ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 75284
УДК 376.37
Куликова Наталья Сергеевна,
ассистент кафедры логопедии АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. Санкт-Петербург natalva77 [email protected]
Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Аннотация. Данная статья позволяет нам составить представление о степени сформированности у учащихся различных операций письма и об уровне владения ими фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим строем речи в пределах устной речи, что в дальнейшем может быть положено в основу анализа имеющихся у детей нарушений письменной речи.
Ключевые слова: симптоматика, предпосылки, операции письма, фонетикофонематический и лексико-грамматический строй, интеллектуальная недостаточность, дисграфия, нарушения письменной речи.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изучение, как симптоматики, так и механизмов дисграфии у детей с интеллектуальной недостаточностью продолжает оставаться актуальным, прежде всего, с точки зрения продолжения поисков этиопатогенетически обоснованных методов коррекционного воздействия.
Современная логопедическая наука связывает дисграфию, прежде всего, с неполноценностью языковых способностей. Нарушения процесса овладения письмом рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом [1-5].
Клинико-психологическими и нейропсихологическими исследованиями подтверждается, что дисграфия во многих случаях не является моносимптоматическим состоянием [6, 7]. Расстройства письма часто не только возникают на фоне недостаточности церебральных функций, но и сопровождаются когнитивными, неврозоподобными и психоорганическими нарушениями, к одним из которых относится интеллектуальная недостаточность.
По данным Р. И. Лалаевой, Р. М. Левиной, нарушения письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Симптоматика дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов, что чаще всего проявляется в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм дисграфии [8, 9].
Для проведения констатирующего эксперимента нами разработана диагностическая модель исследования предпосылок письма и состояния письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данная методика состоит из двух блоков: первый блок - исследование состояния предпосылок письма, указывающих на несформированность состояния языковых (фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи) и неязыковых (зрительно-пространственновременных представлений) компонентов письма у данной категории учащихся; второй блок - определить симптоматику нарушений письма у детей с интеллектуальной недостаточностью.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
Блок 1. Исследование предпосылок письма
I. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ
Исследование состояния звукопроизношения
Исследование состояния звукопроизношения проводилось с использованием традиционных логопедических методик. (Проверяется правильность произношения всех звуков, согласных и гласных, по логопедическому альбому). В ходе обследования фиксируются ошибки, допускаемые испытуемым (нормальное произношение; отсутствие звука; искаженное произношение и характер искажения; замена звука; звук не автоматизирован в речи).
При исследовании состояния звукопроизношения учитываются полные звуковые замены и смешения звуков в устной речи, поскольку то и другое отражается на письме, приводя к появлению артикуляторно-акустической дисграфии.
Во всех остальных разделах исследования весь предлагаемый детям речевой материал (слоги, слова, предложения, тексты) подобран с учетом разной степени его сложности, что позволяло при разработке критериев оценок учитывать не только количественную, но и качественную сторону выполнения заданий, а значит, давало возможность проводить не только количественный, но и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов
1. Повторение отдельных слов различной звукослоговой структуры (на основе слухового восприятия) односложные слова без стечения согласных (типа ТОК, ДОМ, лОм, РАК,ЖУК); односложные слова со стечением согласных (типа БАНТ, ФЛАГ, КРАН, СЛОН, ШКАФ); двусложные слова из двух открытых слогов (типа ГУБЫ, ВАЗА, КРЫША, ШКОЛА, ГРОЗА);
двусложные слова со стечением согласных в середине слова (типа БАНКА, ТЕТРАДЬ, СУМКА, СВИСТОК, СКВОЗНЯК); трехсложные слова без стечения согласных (типа ПОСУДА, БЕГЕМОТ, ТЕЛЕФОН, СОБАКА, РАДУГА); трехсложные слова со стечением согласных (типа КАРТИНА, ПРОДАВЕЦ, ТРОЛЛЕЙБУС, СЕРПАНТИН, СКВОРЕЧНИК) четырехсложные слова (типа ПОРОСЕНОК, ВЕЛОСИПЕД, ХУДОЖНИЦА, ПРОСТОКВАША, СКОВОРОДА).
