используя комплексный подход, современные методики, компьютерные технологии, звукоусиливающую аппаратуру и участие родителей, можно помочь неслышащему ребёнку адаптироваться в мире звуков и обеспечить качество дальнейшего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of preschoolers’ speech communication who have hearing impairment

The author considers ways to activate speech communication with preschoolers with hearing impairment. The examples of the exercises for the development of speech are given: with dactyl signs, generalizing concepts, associations, etc. The main idea of the article is that only taking into account the psychophysical and age characteristics of each child, using an integrated approach, modern methods, computer technologies, sound amplifying equipment and the parents’ care, you can help the child with hearing disabilities adapt to the world of sounds and ensure the quality of further education.

Текст научной работы на тему «Активизация речевого общения у дошкольников с нарушением слуха»

Педагогическая

ИННОВАЦИОННЫЕ

В ОБРАЗОВАНИИ

наука

и практика

ПРОЦЕССЫ

УДК 376.3

ГРНТИ 14.29.27

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

суын қолдана отырып, балаға дыбыстар элем1не бейімделуге және одан әрі оқыту сапасын

қамтамасыз етуге көмектесе алады.

Аннотация

Автор рассматривает пути активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха. Приведены примеры упражнений

для развития речи: с дактильными знаками,

обобщающими понятиями, ассоциациями и

др. Главная мысль статьи - в том, что, только

учитывая психофизические и возрастные особенности каждого воспитанника, используя

комплексный подход, современные методики,

компьютерные

технологии,

звукоусиливающую аппаратуру и участие родителей, можно

помочь неслышащему ребёнку адаптироваться

в мире звуков и обеспечить качество дальнейшего обучения.

Annotation

The author considers ways to activate speech

communication with preschoolers with hearing

2(40)/2023

комилекс «Детский сад-школаинтернат» для детей

с особыми образовательными

потребностями»,

г. Костанай

Негізгі

сөздер:

сөйлеу

карым-қатынасы, мектеп жасына

дейінгі балалар, есту қабілетінің

бұзылуы, жаттығулар.

Ключевые слова: речевое общение, дошкольники, нарушение слуха, упражнения.

Keywords: speech communication, preschoolers, hearing impairment, exercises.

ОБРАЗОВАНИЯ

және ата-аналардың қаты-

Костанайский специальный

ПРОЦЕССЫ

шейтетін жабдықты

Бойко E.A.,

учитель-дефектолог,

ИННОВАЦИОННЫЕ

Андатпа

Автор есту қабілеті нашар мектеп жасына

дейінгі балаларда сөйлеу қарым-қатынасын

жандандыру жолдарын қарастырады. Сөйлеуді

дамытуға арналған жаттығулардың мысалдары

келтірілген: тактильді белгілермен, жалпылама ұғымдармен, ассоциациялармен және т.б.

Мақаланың негізгі идеясы-әр оқушының психофизикалық және жас ерекшеліктерін ескере

отырып, кешенді тәсілді, заманауи әдістерді,

компьютерлік технологияларды, дыбысты кү-

86

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

impairment. The examples o the exercises or the development o speech are given:

with dactyl signs, generalizing concepts, associations, etc. The main idea o the article

is that only taking into account the psychophysical and age characteristics o each child,

using an integrated approach, modern methods, computer technologies, sound ampliying

equipment and the parents’ care, you can help the child with hearing disabilities adapt

to the world o sounds and ensure the quality o urther education.

Дети с нормальным слухом в основном к четырем-пяти годам располагают

необходимым словарным запасом. В совершенно иных условиях оказывается

неслышащий ребенок. Нарушение слуха

в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной

структуре развития малыша со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его

речи и других психических процессов:

внимания, памяти, мышления. Ребёнок

оказывается выключенным из процесса

восприятия речи, а ведь именно на его

основе происходит овладение языком.

Такому малышу при отсутствии речевой

практики очень сложно самостоятельно

понимать и усваивать значения слов и

накапливать словарный запас. Ребёнок с

нарушенным слухом овладевает значением слова только благодаря планомерной

систематической работе, осуществляемой на всех этапах воспитания и обучения.

В связи с этим актуальным становится

вопрос о необходимости поиска путей и

средств для активизации речевого общения неслышащих дошкольников. Именно

это направление является приоритетным

в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха.

Какие же пути и средства используют

педагоги для активизации речевого общения.

