Научная статья на тему 'Методология формирования стратегии развития АПК региона'

Методология формирования стратегии развития АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология формирования стратегии развития АПК региона»

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА

Т.А. Дозорова

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Организация предприятий и предпринимательской деятельности в АПК»

В рыночных условиях хозяйствования агропромышленный комплекс функционирует под влиянием разнонаправленных экономических интересов (народнохозяйственных, региональных и хозяйствующих субъектов) и необходимы новые методы и подходы, основанные на использовании экономических рычагов и стимулов, ориентированных на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциала, стимулирование деловой и инвестиционной активности, повышение конкурентных позиций региона на российском и мировом продовольственном рынках. В сложном процессе реформирования аграрного сектора центр тяжести смещается на региональный уровень. Исключительная сложность проблемы региональной аграрной политики, сочетающейся с трансформационными изменениями в экономике и обществе, объясняется отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, доминированием политических конъюнктурных интересов. В этой связи проблема обоснования стратегии развития регионального АПК должна рассматриваться комплексно, включая аграрную политику, динамику доходов населения, развитие рыночной инфраструктуры, совершенствование государственного регулирования продовольственного рынка. Именно этим объясняется целесообразность комплексных исследований, которые позволяют сформировать адекватную новой экономической ситуации региональную агропродовольст-венную политику.

Аграрную политику следует рассматривать как конституционно и законодательно закрепленную совокупность принципиальных целевых установок руководства государства по обеспечению необходимых, стимулирующих эффективное хозяйствование, экономических и социальных условий

жизни сельского населения. Существенные различия в экономических, природных, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах страны исключают унифицированный подход к проведению аграрной политики, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей функционирования каждого российского региона. Определение «позитивной синергии» от реализации аграрной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей задачей эффективного развития АПК региона.

Важным элементом при формировании стратегии агарной политики является выбор приоритетов. В мировой практике сложилось несколько методических подходов к обоснованию приоритетов аграрной политики: метод аналогов, метод формирования системы стандартных показателей, продуктовый подход и метод «экономического ядра». На наш взгляд, целесообразно использовать метод «экономического ядра», который позволяет при ограниченности финансовых возможностей российских регионов направлять инвестиционные ресурсы в отрасли и предприятия, развитие которых существенно влияет на функционирование других сегментов АПК. Выбор стратегии и приоритетов аграрной политики основан на сравнении эффективности конкретных схем ее проведения с помощью «алмазного ромба», предполагающего определение выгод и затрат от реализации выбранных мер аграрной политики, а также расчет на этой основе эффективности и исследование проблем перемещения выгод и затрат. Формирование концепции аграрной политики региона должно быть направлено на достижение ее конечной цели, а именно: на повышение уровня доходов сельского населения и улучшение качества жизни в сельской ме-

стности; формирование развитых агропро-довольственных рынков, обеспечивающих надежную продовольственную защиту региона; развитие эффективного устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства; сохранение и воспроизводство природных ресурсов для аграрного производства.

В условиях рыночной экономики развитие регионального АПК может осуществляться в соответствии с принятой аграрной политикой в рамках таких стратегий, которые обеспечат ему получение прибыли, устойчивое финансовое положение, снабжение населения продуктами питания по приемлемым ценам, а также конкурентоспособность отрасли в относительно длительном периоде. Стратегию развития региона следует рассматривать как совокупность долгосрочных целей и управленческих решений по распределению ресурсов, направленных на достижение и удержание конкурентных преимуществ путем капитализации сильных и преодоление слабых сторон, разрабатываемых в условиях нестабильности внешней среды. С учетом отмеченных характеристик она должна быть направлена на самодостаточное развитие всех хозяйствующих субъектов, эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, повышение качества жизни населения. В рыночных условиях хозяйствования из всего многообразия стратегий для АПК можно рекомендовать стратегию лидерства в издержках (для сельскохозяйственных товаропроизводителей), стратегию дифференциации продукции (особенно дифференциации торговых марок для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности), стратегию фокусирования (для крестьянских (фермерских) хозяйств, птицефабрик, звероводческих предприятий и др.), стратегию первопроходца (расширение ассортимента продукции для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности), стратегию синергизма (создание различных союзов, агрохолдингов, финансово-

промышленных групп и т.д.).