Процедура и инструкция: «Послушай слово и повтори за мной» (ответы фиксируются). Учитывается количество и степень сложности правильно воспроизведенных слов различной звукослоговой структуры.
2. Воспроизведение слов с различной звукослоговой структурой в составе предложений. Предложения, состоящие из слов разной звукослоговой структуры (типа МАМА МОЕТ ПОСУДУ. У ВАНИ СИНИЙ МЯЧ. ВАРВАРА ЛЮБИТ ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА ПЕТРОВНА ЧИТАЛА ДЕТЯМ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ.).
Процедура и инструкция: «Послушай предложение и повтори за мной» (ответы фиксируются). Учитывается количество и степень сложности правильно воспроизведенных слов различной звукослоговой структуры в предложении (нарушение звукопроизношения не учитывается).
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Исследование фонематического слуха
Дифференциация слов-квазиомонимов по картинкам (слуховая дифференциация фонем).
Подобраны картинки на слова-квазиомонимы преимущественно на 4 группы наиболее часто не различаемых детьми звуков (мягкие - твердые, звонкие - глухие,
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
свистящие - шипящие, Р (РЬ), Л (ЛЬ), И (типа СУП-ЗУБ; ТОЧКА-ДОЧКА; КРУГ-КРЮК; ЛАК-РАК; САЛАТ-ХАЛАТ).
Процедура и инструкция: Последовательно предлагаются пары картинок и дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты правильно показывай картинки. Где суп? А где зуб? И т. д.». Ответы вносятся в таблицу.
Исследование фонематических представлений
1. Называние слов с определенными звуками.
Процедура и инструкция: «Подбери (вспомни) слова, которые начинаются со звука: [C]; [З]; [Ш]; [Ж]; [Ч]; [Щ]; [Л]; [Р]».
2. Подбор картинок, в названиях которых есть определенный звук.
Материал: картинки на 4 пары звуков: [С-З]: самолет, колесо, автобус - зонт,
коза; [Ш-Ж]: шары, груша, мышь - жук, ножницы; [Ч-Щ]: чайник, бабочка, мяч - щетка, овощи, плащ; [Л-Р]: лук, пчела, стул - рак, картина, помидор.
Процедура и инструкция: «Разложи картинки на две группы: в одну те, в названиях которых есть [С], а в другую - в названиях которых есть [З]. Аналогичное задание со звуками: [Ш-Ж]; [Ч-Щ]; [Л-Р]. Проверяется возможность мысленно представить звучание смешиваемых ребенком звуков в процессе придумывания им слов на заданный звук.
Исследование умения производить фонематический анализ слов
1. Определение количества звуков в слове.
Предлагаются слова с разным количеством звуков: слова, состоящие из 3 звуков (типа МАК, ЩИТ, ЧАЙ, Сыр, РАК); слова, состоящие из 4 звуков (ВОДА, МУКА, ВОЛК, КЛЕШ, ЗуБы); слова, состоящие из 5 звуков (типа МИСКА, ВЕДРО, КОМАР, РЕЧКА, ЩЕНОК); слова, состоящие из 6 звуков (типа УДОЧКА, ПАВЛИН, ПОСУДА, СТРАУС, ЧАЙНИК).
Предлагается следующая инструкция: «Назови, сколько звуков в слове мак, щит, мука и т. д.».
2. Определение последовательности звуков в слове.
Предлагаются слова с разным количеством звуков: слова из 3 звуков (типа ДОМ, МЯЧ, ЗУБ, РАК, ШАР); слова из 4 звуков (типа УТЮГ, ОКНО, ПЛАЩ, РУКА, ШУБА); слова из 5 звуков (типа ИНДЮК, ОВОЩИ, КАБАН, СОВОК, ЩЕНОК); слова из 6 звуков (типа ПОСУДА, КОМПАС, КЛЮКВА, ЗВЕЗДА, ШТАНГА).
