Научная статья на тему 'Активизация мыслительной деятельности у иностранных студентов-медиков средствами русского языка как иностранного'

Активизация мыслительной деятельности у иностранных студентов-медиков средствами русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ACTIVATION / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / FOREIGN MEDICAL STUDENTS / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / PROBLEM SOLVING / ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / LOGICAL OPERATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДАЧА / PROFESSIONALLY ORIENTED TASK / COGITATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

В статье рассматривается одна из важнейших задач высшего профессионального образования активизация мыслительной деятельности у учащихся. Она выражается в способностях обучающихся к обобщению материала, сравнению фактов, построению умозаключения, формулированию аналитического вывода и т.д. Уметь строить гипотезы, классифицировать информацию, синтезировать и обобщать данные необходимо, прежде всего студентам-медикам, так как данные умения составляют основу врачебной деятельности. Среди профессиональных качеств специалистов-медиков они занимают одну из ведущих позиций, а также входят в структуру мыслительной деятельности. Автор предлагает активизировать мыслительную деятельность у студентов-медиков с помощью изучения иностранного языка, а именно, русского языка как иностранного, потому что ничто иное, как изучение иностранного языка, не способствует стимуляции мыслительной и познавательной деятельности. Для реализации процесса активации мыслительной деятельности необходима разработка особой модели, где была бы представлена структура мыслительной деятельности, а также условия и методы развития всех её составляющих. В данной статье автор предлагает различные способы активации компонентов мыслительной деятельности у студентов-медиков, осуществляемые при помощи изучения русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGITATIVE ACTIVITY FOR FOREIGN MEDICAL STUDENTS BY THE MEANS OF RUSSIAN LANGUAGE

One of the most important tasks of higher professional education is considered in the article the activation of cogitative activity among students. It expressed in the abilities of learners to generalize the material, compare facts, construct inference, formulate analytical conclusion, and so on. First of all, medical students should be able to build hypotheses, classify information, synthesize and generalize facts because these skills form the basis of medical activity. In the structure of the professional qualities of medical specialists, they occupy one of the leading positions, and also enter the structure of intellectual activity. The author proposes to activate mental activity among medical students by studying a foreign language, namely, Russian as a foreign language, because nothing else than learning a foreign language contributes to stimulating mental and cognitive activity. To implement the process of activation of cogitative activity among students requires a special model, where the conditions and methods of development of each component would be presented as well as its structure. In this article the author offers various ways to activate components of the cognitive activity of medical students, carried out by the study of Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Активизация мыслительной деятельности у иностранных студентов-медиков средствами русского языка как иностранного»

Chirkova Vera Michailovna ACTIVATION OF COGITATIVE ..

pedagogical sciences

УДК 378: 811.161.1

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

© 2017

Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматривается одна из важнейших задач высшего профессионального образования -активизация мыслительной деятельности у учащихся. Она выражается в способностях обучающихся к обобщению материала, сравнению фактов, построению умозаключения, формулированию аналитического вывода и т.д. Уметь строить гипотезы, классифицировать информацию, синтезировать и обобщать данные необходимо, прежде всего студентам-медикам, так как данные умения составляют основу врачебной деятельности. Среди профессиональных качеств специалистов-медиков они занимают одну из ведущих позиций, а также входят в структуру мыслительной деятельности. Автор предлагает активизировать мыслительную деятельность у студентов-медиков с помощью изучения иностранного языка, а именно, русского языка как иностранного, потому что ничто иное, как изучение иностранного языка, не способствует стимуляции мыслительной и познавательной деятельности. Для реализации процесса активации мыслительной деятельности необходима разработка особой модели, где была бы представлена структура мыслительной деятельности, а также условия и методы развития всех её составляющих. В данной статье автор предлагает различные способы активации компонентов мыслительной деятельности у студентов-медиков, осуществляемые при помощи изучения русского языка как иностранного.

Ключевые слова: активизация, мыслительная деятельность, профессиональное образование, русский язык как иностранный, иностранные студенты-медики, решение задач, логическая операция, профессионально ориентированная задача.