В дошкольный период, начиная с 2-х

летнего возраста, у детей с нарушением слуха формируются первоначальные

умения речевого общения. На начальном

этапе привлекаем внимание малышей к

различным звуковым сигналам (стук в

дверь, звук падающего предмета, звук

музыкальных игрушек). Очень любят

малыши трогать лицо говорящего, прикасаться к движущим частям лица не

только руками, но и щёчками. Педагоги

поддерживают такое ознакомление с органами артикуляции, поддерживают любые голосовые реакции, звукоподражания, проговаривание контура слова при

выполнении предметных действий. Где

ав-ав? Вот ав-ав. Дай ав-ав. Ав-ав большая, ав-ав маленькая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфическим видом речевой деятельности на первоначальном этапе обучения является глобальное (слитное,

целостное) чтение речевых единиц по

табличкам (слов или коротких фраз). Глобальное чтение предполагает не побуквенное или послоговое восприятие слова, а восприятие слова как своеобразного

рисунка. Табличкой помечается каждый

обозначенный устным словом объект,

каждое действие, каждая ситуация и поручение. Глобальное чтение как вид речевой деятельности – необходимый этап

в овладении аналитическим чтением,

когда дети знают и различают буквенную

структуру слова. И толчком к развитию

элементарного членения слова становится такой вид речевой деятельности, как

складывание из разрезной азбуки. Сначала дети складывают по табличке - образ-

цу короткие слова (кот, мяч, дом). Затем

самостоятельно.

В речевом развитии неслышащих дошкольников на определённом этапе используется дактилология. Она ускоряет

процесс аналитического чтения, так как

ручные кинестезии влияют на речевые

кинестезии и тем помогают устной речи

обычно для уточнения структуры слова,

исправления неправильностей в чтении и

письме. Усвоение дактильных знаков идёт

легче и естественнее, если вместо механического запоминания их по таблице

– азбуке, дактилировать короткие слова.

Мы выбираем наиболее обиходные слова,

такие, которые пригодятся на первых этапах общения с ребёнком (иди, дай, мама,

папа, тётя, своё имя). В старшем дошкольном возрасте, овладевая языком как средством общения, дети практическим путём

знакомятся с его системой. Они учатся

различать поручения, вопросы, ответы,

сообщения и соответствующим образом

реагировать на них. Как считает Л.А. Головчиц, более сложными для глухого ребенка оказываются понимание и воспроизведение слова в системе высказывания

в речи, в соединении и сочетании с другими словами. Учителя – дефектологи вводят усложнённые виды работы с самим

речевым материалом:

Это знакомство с обобщающими понятиями (Лук и огурец – овощи. Яблоко,

груша, банан – фрукты).

Вводятся разные типы речевых высказываний (Вопрос: У кого мишка? Побуждение: Принеси мишку. Сообщение: Я дал

мишку Камилю. Отрицание: У меня нет

мишки).

Уточнение значений слов, связанных

отношениями в целое и его части (У белки есть голова, лапы, хвост. У пальто есть

пуговицы, карманы).

Предметом наблюдений являются антонимы (Лимон кислый – конфета сладкая;

медведь большой – зайка маленький).

Составление готовых предложений по

аналогии (Таня рисует дом). Далее дети

могут строить новые предложения в ходе

организации речевого общения: Вова рисует машину.

Тексты – загадки (Живёт дома. У неё

маленькие уши. У неё большие усы и

хвост. Ест рыбу, пьёт молоко. Говорит:

мяу, мяу. Кто это?).

Тексты с картинками вместо пропущенных слов.

Дидактические игры по развитию речи

(«Кто стоит? Кто сидит? Кто бежит?»;

«Кто ползает? Кто летает? Кто плавает?»

(на введение глаголов в активную речь детей); «Найди предметы одной группы»;

«Четвёртый лишний» и многие другие).

На занятиях по развитию речи детей

учат участвовать в беседе, вести диалог.

В основном мы учим вести вопросно –

ответный диалог. Предлагается общение

между педагогом и одним ребёнком: о семье, о прогулке, о выходных днях.

Развивая диалогическую речь детей,

особое внимание педагоги уделяем драматизации небольших рассказов по книге

Б. Д. Корсунской «Читаю сам» и русских

народных сказок. Дети под руководством

педагога ведут адаптированные диалоги

по сказкам «Колобок», «Теремок», «Лиса

и заяц».

Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи и внятного произношения. Поэтому на каждом занятии

педагоги отводят время на работу по развитию слухового восприятия, а также осуществляют контроль за произношением.

Активизация слухового восприятия и его

использование ребёнком в процессе жизнедеятельности обеспечивают ему более

полное социальное и эмоциональное развитие.

Активизировать речевое общение на

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

87

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

88

занятиях помогают такие коллективные

формы обучения, как работа «парами»

и под руководством, «маленького учителя». Детям нравится выступать в этой

роли, очень стараются в плане произношения и пытаются походить на педагога,

принимая такую же позу, мимику лица.

Предметно – практическая деятельность: лепка, рисование, конструирование обеспечивает непроизвольное

запоминание речевого материала, что

развивает память. Словесное общение,

которое разворачивается при выполнении коллективных работ, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы,

сообщения, просьбы, отчёты, оценку

действия детей и их работ.

