Научная статья на тему 'Эти трудные звуки'

Эти трудные звуки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЧЁТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ / ЗАГАДКИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ СЛОВ / СОЧЕТАНИЙ / ЧИСТОГОВОРКИ / ПОСЛОВИЦЫ / ПОГОВОРКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Охотникова Л.Г.

В статье подобраны дидактические игры и упражнения в доступной форме, постепенном и систематическом повышении темпа выполнения речевых заданий, которые могут использовать в работе по дифференциации смешиваемых звуков не только учителя логопеды, но воспитатели и родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эти трудные звуки»

78

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ми с помощью презентации, с учителями, товарищами, стараются их обсудить и получить оценку своего труда. Создание слайдов не является самоцелью, потому что в процессе целенаправленной работы учащимся приходится детально знакомиться с материалом, вникать в тонкости художественного произведения. Глухие учащиеся на более высоком уровне усваивают материал, потому что несколько раз самостоятельно проработали его и сами создали логическую цепочку, раскрывающую особенности данного произведения.

Работа с использованием презентаций также способствует решению одной из важнейших задач на уроках в школе глухих и слабослышащих - развитию речи учащихся. При устных ответах связный рассказ ученика имеет логическую опору в виде презентации. Следовательно, больше внимания уделяется грамотному речевому оформлению мысли. Исчезает нерешительность учащихся при ответе на уроке. Слайды презентации позволяют им не бояться того, что они не подберут при ответе нужное слово, фразу, не смогут грамотно выразить свою мысль. Информация, представленная визуально, хорошо запоминается. Происходит активизация не только мышления, но и памяти учащихся.

Необходимо отметить, что работа по созданию и использованию презентаций активизирует познавательную деятельность учащихся, влияет на формирование мышления, связной устной речи, способствует развитию творческого потенциала, повышает эффективность учебного процесса.

Список литературы:

1. Лазарев Д.И. Презентация. Лучше один раз увидеть. - М.: Альпина паблишерз, 2010.

2. Мурашева Н.Н. Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. - В кн.: Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. - СПб., 1997. - С. 44-49.

3. Никитина М.И. Преподавание литературы в школе слабослышащих. -М.: Просвещение, 1993.

ЭТИ ТРУДНЫЕ ЗВУКИ © Охотникова Л.Г.*

МКДУ компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

В статье подобраны дидактические игры и упражнения в доступной форме, постепенном и систематическом повышении темпа выполнения речевых заданий, которые могут использовать в работе по дифферен- У

У читель-логопед.

Коррекционная педагогика

79

циации смешиваемых звуков не только учителя логопеды, но воспитатели и родители.

Ключевые слова: дифференциация, чёткое произношение, загадки, дидактические игры, многократное повторение слов, сочетаний, чисто-говорки, пословицы, поговорки.

Одним из самых распространённых дефектов речи является дислалия -нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной инервации речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии того или иного звука, искажённом произношении звука или заменах одного звука другим. Если ребёнок длительное время не произносил нужный звук и заменял его другим (например: ш заменял на с или р на л), то в дальнейшем - после постановки и автоматизации звука - может наблюдаться неустойчивое употребление звуков в разных словах в силу их недостаточной дифференциации. Все артикуляционные позиции необходимые для правильного проговаривания звуков, оказываются сформированными, но нет умения выбирать нужный звук, вследствие чего они и смешиваются. Ребёнок в одних словах может употреблять поставленный звук правильно, а в других по-прежнему заменяет его. В таком случае необходимо начать работу по дифференциации смешиваемых звуков. Она включает отчётливое проговаривание слогов и слов, повторение словосочетаний и предложений, заучивание пословиц, поговорок и стихотворных текстов, включающих смешиваемые звуки.

Одним из важнейших условий эффективности занятий по автоматизации и дифференциации звуков является постепенное и систематическое повышение темпа выполнения речевых заданий. От неторопливого, утрированного произнесения слогов и слов ребёнок должен постепенно переходить к более быстрому, а затем к ускоренному проговариванию словосочетаний, предложений, скороговорок со смешиваемыми звуками.

Учитывая тесную связь между развитием речи и мышлением, а также то, что у детей с речевой патологией могут быть нарушены и не речевые процессы, некоторые из предлагаемых нами заданий направлены на развитие и активизацию всей познавательной деятельности ребёнка: восприятия, внимания, памяти, логического мышления. Например, в задании «Четвёртый лишний» наряду с решением основной задачи (точное дифференцированное произношение звуков в словах) дети должны научиться воспроизводить услышанные слова в точной последовательности, что способствует развитию слухового внимания и памяти. А выделение лишнего из ряда слов активизирует такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация.

