3. Ведомственные укрупненные единичные расценки (ВУЕР) на ремонт и техническое обслуживание электрических сетей энергообъединений. Вып. 2. Воздушные линии, трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 0,38-20 кВ (ВуЕР-РС-2000). - М., 2004. - 66 с.
4. Положение о Техническом центре Северо-Восточные электрические сети филиала ОАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго». - Красноярск, 2010. - 38 с.
5. Сборники элементных сметных норм (ЭСНро) и единичных расценок на ремонт и техническое обслуживание электрических установок. - Омск, 2010. - 61 с.
6. Стандарт организации СО 2.071/0-00. Формирование выручки по техническим центрам филиалов. Методика. - Красноярск, 2009.
7. Базовые цены на работы по ремонту электрооборудования. Ч. 5 / Министерство энергетики Российской Федерации ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Центральное конструкторское бюро энергоремонт». - М., 2006. - 26 с.
УДК 338.439 Н.Г. Филимонова
АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СТРУКТУРНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Аннотация. Научно обоснована экономическая целесообразность активизации инвестиционной деятельности для обеспечения инновационного развития сельского хозяйства, осуществления структурных преобразований в отрасли. Показана обязательность государственной поддержки инвестиционной деятельности. Кратко охарактеризован механизм инвестиционного обеспечения.
Ключевые слова. Инвестиционная деятельность, инновации, структурные преобразования, механизм инвестиционного обеспечения.
N.G. Filimonova INVESTMENT OPERATION ACTIVATION AS THE IMPORTANT CONDITION OF STRUCTURAL TRANSFORMATION
Abstract. Scientifically motivated is economic feasibility of activization of investment activity to ensure innovative development of the agriculture, the implementation of structural transformations in this sector. This shows compulsory necessity of state support of investment activity. The mechanism of investment providing is shortly characterized.
Keywords. Investment activity, innovations, structural transformations, mechanism of investment providing.
Прогрессивное развитие аграрной экономики невозможно без осуществления структурных преобразований, основанных на создании эффективного и действенного механизма инвестирования необходимых перемен [1, 3]. Масштабное и длительное осуществление инвестиций в основной капитал отдельных отраслей, секторов, хозяйствующих субъектов изменяет существующее устройство аграрной системы. Проявляется это следующим образом:
Во-первых, самым значимым результатом активной инвестиционной деятельности является прогрессивное изменение технологической структуры. Инвестиции, построенные на внедрении в производство инноваций, призваны изжить патриархальный уклад и развить высокотехнологичный уклад, в основе которого лежат интенсивные и высокие технологии (био-, нанотехнологии, нетрадиционная энергетика, электроника, геоинформационные системы и прочие новшества научно-технического прогресса) [3].
Во-вторых, меняется отраслевая структура производства. Прежде всего, инвестиции усиливают экономический рост, проявляющийся в росте объемов производства. На первом этапе предприятия предпочитают вкладываться в отрасли и производства с быстрым сроком окупаемости и обеспечением высокой конкурентоспособности. Однако по мере роста капиталовложений уровень доходности инвестиций начинает
Экономика
снижаться. Такая ситуация вынуждает предпринимателей искать новые сферы приложения капитала. И первоначально непривлекательные фондо-, материало-, энергоемкие отрасли с течением времени получают свое инвестиционное развитие. Поэтому, если не существует «входных» и «выходных» барьеров, свободный перелив капитала приводит к выравниванию отраслей в экономике. Важно также учитывать, что если развитие тех или иных подотраслей идет под влиянием научно-технического прогресса, то расширение инвестиционного спроса приводит не к снижению, а, напротив, повышению уровня дохода на капитал [3].
В-третьих, всплеск инвестиционной активности через определенный промежуток времени приводит к снижению средних издержек производства при увеличении выпуска продукции. Такая ситуация привлекательна для предприятий и увеличивает их присутствие в той или иной отрасли. Это оптимизирует организационно-экономическую структуру сельского хозяйства, которая представлена малыми, средними и крупными предприятиями. Но в то же время расширение капитального запаса, постепенно приводящего к весьма значительному росту соотношения постоянных и переменных издержек производства, в конечном счете, становится причиной трансформации кривой средних издержек в 1_-образную линию на многих предприятиях. Если подобные предприятия начинают доминировать, то в совокупном предложении тоже происходят соответствующие изменения. Возникают барьеры «входа» там, где функционируют данные предприятия. Чтобы получить возможность «работать», новые участники должны затратить больше средств на инвестиции в целях образования необходимого запаса основного капитала. Поскольку не всем это удается, действующие предприятия получают полномочия контроля над ценами и рынком [1]. В сельском хозяйстве проявление таких экономических явлений реализуется в формировании крупных агропомышленных формирований разных типов (холдингов, корпораций, трестов и пр.). Однако независимо от форм происходящих изменений объективно за ними следуют институциональные перемены.