Особое место в жизни дошкольников

занимает игра. В ходе сюжетно – ролевых,

дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации их речевого общения.

Младшим дошкольникам, у которых навыки речевого общения ещё только начинают формироваться, педагоги помогают, подсказывая нужное слово, побуждая

повторить его. Старшие дети, участвуя в

коллективных играх, испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках. Педагоги играют

вместе с детьми, в случаях затруднений

помогают организовать речевое общение

и регулируют взаимоотношения.

Большое значение в работе по развитию речи неслышащих дошкольников

приобретает использование компьютерных технологий. С помощью обучающих

компьютерных программ, ярких презентаций и игр формируется положительная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мотивация учения, что сказывается на

качестве учебной работы. Учителя-дефектологи учитывают психофизические

и возрастные особенности детей и ис-

пользуем программы, разработанные в

игровой форме.

Для повышения речевой активности

детей и совершенствования навыка словесного общения на занятиях и в ходе

режимных моментов используем любую

случайно сложившуюся ситуацию или

преднамеренную. Например, помощник

воспитателя преднамеренно не раскладывает детям ложки или вилки во время

обеда. Именно такая специально созданная ситуация побуждает детей обращаться с просьбой (У меня нет ложки. Тётя

Таня, дайте, ложку). При сборе на прогулку дети обращаются за помощью друг

к другу, к педагогам, выполняют поручения и отчитываются о выполнении действия (Тётя Дина, помоги! Я надел шапку. Я снял сапоги).

Элементарная трудовая деятельность

является средой, в которой естественно

возникают мотивы речевой коммуникации. Дети с удовольствием по очереди дежурят по столовой, по занятиям, в уголке

природы. Это даёт им возможность не

только почувствовать ответственность

перед коллективом, но и установить речевое общение с взрослыми и сверстниками. В трудовой деятельности идёт

усвоение основных типов коммуникативных высказываний: Убери мяч. Полей

цветы. Возьми ложки. Что ты будешь делать? Что ты делаешь? Что ты сделал(а)?

Я буду поливать. Я убрал мяч.

Огромное значение для речевого развития неслышащих дошкольников имеют утренники и развлечения, ведь именно там дети демонстрируют свои умения

родителям и гостям. Уже несколько лет

подряд в саду проводится «Речевой

утренник», где в игровой форме педагоги

стараются отразить все этапы работы над

развитием речи.

Работа в данном направлении постоянно совершенствуется: составляются

рабочие программы, учебно-методические комплексы по разделам "Развитие

речи", "Развитие слухового восприятия",

"Формирование произношения", "Обучение грамоте для детей с нарушениями

слуха".

Большое значение для успешной работы по активизации речевого общения является обучение молодых специалистов.

Посредством организации обучающих

семинаров, мастер-классов и посещений

занятий педагогов-наставников вновь

прибывшие специалисты, опираясь на

теорию, полученную в высшем учебном

заведении, приобретают практические

умения и навыки.

Активно ведётся в данном направлении работа с родителями. И это не только родительские собрания и оформление

уголков для родителей, но и проведение

совместных с родителями и детьми мероприятий спортивного и обучающего характера, как, например, «Речевая азбука

для родителей», «Фонетическая разминка вместе с мамой», «Арт-терапия – волшебный мир чувств», совместное с детьми оформление альбомов по накоплению

словаря.

В заключении можно сказать, что,

только учитывая психофизические и возрастные особенности каждого воспитанника, используя комплексный подход,

современные методики, компьютерные

технологии, звукоусиливающую аппаратуру, и, конечно же, помощь родителей,

можно добиться больших успехов и, как

следствие, помочь неслышащему ребёнку адаптироваться в мире звуков и обеспечить качество дальнейшего обучения

в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Белая Н.А. Психолого-педагогические условия развития речевого общения

слабослышащих дошкольников: дис. ...

канд. пед. наук. М.: [б. и], 2016. 186 с.

2.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.:

ВЛАДОС, 2001. 319 с.

3.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010. 416 с.

4.Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая

наука и образование. 2013. № 5. URL:

http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.

phtml (дата обращения: 12.03.2019).

5.Речицкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

с нарушением слуха. М.: ВЛАДОС, 2017.

128 с.

6.Речицкая Е.Г., Гайдова Ю.В. Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения

младших школьников с нарушением слуха. М.: Юрайт, 2018. 138 с.

7.Речицкая Е.Г., Зуробьян С.А. Учебное сотрудничество в системе обучения

детей с нарушениями слуха. М.: МШ У,

2018. 192 с.

8.Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М.:

ВЛАДОС, 2014. 199 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.