Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активизация познавательной деятельности / школа / обучение / психология / развитие личности / воспитание / познавательная активность. / activation of cognitive activity / school / education / psychology / personality development / education / cognitive activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Двизова Наталия Николаевна

в данной статье описана проблема активизации познавательной деятельности школьников как фактора успешности в обучении и в жизни. Автор раскрывает воспитательный аспект, подчеркивая его значимость. Также в статье рассматриваются виды познания (стихийный и организованный) и пути активизации познавательной деятельности (экстенсивный и интенсивный), раскрываются особенности и различия данных понятий. В статье приводится таблица с характеристиками подходов к типологии познавательной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

this article describes the problem of activating the cognitive activity of schoolchildren as a factor of success in learning and in life. The author reveals the educational aspect, emphasizing its importance. The article also examines the types of cognition (spontaneous and organized) and ways to activate cognitive activity (extensive and intensive), reveals the features and differences of these concepts. The article provides a table with characteristics of approaches to the typology of cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Двизова Н.Н.

Двизова Наталия Николаевна - учитель русского языка и литературы, Муниципального автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102,

г. Краснодар

Аннотация: в данной статье описана проблема активизации познавательной деятельности школьников как фактора успешности в обучении и в жизни. Автор раскрывает воспитательный аспект, подчеркивая его значимость. Также в статье рассматриваются виды познания (стихийный и организованный) и пути активизации познавательной деятельности (экстенсивный и интенсивный), раскрываются особенности и различия данных понятий. В статье приводится таблица с характеристиками подходов к типологии познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, школа, обучение, психология, развитие личности, воспитание, познавательная активность.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Dvizova N.N.

Dvizova Natalia Nikolaevna - teacher of Russian language and literature, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL 102,

KRASNODAR

Abstract: this article describes the problem of activating the cognitive activity of schoolchildren as a factor of success in learning and in life. The author reveals the educational aspect, emphasizing its importance. The article also examines the types of cognition (spontaneous and organized) and ways to activate cognitive activity (extensive and intensive), reveals the features and differences of these concepts. The article provides a table with characteristics of approaches to the typology of cognitive activity of students.

Keywords: activation of cognitive activity, school, education, psychology, personality development, education, cognitive activity.

УДК 37.03

В течение десятилетий в советской школе господствовал ошибочный взгляд, что воспитание (как воздействие на человека извне) чуть ли не всемогуще, что оно может в короткий срок переделать личность человека. Совершенно не бралась в расчет и не стимулировалась внутренняя активность личности, направленная на нее саму, не учитывались ее потребности и способности к самоактуализации, самосовершенствованию. Именно эти факторы современная гуманистическая психология и педагогика выдвигает на первый план в развитии личности.

Наше время - время изменений и преобразований в различных сферах жизни, в частности и в учебно-воспитательном процессе. Мы призваны воспитать человека - перспективного, делового, способного объединить богатый духовный мир, знания, практику и инициативность. Воспитание - это становление человека, открытие им себя, своего образа. Современная школа выделила главные ценности: ребенок, культура, творчество. Задача школы - обеспечить комфортное развитие ребенка, которое позволит всесторонне реализовать его природный потенциал [1].

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся - одна из вечных проблем педагогики. Этой теме были посвящены многочисленные исследования: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), развитие познавательных интересов (Г.И. Щукина), роль мотивационных процессов в учебной деятельности (А.К. Маркова) и другие.

Однако в последнее время наблюдается некоторое угасание интереса к вопросам, связанным с активизацией познавательной деятельности учащихся. Почему? Попробуем разобраться.

Психологи и педагоги, даже философы обращались к этой теме, ей посвящались многочисленные статьи, разнообразные исследования, научные трактаты. Постепенно проблема познавательной активности обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения... Со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема.

Но став актуальной темой для педагогических и психологических изысканий, проблема обрела такую автономность, что где-то оторвалась от истоков, заодно потеряв свою перспективу развития. Дело в том, что зачастую проблему познавательной активности рассматривают ради самой активности в учении.