Игра «Доскажи словечко» развивает у детей внимание при прослушивании стихотворного текста; при этом они учатся подбирать слова, близкие по звучанию и подходящие по смыслу.

80

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Задание «Отгадай загадку» побуждает к размышлению, развивает наблюдательность, образное и логическое мышление.

Задание «Скажи наоборот» укрепляет умение подбирать антонимы к словам, обогащает и активизирует словарный запас.

Повторение пословиц и поговорок закрепляет правильное употребление звуков в самостоятельных речевых высказываниях, а объяснение ребёнком прямого и скрытого смысла народных изречений стимулирует способность к абстрагированию.

Ежегодные логопедические обследования показали, что наиболее часто у детей дошкольного возраста встречается смешение звуков с - ш, л - р.

Дифференциация звуков с - ш

1. Чёткое произношение изолированных звуков («песенка водички»: ссссс; «песенка воздушного шарика»: шшшшш/ Объяснения и показ положения органов артикуляционного аппарата при произношении этих звуков. Графические изображения (|) звука ш - язык поднимается за верхние зубы.

Ц) звука с - язык опускается за нижние зубы. Показ с опорой на кисть руки: пальцы подняты вверх - звук ш, опущены вниз - звук с. Проговарива-ние различных слогов и слоговых рядов, содержащих эти звуки: выделение заданных звуков (с - ш) из слогов, воспринятых на слух (называние звука, демонстрация буквы, показ картинки).

2. Отгадывание загадок. Ребёнок должен отгадать загадку, найти картинку-отгадку, определить наличие звука (с или ш) в слове, разложить картинки на две группы: со звуком с и со звуком ш.

С хозяином дружит, дом сторожит. Живёт под крылечком, хвост колечком (Собака). В раздевалке я служу, на весу пальто держу (Вешалка). Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт. Людей и груз везёт (Самолёт). Сама не ем, а людей кормлю (Ложка). У неё большая грива, есть копыта, есть и хвост. Скачет быстро и красиво - просто глаз не оторвёшь (Лошадь). Сто одёжек, и все без застёжек (капуста).

3. «Доскажи словечко». Надо закончить фразу подходящим по смыслу и звучанию словом, определить наличие звука в слове.

Он соло пел среди ветвей, его прозвали ... (соловей). Встаёт на заре, поёт во дворе. На голове гребешок. Кто же это? (петушок.) В подполье, в каморке, живёт она в норке. Серая малышка. Кто же это? (мышка.) Серый волк в густом лесу встретил рыжую ... (лису). Для птенцов и для зверят тоже нужен детский ... (сад). В нашем доме на окошке сидит серенькая. (кошка). Кто имеет один рог? Отгадайте? (носорог). Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно . (карандаш).

4. «Скажи наоборот». Закончить предложение подходящим по смыслу словом, противоположным по значению, словом наоборот. Определить наличие звука в слове.

Коррекционная педагогика

81

Двойки получать плохо, а пятёрки ... (хорошо). Трава низкая, а дерево ... (низкое). Ручеёк узкий, а река ... (широкая). Горчица горькая, а сахар ... (сладкий). Ночью темно, а днём ... (светло). Гном маленький, а великан ... (большой). После дождя земля сырая, а в жару ... (сухая). Черепаха ползёт медленно, а заяц бежит ... (быстро).

5. «Четвёртый лишний». Повторить ряд слов и заданий в заданной последовательности, определить, какое слово лишнее, объяснить почему?

Сапоги, босоножки, шуба, кроссовки (шуба). Собака, кошка, лошадь, лиса (лиса). Стол, кресло, ложка, стул (ложка). Шапка, шарф, сарафан, шуба (сарафан). Шапка, сапоги, шуба, шорты (сапоги). Шкаф, миска, ложка, чашка (шкаф). Сосна, ромашка, осина, берёза (ромашка). Слива, груша, апельсин, свёкла (свёкла). Картошка, капуста, груша, чеснок (груша).

6. Многократное произнесение слов, контролируя чёткое произношение звуков с - ш.

Сушка, сушилка, старушка, пастушок, шесть, шелест, шерсть, машинист, солнышко, стишок, смешок, совушка, веснушка, пустышка, босоножки. Сушить, спешить, поспешить, насмешить, услышать, душистый, пушистый.

7. Многократное повторение словосочетаний, постепенно убыстряя темп, контролируя правильное произношение звуков с - ш.

