Научная статья на тему 'Оценка сценариев развития инвестиционной деятельности в региональном АПК'

Оценка сценариев развития инвестиционной деятельности в региональном АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СЦЕНАРИЙ / СИНЕРГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СИСТЕМА / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / STRATEGY / INVESTMENT ACTIVITY / SCENARIO / SYNERGY / STATE REGULATION / INVESTMENT CLIMATE / SYSTEM / INVESTMENT / CAPITAL INVESTMENT / FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкова С. Н., Сушкова Т. Ю.

Оживление и развитие сложной агросистемы возможно при условии активизации инвестиционной деятельности в АПК за счет управления инвестиционным процессом, а также использования внутреннего потенциала региональных экономических систем, что приводит к необходимости использования различных подходов для согласования интересов участников инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reanimation and the development of the complex agrarsystem it is possible underthe conditions of the activization of the investment activity in the AlC for account of the management of the investment process, of using of the in ner potential, of the re-gional economic system too, wich is follaving to the necessity of using of the differ-ent ways for the coordination of the members' interest of the investment activity.

Текст научной работы на тему «Оценка сценариев развития инвестиционной деятельности в региональном АПК»

оценка сценариев развития инвестиционной деятельности

в региональном апк

С.Н. Сушкова, кандидат экономических наук, профессор Служебный адрес: г. Ульяновск, б-р Новый Венец, 1. Домашний адрес: 433431 Ульяновская обл, Чердаклинский р-он, п. Октябрьский, д. 16, кв. 69. Домашний телефон: 8 (84231) 5-17-09 ТЮ. Сушкова, кандидат экономических наук, доцент Служебный адрес: г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1. Домашний адрес: 433431 Ульяновская обл, Чердаклинский р-он, п. Октябрьский, д. 16, кв. 64. Мобильный телефон: 8-927-810-30-03 ФГОУ ВПО “Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия"

ключевые слова: стратегия, инвестиционная активность, сценарий, синергия, государственное регулирование, инвестиции, инвестиционный климат, система, капитальные вложения, финансирование.

Key words: strategy, investment activity, scenario, synergy, state regulation, investment climate, system, investment, capital investment, finance.

Оживление и развитие сложной агросистемы возможно при условии активизации инвестиционной деятельности в АПК за счет управления инвестиционным процессом, а также использования внутреннего потенциала региональных экономических систем, что приводит к необходимости использования различных подходов для согласования интересов участников инвестиционной деятельности.

Путь стабилизации и устойчивого экономического роста - одна из главных целей экономической стратегии России. Инвестиционный процесс в любой экономической системе является ключевым фактором социально-экономического развития. Функциональная роль инвестиционного процесса в структуре общественного воспроизводства состоит в трансформации свободных финансовых ресурсов в обновление и совершенствование базовых факторов производства, и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП.

Проблемы, возникшие в инвестиционной сфере агропромышленного комплекса, являются зеркальным отражением происходящих кризисных явлений в российской экономике. Это проявляется в постоянном недоинвестировании аграрного производства, сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции, нарушением воспроизводственных процессов в земледе-

лии, животноводстве и смежных с ними отраслях, что существенно снижает производственные возможности и потенциал отрасли, снижает конкурентоспособность отечественного продовольствия.

Причинами создавшегося положения явилось существенное изменение инвестиционного статуса и роли государства и рыночных структур в осуществлении инвестиционной деятельности, а также динамичные изменения в аграрной экономике.

Надежды на то, что рынок как саморегулирующаяся система без государственного вмешательства обеспечит подъем экономики и благосостояние населения не оправдались. Это определяет объективную необходимость создания системы управления экономикой, адекватной рыночным условиям.

Важнейшим системообразующим фактором, особенно в условиях разрозненной аграрной экономики, является стратегическое управление инвестицион-

ной деятельностью. Стратегия представляет собой комплексный план по приведению экономической системы в новое состояние, обеспечивающее более высокий уровень достижения целей [1].

Отсутствие стратегии или ошибки в ее выборе ведут к бесцельной растрате и без того ограниченных ресурсов. Выбор правильной инвестиционной стратегии на региональном уровне обеспечивает более эффективное его развитие, так как:

- позволяет реально оценить инвестиционные возможности;

- обеспечивает механизм реализации долгосрочных целей;

- позволяет более эффективно использовать инвестиционный потенциал для достижения целей;

- оценивать возможные альтернативы инвестиционного поведения с целью их прогнозирования и упорядочивания в соответствии с экономической ситуацией.

При формировании инвестиционной стратегии чрезвычайно важным является оценка вариантов альтернативных инвестиционных решений (инвестиционных сценариев) на разных этапах развития аграрной экономики.