Однако при этом забывается, что активность в познании - это только одно из звеньев в цепи необъятного и непрекращающегося процесса узнавания мира.

Человек познает окружающий мир (объективный и субъективный) как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях (детский сад, школа, ВУЗ...). Активность может проявляться и в том, и в другом видах познания. Но если в первом случае активность изначально направляется самим человеком, то во втором чаще всего активность стимулируется другими людьми (педагогами, воспитателями, учителями, преподавателями и т.д.).

Стихийный вид познания может привести к широкому спектру полученных знаний и к внутреннему постоянному желанию человека узнавать что-то еще новое, однако может случиться и так, что человеку будет вполне достаточно узкой области знания.

Во втором, специально организованном виде познания в человеке различными методами и приемами пытаются зажечь эту необъяснимую пока потребность к постоянному самообновлению, самообразованию, самопознанию. Хотя бывает, что эти приемы и средства активизации познания надолго отбивают у ребенка охоту заниматься самосовершенствованием.

Таким образом, можно сказать, что в реальности существует своеобразная познавательная активность личности, которая включает в себя и неуправляемый, то есть стихийный, и организованный уровни. Однако педагоги прежде всего озабочены тем, как организовать внешний процесс познания (или как заставить ученика быть активным в учебной деятельности), забывая при этом об области стихийного познания.

На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем, оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание личности образованной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию и т.д. Но подходы в достижении этой цели разные.

Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется прежде всего через увеличение количества учебных дисциплин, или, другими словами, увеличение объёма знаний, сообщаемого ученикам.

В то время как интенсивный путь основывается на субъектной, личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменения самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения. Этот путь не так уж нов - вспомним развивающее обучение "по Д.Б. Эльконину,", "по В.В. Давыдову", которое осуществляется в начальном звене школы. Однако среднее и старшее звенья ещё не имеют подобных отработанных программ. И как следствие, зачастую познавательная активность рассматривается как результат внедрения тех или иных конкретных приёмов обучения, а не как форма самоорганизации ученья.

Вот почему педагогам, учителям-практикам, школьным воспитателям необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют (или тормозят) развитие активной позиции учащегося, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе. [2]

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как "ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы", которое "выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности [3, с. 18]".

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И. Шамовой: "Активность в учении . не просто деятельное состояние школьника, а . качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели" [4, с. 54].

Данное определение представляется наиболее полным, так как в нём отражены не только психологические аспекты познавательной активности, но и социальные (личность ученика и его отношение к содержанию и характеру деятельности), а также названы средства, способные активизировать познавательную деятельность: интерес, развитие мотивационной сферы, волевых качеств (стремление мобилизовать свои нравственно-волевые усилия) и конкретный адресат приложения этих усилий (достижение учебно-познавательной цели).

Активизация познавательной деятельности, или познавательная активность, как понимают её педагоги и психологи, предполагает определённую стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить, как последовательную цепь, состоящую из восприятия - запоминания -сохранения - воспроизведения - интерпретации полученных знаний.

Очевидно, что активизация познания может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах. Но также необходимо указать, что состояние познавательной активности может возникнуть на каком-либо одном этапе.

Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания и умения. Название

интерпретирующего уровня говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

Таблица 1. Характеристика подходов к типологии познавательной активности учащихся.

"Активизация познавательной деятельности в учебном процессе" Г.И. Щукина (методический подход) " Активизация учения школьников" Т.И. Шамова (технологический подход) Уровни интенсивности познавательной активности учащихся (уровневый подход)

Нулевая активность. Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога

Репродуктивно-подражательная активность. Опыт в учебной деятельности накаливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу Относительная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.); определяется в основном эмоциональным восприятием

Поисково-исполнительная деятельность. Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности) Интерпретирующая активность. Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях Привычно-исполнительская активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения

Творческая активность. Сама задача может ставится школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные Творческая активность. Не просто проникновение в сущность явлений, взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ Творческая активность. Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения

Список литературы /References

1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? Пособие для учителя / Ш. Амонашвили. - Рига: Звайгзне, 1988. -172 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.

3. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 142 с.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.