ACTIVATION OF COGITATIVE ACTIVITY FOR FOREIGN MEDICAL STUDENTS BY THE MEANS OF RUSSIAN LANGUAGE

© 2017

Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Abstract. One of the most important tasks of higher professional education is considered in the article - the activation of cogitative activity among students. It expressed in the abilities of learners to generalize the material, compare facts, construct inference, formulate analytical conclusion, and so on. First of all, medical students should be able to build hypotheses, classify information, synthesize and generalize facts because these skills form the basis of medical activity. In the structure of the professional qualities of medical specialists, they occupy one of the leading positions, and also enter the structure of intellectual activity. The author proposes to activate mental activity among medical students by studying a foreign language, namely, Russian as a foreign language, because nothing else than learning a foreign language contributes to stimulating mental and cognitive activity. To implement the process of activation of cogitative activity among students requires a special model, where the conditions and methods of development of each component would be presented as well as its structure. In this article the author offers various ways to activate components of the cognitive activity of medical students, carried out by the study of Russian as a foreign language.

Keywords: activation, cogitative activity, professional education, Russian as a foreign language, foreign medical students, problem solving, logical operation, professionally oriented task.

В настоящее время, в период всеобщей оптимизации высшего образования, которая, по сути, сводится к сокращению аудиторных часов на дисциплины, особенно непрофилирующие, а также к уплотнению групп, проблема активизации мыслительной деятельности учащихся становится одной из важнейших задач профессионального обучения, так как, прежде всего необходимо научить студентов учиться. И в первую очередь, это относится к иностранным студентам-медикам, которым нелегко адаптироваться к российской системе образования и к современным реалиям нашей страны. Учитывая тот факт, что получив диплом специалиста в России, выпускники уезжают в свои страны для дальнейшего трудоустройства, нужно во время обучения в вузе сформировать у иностранных студентов все необходимые им умения, чтобы переход от учения к профессиональной деятельности прошел без трудностей.

В любой точке мира, востребованным становится тот выпускник, который, впитав всю полученную информацию, сможет не только использовать свои знания, но и ориентироваться в многочисленных инновациях, умеющий критически подходить к решению любой, поставленной перед ним задачи, проанализировав все возможные пути решения ее и создавать собственный уникальный способ выхода из проблемной ситуации, поэтому проблема активации мыслительной деятельности учащихся высших учебных заведений относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической на-

уке и практике.

Развитие мыслительной деятельности начинается с самого раннего возраста и может продолжаться в течение всей человеческой жизни, однако самым продуктивным возрастом считается студенческий - это 17-25 лет. Ученые, занимавшиеся вопросами возрастной психологии: Л.И. Божович, Б.М. Величковский, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес именно в этом возрасте отмечают повышенную познавательную активность и стремление к получению новой информации [1-4].

Вопросом изучения мыслительной деятельности учащихся, а также ее активизации посвящены работы многих зарубежных и российских исследователей. Изучая данный процесс в образовательном пространстве, авторы [5-11] сходятся во мнении, что развивать мыслительную деятельность необходимо, но, несмотря на большое количество работ по данной тематике нет общей методики, использование которой было бы эффективно и при обучении иностранных студентов медицинского вуза.

Активизировать мыслительную деятельность у студентов-медиков можно в процессе освоения как дисциплин медицинского профиля, так и гуманитарного, в том числе при изучении русского языка как иностранного (далее РКИ). На уроках РКИ учащиеся занимаются анализом языковых явлений, нахождением причинно-следственных связей при образовании новых грамматических форм, сравнением лексико-грамматических явлений родного, английского и русского языков, так

педагогические науки

Чиркова Вера Михайловна АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ...

как преподавание русского языка студентам-медикам осуществляется при помощи языка-посредника (английского).

Дисциплина РКИ обладает огромным потенциалом для активизации мыслительной деятельности учащихся. Для того чтобы понять, как осуществляется данный процесс на уроках по русскому языку, нужно выявить все составляющие мыслительной деятельности студентов-медиков, а также дать определение самому понятию «мышление».

В психологии и педагогике мышление изучают с нескольких позиций: в широком смысле как высшую степень познания [12], с позиции деятельностного подхода как познавательную деятельность, осуществляемую на каждом жизненном этапе[13-16].

В трудах психологов [17-20] мышление часто рассматривается как продукт внутренней человеческой деятельности, который находится в неразрывной связи с такими понятиями как анализ, аналитическое наблюдение, аналитическое суждение.

Активизация мыслительной деятельности студентов-медиков на занятиях по РКИ включает в себя развитие основных операций логического мышления: сравнения, анализа, синтеза, структурирования, умозаключения, формулирования.

