Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT TECHNOLOGY / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / УМЕНИЯ / SKILLS / ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / COOPERATION TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ACTIVE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль О.И.

В данной работе исследуются вопросы использования инновационных технологий в процессе преподавания иностранного языка на неязыковых специальностях. Автором рассмотрен метод проектов, проанализированы умения, способствующие успешному овладению проектной деятельностью, представлены виды проектов в области изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TEACHING NON-LINGUISTIC STUDENTS VIA MODERN TECHNOLOGIES

In this paper the use of innovative technologies in a foreign language teaching are investigated. The author describes project technology, skills, necessary to master project activities, types of projects in the field of learning a foreign language are presented.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

О.И. Коваль

Активизация процесса обучения иноязычному общению студентов неязыкового вуза

УДК 372.881.11

О.И. Коваль, канд. псих. наук, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, умения, технология сотрудничества, личностно-деятельностный подход, профессионально ориентированное иноязычное общение.

В данной работе исследуются вопросы использования инновационных технологий в процессе преподавания иностранного языка на неязыковых специальностях. Автором рассмотрен метод проектов, проанализированы умения, способствующие успешному овладению проектной деятельностью, представлены виды проектов в области изучения иностранного языка.

На сегодняшний день преподаватели иностранных языков на неязыковых факультетах сталкиваются с проблемой качественной подготовки специалиста, владеющего иностранным языком, в соответствии с требованиями учебной программы и ограниченным количеством часов [6,8,9].

В процессе обучения выясняется, что студенты неязыковых специальностей испытывают большие сложности при общении на иностранном языке, не владеют языковой базой, не имеют элементарных знаний грамматики, не обладают простейшим лексическим запасом. По мнению методистов, активизацию учебно-речевой деятельности у студентов целесообразно выполнять на мотивационно-побудительном и ориентировочно-исследовательском этапах, поскольку именно здесь появляются трудности, которые не позволяют осуществлять речевые поступки [3,5]. Эти трудности проявляются в следующем:

- студенты не достаточно мотивированы для осуществления речевых высказываний;

- зачастую они плохо разбираются в теме, по которой необходимо высказаться;

- студенты не имеют навыков владения структурой речевого высказывания;

- не хватает словарного запаса для построения речевого высказывания.

Как известно, активизация учебно-речевой деятельности студентов на мотиваци-онно-побудительном этапе непосредственно связана с мотивом говорения. Человек начинает говорить, когда испытывает потребность вербального осмысления окружающей действительности, потребность выражения своих мыслей.

В процессе активизации учебно-речевой деятельности студентов на ориентировочно-исследовательском этапе студенты исследуют условия учебно-речевой деятельности, выделяют основную мысль (предмет говорения), привлекают необходимые языковые и речевые средства. Учащиеся учатся отбирать и в ходе учебного общения определяют способы формирования и формулирования собственной мысли.

Обучить студентов профессиональному общению на иностранном языке в краткий срок возможно сочетая традиционные и инновационные методы [2,3,5]. Изучение особенностей устной научной речи базируется как на современных данных психологической и методической науки, так и на коммуникативных особенностях профессионального языка.

В настоящее время при обучении иностранному языку повышенное внимание уделяется методу проектов, поскольку он дает возможность применения знаний из

Вестник ВГАВТ, выпуск 49, 2016 г. Раздел X. Философские, социально-педагогические и филологические науки

разных отраслей для решения той или иной проблемы интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, делает возможным применение знаний на практике.

Метод проектов является наиболее подходящей технологией личностно-ориенти-рованного воспитания, позволяющей активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включать студентов как в личностно-ориентированную ситуацию, так и в различные среды. Также возможно получать истинные практические результаты в форме презентации по страноведению на компьютере, фильма, видео-ролика, доклада с выступлением и т.д., что также высоко мотивирует студентов.

Метод проектов можно определить как целенаправленную, самостоятельную деятельность студентов, осуществляемую под гибким руководством преподавателя, направленную на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта [4].