Предлагается следующая инструкция: «Слушай внимательно слово. Какой первый звук в слове дом? Какой второй звук в слове дом? Какой третий звук в слове дом?» и т. д.
3. Определение количества гласных звуков в слове.
Слова типа УХО, СТРАУС, КОРОВА, ПЕШЕХОД, ОСТАНОВКА. Процедура и инструкция: «Слушай внимательно слово. Сколько гласных звуков в слове ухо? Сколько гласных звуков в слове страус?» Аналогичное задание со словами: корова, пешеход, остановка.
4. Определение количества согласных звуков в слове.
Слова типа МАК, СТОЛ, ЩЕТКА, СВЕКЛА МЕДВЕЖАТА.
Процедура и инструкция: Предлагается следующая инструкция: «Слушай внимательно слово. Сколько согласных звуков в слове мак?» Аналогичное задание со словами: стол, щетка, свекла, медвежата.
5. Определение места звука в слове.
Слова типа КИТ, ЧАЙ, ТАКСИ, СТАНОК, ПАУТИНА.
Процедура и инструкция: Предлагается следующая инструкция: «Слушай внимательно слово. Какой звук после [И] в слове кит? Какой звук перед [И] в слове кит?
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
Какой звук между [К] - [Т] в слове кит?» Аналогичное задание со словами чай, такси станок, паутина.
Исследование умения производить фонематический синтез слов
Узнавание слова по отдельным звукам, предъявленным в прямой и нарушенной последовательности.
Слова разной звуковой наполняемости (типа ПАР, КРОТ, РУКА, СТОЛБ, КАРТИНА).
Инструкция: «Послушай звуки и составь из них слово».
III. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА РЕЧЕВОГО ПОТОКА
Исследование анализа и синтеза слов в предложении
1. Определение количества слов в предложении.
Предложения (типа ЭТО КОШКА. КОШКА ЛОВИТ МЫШКУ. РЫЖАЯ ПУШИСТАЯ КОШКА ЛОВИТ МАЛЕНЬКУЮ МЫШКУ.).
Инструкция: «Внимательно послушай предложение. Назови, сколько слов в предложении».
2. Определение последовательности слов в предложении.
Предложение (типа РЫЖАЯ КОШКА ЛОВИТ МЫШКУ). Инструкция: «Слушай внимательно предложение. Назови первое слово в предложении? Назови второе слово в предложении. И т. д.»
3. Составление предложений из слов, данных вразбивку (на основе слухового восприятия).
Слова (типа НАД, ЛЕТАЕТ, КУСТОМ, ЖУК; ШКОЛУ, ДЕТИ, В, ИДУТ). Инструкция: «Послушай слова и составь из них предложение, порядок слов можно менять».
Исследование слогового анализа и синтеза слов
1. Определение количества слогов в слове.
Слова разной слоговой структуры (типа ДУБ, СЛОН, ПОЛЕ, ОВОЩИ, КУКУРУЗА).
Инструкция: «Назови, сколько слогов в слове дуб, слон, поле овощи, кукуруза.
2. Определение последовательности слогов в слове.
Двухсложные слова (типа МУХА, УТЮГ, БАТОН, ОКНО, ШТАНГА);
трехсложные слова (типа КАБИНА, ПЛАНЕТА, САМОЛЕТ, АВТОБУС, ЛАМПОЧКА).
Инструкция: «Слушай внимательно слово. Назови первый слог в слове муха. Назови второй слог в слове муха и т. д.»
3. Определение места слога в слове.
Слова (типа ВЕСЫ, ТЫКВА, ГОЛОВА, ПУГОВИЦА, ТЕМПЕРАТУРА).
Инструкция: Предлагается следующая инструкция: «Какой слог перед слогом (СЫ) в слове весы? Какой слог после слога (ВЕ) в слове весы? «Какой слог между слогами (ГО) - (ВА) в слове голова? Какой слог перед слогом (ЛО) в слове голова? Какой слог после слога (ГО) в слове голова?» и т. д.
