Научная статья на тему 'Скороговорки на уроках художественного слова: методические заметки'

Скороговорки на уроках художественного слова: методические заметки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5841
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО / ПРОИЗНОШЕНИЕ / ДИАЛЕКТ / ПОЛУДИАЛЕКТ / СКОРОГОВОРКА / НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТОНАЦИЯ / ARTISTIC WORD / PRONUNCIATION / DIALECT / SEMIDIALECTS / PATTER / NORM OF PRONUNCIATION / CULTURE OF PRONUNCIATION / INTONATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдыгина Людмила Владимировна

В данной статье обобщается многолетний педагогический опыт работы со скороговоркой на уроках художественного слова, способствующий формированию навыков свободной, правильной и выразительной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patters of artistic expression in the classroom: Methodological notes

This article summarizes many years of pedagogical experience working with the patter on the lessons of artistic word, contributing to the formation skills of free, correct and expressive speech

Текст научной работы на тему «Скороговорки на уроках художественного слова: методические заметки»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

Л. В. Булдыгина

СКОРОГОВОРКИ НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

Дополнительное художественное образование сегодня остается за рамками основного образования, однако оно позволяет школьнику сформировать устойчивые поисковые и творческие умения, в отдельный случаях - реализовать себя, социально и личностно. Целью художественного образования является удовлетворение познавательных и креативных потребностей, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Основное (базовое) образование ценно своей системностью; художественное (дополнительное) - возможностью индивидуализировать

процесс социализации ребенка. Главное условие достижения успеха в художественном образовании - наличие объединения детей и взрослых, мотивированного устойчивым интересом к творческой деятельности.

Сегодня, как свидетельствует педагогический опыт преподавателей детской школы искусств (далее ДШИ) г. Верхняя Салда, дополнительное художественное образование находится в критическом состоянии из-за хронического недофинансирования. Тем не менее, практика преподавания позволяет нам обобщить опыт работы, так как он ценен не только для системы дополнительного образования, но и для преподавания учебных курсов в общеобразовательной школе.

Предмет «Художественное слово» является базовым в образовательном процессе на театральном отделении ДШИ. Его основные задачи: воспитание сознательного отношения учащихся к работе речевого аппарата; изучение техники речи; постижение основ актерского мастерства, построенного на формировании навыков правильной и выразительной речи. Все это позволяет говорить о важности этого предмета для гармонического развития школьника. Правильная и выразительная устная речь необходима не только учащимся театрального отделения, но и любому образованному человеку в повседневном и профессиональном общении. Навыки правильной речи закладываются в раннем школьном и даже дошкольном возрасте. При работе над этим важным качеством речи на территориях, окруженных полу-диалектной речевой средой, следует учитывать влияние диалектов и регионального узуса. Еще в 1973 году Ф.П. Филин писал: «Общеизвестно, что местные говоры в настоящее время находятся в стадии разрушения и отмирания [...] В связи с распространением всеобщего среднего образования и значительным подъемом культуры круг носителей говоров резко сузился. Подавляющее большинство населения владеет литературным языком или пользуется своего рода полудиалектом - речью, переходной от местных традиционных говоров к пра-

вильному литературному языку. [...] Однако, это еще не значит, что диалектные особенности вовсе исчезли и перестали так или иначе воздействовать на литературный язык. Многие из них оказытаются живучими и в виде отдельных, по большей части фонетических элементов, сохраняются в речи даже выюокообразованнык людей» (Филин 1973, с. 16). Наши наблюдения подтверждают эти выводы: наличие полудиалектных особенностей маркирует речь салдинских школьников. Кроме того, общая речевая небрежность, «уральская скороговорка», отдельные артикуляционные дефекты, привычно неправильное речевое дыхание - все это создает впечатление «плохой» речи, не соответствующей нормам литературного произношения. Уже в раннем школьном возрасте недочеты в устной речи способствуют формированию комплексов, которые определяются и в межличностном общении, и в устных ответах у доски. Недостатки устной речи часто отрицательно влияют на письменную речь. Последнее можно объяснить стремлением ребенка отразить на письме фонетический облик произносимого им слова.