Оценивая сложившуюся экономическую ситуацию, которая доминировала в аграрной экономике Ульяновской области до 2005 года, а также современное состояние инвестиционной сферы следует выявить причины и факторы, определяющие разные сценарии развития инвестиционной системы, а также методы государственного регулирования для обеспечения стабилизации и экономического роста в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях.

Сценарии в экономической литературе, формирующие будущее развитие российской экономики, непосредственно связывают с местом и ролью государства в инвестиционной деятельности. В частности, так называемый адаптационный сценарий, который продолжался с 1990 по 2005 годы. При этом сценарии

из макроэкономических целей исключается активное государственное вмешательство в инвестиционную сферу, что выразилось в снижении нормы инвестирования экономики ниже предельно допустимого уровня (25% ВВП) в 2,5 раза. Этот сценарий характеризуется также недостаточной государственной поддержкой инвестиционной деятельности, несовершенством экономического механизма ее регулирования в кризисных условиях. Наконец, адаптационный сценарий характеризуется наиболее глубоким провалом инвестиций как по общей динамике (что характерно в условиях высоких темпов инфляции), так и по уровню эластичности инвестиций к приросту ВВП.

В этот период в сельском хозяйстве Ульяновской области общий объем капитальных вложений по всем источникам финансирования в оценке по текущим ценам увеличился в 1103 раза, а в ценах 1990 года он снизился в 15 раз (рисунок 1) [2].

Первый этап: наиболее значительный спад инвестиционной активности произошел в 1992 году, когда либерализация цен и их 22-х кратное увеличение за год обесценила инвестиционные ресурсы.

Второй этап резкого снижения инвестиционной активности пришелся на 1994 год, после неадекватной переоценки основных средств, когда амортизационные отчисления не смогли компенсировать многократное их удорожание.

Третий этап объективного снижения инвестиционной активности был связан с последствиями финансового кризиса 1998 года. В 2005 году единственным источником финансирования инвестиций осталась амортизация основных средств, урезанная инфляцией, нецелевым использованием, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др. Размер этого источника был ничтожно низким и не мог решить проблемы воспроизводства основного капитала. Материально-техническая база отрасли была разрушена.

2500 £ 2000

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

□ Ряд1 261 175 213 215 160 303 653 995

□ Ряд2 261 223 305 395 332 706 1677 3172,8

^ Инвестиции в сопоставимых ценах П Инвестиции в текущих ценах

000

годы

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства Ульяновской области (млн. руб.)

Приобретение новой техники стало уникальным явлением. Таким образом, сельское хозяйство России почти 20 лет работало в условиях кризиса и стихийно адаптировалось к стрессовой ситуации. В течение этих 20 лет по сути дела не было реальной государственной поддержки села. Дальнейшее применение данного сценария стало невозможным, так как в отрасли нарушился воспроизводственный процесс, производственный потенциал полностью исчерпал свои ресурсы. В рамках данного сценария неизбежно рос уровень инфляции, снижались темпы экономического роста.

При условии сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, он предусматривает концентрацию финансовых ресурсов в бюджете и активное наращивание инвестиционных расходов государства. Наиболее выигрышным и действенным с точки зрения инвестиций в основной капитал является сценарий «экономического активизма государства». В рамках этого сценария происходит удлинение горизонтов инвестиционного планирования, что обеспечивает достоверность среднесрочных и долгосрочных прогнозов и обеспечивает один из важнейших эффектов при наращивании инвестиций в рамках частногосударственного партнерства (мульти-

пликативный эффект). В данном случае дополнительные доходы, связанные с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, используются бюджетной системой в качестве ресурсов для модернизации экономики и обеспечения роста ее конкурентоспособности.

Развитие современного сельского хозяйства подтверждает преимущество сценария «экономического активизма государства». Сегодня очевидно, что даже небольшие средства, выделенные на реализацию Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», дали неожиданный мультипликативный эффект: на 1 бюджетный рубль было привлечено 6-8 рублей частных инвестиций.

С принятием федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и государственных целевых программ на период 2008-2012 гг. инвестиционное обеспечение агропромышленного производства все в большей степени стало зависеть от эффективной кредитной политики, повышения доступности инвестиционных кредитов и расширения сферы кредитных услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как показали расчеты, областной целевой программой было предусмотрено привлечь за 20082009 гг. 1331 млн. рублей инвестиционных кредитов, фактически сумма долго-

Таблица 1.

Объем и структура кредитных ресурсов в сельском хозяйстве Ульяновской области

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2005 г.

Объем субсидируемых кредитов -всего, млн. руб. 230,2 435,1 888,7 2562,0 3344,2 14,5 раз

в том числе: - краткосрочных 141,6 323,9 499,8 1382,5 2454,6 17,3 раза

- долгосрочных 88,6 111,2 388,9 1179,5 889,6 10,0 раз

Удельный вес краткосрочных кредитов, % 61,5 74,5 56,0 53,9 73,4 11,9 п.п.

