Научная статья на тему 'Выбор стратегического направления развития агропромышленного комплекса региона'

Выбор стратегического направления развития агропромышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / STATE SUPPORT / MODERNIZATION / PLANNING / STIMULATION / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алибалаева Лейла Ибрагимовна

В условиях рыночной экономики, каждый субъект выбирает самостоятельную модель развития, в том числе сельского хозяйства. Данная стратегия должна учитывать и удовлетворять потребности региона, достигать минимальных затрат путем внедрения новейших технологий ресурсосбережения, быть рентабельной и выводить отрасль на новые уровни конкурентоспособности. Необходимо уточнить, что стратегию развития сельского хозяйства любого региона должно поддерживать государство с инновационной и инвестиционной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF STRATEGIC DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

In the conditions of the market economy, each subject chooses independent model of development, including agriculture. The given strategy should consider and satisfy requirements of region, reach the minimum expenses by introduction of the newest technologies of savings of resources, to be profitable and to deduce branch on new levels of competitiveness. It is necessary to specify that the state from the innovative and investment point of view should support strategy of development of agriculture of any region.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегического направления развития агропромышленного комплекса региона»

АЛИБАЛАЕВА Л.И.

ВЫБОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

В условиях рыночной экономики, каждый субъект выбирает самостоятельную модель развития, в том числе сельского хозяйства. Данная стратегия должна учитывать и удовлетворять потребности региона, достигать минимальных затрат путем внедрения новейших технологий ресурсосбережения, быть рентабельной и выводить отрасль на новые уровни конкурентоспособности. Необходимо уточнить, что стратегию развития сельского хозяйства любого региона должно поддерживать государство с инновационной и инвестиционной точки зрения.

ALIBALAEVA Ы.

SELECTION OF STRATEGIC DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION.

In the conditions of the market economy, each subject chooses independent model of development, including agriculture. The given strategy should consider and satisfy requirements of region, reach the minimum expenses by introduction of the newest technologies of savings of resources, to be profitable and to deduce branch on new levels of competitiveness. It is necessary to specify that the state from the innovative and investment point of view should support strategy of development of agriculture of any region.

Ключевые слова: стратегическое развитие, государственная поддержка, модернизация, планирование, стимулирование, инвестирование.

Keywords: strategic development, the state support, modernization, planning, stimulation, investment.

Основу формирования стратегии развития любого субъекта Федерации, направленной на создание собственной устойчивой экономической базы, должны составлять следующие методологические предпосылки:

❖ экономику региона необходимо рассматривать как систему взаимодействующих субъектов (предприятий, организаций различных форм собственности, обладающих широкими правами в производстве и реализации продукции);

❖ субъекты могут быть сгруппированы в соответствии с видом их деятельности в агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный, инвестиционно-строительный и инфраструктурный комплексы, непроизводственную сферу, финансово-кредитную систему, региональные органы управления, население идр.;

❖ региональный воспроизводственный процесс осуществляется посредством взаимодействия субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления;

❖ между субъектами экономики региона имеют место устойчивые производственно-технологические, социально-экономические и организационно-управленческие связи (вертикальные и горизонтальные), обладающие значительной инерционной силой;

❖ в период перехода к развитым рыночным отношениям вместе с изменением отношений собственности, структуры управления и т.д. меняется система вертикальных и горизонтальных связей, возникают новые отношения, трансформируются экономические интересы, стимулы и мотивации хозяйствующих субъектов.

Исходя из этих предпосылок, принципы формирования стратегии региональной политики отдельного субъекта Федерации, его развития включают в себя:

❖ эквивалентность финансово-экономических отношений между государством и регионом, предприятиями и регионом, между субъектами региональной системы, позволяющая обеспечивать сбалансированное самодостаточное развитие региона;

❖ взаимовыгодность региональной политики для субъекта Федерации в целом и для каждого субъекта региональной системы, способствующая обеспечению экономической заинтересованности;

❖ непротиворечивость региональной политики интересам субъектов региональной системы для достижения согласованности экономических интересов;

❖ эффективность региональной политики, предполагающая оптимальное распределение произведенного валового регионального продукта, рациональное использование дохода, региональных производственных ресурсов.