Серьезные речевые отклонения и дефекты -предмет деятельности медицинских работников -логопедов. Занятия в ДШИ направлены на выработку чистого и ясного произношения, соответствующего кодифицированным нормам, свободного от региональных и просторечных отклонений.

Уроки художественного слова также предусматривают воспитание коммуникативной отзывчивости, без которой невозможна деятельность человека в социуме. Партнерство, внимание, ответственность за сказанное слово, умение гармонично включаться в диалог и полилог - все это способствует существованию ребенка в школьном коллективе. В процессе обучения используются активные методы, способствующие формированию умений и навыков выразительной и правильной речи:

- метод беспрерывного тренинга речевых умений;

- метод ступенчатого усложнения;

- метод игрового существования;

- метод импровизации;

- метод партнерского взаимодействия.

«Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка» (Постникова, Подгаецкая 1992, с. 4). Навыки правильного произношения помогают вырабатывать скороговорки.

Скороговорка как самостоятельный фольклорный жанр, «своеобразный и интереснейший» (Сухин 2002, с. 8), - уникальное явление языковой культуры народа. Русские скороговорки в систематизирован-

ном виде (наряду с пословицами и поговорками) впервые записал В.И. Даль в 1862 году (Даль 2002). Он поместил их в специальный раздел, в котором было всего 49 скороговорок (против 30.000 пословиц и поговорок). «Анализ скороговорок, собранный

B. Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк и разнообразен. Скороговорки бывают короткие и длинные; рифмованные и нерифмованные; сюжетные и бессюжетные; логичные и абсурдные; с повторами и без повторов; построенные на одном доминирующем звуке и на сочетании звуков; доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него» (Сухин 2002, с. 7). Тексты скороговорок способствуют постановке правильной речи, развивают речевой слух, дикцию, память, воображение, обогащают словарный запас и интонационную память. «Они являются верными и надежными помощниками для ребенка в нелегкой работе на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого, они являются прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное освобождение; для работы по . совершенствованию фонематического слуха и развитию чувства ритма» (Смирнова 2009, с. 6). «От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая помериться с ними силами, испытать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные, коротенькие истории, могут быть простыми предложениями, а могут быть зарифмованы в небольшие стихотворения» (Смирнова 2009, с. 8).

Интересно толкование термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка»

C.И. Ожегова. В издании 1986 года дается следующее определение: «Скороговорка - искусственно, ради забавы, придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь» (Ожегов 1986, с. 629). В издании 1990 года в определение внесена важная поправка: «Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка» (Ожегов 1990, с. 732). Из определения исчез фрагмент «ради забавы придуманная», поскольку тексты скороговорок возникали как упражнения для тренировки и совершенствования речевого аппарата. Скороговорка родилась в народе, но в настоящее время существует и множество авторских скороговорок, которые авторами могут называться по-разному: «чистоговор-ки», «длинноговорки», «трудноговорки».

Игровой, креативный характер скороговороч-ного текста - особые звуковые повторы, неожиданные рифмы, ритмизованность - вызывают неизменный интерес младших школьников, доставляют детям эстетическое удовольствие. Запомнить скороговорку для большинства нормально развивающихся детей 5-7 лет, как правило, не составляет особого

труда. Гораздо сложнее ее выговориты быстро (скоро) и без запинки, при этом четко и внятно. Поэтому необходима целенаправленная работа над устным исполнением скороговорки. Эта работа проводится в виде тренинга и включает в себя определенные этапы:

1. Осмысление текста. Словарная работа.