Седой дедушка, седая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст волнушки. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. Послушный малыш, весёлый пастушок, ясное солгышко, старый машинист.

8. Повторение чистоговорок с чётким проговариванием всех звуков.

Ша-ша-ша, Саша моет малыша. Су-су-су, воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши, спать ложатся малыши. Шу-шу-шу, я письмо пишу. Со-со-со, Миша катит колесо. Су-су-су, мишку видели в лесу. Аш-аш-аш, под сосной стоит шалаш.

9. Медленное и чёткое произнесение предложения (два, три раза), контролируя правильную артикуляцию. Ответ на вопросы «Кто? Что делает? Где? Какой? И т.п. Повтор предложения в быстром темпе.

У слона большие уши. Лёша поймал большого, усатого сома. Кошка ест кашу из миски. Лукошко вишен стоит на столе. У Даши вкусные вишни. Кукушка весело кукует. Алёша любит салат. Пушистая кошка сидит на окошке. Петушок уселся на шесток. Пастушок спешит домой.

10. Повторение скороговорок, убыстряя постепенно темп.

Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка. Вымыли мышки миски для мишки. Саша мал, Саша мил, Саша с мылом уши мыл. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши. Смешные шутки у Саши и Мишутки. Села мышка

82

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

в уголок, съела мышка бублика кусок. Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку. Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком. Сшила Саша Соне шапку. На ходули встали мыши, чтобы стать как можно выше.

11. Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком с и со звуком ш.

Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь. Что посеешь, то и пожнёшь. Меньше слов, да больше дела. Любишь кататься, люби и саночки возить. Не спеши языком, а спеши делом. Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Дифференциация звуков л - р

Последовательность, тип и характер выполнения заданий такие же, как и при дифференциации звуков с - ш.

1. Чёткое произношение изолированных звуков (самолёт летит: ллллл; собака рычит: рррр).

2. Отгадывание загадок.

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (Ракета).

Сама не ем, а людей кормлю (Ложка).

3. «Доскажи словечко».

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а... (лук). Как бы мне пошла корона! Важно каркает. (ворона).

4. «Скажи наоборот». Летом день длинный, а зимой ... (короткий). Суп горячий, а компот . (холодный).

5. «Четвёртыйлишний». Ложка, вилка, кровать, сковорода (Сковорода). Стол, стул, сервант, вилка (Вилка).

6. Многократное произнесение слов. Мармелад, коромысло, рыболов, берлога, раскладушка. Порвал, сорвал, убрал, разбил.

7. Повторение словосочетаний. Разноцветное коромысло, сладкий мармелад, долгая разлука, словарная работа, разломанный стул.

8. Повторение чистоговорок. Ла-ла-ла, Лара роме помогла. Ры-ры-ры, Ира съехала с горы.

9. Повторение предложений. Николай убрал мусор со стола. Вчера вечером прошёл проливной дождь.

10. Повторение скороговорок. Рыбу ловит рыболов, в речку весь уплыл улов. Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил.

11. Повторение пословиц и поговорок. Старый друг лучше новых двух. Труд человека кормит, а лень кормит.

Опыт показывает: выполнив такие упражнения, и не один раз, дети чётко различают звуки на слух и безошибочно употребляют ранее смешиваемые звуки в самостоятельных речевых высказываниях.

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика. - М., 2007.

Коррекционная педагогика

83

2. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. -ИТД «Корифей», 2008.

3. Гаркуш Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Творческий центр «Сфера»,

2007.

4. Лопухина И.С. Логопедия 550. - М.: «Аквариум», 1995.

5. Руденко В.И. Домашний логопед. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.

6. Пятница Т.В. Разговорчивые стихи. - Изд-во «Белорусский Дом печати», 2006.

7. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1989.

8. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -СПб., 2000.

9. Хватцев М.Е. Логопедия (работа с дошкольниками). - М.; СПб., 1996.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Хайров Ф.А., Мусалов А.Х.

Педагогический институт Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Волжский

В статье произведён обзор основных методов и приёмов, педагогических технологий, применяемых в коррекционных образовательных учреждениях. Установлена связь между целями педагогического процесса и применяемыми для их достижения методами. Произведён анализ дидактических принципов и условий их реализации.

Ключевые слова: дидактика, педагогический процесс, педагогические технологии, коррекционное образование.

Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е. на педагогические принципы. В педагогической науке принципы - это основа, первоначально, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности (в том числе и к коррекционно-педагогической), определяются ее направления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.