Преподавание РКИ в медицинском вузе предполагает ориентацию на интересы обучающихся, получающих диплом врача. Для изучения предлагаются тексты медицинской направленности, такие как, например, «анамнез болезни», «анамнез жизни», «методы клинического исследования». Умение анализировать полученную информацию и делать на ее основе аналитические суждения является приоритетным при изучении подобных тем. Например, после изучения текста «Объективные и субъективные методы исследования» студентам-медикам задается вопрос: «Как вы думаете, данные объективного или субъективного исследования помогают врачу поставить правильный диагноз?». Чтобы ответить на этот вопрос студентам не достаточно только лишь понять текст на русском языке, так как в нем нет готового ответа на предлагаемый вопрос, для активизации своей мыслительной деятельности, они должны сделать собственный аналитический вывод, объяснить свою точку зрения и отстоять ее, основываясь на знаниях, полученных на предметах по специальности. Помимо чтения текстов медицинской тематики студенты-медики на занятиях по РКИ разыгрывают по ролям диалоги по пройденному материалу.

Специфике профессионального диалога на занятиях по РКИ в медицинском вузе посвящена работа Д.Д. Дмитриевой [21], в которой она делает акцент на том, что обучение диалогу гораздо более сложный процесс, чем обучение монологической речи, так как данный процесс характеризуется внезапностью, рефлексивностью, ситуативностью и наличием экстралингвистических факторов (пауз, жестов, интонации, мимики).

Предполагается, что обучение диалогу будет более непринужденным и естественным, если проводить его через игровую деятельность, а именно, через деловую медицинскую игру. Медицинские деловые игры очень активно применяются при обучении РКИ для моделирования реального общения между врачом и пациентом. Медицинская деловая игра помогает побороть иностранным учащимся языковой барьер, мотивирует к репродуктивным высказываниям на русском языке, развивает творческие способности, а главное, готовит учащихся к постепенному переходу от аудиторных занятий к практической профессиональной деятельности, при осуществлении которой врачу приходится постоянно общаться с пациентами, их родственниками, коллегами и другим медицинским персоналом.

Необходимо, чтобы у студента-медика формировались умения устанавливать связь с участниками диалога, анализировать их сообщения, адекватно реагировать

на них, а также умело пользоваться вербальными, так и невербальными средствами общения. В процессе обучения диалогической речи на занятиях по РКИ студенты учатся оценивать свою позицию в соответствии с представлениями и интересами партнера, а значит использовать такие логические операции как сравнение, обобщение и синтез.

Умение синтезировать крайне необходимо на самой ранней стадии изучения русского языка, например, при обучении чтению. Без этого умения процесс составления слов из буквенного ряда так и останется не освоенным. Обычно, это не вызывает затруднений при изучении родного языка, однако могут возникнуть трудности, если речь идёт об иностранном языке, и особенно при изучении второго иностранного языка, как в случае освоения русского языка на английском, где английский язык не родной язык обучающихся.

Научив студентов-медиков операции синтеза, можно переходить к структурированию, примером которого может служить пересказ любого текста. Важным в этом случае является то, что студент не просто воспроизводит предложенный текст, а создает собственный, по определенной структуре, например:

подготовьте рассказ на тему «История настоящего заболевания», используя наречия, обозначающие последовательность действий (сначала (вначале), затем, дальше, далее, в результате, наконец), и словосочетания, данные ниже:

выяснить когда началось заболевание; анализировать причину появления болей; узнать характер болевого приступа; установить общее состояние больного в настоящее время; собрать сведения о проведенных исследованиях; установить мотивы госпитализации в клинику; узнать, какое проводилось лечение и насколько оно было эффективным. Вдумчивое восприятие новой учебной информации весьма важно для студентов-медиков. Понимание структуры нового учебного материала связано с осмысливанием основных понятий и умением устанавливать связи между фактами, собственными суждениями и научными данными, сравнивать и сопоставлять их.

Мыслительная операция сравнения, которое рассматривается некоторыми учеными как основа понимания любого предмета или объекта[22], чрезвычайно важна для будущих специалистов-медиков. Именно на основе данной логической операции врач ставит пациенту диагноз. Он мысленно сопоставляет клиническую картину заболевания реального пациента с другими академическими клиническими картинами, описанными в медицинской литературе, или же другими уже известными ему из практического опыта. Установить диагноз можно в случае обнаружения аналогичных симптомов или синдромов конкретной болезни с ранее известными врачу случаями. В основе такого сравнения, как отмечает П.В. Андронов, лежит умозаключение по аналогии [23].