Объем простыгх скороговорок обычно невелик: 5-6 слов, одна (реже две) фонетическая фраза. Часто встречаются полные и частичные повторы, нередки рифмованные тексты. Фонетическая структура скороговорки обыычно осваивается без труда. В то же время отделыные слова нуждаются в пояснении. Например: Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Лавировиты - это значит «двигатыся против ветра по ломаной линии (о паруснике, лодке, корабле) (Ожегов 1986, с. 271). Можно объясниты детям, что слово лавировать принадлежит к особому лексическому пласту - профессионалыной, а именно морской, лексике. Далее дается задание на бессловесное действие. Все учащиеся делятся на две группы: «ветер» и «кораблы». Одна группа изображает ветер, другая «двигается по воде, волнуемой ветром». В процессе тренинга постепенно соединяется движение и речы.

Иногда можно предложиты самим учащимся даты пояснения отделыныым словам. Например: У ужа - ужата, у ежа ежата. Учителы: - Кто такой уж? - Дети: - Длинная серая змея, но не ядовитая. -Нет, не совсем серая, а такая как бы полосатая». Чтобы составиты наиболее полное представление об уже, показываем учащимся изображение его в детской энциклопедии. Потом вновы даем задание на бессловесное действие: просим разыграты сценку «Уж и ужата». В данном примере внимание учащихся можно остановиты на том, как обозначается детеныши животных (с помощыю суффикса -ат-) и провести словообразователыную работу. Дети любят изображаты животных, поэтому можно разыграты и другие сценки «Кошка и котята», «Белка и белыча-та» и т.п. с привлечением фрагментов костюмов, масок и мелкого реквизита (котята играют с бантиком на веревочке). После этого возвращаемся к тексту скороговорки и вновы постепенно соединяем движение и речы.

2. Медленное проговаривание текста.

На этом этапе мы отслеживаем у учащихся начало формирования таких произносителыных умений и навыков, как выравнивание голоса, а также ритмического, звукового и интонационного рисунка, произнесение гласных и согласных звуков в потоке речи в соответствии с орфоэпическими нормами литературного языка, привыкание к правилыному произношению фонетического слова. В резулытате словарной работы на первом этапе и медленного осмысленного проговаривания текста на втором этапе у учащихся постепенно формируется умение не просто проговариваты текст, а «видеты» внутренним зрением то, о чем говоришы, т.е. мысленно соз-даваты «видеоряд», в резулытате чего этап намеренного заучивания не требуется, запомниты скороговорку «на слух» для ребенка не составляет особого труда.

На втором этапе учащимся предлагаются задания такого типа:

- Произнесите текст шёпотом, но так чтобы звуки были слышны и понятны.

- Проговорите скороговорку медленно вслух. Не забывайте: для того, чтобы говорить быстро, сначала надо научиться говорить медленно, правильно и старательно произносить звуки речи.

- Прочитайте скороговорку вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп; добейтесь четкого произношения.

- Постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую - ускорять темп.

- Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то мысленно восстановите ее смысл, постарайтесь представить ясный видеоряд и прочитайте текст медленно, по слогам.

- Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете текст без запинки. Затем вновь наращивайте темп.

Мы обращаем особое внимание на устранение остаточного «говорного» произношения:

- произношение безударного [о] в предударной позиции и в абсолютном начале слова как [а]; в заударной - как [ъ]: [ат топътъ капыт. ]

- произношение звуков [ч], [ц] со смыиным началом, а не как щелевые согласные: Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

3. Тренинг.

Работа на этом этапе может быть двух видов: индивидуальный тренинг и работа в творческой группе. В процессе индивидуальной работы учитель просит ребёнка проговорить скороговорку, ритмично хлопая в ладоши. При этом говорить и хлопать надо сначала медленно, а затем ускорять темп. Обязательно нужно следить за правильным речевым дыханием. При работе с парой или группой детей применяются специальные методические техники: работа в творческом круге, звуковое отражение («эхо»), соревнование (кто быстрее проговорит скороговорку и не собьётся), беззвучная артикуляция слова или фразы с последующим отгадыванием.