В-четвертых, существенным последствием активной инвестиционной деятельности являются структурные сдвиги в институциональной сфере. Как правило, институциональные сдвиги являются растянутыми во времени, но их проявление довольно ярко. Прежде всего, формируется совокупность специализированных институтов (инвестиционные фонды и компании, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.), получают дополнительный импульс к развитию те единицы экономической структуры, которые способны ориентироваться на обслуживание инвестиционного процесса (банки, страховые компании, аналитические центры и пр.). Набор институтов формирует матрицы экономического поведения, способствующие устранению изоляции инвестиционного капитала от интересов субъектов разных уровней в аграрной сфере. Происходящая под воздействием наращивания инвестиций эволюция институциональной среды порождает фундаментальные изменения внутри предприятий, которые ставят перед собой абсолютно новые задачи, связанные с реинжинирингом [1, 3].
В-пятых, целенаправленные инвестиции в развитие аграрно-отсталых территорий способствуют выравниванию экономического развития и решению проблемы территориальной асимметрии [2].
Вполне очевидно, что в экономике могут проявляться и прямо противоположные явления. В таком случае инвестиционный кризис не только является одной из причин спада производства, но и порождает многочисленные структурные изменения регрессивного характера. Первая реакция исходит от финансовой системы. Уменьшение инвестиций означает сокращение спроса на источники их финансирования. В результате банки теряют деньги и стимул к созданию новых финансовых инструментов. Для выхода из сложившейся ситуации возможным решением является повышение процентной ставки. Для банков такой путь - это привлечение вкладов из конкурирующих учреждений. Что же касается инвестиционного компонента, то увеличение процентной ставки делает приобретение средств производства еще более непривлекательным из-за большой величины и долгосрочной природы покупок капитального оборудования, производственных зданий, товарных запасов и пр. Абсолютные размеры процентных платежей по фондам, полученным в ссуду для таких покупок, слишком велики. Кроме того, банки, заботясь о своей ликвидности, стараются не предоставлять рискованные ссуды, к числу которых относится кредитование сельскохозяйственного предпринимательства. В результате сельское хозяйство сталкивается с двумя проблемами: во-первых, высокие процентные ставки, во-вторых, ограничение кредитования товаропроизводителей.
Трудно профинансировать расходы, не приносящие быстрой финансовой отдачи в течение длительного времени, и посредством наличности. Это особенно характерно для сельского хозяйства, где длительный процесс производства и продолжительный оборот капитала. Как правило, денежное обращение, основанное на применении наличности, может позволить предприятиям сбывать готовую продукцию или закупать сырье, то есть каким-то образом поддерживать производственный процесс. Однако, основываясь только на наличности (особенно в условиях высоких темпов инфляции), трудно осуществлять инвестиционную
деятельность. Она не может служить прочным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, в отличие от банковских денег, делающих возможной реализацию долгосрочных инвестиционных проектов. Здесь можно говорить о постепенной деградации сельскохозяйственного производства, поскольку ограничение инвестиционных ресурсов не дает возможности внедрять технические новшества, что служит препятствием на пути технико-технологического развития отрасли. Таким образом, возникает порочный круг между изменениями в финансовой системе, сокращением инвестиций и спадом производства.
Очевидно, что особую роль в восстановлении баланса играет государство, проводя кредитноденежную политику и поддерживая инвестирование сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, в условиях современного экономического кризиса государство с целью увеличения денежного предложения выделяет российским банкам субординированные кредиты и определяет квоты на кредитование сельскохозяйственных предприятий. И в то же время для оживления инвестиционной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей субсидирует процентные выплаты по взятым кредитам в размере 100 % ставки рефинансирования ЦБ.
Расценивая инвестиции как важнейший структурообразующий фактор, представим механизм инвестиционного обеспечения, представляющий собой совокупность взаимоувязанных форм, методов и рычагов, способствующих удовлетворению потребности в инвестиционных ресурсах. Содержательно данный механизм состоит из следующих элементов: нормативно-правовое, институциональное, организационноэкономическое, финансовое и информационное обеспечение эффективного инвестирования.
Нормативно-правовое обеспечение является первоочередным в создании условий для успешного проведения инвестиционной деятельности, поскольку определяет правила взаимодействия экономических субъектов по поводу движения инвестиционных ресурсов. Организационно-экономическое обеспечение предполагает формирование многоуровневой системы управления инвестиционной деятельностью с реализацией функций планирования, координации, мотивации и контроля. Институциональное обеспечение связано с формированием и развитием институтов, отражающих экономические интересы производителей, мотивированных для участия в инвестиционном процессе. Финансовое обеспечение заключается в определении потребности отрасли в инвестициях, установлении потенциальных источников финансирования и их привлечении в инвестиционный процесс. Оживление и повышение результативности инвестиционной деятельности во многом определяются информационным обеспечением, которое связано с созданием единого инвестиционного банка данных, позволяющего аккумулировать информацию о состоянии, тенденциях и проблемах инвестиционного процесса.
Такой комплексный подход к инвестиционному обеспечению позволит не только активизировать процессы инвестирования, но и создать основу для инновационного развития аграрной экономики.
Литература
1. Амосов А.И. Структурные преобразования в экономике: факторы, тенденции, институты. - М.: Изд-во Ин-та экономики, 2008. - 35с.
2. Воронцов Б.В. Проектное инвестирование программ развития регионов. - СПб: Инфо-да, 2008. - 166 с.
3. Экономические отношения в сельском хозяйстве в условиях перехода к инновационному развитию / под науч. ред. И.Г. Ушачёва и Н.А. Борхунова. - М.: Восход-А, 2011. - 184 с.