Удельный вес долгосрочных кредитов, % 38,5 25,8 44,0 46,1 26,6 - 11,9 п.п.

срочных кредитов, привлеченных в экономику области юридическими лицами, составила 2 млрд. 069 млн. рублей, то есть на 55% больше суммы, предусмотренной в программе. Даже в 2009 году, в условиях финансового кризиса выдано долгосрочных кредитов на 272 млн. рублей больше, чем запланировано в программе. Таким образом, в Ульяновской области на 1 бюджетный рубль субсидий привлечено 40 рублей инвестиционных кредитов. Это позволило существенно обновить машинно-тракторный парк, увеличить приобретение техники в 2008 году в сравнении с 2007 годом: тракторов в 1,4 раза, комбайнов в 2 раза. Коэффициент обновления техники в 2008 году составил

0,260, в 2009 году 0,184, по программе он запланирован на уровне 0,15 [2].

В Ульяновской области в 2008 году превышены все нормативные индикаторы экономической эффективности программных мероприятий. Индекс физического объема производства сельхозпродукции по области составил 114,8% к уровню 2007 года вместо нормативного 104%. Общий объем инвестиций в благоприятном финансовом отношении в 2008 году по сельскохозяяйственным организациям составил 2951 млн. рублей вместо 1953 млн. рублей по программе. В условиях кризисного 2009 года объем инвестиций был выше нормативного значения на 296 млн. рублей и составил 2,5 млрд. рублей. Таким образом, в результате реа-

лизации государственных программных мероприятий уровень инвестирования сельского хозяйства Ульяновской области в 2009 году превысил уровень 2005 года в 7,5 раз. За этими цифрами стоят большие конкретные дела.

В 2008 году введена в строй первая очередь молочного комплекса на 7800 коров в Чердаклинском районе, начато строительство 9 животноводческих комплексов нового поколения с применением современных инновационных технологий, проведена реконструкция трех ферм по откорму молодняка КРС и свиней. Общая сметная стоимость инвестиционных проектов, представленных к реализации в 2008, 2009 годах, составляет более 7 млрд. рублей. Реализация этих проектов обеспечит увеличение молочного стада на 20800 голов, а прирост поголовья свиней составит 106500 голов. В результате растет не только коммерческая эффективность проектов, расширяется налогооблагаемая база, увеличивается занятость сельского населения, происходит оживление аграрной экономики, активизируется сельское предпринимательство, возникают новые зоны экономической активности.

В соответствии с методологическим принципом стратегического управления инвестициями в рамках сценария «экономического активизма государства» выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность

Вестник УГСХА №1(11) май - июнь 2010 113

Матрица стратегического SWOT-анализа инвестиционного климата в аграрном секторе экономики Ульяновской области

сильные стороны (Б) 1. Выгодное географическое положение 2. Благоприятные природно-климатические условия для развития всех отраслей сельского хозяйства 3. Развитость всех видов транспорта (автодорожный, водный, воздушный, железнодорожный) 4. Относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила 5. Более дешевые земельные ресурсы, инфраструктура, стоимость жилья для работников 6. Сформирована достаточно эффективная система поддержки инвесторов 7. Создана информационная база данных о свободных инвестиционных площадках 8. При губернаторе создан штаб по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований слабые стороны (ДО) 1. Финансовое состояние большинства сельскохозяйственных предприятий неудовлетворительное, что сужает финансовую базу собственных источников финансирования и привлечения долгосрочных кредитов банков 2. Выжатость за годы кризиса всех видов ресурсов в сельском хозяйстве (земельных, трудовых, материальных, финансовых) 3. Дифференциация территорий по экономическим и социальным условиям, углубление региональных диспропорций 4. Высокая степень монополизации отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат этих отраслей 5. Недостаточная развитость земельного рынка (купля, продажа, ипотека, передача земли в аренду) 6. Несовершенство системы экономических отношений между смежными отраслями АПК, незамкнутость продовольственной цепочки