Как известно, в условиях рыночной экономики каждый субъект региональной системы обладает экономической самостоятельностью, активно участвует в формировании рыночных отношений, определяет объемы предложения продукции на потребительском рынке и спроса на материально-технические ресурсы на рынке средств производства, а также пропорции распределения произведенного дохода на накопление, оплату труда и развитие социальной сферы. В связи с этим разработка стратегии развития агропромышленного комплекса на региональном уровне управления базируется на следующем [1]:

❖ удовлетворении потребностей региона в конкретном виде продукции, создании возможностей межрегионального обмена и экспортных продаж соответствующих видов продукции;

❖ прогнозировании структурных сдвигов в агропромышленном производстве в связи с изменениями в объемах и потребительском спросе населения на продукты питания;

❖ внедрении интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, использовании зарубежного опыта в области менеджмента и маркетинга;

❖ достижении баланса производства и потребления ресурсов с учетом межрайонных и межзональных связей в рамках региональной агро-продовольственной системы;

❖ структурных изменений в региональной организации и размещении мощностей перерабатывающей промышленности, ожидаемых в связи с восстановлением, углублением и совершенствованием специализации и концентрации производства;

❖ эффективности предлагаемых решений по проблемам развития и функционирования продуктовых подкомплексов регионального АПК на перспективу.

Разработка стратегии развития регионального АПК должно осуществляться с ориентацией на состояние агропродовольственного рынка и во взаимосвязи со стратегическими приоритетами развития смежных отраслей. Как правило, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции располагали и располагают достаточно развитой производственной инфраструктурой.

Выходом из создавшегося положения может стать выбор интеграционной стратегии. При этом имеется в виду интеграция не только на уровне региона, но и на межрегиональном уровне. Это будет способствовать укреплению конкурентных позиций региональных предприятий на рынке продовольствия благодаря увеличению сбыта готовой продукции, что позволит перерабатывающим предприятиям вовлекать в сферу своих экономических интересов сельскохозяйственное производство.

В последние годы происходит относительно медленное развитие экономики страны и ряда регионов, среди которых особо следует выделить депрессивные. Учитывая многокомпонентность целей социально-экономического регионального развития и теоретически возможное многообразие траекторий их достижения, выбор стратегических направлений развития АПК у региональных властей весьма широк. Однако реально существуют объективные ограничения, резко сужающие возможности такого выбора.

Основным критерием регионального развития, то есть признаком, на основании которого производится оценка поступательного движения региона и эффективности действий его органов власти, служит степень реализации региональных интересов. При формировании совокупности альтернативных вариантов и сценариев социально-экономического развития региона должен быть реализован подход, при котором обеспечивается приращение по каждому из критериев регионального развития. В то же время можно считать принципиально различными варианты, позволяющие за прогнозируемый срок значительно повысить или уровень жизни населения региона, или уровень бюджетной самообеспеченности региона. К разработке же стратегии

развития регионального АПК следует подходить с точки зрения повышения доходности его предприятий, уровня жизни населения и инвестиционной привлекательности [2].

Анализ современной экономической ситуации в стране свидетельствует об острой необходимости государственного регулирования межрегиональных продовольственных и сырьевых связей с помощью системы многообразных правовых, экономических, организационных и административных мер. Основная цель этого регулирования - способствовать концентрации на основе территориального разделения труда производства определенных видов продукции в регионах с наиболее благоприятными условиями и поставкам произведенного ими продовольствия с наименьшими издержками из одних российских регионов в другие при защите отечественных товаропроизводителей от конкуренции импортных продовольственных товаров.

Осуществление регулирующей роли государства в межрегиональных продовольственных и сырьевых связях является важным средством улучшения продовольственного положения населения страны и ее территорий путем насыщения отдельных региональных рынков высококачественными и более дешевыми продовольственными товарами, обеспечения возрастающего сбыта продукции АПК, преодоления кризисной ситуации в его отраслях и повышения степени продовольственной безопасности страны.