4. Составление слов из слогов в прямой и нарушенной последовательности (на основе слухового и зрительного восприятия).
Слоги (типа МУ, КА; ТУХ, ПЕ; КО, РО, ВА; ЗА, СТРЕ, КО; РЕ, ПА, ЧЕ, ХА).
Инструкция: предлагается следующая инструкция: «Послушай слоги и составь из них слово.
IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Исследование словоизменения
1. Изменение имен существительных по падежам.
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
Материал: картинка с изображением предмета (кролик), 6 предложений с пропущенными словами (типа У ДЕВОЧКИ ЖИВЕТ ...(КРОЛИК). У ДЕВОЧКИ НЕТ ... (КРОЛИКА). ДЕВОЧКА ДАЛА КОРМ ... (КРОЛИКУ). ДЕВОЧКА КОРМИТ ... (КРОЛИКА). ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С ... (КРОЛИКОМ). ДЕВОЧКА МЕЧТАЕТ О ... (КРОЛИКЕ).
Инструкция: «Продолжи предложение, отвечая на вопрос. У девочки живет (кто?)». Экспериментатор предлагает картинку с изображением кролика, с помощью которой испытуемый отвечает на вопрос.
2. Образование множественного числа имен существительных.
Картинки (типа ШАР - ШАРЫ; ОКНО - ОКНА; КУСТ - КУСТЫ; УХО - УШИ; ГЛАЗ - ГЛАЗА: ДЕРЕВО - ДЕРЕВЬЯ).
Инструкция: испытуемому предлагаются картинки и дается инструкция: «Это шар. А это что?»
3. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе в именительном падеже.
Предлагаются картинки (типа ГОЛУБОЙ ШАР, ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ, ГОЛУБОЕ ВЕДРО, ГОЛУБЫЕ КАРАНДАШИ). Инструкция: «Назови, что это за предметы, и какие они по цвету».
4. Согласование имен существительных с числительными.
Картинки (типа ОДНА КОНФЕТА - ДВЕ КОНФЕТЫ - ПЯТЬ КОНФЕТ; ОДИН ПЕНЬ - ДВА ПНЯ - ПЯТЬ ПНЕЙ; ОДНА УТКА - ДВЕ УТКИ - ПЯТЬ УТОК; ОДИН ПЕТУХ - ДВА ПЕТУХА - ПЯТЬ ПЕТУХОВ; ОДНА ШЛЯПА - ДВЕ ШЛЯПЫ - ПЯТЬ ШЛЯП; ОДНО ОКНО - ДВА ОКНА - ПЯТЬ ОКОН; ОДНО УХО - ДВА УХА - ПЯТЬ УШЕЙ; ОДИН ТАНК - ДВА ТАНКА - ПЯТЬ ТАНКОВ).
Предлагаются картинки и дается следующая инструкция: «Назови, сколько чего».
Исследование словообразования
1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Картинки с изображением больших и маленьких предметов (типа СТОЛ - СТОЛИК; БЕРЕГ - БЕРЕЖОК; ВАЗА - ВАЗОЧКА; ШИШКА - ШИШЕЧКА; НОС - НОСИК; ЛЕС - ЛЕСОК; БЕЛКА - БЕЛОЧКА; ПЕЧКА - ПЕЧЕЧКА). Предлагаются картинки с изображением предметов. Дается следующая инструкция: «Большой стол, а маленький - столик». Назови и другие маленькие предметы.
2. Образование относительных имен прилагательных.
Испытуемому дается следующая инструкция: «Стакан из стекла - это стеклянный стакан. Стол из дерева - это какой стол? И т. д. крыша из соломы, стена из кирпича, носки из шерсти, сапоги из резины, сок из яблок.
3. Образование притяжательных имен прилагательных.
Испытуемому дается следующая инструкция: «Тапки папы - это папины тапки. Очки бабушки - это чьи очки? Уши кошки - это кошачьи уши. Хвост собаки - это чей хвост?» и т. д.