Формирование стратегии развития регионального АПК предполагает использование целостной системы методик, позволяющих не только оценить его состояние и наметить пути развития на перспективу, но и выбрать методы государственного регулирования, которые задействовали бы мотивационный механизм и привели, в конеч-

№2(7), 2008 г.

ном итоге, к повышению доходности АПК, решали вопрос продовольственного обеспечения населения продукцией собственного производства.

Использование системного подхода к исследованию аналитических инструментов формирования стратегии развития регионального АПК дало возможность установить, что наряду с традиционными методами (сценарии, концепции, социальноэкономическое прогнозирование, целевые комплексные программы) рыночная экономика требует использования и таких методов, как SWOT-анализ, матрица Бостонской консалтинговой группы, матрица Артура Д. Литла, матрица Мак-Кинсея и др. Трудность их применения связана с недостатком информации о конъюнктуре агропродо-вольственного рынка. Поэтому необходимо формировать банк данных информации о спросе и предложении сельскохозяйственной продукции.

Развитие регионального АПК определяет уровень обеспеченности продовольственного рынка Ульяновской области основными продуктами питания собственного внутрирегионального производства. Население в регионе полностью обеспечено картофелем, яйцами, хлебом и хлебобулочными изделиями. В обеспеченности продуктами животноводства и овощами наблюдается обратная картина.

Рейтинговая оценка социальноэкономического положения Ульяновской области среди регионов Приволжского федерального округа, оценка развития ее АПК, уровня самообеспеченности населения региона продовольствием позволили обосновать альтернативные сценарии стратегического развития регионального агропромышленного комплекса - пессимистический (при условии дальнейшего углубления диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности на фоне изношенной материально-технической базы, крайне незначительной государственной поддержки сельского хозяйства, неразвитой рыночной инфраструктуры) и оптимистический (улучшение инвестиционной привлекательности аграрной сферы экономики, развитие интеграционных процессов, а также выполнение принятых обязательств федеральных и прежде всего региональных органов власти по поддержке аграрного сектора). Разработанная методология формирования стратегии развития регионально-

го агропромышленного комплекса позволила установить, что рассмотрение данной проблемы должно быть органически и объективно связано как с общим содержанием проводимых в стране реформ, так и с особенностями функционирования экономики конкретного региона.

Сложившаяся рыночная ситуация в сельском хозяйстве области явно непривлекательна с точки зрения прибыльного ведения отрасли: высокий уровень конкуренции между сельскохозяйственными товаропроизводителями региона; существует реальная угроза появления новых внешних конкурентов и укрепление рыночных позиций действующих конкурентов; поставщики ресурсов и услуг сельскому хозяйству, а также покупатели сельскохозяйственной продукции оказывают значительное влияние на положение сельского хозяйства региона.

В сложившейся ситуации эффективность аграрного производства определяется двумя группами факторов: не зависящими от субъекта (внешними), к которым относятся инфляционные процессы, налогообложение, ценообразование, субсидии, процентные ставки за кредит, спрос и т.д.; и зависящими от него - технология производства, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, себестоимость продукции, организация труда, специализация и др. В современных условиях явный перевес имеют факторы первой группы, поэтому без государственного регулирования, создания отлаженного экономического механизма функционирования сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий невозможно наладить рентабельное производство. В то же время объемы государственной поддержки аграрного сектора ежегодно сокращаются.

В связи с этим вывод аграрного сектора экономики на траекторию самодостаточного, устойчивого развития должен осуществляться на основе институционных изменений на продовольственных рынках, новых таможенных и торговых режимов и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций при расширении государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру и информатизацию рынков.

Системная и комплексная стабилизация продовольственного рынка региона возможна при стабильной экономике страны и согласовании этих процессов в регионе. Развитие агропромышленного комплекса региона

должно учитывать покупательную способность населения, уровень обеспеченности его продуктами питания, темпы, и тенденции развития отраслей АПК, эффективность функционирования продовольственного рынка.