Поэтому развитие межрегиональных продовольственных и сырьевых связей требует целенаправленной и скоординированной деятельности не только производителей сельскохозяйственной продукции, предприятий и организаций, осуществляющих ее заготовку, хранение, переработку и реализацию, но и федеральных и региональных государственных управленческих структур, а также их учета при формировании стратегии развития АПК региона.

Для успеха этой сложной и многогранной работы необходимо: обосновать место каждого региона страны в системе межрегиональных продовольственных и сырьевых связей; определить потребности региона в продовольствии, потенциальные возможности, целесообразность их удовлетворения за счет местного производства и выделения продовольственных ресурсов для вывоза; обосновать выбор регионов-поставщиков и потребителей продовольствия, объем и направления межрегиональных товарных продовольственных потоков; разработать систему мер по совершенствованию механизма государственного регулирования межрегиональных продовольственных и сырьевых связей.

При обосновании перспектив стратегического развития АПК региона важное значение имеет уровень его самообеспеченности продовольствием. В дореформенный период региональные АПК были ориентированы преимущественно на удовлетворение общенациональных потребностей в продуктах питания и в меньшей степени - потребностей населения своего региона. Это было связано с тем, что за обеспечение каждого региона продовольствием ответственность в конечном счете лежала на центральных органах.

В процессе разработки стратегии развития регионального АПК необходимо рассмотреть вопросы, связанные с решением следующих задач [3]:

❖ интенсификацией сельского хозяйства и увеличением продовольствия в аграрных предприятиях различных форм собственности. Должны быть разработаны мероприятия, позволяющие на основе инновационных технологий, рациональной специализации и концентрации производства повысить урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, эффективность ведения аграрного производства, увеличить объем производства продуктов питания;

❖ ликвидацией причин, порождающих потери продовольственных ресурсов, так как имеются возможности их сокращения и увеличения продовольственных ресурсов во всех сферах агропромышленного комплекса;

❖ созданием системы регулирования и оказанием поддержки личным хозяйствам со стороны региональных органов управления, потребительской кооперации, предприятий и организаций путем выделения сенокосных угодий, укрепления кормовой базы, технического оснащения, обеспечения транспортом;

❖ развитием интеграционных процессов в АПК, которые обеспечат более тесное сотрудничество организационно-хозяйственных структур, объединенных общими технологическими процессами и стадиями воспроизводства конечного продукта: выработкой сельскохозяйственного сырья, его хранением, переработкой и реализацией продукции, материально-техническим и научным обеспечением, а также сервисным обслуживанием производства;

❖ формированием развитой рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса. В целях обеспечения пропорциональности между объемом производства продовольствия и мощностями инфраструктуры необходимо ее сбалансированное развитие.

Таким образом, важнейшим направлением стратегии развития АПК региона является решение таких вопросов, как продовольственное обеспечение населения, развитие инфраструктуры и интеграционных процессов, материально-техническое обеспечение предприятий.

Стратегическое развитие АПК региона предполагает также вариантные исследования функционирования комплекса в различных условиях внешней среды и сопряжено с объективной необходимостью учета неопределенности перспектив изучаемых процессов.

Можно выделить следующие источники неопределенности [4]:

❖ недостаточность и неполнота знаний об объекте прогнозирования, системе его внутренних и внешних связей, устойчивости по отношению к возмущениям внешней среды, реакции на управляющие воздействия;

❖ глубокие изменения в условиях агропромышленного производства, произошедшие в начале рыночных преобразований, проявившиеся в

коренном переломе ранее имевшихся тенденций и приведшие к резкому падению объемов производства продукции АПК, снижению эффективности его функционирования;

❖ значительные годовые колебания результатов производства вследствие тесной зависимости сельского хозяйства и его отраслей от погодных условий;

❖ быстрое и глобальное увеличение степени открытости российского агропродовольственного рынка для импортируемой продукции; усиление зависимости страны от внешнеторговой конъюнктуры, политики стран-производителей и потребителей основных статей российского экспорта, деятельности международных финансовых и торговых организаций;

❖ альтернативность перспективной экономической, аграрной и продовольственной политики государства, которая, отражая различные системы приоритетов, может быть направлена на достижение различных целей.