4. Образование приставочных глаголов с новым смысловым значением.
Картинки, изображающие действие предмета (типа ВХОДИТ, ВЫХОДИТ, ПЕРЕХОДИТ, ОБХОДИТ, НАЛИВАЕТ, ПЕРЕЛИВАЕТ, ВЫЛИВАЕТ, ПОЛИВАЕТ).
Предлагаются картинки. Инструкция: «Что делает мальчик?»
V. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
1. Понимание смыслового значения предлогов.
Испытуемому предлагается выполнить действия по инструкции: «ДОСТАНЬ КНИГУ ИЗ СУМКИ; ПОЛОЖИ КНИГУ ПОД ТЕТРАДЬ; ПОЛОЖИ КНИГУ НА СТОЛ; ПОЛОЖИ КНИГУ ОКОЛО ПЕНАЛА; ПЕЛОЖИ КНИГУ МЕЖДУ ПЕНАЛОМ И ТЕТРА-
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
ДЬЮ; ВОЗЬМИ КНИГУ СО СТОЛА; СПРЯЧЬ КНИГУ ПОД СТОЛ; ДОСТАНЬ КНИГУ ИЗ-ПОД СТОЛА; СПРЯЧЬ КНИГУ ЗА СПИНУ; ДОСТАНЬ КНИГУ ИЗ-ЗА СПИНЫ; ПОЛОЖИ КНИГУ В СУМКУ)».
2. Употребление предлогов.
Испытуемому предлагается назвать действие, выполненное экспериментатором. Инструкция: «Что я делаю?» (села на стул, подошла к окну, спрятала под стол, достала из-под стола, положила между пеналом и тетрадью, убрала за спину, достала из-за спины, встала у двери).
VI. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Ориентировка в собственном теле, выделение ведущей руки (пробы ХЭДА).
2. Дифференциация правых и левых частей тела.
Испытуемому предлагается выполнить действие. Инструкция: «ДОТРОНЬСЯ ПРАВОЙ РУКОЙ ДО ЛЕВОГО УХА; ДОТРОНЬСЯ ЛЕВОЙ РУКОЙ ДО КОНЧИКА НОСА; ДОТРОНЬСЯ ЛЕВОЙ РУКОЙ ДО ПРАВОГО УХА; ПОКАЖИ ПРАВОЙ РУКОЙ ПРАВЫЙ ГЛАЗ; ДОТРОНЬСЯ ПРАВОЙ РУКОЙ ДО ЛЕВОЙ ЩЕКИ».
3. Зрительно-моторная координация (используется проба типа «ЭЛЕКТРОННОЙ МУХИ»
4. Зрительное восприятие и узнавание предметов в усложненных условиях (типа ПРЕДМЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, НАЛОЖЕННЫЕ ДРУГ НА ДРУГА; СТИЛИЗОВАННЫЕ БУКВЫ; ПЕРЕЧЕРКНУТЫЕ БУКВЫ и т. д.).
Блок 2. Исследование состояния письм
В эксперименте принимали участие 40 учащихся 3-х классов коррекционных школ - интернатов Гатчинского и Волосовского районов Ленинградской области.
Письмо под диктовку
Запись букв, слогов, словосочетаний, предложений, текста.
Предлагается написать буквы как заглавные, так и прописные - Д, И, Ю, Ж, З, Е, Ы, Р, В, У, Ф, А, Я, Л, Э, Х, О, К. Предлагается написать слоги - ПА, ВЫ, НИ, РО, УФ, ЭЦ, ЯЧ, ЮХ, МНА, ШТЫ, БДА, СПУ, ЭКР, ОЛМ, ИФТ, ЯЧН.
Предлагается написать слова - лев, сон, ком, шок, чай, крот, болт, шкаф, сорт, дно, дыня, школа, звезда, коньки, индюк, панама, петушок, удочка, будильник, скакалка, Буратино, одеяло, гусеница, остановка, аквариум, милиционер, водопроводчик, фотография, библиотека, автомобилист. Предлагается написать словосочетания - Сильный дождь, вкусный обед, земляничное варенье, много ягод, след зверька, запах.