В условиях рыночной экономики потенциальный спрос на продовольствие служит отправной точкой прогнозирования развития регионального АПК и отдельных его отраслей. Нестабильность внешней среды предполагает использование современных методов исследования, большинство из которых основано на эконометрических моделях, дающих возможность делать многовариантные расчеты с учетом изменений денежных доходов населения, потребительских цен на продукты питания и других внутренних и внешних факторов. Анализ различных эконометрических методов позволяет рекомендовать для прогнозирования потребления населением продуктов питания использование эконометрических моделей степенных функций. Простота их применения объясняется тем, что не требуется дополнительного расчета коэффициентов эластичности спроса, которыми являются параметры при экзогенных переменных.

Рассчитанные модели потребления населением основных продуктов питания показали, что увеличение денежных доходов населения на 1% сопровождается ростом потребления продовольствия в среднем на 0,28-0,48% по разным видам продуктов. Повышение потребительских цен на продукты питания на 1% ведет к уменьшению их потребления на 0,51-1,47%. В США при росте доходов населения на 1% уровень потребления продовольствия увеличивается в среднем только на 0,17-0,19%. При повышении же цен на продовольственные товары на 1% он снижается на 0,23%. Такие диспропорции объясняются тем, что если в экономически развитых странах в бюджете среднестатистической семьи расходы на продовольствие не превышают 20%, то в России более 60% средств семейного бюджета тратится на питание. Кроме того, необходимо принимать во внимание и низкий уровень доходов населения.

Для оценки конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий и предприятий перерабатывающей промышленности был использован SWOT-анализа, который позволил, с одной стороны, определить их сильные и слабые сторо-

ны и оценить потенциал предприятий, с другой, изучить внешние возможности (положительные моменты) и угрозы (отрицательные моменты), которые могут возникнуть в настоящем и будущем, и на этой основе выявить стратегические альтернативы. На основе применения системы эконометрических уравнений были определены прогностические модели по видам продукции и в разрезе категорий хозяйств. К 2010 г. по оптимистическому сценарию развития АПК региона следует ожидать увеличение объемов производства мяса и мясопродуктов на 48,6% по сравнению с достигнутым уровнем, молока и молокопродуктов - на 34,3%, сахара - на 87,2%, растительного масла - на 74,5%, хлебопродуктов - на 31,6%. Пессимистический сценарий развития дает возможность увеличить производство продуктов питания по разным видам от 3,8% до 19,7%. Расчет показателей обеспеченности населения региона продуктами питания с учетом его покупательной способности свидетельствует, что при росте реальных доходов и при стабилизации цен на продовольствие спрос на него стимулирует увеличение производства и рост его эффективности.

Механизм государственного регулирования должен стать катализатором и гарантом устойчивого развития агропромышленного комплекса региона. С 2006 года началась реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», целью которого является оздоровление аграрной экономики региона, возобновление роста и повышение эффективности производства сельско-

№2(7), 2008 г.

хозяйственной продукции и продовольствия, существенное улучшение социального положения сельских жителей. Национальный проект открывает большие возможности для роста объема инвестиций в агропромышленный комплекс и предусматривает механизм субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам. В Ульяновской области предусмотренный проектом объем финансирования АПК составляет 13,5 млрд. руб. (средства областного и федеральных бюджетов, а также собственные средства сельхозпредприятий), использование которых будет направлено на развитие всех подотраслей сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство земельных ресурсов, мероприятия по поддержке организаций всех форм собственности.

Практическая значимость исследования состоит в апробации универсальной и адекватной к современным экономическим условиям методики оценки внешней среды и внутренних ресурсов АПК, применяемой для формирования стратегии и мониторинга развития его отраслей. Результаты исследований были использованы при разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О зерне», областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Ульяновской области на 2004-2008 гг.», «Программы социальноэкономического развития Сурского района Ульяновской области» и «Программы развития животноводства Чердаклинского района Ульяновской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.