При работе с проектной методикой предполагается использование как индивидуальной самостоятельной работы так и совместной работы в малых и больших группах [5,10]. При обучении иностранным языкам студенты работают с разнообразными источниками информации, широко используют исследовательские методы, что позволяет выразить различное видение рассматриваемой проблематики, обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной форме, сформулировать свою точку зрения, Одним из методистов, начавших внедрение метода проектов в практику обучения иностранным языкам была Е.С. Полат, которая утверждала, что метод проектов, являющийся частью развивающего, личностно-ориентированного обучения, может использоваться на любой ступени обучения [7]. Е.С. Полат выделяет умения, способствующие успешному овладению проектной деятельностью:

1. Интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации, анализировать ее, обобщать, делать выводы и прочее) умение работать с различными справочными материалами);

2. Творческие (умения генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);

3. Коммуникативные (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение слушать и слышать собеседника; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

В зависимости от характера конечного продукта проектной деятельности в области изучения иностранного языка можно выделить следующие виды проектов:

1. Ролевые проекты, в частности драматизация события, разыгрывание ситуации, сочинение собственной пьесы;

2. Конструктивно-прагматические проекты, в частности разработка ситуации общения, дневник наблюдений;

3. Информационные и исследовательские проекты, в частности «Английский язык как средство международного общения», «Поведение англичан в различных ситуациях общения»;

4. Издательские проекты, в частности заметка в газету;

5. Проекты конкретного социологического обследования. Например, «Использование английского языка в России»;

6. Творческие проекты, в частности перевод произведения на родной или иностранный язык;

7. Сценарные проекты, в частности «Вечер английского языка» [1].

В проектной методике происходит параллельное формирование языковых и страноведческих знаний, а также развитие навыков и умений аудирования, говорения, чтения и письма. Работа над проектом не только позволяет использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении процесса работы над проек-

О.И. Коваль

Активизация процесса обучения иноязычному общению студентов неязыкового вуза ...

том, достигнутых результатов, но и позволяет отрабатывать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету. Многие преподаватели по достоинству оценили такой метод работы и активно используют его на практике.

Среди групп электромеханического факультета нами был организован и проведен конкурс проектов на тему «Моя будущая профессия». Данная тема показала значимость своей специальности для каждого студента, вызвав большой интерес к изучению иностранного языка [4].

На сегодняшний день разнообразие методов и средств обучения позволяет выбирать и строить педагогический процесс по любой модели, однако грамотному педагогу невозможно не изучать весь обширный арсенал инновационных идей и технологий, дающий возможность применять актуальные методы на практике, для достижения, как бы порой не казалось, таких трудных целей. Использование метода проектов в практике преподавания иностранного языка свидетельствует о высокой квалификации преподавателя.

Список литературы:

[1] Гуро-Фролова Ю.Р. Проектные технологии в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов водного транспорта // Ю.Р. Гуро-Фролова // Речной транспорт (XXI век). 2014. - № 3 (68). - С. 74-76.

[2] Коваль О.И. Внедрение современных методов обучения на занятиях иностранного языка в неязыковом вузе. // О.И. Коваль // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сб. матер. VIII Межд. заоч. научно-практ. конф. В 4 ч. / Под ред. М.М. Горбунова. - М.: Изд-во «Перо»; Вольск: ВВИМО, 2014. - Ч. 2. - С. 34-39.

[3] Коваль О.И. Коммуникативный подход при обучении иностранному языку студентов вуза / О.И. Коваль // Вестник ВГАВТ. Вып. 41. - Н. Новгород: Изд-во «ВГАВТ», 2014. - С. 144-157.

[4] Коваль О.И. Метод проектов в обучении профессионально ориентированному иноязычному общению // О.И. Коваль // Вестник ВГАВТ. - 2016. № 46 (46).- С. 267-272.

[5] Коваль О.И. Технология сотрудничества и ее применение при обучении иностранному языку / О.И. Коваль // Речной транспорт (XXI век). - 2014. - № 3 (68) - С. 80-83.

[6] Коваль О.И. Особенности преподавания английского языка в неязыковом вузе / О.И. Коваль // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 6. - С. 234-238.

[7] Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3.

[8] Седова Е.А. К вопросу о создании оптимальных условий для изучения иностранного языка в техническом вузе // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 10 (43). - С. 14-18.

[9] Соколова Е.Г., Соловьева О.Б. Специфика профильного обучения в неязыковом вузе // Профессиональная подготовка учителя иностр. языков в новых образовательных условиях: матер. научно-практ. семинара. - Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 10 декабря 2014. - С. 142-148.

[10] Чувилина О.В. Целевое использование инновационных технологий в самостоятельной работе студентов неязыкового вуза с материалами средств массовой информации // О.В. Чувилина // Вестник Костромского госуд. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 4. - С. 361-364.

ACTIVATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TEACHING NON-LINGUISTIC STUDENTS VIA MODERN TECHNOLOGIES

O.I. Koval

Keywords: project technology, project activities, skills, cooperation technology, personality-active approach, professionally oriented foreign language communication.

In this paper the use of innovative technologies in a foreign language teaching are investigated. The author describes project technology, skills, necessary to master project activities, types ofprojects in the field of learning a foreign language are presented.

Статья поступила в редакцию 13.09.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.