Таким образом, общую концептуальную модель развития агропромышленного комплекса региона можно представить в виде системы следующих прогнозных моделей: модель формирования альтернатив государственной продовольственной и аграрной политики; модель прогнозирования спроса и предложения на продовольствие, сырье и сельскохозяйственную продукцию; межотраслевых связей и развития отдельных отраслей АПК региона.

При этом если в системе жесткого директивного планирования подход осуществлялся по схеме «стратегия - ресурсы» то в условиях возрастающей нестабильности внешней среды повышается роль системы гибкого стратегического прогнозирования, реализация механизмов которого требует применения альтернативного подхода «ресурсы - стратегии». Одновременно регион целесообразно рассматривать в качестве производной системы, на входе которой имеются известные параметры (ресурсы).

Поскольку при разработке стратегии развития АПК региона ориентация должна быть направлена на повышение качества жизни местного населения, на более полное обеспечение его продовольствием, то с учетом сложившихся реалий аграрной политики, внешней среды предприятий АПК и их обеспеченности ресурсами можно прогнозировать, как правило, два сценария развития агропромышленного комплекса: пессимистический и оптимистический.

Оптимистический сценарий предполагает улучшение инвестиционной привлекательности аграрной сферы, широкое развитие интеграционных процессов, а также выполнение принятых обязательств федеральных и прежде всего региональных органов управления по поддержке агропромышленного комплекса вообще и сельского хозяйства в частности.

В результате можно ожидать улучшение материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства, наиболее полную загруз-

ку производственных мощностей перерабатывающей промышленности отечественным сырьем, повышение доходности отраслей АПК, что положительно отразится и на обеспечении населения продовольствием, и на качестве уровня жизни сельского населения [5].

Стимулируется углубление межрегионального разделения труда и создание специализированных зон производства отдельных видов продукции на экспорт.

Оптимистический сценарий предполагает использование стабильной, гибкой и системной государственной поддержки агропромышленного производства, направленной на обеспечение восприимчивости отраслей АПК к использованию достижений научно-технического прогресса, развитие рыночных отношений, обеспечение достаточной доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Одновременно с этим государство будет способствовать формированию эквивалентных межотраслевых отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики страны, совершенствованию внутриотраслевых экономических отношений в АПК на принципах распределения доходов от конечного продукта пропорционально реальному вкладу партнеров через систему цен, созданию доступной для основной массы товаропроизводителей системы краткосрочного и долгосрочного кредитования.

При этих условиях обеспечивается достижение первоочередной цели развития АПК - восстановление агропромышленного производства и постепенное повышение среднедушевого потребления населением продовольствия, а также рост рентабельности сельскохозяйственного производства, пищевых и перерабатывающих предприятий, улучшение социальных условий жизни на селе.

Практическая реализация стратегии развития регионального агропромышленного комплекса требует соблюдения ряда условий: единства методологии и методики прогнозных и проектных разработок, разработки временного аспекта системы управления и инструментов экономического механизма, качественного анализа межотраслевых связей в системе производства и потребления продукции, разработки информационного обеспечения, нормативной базы, учитывающей региональные особенности воспроизводства ресурсов АПК.

_Литература_

1. Белокрылова О.С., Яковлев А.П., Яковлева Е.П. Механизм государственного субсидирования сельского хозяйства регионов. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2008.

2. Вальтер О.Э., Манзон М.А. Оценка инвестиционных проектов в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007.

3. Кругов H.A. Стратегия пропорционального развития регионального АПК // АПК: экономика, управление, 2008.

4. Михалев A.A. Основные направления государственной политики по развитию личных подсобных хозяйств населения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008.

5. Оглоблин Е., Санду И. Организационные основы инновационной деятельности в агропромышленном комплексе // АПК: экономика, управление, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.