На занятиях по РКИ студенты получают следующие задания на сравнение: прочитайте реплики-вопросы врача под буквой А и Б, сравните их, какие из этих вопросов носят уточняющий характер?

Освоив логическую мыслительную операцию структурирования, можно предложить студентам сделать умозаключение - вывод на основе воспринятого материала. Обучение строить умозаключения является заключительным этапом при работе с любым типом упражнений при изучении РКИ. Тренировать его можно в следующих заданиях: прочитайте отрывок из истории болезни, на основе полученной информации поставьте диагноз и назначьте лечение.

Для активизации мыслительной деятельности иностранных учащихся необходимо не только научить их строить умозаключение на русском языке, но и корректно, с точки зрения лексико-грамматических и фонетических правил, излагать его. Для достижения этой цели нужно обучать студентов формулированию, которое мо-

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

93

Chirkova Vera Michailovna ACTIVATION OF COGITATIVE ..

pedagogical sciences

жет выполняться с использованием различных образцов и моделей. Начинать обучение формулированию можно с простых правил и понятий, а в дальнейшем переходить к более сложному - формулированию вопросов, например:

сформулируйте вопросы, которые должен задать врач пациенту, если ему необходимо получить информацию о наличии следующих симптомов: кашель, кровохаркание, боль в подложечной области, боли за грудиной, сердцебиение, отдышка, отеки на ногах.

Учебная дисциплина «Русский язык как иностранный» обладает прекрасными возможностями для активизации у студентов-медиков мыслительной деятельности, крайне необходимой им в процессе изучения новой учебной информации, решении различных задач в процессе обучения, а также в дальнейшем для осуществления своей врачебной деятельности на высоком уровне.

Активизация у иностранных студентов мыслительной деятельности во время обучения должна способствовать плавному переходу от аудиторной работы к практической профессиональной деятельности. Для того чтобы этот процесс был эффективен необходима разработка особой модели, где были бы представлены условия и методы развития каждой составляющей мыслительной деятельности.

Таким образом, при работе над развитием мыслительных операций у иностранных студентов в процессе изучения РКИ, необходимо осознавать, что каждый, отдельно взятый компонент логической деятельности находится в тесной взаимосвязи с другими и его следует рассматривать как часть целой неразрывной системы, которая и называется мыслительной деятельностью. В этом процессе не последнее место занимает сам студент-медик, который должен самостоятельно искать решения поставленных перед ним задач, учиться применять логические операции: синтеза, анализа, сравнения, структурирования, умозаключения, формулирования в неординарной ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения вопросов, возникающих в процессе обучения. Самостоятельная деятельность данной категории учащихся на занятиях по РКИ, осознанная вовлеченность в решение поставленных профессиональных задач, поиск нестандартного решения проблем являются теми условиями, без которых активизация мыслительной деятельности невозможна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы // Вопросы психологии, 1977. N2. С. 29-39.

2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.

3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Мышление и речь: Соб. соч. в 6-ти т. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии : учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, Воронеж : Изд-во НПО 'МОДЭК', 1998. С. 42-44.

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.

6. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 200 с.

7. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. N6. С. 86-93.

8. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: 1987. 94 с.

9. Тихомиров O.K. Психология мышления. Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 288с.

10. Усова А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. 23 с.

11. Халперн Д. Психология критического мышления СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 512 с.

12. Леонтьев А.Н. Мышление // Психология мышления. Хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: МГУ, 1982. 391 с.

13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2008. 576 с.

14. Гузева М.В. К обоснованию проблемы развития критического мышления студентов педагогических вузов в условиях медиаобразования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 41-44.

15. Ильичева О.А., Поляков В.М. Терминированность профессионального мышления // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-38.

16. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 143-146.

17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.

18. Когнитивная психология. Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М. : ПЕР СЭ, 2002. 480 с.

19. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. 512 с.

20. Архипова И.В. Нейропсихологический подход в исследовании особенностей развития стилей мышления студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 225-228.

21. Дмитриева Д. Д. К вопросу о функциональном моделировании профессионального диалога на занятиях по русскому языку как иностранному в медицинских вузах // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3. С. 30-33.

22. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. 352 с.

23. Андронов П.В. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2(33-45) . С. 1-11.

Статья поступила в редакцию 25.09.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.