Предлагается записать предложения - Цапля живет на болоте. На полях кричат грачи. Ветер кружит снег. Ребята очень ждали зиму.
6. Слуховой диктант связного текста.
Предлагается написать диктант связного текста -
Осень.
Пришла осень. Уныло моросят дожди. Дуют сильные ветры. Дни стали короткими. С деревьев опали листья.
Списывание
Материал: заготовленный лист-образец, на котором написаны:
- печатные буквы - АА, Вв, Мм, Уу, Ии, Рр, Шш, Чч;
- прописные буквы, Нн, Щщ, Бб, Юю, Яя, Хх, Тт;
- слоги, написанные печатными буквами - ЛЯ, ДУ, ИК, ЫМ;
- слоги, написанные прописными буквами - ДЛО, АКР, МА, ЕЦ;
- словосочетания, написанные печатными буквами - красная роза; быстро летит, листья кувшинки,
6
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
- словосочетания, написанные прописными буквами - белые комочки, молодая травка;
- предложения, написанные печатными буквами - Ударил сильный мороз. Теплые лучи согрели землю.
- предложения, написанные прописными буквами - Лебеди тихо плыли около камышей. Большие сосульки блестят на солнышке.
- связный текст, написанный печатными буквами:
Черный кот
Был у нас черный кот. Кота звали Черныш. Черныш хорошо ловил мышей. Днем черный кот спал на крыше.
- связный текст, написанный прописными буквами:
Чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя открыла клетку. Чиж очень рад. Он вылетел в сад.
Процедура и инструкция: Предлагается лист-образец. Инструкция: «Переписать по образцу своим обычным почерком».
Самостоятельное письмо
Предлагается написать небольшой рассказ, сочинение на тему «Мой выходной день».
Критерием оценок письма под диктовку, списывания, самостоятельного письма служит количество дисграфических ошибок, качественный анализ которых проводится отдельно.
Данная методика исследования позволила нам составить представление о степени сформированности у учащихся различных операций письма и об уровне владения ими фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим строем речи в пределах устной речи, что в дальнейшем было положено нами в основу анализа имеющихся у детей нарушений письменной речи в плане выявления видов дисграфий и их механизмов, а также определения дифференцированных методов коррекционного воздействия в ходе формирующего эксперимента.
Ссылки на источники
1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - С. 158-160.
2. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. - СПб., 2004. - 208 с.
3. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
4. Щукин А. В., Елецкая О. В. Структурно-уровневые характеристики интеллекта у детей с дисгра-фией // Специальное образование: материалы VIII Междунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб., 2012. - С. 225-229.
5. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М.: Арк-ти, 1997. - 214 с.
6. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.; Воронеж, 2001. - С. 7-20.
7. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 2000. - С. 55-59.
8. Лалаева Р. И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. - М., 1998. - 224 с.
9. Левина Р. Е. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития // Тезисы докладов III научной сессии по дефектологии. - М., 1950. - С. 66-74.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализации в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75284. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75284.htm. - ISSN 2304-120X.
Natalya Kulikova,
Assistant to department of logopedics, Leningrad State University of A. S. Pushkin, St. Petersburg natalya77 [email protected]
Study assumptions letter and its implementation in various types of work for children with intellectual disabilities
Abstract. This article allows us to get an idea about the degree of formation at pupils of different operations of writing and about the level of knowledge of their phonetic, phonemic, and lexical and grammatical structure of speech within speech, which can then be used as the basis of analysis of available in children violations of the written language.
Key words: symptoms, preconditions, operations letters, phonetic, phonemic and lexical-grammatical structure, intellectual impairment, dysgraphia, disorders of written language.
Рекомендовано к публикации:
Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 13.04.15 Получена положительная рецензия 15.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 15.04.15 Опубликована 04.06.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Куликова Н. С., 2015
www.e-koncept.ru
8