Научная статья на тему 'Феномен познавательной активность старшеклассников в современной теории и практике'

Феномен познавательной активность старшеклассников в современной теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПОЗНАНИЕ / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / LEVELS OF COGNITIVE ACTIVITY / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / METHODS OF FORMING OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Е. М.

В данной статье раскрыты подходы к пониманию познавательной активности старшеклассников. Сформулировано определение понятия «познавательная активность». Обозначены уровни, функции и принципы активизации познавательной активности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS IN MODERN THEORY AND PRACTICE

This article describes approaches for understanding the cognitive activity of students. Definition of the concept of «cognitive activity». The indicated levels, functions and principles of activization of informative activity of pupils.

Текст научной работы на тему «Феномен познавательной активность старшеклассников в современной теории и практике»

ФЕНОМЕН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Е.М. Малкова, студент

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Россия, г. Магнитогорск)

Аннотация. В данной статье раскрыты подходы к пониманию познавательной активности старшеклассников. Сформулировано определение понятия «познавательная активность». Обозначены уровни, функции и принципы активизации познавательной активности старшеклассников.

Ключевые слова: познавательная активность, деятельность, познание, знание, функции, уровни познавательной активности, способы формирования познавательной активности.

В настоящее время наибольшее значение феномена познавательной активности старшеклассников приобретает развитие его самостоятельности и полное раскрытие возможностей и способностей личности. Поэтому будущее наших детей напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие познавательной активности и самостоятельности старшеклассников в обучении. Именно школьные стены должны развивать и формировать духовно сильных, не стандартно мыслящих личностей, способных успешно жить и работать в нашем непрерывно меняющемся мире.

Выявлено, что у старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению значительно выше. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимает феномен познавательной активности подростка, связанный с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными.

Познавательная активность старшеклассников - разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания и формирующейся в учебной деятельности и самообразовании. Критериями познавательной активности старшеклассников является: количество и качество изучаемого материала, познавательный интерес, сформиро-ванность приемов умственной деятельности, уровень подготовленности к обучению на данном уровне, количество ис-

пользуемых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность в обучении, в познании. Познавательная активность характеризует всю жизнедеятельность учащегося, студента, от нее зависит их благополучие, успех, статус. Она может стать устойчивым личностным образованием и качеством личности [ 1].

Познавательная активность - качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и самому процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями [1].

Платонова Т.А., Матюшкин А.М., Вербицкий А.А. считают, что познавательная активность это, прежде всего, его внутренняя мотивация, побуждающая ребенка к деятельности [2].

Щербакова Е.И. характеризует познавательную активность как проявление самостоятельности и инициативы в процессе деятельности [3].

Щукина Г.И. рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, мыслительно-эмоциональную отзывчивость школьника в познавательном процессе [4].

Следует рассмотреть и позицию Годо-виковой Д.Б., которая считает, что познавательная активность формирует у учеников стремление получить новые знания об окружающем нас мире; это и есть познавательная потребность. Познавательная активность, в свою очередь имеет отчетливые внешние и внутренние проявления,

опираясь на которые можно судить о характере ее организации [5].

Автор выделяет проявления познавательной активности в соответствии с тем, как ребенок осуществляет процесс знакомства с окружающим миром, что, по ее мнению, свидетельствует о готовности к преодолению трудностей на пути к распознанию сути предмета [5].

Рассмотрев позиции авторитетных ученых в данном вопросе, сформулируем авторское определение познавательной активности старшеклассников. Итак, под познавательной активностью мы понимаем качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями, умениями и навыками.

Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию и усиление процесса познания. Познание, в свою очередь, можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения и осмысления полученных знаний.

Стимулирует и активизирует познание у старшеклассников, конечно же, учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов, упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем к внутренней потребности в самообразовании. На мой взгляд, в первую очередь педагог способен создать детям благоприятную атмосферу для получения необходимых знаний. Учитель должен быть чутким, проницательным. Видеть у школьников познания в какой-либо области и благодаря педагогическому такту, терпению помогать им раскрыться. Только любящий свое дело и детей педагог будет настоящим ярким примером для старшеклассников, который сможет сформировать у них познавательную активность.

Согласно результатам исследования В.А. Коротаевой, познавательная актив-

ность связана именно с укреплением субъектной позиции учащегося [6].

Активность личности старшеклассника достигает своей наивысшей эффективности только в том случае, если она оптимально организована и целенаправленна. Это обеспечивается принципом доминанты. Под доминантой же мы понимаем временно господствующую рефлекторную систему, которая обуславливает работу нервных центров и придает поведению определенную направленность. Взаимосвязь активности с доминантой является важнейшим условием для такого свойства активности, как направленность

Таким образом, вышеизложенное дает нам основание предполагать, что формирование активности учащихся в процессе обучения наиболее эффективно осуществляется посредством практической деятельности, в которой взаимосочетаются две подсистемы общей активности -внешняя и внутренняя, взаимосвязь которых является движущей силой саморазвития ученика. Анализ позволяет также выделить доминирующие сферы деятельности учащихся, где они формируются как личности - практическая (познавательная) деятельность, общение, игра.

Рассмотрим основные функции познавательной активности:

1. Стимулирующая и мотивирующая -признание важности, ценности информации для личности ученика; активизируют познавательную деятельность и формируют потребность в успешной активности.

2. Развивающая - закрепляет активную позицию обучаемого, способствует развитию его эмоциональной сферы.

3. Когнитивный компонент выполняет функции: информационно-оценочную, которая состоит в усвоении оценочного основания; развивающую - развитие понятийно-логического мышления; рефлексивную - развитие осознания количества и качества собственных знаний [5].

Уровнями познавательной активности старшеклассников выступают следующие:

1. Уровень воспроизводящей активности - характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его примене-

ния. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ученика, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

2. Уровень интерпретирующей активности - характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла процесса обучения; стремление познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний на практике. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое до конца.

3. Уровень творческой активности - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств обучаемо-

го, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является незаменимым условием и показателем реализации любого принципа обучения [4].

Таким образом, проанализировав сущность, структуры, функции познавательной активности старшеклассников, можно сделать вывод о том, что познавательная активность старшеклассника это индивидуальное качество его личности, которое необходимо совершенствовать и развивать в рамках современного социокультурного пространства школы.

Библиографический список

1. Матюхина М.В., Патрина К.Т. Воспитание у учащихся познавательной активности. -Педагогика, 2006. - 219 с.

2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 2008. - 290 с.

3. Щербакова, Е.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2007. - 72 с.

4. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009. - 160с.

5. Годовикова Д.Б Развивающее обучение. - М.: Просвещение, 2010. - 75 с.

6. Коротаева В.А. Уровни познавательной активности. - Народное образование. 2008. -28 с.

THE PHENOMENON OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS IN MODERN THEORY AND PRACTICE

E.M. Malkova, student

Nosov Magnitogorsk state technical university (Russia, Magnitogorsk)

Abstract. This article describes approaches for understanding the cognitive activity of students. Definition of the concept of «cognitive activity». The indicated levels, functions and principles of activization of informative activity of pupils.

Keywords: cognitive activity, activity, knowledge, knowledge, functions, levels of cognitive activity, methods of forming of cognitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.