Возможности региона (О) 1. Проведение активной презентационной работы в России и за ее пределами для привлечения инвесторов 2. Создание регионального инвестиционного фонда развития 3. Наличие инвестиционной поддержки и региональной инвестиционной стратегии 4. Поиск новых партнеров и рынков сбыта продукции 5. Благоприятные природные и экономические условия для развития отраслей сельского хозяйства 6. Доступность современного оборудования и технологий для модернизации отрасли 7. Наличие законодательно закрепленной государственной аграрной политики и государственных программ развития сельского хозяйства Угрозы региона (инвестиционные риски) (Т) 1. Инфляционный и конъюнктурный риски ухудшают условия для инвестиционной деятельности, снижают покупательную способность населения и спрос на продовольствие 2. Трудности сбыта продовольствия и сельскохозяйственной продукции на региональном рынке ввиду высокой конкуренции и неразвитой кооперации 3. Природно-климатические и экологические риски. Зависимость функционирования отрасли от природноклиматических и экологических факторов существенно снижает инвестиционную привлекательность 4. Угроза демографического кризиса в сельской местности и дефицит трудовых ресурсов, которые обусловлены увеличением разрыва между уровнем жизни в городе и на селе, делающим непривлекательными социальные условия на селе. 5. Ограниченность возможности ипотеки земли, сужение привлечения финансовых ресурсов для инвестирования вызваны сложностью оформления права собственности на земельные участки. Неурегулированность арендных отношений в сельском хозяйстве приводит к нарушению зональной системы земледелия, насаждению монокультуры 6. Институциональные риски. Неразвитость институциональной среды, медленное развитие вертикальной кооперации и агропромышленной интеграции создают угрозу снижения отзывчивости экономики на инвестирование

инвестиционной деятельности. Удобной инструмент комплексной качественной

формой структуирования этих факто- оценки инвестиционного климата регио-

ров является СВОТ-анализ (SWOT), как на. Полученные результаты представле-

ны в таблице 2.

Ключевым условием реализации государственных программ и инвестиционных проектов является отзывчивость аграрной экономики на инвестиционные и инновационные проекты, ее способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Государство не может бесконечно финансировать проекты, оно дает только стартовый толчок для активизации инвестиционной деятельности, после которо-

чающего в себя стабилизационные факторы, обеспечивающие устойчивость экономической системы. Усложнение и ускорение экономических процессов в экономике повышает роль самоорганизу-ющего начала в развитии экономических систем и предполагает переход к новому сценарию развития инвестиционной системы, связанному с использованием синергетического эффекта.

Синергетический сценарий можно

Отсутствие антагонизма участников процесса движения продукта от производства до потребления

Сбытовая синергия

Финансовая синергия

Производственная синергия

Синергетический эффект

Экономия трансакционны х расходов

Эффект масштаба

Диверсификация

производства

Вертикально-

интегрированная

система

Экономия затрат на формирование основного капитала

Институциональная мобильность

Инвестиционная

активность

Оптимизация товарных потоков

Оптимизация финансовых потоков

Рис. 2. Факторы, обеспечивающие экономическую устойчивость интегрированной системы

го должны происходить количественные, качественные, структурные изменения в экономической и социальной жизни. Поэтому вопрос о модели экономического развития АПК на долгосрочную перспективу требует нового

методологического подхода, вклю-

рассматривать как новый этап развития системного подхода для поиска универсальных принципов самоорганизации и эволюции сложных систем. Стратегия синергизма - это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-

единиц в одних руках и предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов (синергия технологии издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (переработка, управление и др.). Для реализации механизма синергии в рамках инвестиционной деятельности менеджмент должен учитывать взаимодействие инвестиционных проектов и их влияния на все составляющие системы бизнеса, что наглядно видно на рисунке 2.

Различают производственную синергию, которая возникает при объединении предприятий, находящихся на разных уровнях технологической цепочки. Такая интеграция может обеспечить более низкие издержки обращения, более эффективное распределение ресурсов, что положительно влияет на доходы и денежные потоки объединенных предприятий, активизирует инвестиционную деятельность.

Финансовая синергия возникает из-за использования финансовых возможностей объединяемых частей, за счет концентрации капитала, возможного снижения налоговых платежей, особенно по внутриструктурным оборотам.

Сбытовая синергия, включающая совместное использование распределительно-сбытовой сети; рекламы, популярности товарной марки. Она достигается за счет контроля и рационализации товарных потоков, сокращения числа посредников.

Управленческая синергия, обеспе-

чивающая исключение дублирования управленческих функций, обмен управленческим опытом и др.

Использование данных видов синергии позволяет интегрированной системе обеспечить экономическую устойчивость.

Укрепление межотраслевых связей, эквивалентный обмен в рамках интегрированной системы, снижения издержек производства и обращения приобретают решающее значение для прогрессивной структурной модернизации аграрной экономики, обеспечивающей переход от сырьевой направленности к высокотехнологическому, инновационному производству в сельском хозяйстве и смежных отраслях, замыкающих продовольственную цепочку.

Все это в конечном итоге позволит создать жизнеспособную экономическую систему, которая отзывчива на активное инвестирование производства, сама формирует консолидированный инвестиционный потенциал, сглаживает последствия кризисных явлений.

Литература:

1. Хадош М. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 3.

2. Сводные годовые отчеты по Ульяновской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.