После формирования навыка правильного повторения простые скороговорки можно усложнить: произнести скороговорку, а затем поменять местами части фонетической фразы. Например: Белые бараны били в барабаны; в барабаны били белые бараны. Усложнением будет и «удвоение» или «умножение» каждой части скороговорки. Например: От топота, от топота, от топота копыт пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит. Эту же скороговорку можно произнести сначала очень тихо, шёпотом, потом вполголоса, потом громче, громче, потом очень громко (упражнение «Этажи»). Добившись автоматического произнесения скороговорки, можно усложнить задание, включив в него практическое освоение разных интонационных конструкций, то есть произнести фонетическую фразу с разными интонациями - с удивлением, радостью, недоумением, угрозой, возмущением, капризно; полезно также диалогическое взаимодействие, способствующее овладению коммуникативными навыками и интона-

циями утверждения - отрицания, вопроса - ответа и т.д. Некоторые тексты целесообразно соединиты с физическими упражнениями. Например: (ритмично топая): Топали мыг, топали, до тополя мыг дотопали. (Имитируя шаги цапли): Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

4. Творческая инсценировка.

На завершающем этапе работы со скороговоркой учащимся предлагается её образно-действенное воплощение - этюд. Здесы особенно значим игровой фактор. Из опыта нашей работы следует, что дети активно включаются в речевую игру, проявляют яркий артистизм и фантазию в процессе разработки этюдов. Учителы при этом не толыко выступает в роли режиссера-постановщика, но и продолжает работу над произносителыной звуковой кулытурой речи учащихся. Координация скороговорочного текста со сценическим действием, игрой позволяет до определенной степени «сняты» мышечное напряжение («зажим») и успешно преодолеты психологический «барыер», возникающий в речевой деятелы-ности. Важно помочы каждому ребенку преодолеты страх при произнесении фонетического текста, а на заключителыном этапе помочы юному исполнителю испытаты радосты от успеха.

Одну и ту же скороговорку можно исполызо-ваты по-разному. Например: Мы1 ели- ели- ели ершей у ели, Их еле- еле- еле у ели доели.

1 вариант:

- Мы отправилисы на берег реки. Что мы будем там делаты? (Рыбачиты).

- А кто знает, какая рыба водится в реке? Закроем глаза и представим себе, что мы наловили много-много ершей, сварили уху. А теперы будем её есты. Вы рады, что рыбы много. Уха вкусная? (Да).

- Тогда произнесите скороговорку радостно. (Дети домысливают, дорисовывают картинку. Думают, как лучше выразиты голосом радосты).

2 вариант:

- Представыте, что вы сначала были рады болышому улову. Все уже наелисы, а рыбы ещё много. Выйрасытаты рыбу жалко, и вы едите уху через силу. Хочется плакаты, а вы едите. (В голосе должно звучаты недоволыство, можно даже похныкаты).

План урока по художественному слову составляется с учетом того, что на каждом занятии новый материал - скороговорка - изучается на первом -втором этапах; скороговорка, изученная на предыдущем занятии, закрепляется на третыем - четвертом этапах. На уроке в разделе «Повторение» вспоминаются наиболее удачные этюды и инсценировки. «Урок должен строитыся не толыко как увлекателы-ная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором учащийся ... стремится к самосовершенствованию не толыко в области сценической речи, но в развитии личности» (Ласкавая 2005, с. 7).

Многолетняя работа с детыми по сложившейся методике позволяет утверждаты, что систематическое обращение к текстам скороговорок на уроках художественного слова способствует формированию навыков свободной, правилыной и выразителы-ной устной речи.

Литература

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. -М.: Г ном и Д, 2008. - 67 с.

Ласкавая Е.В. Сценическая речь: Методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2005. - 144 с.

Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика - это интересно. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.

Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. -С-П.: СПГАТИ, 2009. - 106 с.

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 190 с.

Энциклопедия. Русский язык / Под ред. Ф.П. Филина. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - 432 с.

Словари

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. - М.: Русский язык, 2002. - 484 с

Елина Е.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова: Орфоэпический словарик. - М.: Дрофа, 2002. -144 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с. // 1990. - 917 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.